СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса (102 часа; базовый уровень; в основе - авторская программа Коровиной В.Я.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 10 класса (102 часа; 3 часа в неделю; базовый уровень; в основе - авторская программа Коровиной В.Я.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса (102 часа; базовый уровень; в основе - авторская программа Коровиной В.Я.)»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов/ Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: «Просвещение», 2016.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник для общеобразовательных учреждений «Литература. 10 класс». В 2 ч. Автор - Лебедев Ю. В. - М.: «Просвещение», 2016.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.


Место учебного предмета, курса в учебном плане


Рабочая программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе, рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).


Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения предмета, курса

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении предмета «Литература» являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в средней школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;


  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников средней школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

  1. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

* написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

* понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

* понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Планируемые результаты изучения литературы в 10 классе


В результате изучения литературы в 10 классе учащиеся


должны знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

должны уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



Содержание учебного курса

Введение

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века

Обзор русской литературы первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.


Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”1.

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

И. А. Гончаров

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

И. С. Тургенев

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

А. К. Толстой

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

К. Хетагуров

(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

А. П. Чехов

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.


Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.























Учебно-тематический план


Литература. 10 класс



п/п


Тема

Кол-во

часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы, тесты

I.

Введение. Русская литература XIX века

1



II.

Русская литература I половины XIX века

12

1

1

1

В. А. Жуковский

1



2

А. С. Пушкин

5



3

М. Ю. Лермонтов

4

1


4

Н. В. Гоголь

3


1

III.

Русская литература II половины XIX века

84



1.

И. А. Гончаров

6


1

2.

А. Н. Островский

7

1


3.

И. С. Тургенев

9


1

4.

Ф. И. Тютчев. А. А. Фет

6

1


5.

Н. А. Некрасов

7


1

6.

М. Е. Салтыков - Щедрин

3

1


7.

Н. С. Лесков

2



8.

Ф. М. Достоевский

12


1

9.

Л. Н. Толстой

18

1

1

10.

А. П. Чехов

14

1

1

IV.

Зарубежная литература

4



V.

Заключительный урок. Рекомендации для чтения

1




Итого

102

7

8


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Литература

10 класс


(102 часа)



Тема урока

Основное содержание

Примечание

Дата


1 ПОЛУГОДИЕ (48 ЧАСОВ)



1

Введение. Русская литература Х1Х века.




2

В.А. Жуковский. Роль Жуковского в зарождении русского романтизма («Песня», «Море», баллады «Светлана», «Лесной царь»).

К.Н. Батюшков («Радость», «Вакханка», «Мои пенаты», «К другу» и др.)


Т.Л. Баллада, элегия, лирический герой.

Жанр послания.


3

А.С. Пушкин. Страницы творческого пути

(обобщение ранее изученного).




4

А.С. Пушкин. Философская лирика поэта.




5

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Творческая история романа. Особенности жанра. Онегинская строфа.

Т.Л. Реализм, народность литературы.



6

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Система образов. Критики-современники о романе в стихах А.С.Пушкина.




7

А.С. Пушкин «Маленькие трагедии». Развитие реализма в драматургии.




8

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина. Любовь и дружба в жизни героя.

Т.Л. Фабула, сюжет.


Т.Л. Реализм, романтизм



9

Контрольная работа. Р. Р. Анализ лирического произведения. (Стихотворение М.Ю.Лермонтова.)



РР КР


10

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин – «портрет поколения». Литературная критика о Печорине.



Т.Л. Фабула, сюжет.



11

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества (обобщение ранее изученного: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Петербургские повести», «Ревизор»). Замысел «Мертвых душ».




12

Н.В. Гоголь «Мертвые души». Живые и мертвые души. Образ дороги в поэме. Образ автора в поэме. Особенности поэтики Н.В.Гоголя.




Т.Л. Герой, антигерой.

Образ автора.

Ирония, сарказм.



13

Контрольный зачёт по литературе первой половины XIX века.

КР


14

Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины Х1Х века. Роль журналов в общественной жизни России («Современник», «Отечественные записки», «Искра», «Свисток»). Литературная критика. (Деятельность А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева).




15

И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Своеобразие художественного таланта Гончарова. Место романа «Обломов» в трилогии. Противопоставление обломовского быта миру внешней суеты. Символы обломовского быта.





16

И.А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность характера Обломова («Сон Обломова»). Обломов и обломовщина.


Т.Л. Нарица-тельные образы.



17

И.А. Гончаров «Обломов». Герои романа в их отношении к главному герою. Обломов и Штольц.




18

И.А.Гончаров «Обломов». Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Пшеницына. Споры о романе в русской критике Х1Х века.





19

Р. Р. Контрольная работа. Сочинение по заданным темам или анализ эпизода.




Примерные темы сочинений:

«Испытание любовью героя»;

«Что такое счастье в понимании героя и моем».


20

А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества драматурга.





21

А.Н. Островский «Гроза». Художественное своеобразие драмы. Быт и нравы города Калинова. (Анализ сцен 1 действия.)


Т.Л. Жанры драм. произведений.



22

А.Н. Островский «Гроза». «Тёмное царство» в драме «Гроза». «Домостроевские порядки» в городе Калинове. (Анализ сцен 2 действия.)


Т.Л. Конфликт, ремарки.



23

А.Н. Островский «Гроза». Жертвы «тёмного царства». (Анализ сцен 3 действия пьесы.)






24

А.Н. Островский «Гроза». Основной конфликт пьесы. Трагедия Катерины. (Анализ сцен 4 действия пьесы.)




25

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению.

Драма «Гроза» в оценке русской критики (статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы», А.А. Григорьева «После Грозы»).


Домашнее сочинение.


26

А.Н. Островский «Бесприданница». Образ Ларисы и ее трагическая судьба.


Внеклассное чтение.



27

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Своеобразие романов Тургенева. «Записки охотника»- поэтически написанный обвинительный акт.


Т.Л. Роман.



28

И.С. Тургенев «Отцы и дети». История создания романа.




29

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров – герой своего времени. Социальный конфликт в романе. Нигилизм как протест против «лжи» «отцов». Отцы и дети в романе.





Т. Л. Типы конфликта в роиане.


30

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Испытание любовью… Базаров и Одинцова.




31

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Трагическое одиночество и смерть героя.




32

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Философия природы в романе. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева.




33

Обобщающий урок по творчеству И.С. Тургенева.






34-35

Контрольная работа по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

КР


36

Ф.И. Тютчев. Очерк жизни и творчества. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева.


Т.Л. Жанры оды, элегии.



37

Гармония человека и природы в лирике Ф.И. Тютчева.




38

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» в лирике Тютчева.




39

А.А. Фет. Страницы жизни. Психологизм любовной лирики.


Психологизм лирики.


40

Тема природы и красоты в лирике А.А. Фета.




41

Р.Р. Особенности поэтического мастерства Ф.И. Тютчева и А.А.Фета. Сопоставительный анализ стихотворений.




42

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Становление поэта и общественного деятеля. Образ народа в лирике Некрасова («Родина», «Элегия», «Душно! Без счастья и воли…» и др.).




Т. Л. Элегия как жанр поэзии.


43

Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Н.А.Некрасова («Вчерашний день», «Пророк», «Поэт и гражданин» и др.).


Т.Л. Народность, фольклоризм.



44

Тема любви в творчестве Некрасова. Важнейшие мотивы «Панаевского цикла». Некрасов – новатор в области поэтической формы.






45

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр и композиция. (Анализ «Пролога» и 1-3 глав 1 части.)





46

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Жизнь народа и образы крестьян в поэме. Образ Матрёны Тимофеевны. (Анализ главы «Крестьянка».)





47

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Образы «народных заступников» в поэме. (Анализ главы «Пир на весь мир».). Поэзия Некрасова в оценках современников.





48

РР. Контрольная работа по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси…». Анализ главы «Крестьянка».


РР КР



1i ПОЛУГОДИЕ (57 ЧАСОВ)



49

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Очерк жизни и творчества. Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Р.Р. Анализ сказки. Аллегория. Ирония. Сатирический гротеск.



Т.Л. Фантастика, гротеск, сатира.

Сказки по выбору: «Премудрый пескарь», «Дикий помещик» и другие.



50

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Особенности сюжета. Язык и стиль произведения.





51

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Гротеск, аллегория в создании условного образа города.




52

Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. Проблема русского национального характера в «Очарованном страннике».

Т.Л. Формы повествования, сказ, стиль.



53

Н.С. Лесков «Очарованный странник». Проблематика, сюжет и композиция. Своеобразие повествования. Мастерство Н.С. Лескова.






54

Ф.М. Достоевский. Драматическая судьба писателя, его творческая эволюция. Романы Достоевского.




55

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Замысел и история создания романа. Смысл названия романа.


Т.Л. Полифонизм, психологизм.




56

Контрольная работа по теме «Петербург Достоевского» в романе «Преступление и наказание». Картины жизни «униженных и оскорблённых».



КР


57

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Идея Раскольникова о праве сильной личности». Преступление Родиона Раскольникова.






58

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова: Свидригайлов и Лужин.





59

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Наказание» Раскольникова. Причины крушения теории Раскольникова.





60

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Соня Мармеладова - грешница и святая.

Евангельские мотивы в романе (тема воскресения).




61

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Авторская позиция в романе.




62

Мечта о «положительно-прекрасном» герое в романе «Идиот»

Ф.М. Достоевского.





63

Обобщающий урок по творчеству Ф.М. Достоевского. Достоевский – мыслитель, художник и человек.




64-65

Контрольная работа по творчеству Ф.М. Достоевского.



КР


66

Л.Н. Толстой. Нравственные искания и литературная судьба писателя.

.Автобиографическая трилогия: «Детство», «Отрочество», «Юность».




67

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы». Изображение войны, героизма русских солдат и офицеров.




68

Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания романа. Жанр и композиция романа-эпопеи.


Т.Л. Роман-эпопея.



69

Л.Н. Толстой «Война и мир». Великосветское общество в романе «Война и мир». «История семейств». Основные сюжетные линии романа-эпопеи.



Т.Л. Психоло-гизм, внутренний монолог.



70

Л.Н. Толстой «Война и мир». Мир семьи в романе. Семья Болконских и семья Ростовых.




71

Л.Н. Толстой «Война и мир». Война на страницах романа. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.




72

Л.Н. Толстой «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм в романе.




73

Л.Н. Толстой «Война и мир». Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.





74

Л.Н. Толстой «Война и мир». Образы капитана Тушина, Т.Щербатого и Платона Каратаева.





75

Л.Н. Толстой «Война и мир». Личность и её роль в истории. Кутузов и Наполеон.





76

Л.Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе.





77

Л.Н. Толстой «Война и мир». «Путь исканий Андрея Болконского».





78

Л.Н. Толстой «Война и мир». Пьер Безухов и его жизненный путь.




79

Л.Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе. Наташа Ростова на пути к счастью.






80

Л.Н. Толстой «Война и мир». Природа в изображении Толстого. Художественные особенности романа Л.Н. Толстого «Война и мир».





81

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Философская проблематика романа.


Внеклассное чтение.




82-83

Р. Р. Контрольная работа. Сочинение по роману-эпопее «Война и мир». Анализ эпизода идейно-художественного своеобразия литературного произведения или по заданным темам.




Примерные темы сочинений:

-Путь исканий Андрея Болконского.

-Н. Ростова и кн. Марья. Кто мне ближе и почему?


84


А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Раннее творчество («Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев» и др.). Тема маленького человека в рассказах «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий».


Т.Л. Рассказ, художеств. деталь.



85

А.П.Чехов. Трилогия о любви («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).




86

А.П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека в рассказе.




87

Р.Р. Роль художественной детали в произведениях А.П. Чехова.




88

А.П. Чехов. Творчество 90-х годов. «Палата № 6».






89

А.П. Чехов. Темы и проблемы рассказов «Попрыгунья», «Душечка», «Дама с собачкой».




90

Чеховский театр. Драматургия Чехова. История создания и постановки пьесы «Вишнёвый сад».


Т.Л. Лирическая комедия, подтекст.



91

А.П. Чехов «Вишневый сад». Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев.




Т. Л. Сюжет. Подтекст.


92

А.П. Чехов «Вишневый сад». Загадка Ермолая Лопахина. «Хищный зверь» или «нежная душа»?




93

А.П. Чехов «Вишневый сад». Тема будущего в пьесе.





95-96

Контрольная работа по творчеству А. П. Чехова.



КР


97

Мировое значение русской литературы второй половины 19 века.





98

Зарубежная литература. У. Шекспир «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Шекспир и русская литература.




99

И.В. Гете «Фауст». Особенности жанра трагедии. Борьба добра и зла в мире.

Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.




100

О. Бальзак «Гобсек ». Проблема нравственной стойкости человека.




101

О. Бальзак «Гобсек ». Общечеловеческое значение и жанровое своеобразие повести.




102

Заключительный урок. Рекомендации для чтения.







1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!