СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для Сестринского дела и Акушерского дела

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для специальностей 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.02 Акушерское дело по ФГОС третьего поколения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для Сестринского дела и Акушерского дела»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»





СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по учебной работе

___________С.В. Коровашкина

«____»__________2018 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»


Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Уровень: базовый

Курс: 1 курс







Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол № ____

от « » ___________ 2018 г.









г. Петропавловск-Камчатский

2018 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 34.02.01 «Сестринское дело».




Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».





Разработчик:

Азимова Сабина Сахиб кызы, преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».























СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Литература


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

34.02.01 «Сестринское дело»


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 59 часов.


1.5. Перечень формируемых компетенций


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

177


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

118

в том числе:


практические занятия


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:


составление конспектов,


заполнение таблиц, составление схем


создание презентаций по заданным темам


написание рефератов


подготовка докладов


Итоговая аттестация в форме зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения


1

2

3

4


Раздел 1. Введение


2



Введение. Общая характеристика русской классической литературы 19 в.

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

2



Раздел 2. Русская литература первой половины XIX века


12



Тема 2.1. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики

Своеобразие пушкинской эпохи.

Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина.

Анализ стихотворений «Демон», «Я помню чудное мгновенье», «Пророк»

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и Г.Р. Державина «Памятник»


1



Тема 2.2. Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Образ Петра

Проблема жанра. Особенности композиции произведения.

Тема «маленького человека».

Образ Петра 1 в поэме.

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы

Составить понятийный словарь по теме «А.С. Пушкин»


1



Тема 2.3. М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества


Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Анализ соотношения философского и научного знания, родства и различия функций.

Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности. Изучение методологической роли философии и ее функций.

2





Самостоятельная работа при изучении темы

Заполнить таблицу «Факты биографии и творчества Лермонтова»

1



Тема 2.4. «Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова.

Образ «демона» в мировой литературе и в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Черты романтизма в поэме.

Противоречивость центрального образа.


2



Самостоятельная работа при изучении темы

Подготовка сообщения по теме «Тема демона в искусстве: М. Лермонтов и М. Врубель»


1



Тема 2.5. Творчество Н.В. Гоголя, натуральная школа

Понятие «натуральная школа».

Становление Н.В. Гоголя как писателя.

Особенности стиля.


2



Самостоятельная работа при изучении темы

Подготовка сообщения по теме «Неизвестный Гоголь»


1



Тема 2.6. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Повесть «Портрет».

Особенности цикла «Петербургские повести».

Композиция, сюжет, герои, идейный замысел повести «Портрет».

Тематическая связь повести с мировой литературой (О. Уайльд «портрет Дориана Грея»).


2



Самостоятельная работа при изучении темы

Подготовка сообщения на тему «особенности цикла «Петербургские повести»


1



Раздел 3. Русская литература второй половины XIX века



40



Тема 3.1. Культурно-историческое развитие России второй половины XIX

Общественно-политическая ситуация в России во второй половине 19 в.

«Новые люди и новые герои» - новая социальная прослойка общества.

Проблематика и тематика художественных произведений.

Споры об искусстве: пушкинское и гоголевское направление.

Журналистика.


2

2



Самостоятельная работа при изучении темы

Подготовка сообщений по темам: «Политические и экономические изменения в стране в середине 19 в.», «Живопись второй половины 19 в.»



1



Тема 3.2. Творчество А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии. Пьеса «Бесприданница», самобытность замысла


Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Пьеса «Бесприданница», самобытность замысла.


2

2


Самостоятельная работа при изучении темы

Подготовить сообщение «Театр Островского».


1




Тема 3.3.

Система героев в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра.

Жанр и композиция пьесы. Анализ финальных сцен пьесы.



2

2



Самостоятельная работа при изучении темы

Составление конспекта по теме



1



Тема 3.4. Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

Сведения из биографии.

Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история».

Творческая история романа «Обломов».

Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа «Обломов».

Противоречивость характера.


2

2


Тема 3.5. Тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Как автор решает проблемы любви в роман.

Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.

Решение автором проблемы любви в романе.

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы

Сравнительная таблица «Обломов – Штольц»


1




Тема 3.6. Творчество И.С. Тургенева. Основной конфликт романа

«Отцы и дети»

Основные этапы творчества Тургенева.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов.

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

2

2



Самостоятельная работа при изучении раздела.

Объяснить, в чем суть конфликта «отцов и детей».

1



Тема 3.7. Нравственная проблематика романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети»


Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.


2

2


Самостоятельная работа при изучении раздела.

Сравнительная таблица «П.П. Кирсанов и Базаров».

1



Тема 3.8. Творчество Ф.И. Тютчева. Основные мотивы лирики


Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.




2


2



Самостоятельная работа при изучении раздела.

Индивидуальные сообщения о Тютчеве

1



Тема 3.9. А.А. Фет. Сведения из биографии.

Гармоничность и мелодичность лирики

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

2

2






Самостоятельная работа при изучении раздела

Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Фета


1



Тема 3.10.

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.

Особенности жанра и композиции поэмы Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо?». Нравственная проблематика поэмы


Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.

Образ женщины в поэме.

Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.

Особенности стиля.

Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами.

Своеобразие языка.

Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

2




2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Заполнить таблицу «Факты биографии и творчества Некрасова»

Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо».


1




Тема 3.11.

Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова.

Особенности повести «Леди Макбет Мценского уезда»

Жизнь и творчество Н.С. Лескова.

«Леди Макбет Мценского уезда». Особенности жанра. Смысл названия. Значение эпиграфа. Образ Катерины Измайловой.



2

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Сравнение образов Катерины Кабановой и Катерины Измайловой

1



Тема 3.12. Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Тематика и проблематика произведения

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщения-визитки градоначальников.

1



Тема 3.13. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.

Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание».

Отображение русской действительности в романе

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе.


Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

2


2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение «Смысл теории Раскольникова»



1



Тема 3.14. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе


Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Сущность теории Раскольникова;

анализировать характер и поведение главного героя.

Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

Теория «сильной личности» и её опровержение в романе.


2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение «Система образов в романе»

1



Тема 3.15. Л.Н. Толстой. Этапы биографии и творчества Л.Н. Толстого. История создания, особенности жанра и композиции романа «Война и мир»


Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

Идейные искания Толстого.

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Символическое значение «войны» и «мира».

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.


2



Тема 3.16. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»


Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Авторский идеал семьи. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.


2

2



Самостоятельная работа

Особенности романа «Война и мир».

1


Тема 3.17. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Значение образа Платона Каратаева


Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Диалектика души главных героев романа «Война и мир».


1





Тема 3.18. Очерк жизни и творчества А.П. Чехова.







Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.





Тема 3.19. Пьеса «Вишнёвый сад», конфликт в пьесе


Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя – «недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.


2

2

Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение «Традиции и новаторство Чехова–драматурга».



1



Тема 3.20. Контрольная работа (сочинение по литературе XIX века)



Анализ лирического текста.

Итоговое сочинение « Мой любимый писатель 19 века».

Тестовая работа


2

3


Раздел 4. Зарубежная литература (Обзор)



2



4.1. Очерк жизни и творчества

Ч. Диккенса и Г. Флобера (обзор произведений)



Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ч. Диккенс. Жизнь и творчество.

Г. Флобер. Жизнь и творчество.

2

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение о творчестве зарубежных писателей (по выбору).

1



Раздел 5. Русская литература на рубеже 19-20 века.




8



Тема 5.1.

Литература XX века

Введение





Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.



2

2


Тема 5.2. Краткий очерк жизни и творчества И.А. Бунина.

«Господин из Сан-Франциско»



«Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.

Поэтика И. А. Бунина.

2

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение «Традиции русской классики в творчестве И. Бунина».



1



Тема 5.3. Очерк жизни и творчества А.И. Куприна.

Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»



Жизнь и творчество. Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

2

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение «Образ повествователя в произведениях Бунина и Куприна».



1



Тема 5.4. Очерк жизни и творчества М. Горького. Пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.





Раздел 6. Поэзия начала XX века


10



Тема 6.1. Обзор русской поэзии начала XX века – урок-семинар

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века».



1



Тема 6.2. Творчество символистов



Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. А. Белый. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

2

2


Тема 6.3. Творчество акмеистов


Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение: «Шестое чувство Гумилева»

1


Тема 6.4. Творчество футуристов


Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). И. Северянин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. В. В. Хлебников. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение «Маяковский и футуризм».

1


Тема 6.5. Очерк жизни и творчества

В.В. Маяковского.

Основные мотивы лирики


Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха).

Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

2

2


Раздел 7. Литература 20-х годов XX века


8



Тема 7.1. Общая характеристика литературы 20-х годов XX века.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «“Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».

Разнообразие объединений писателей (Пролеткульт, РАПП, ЛЕФ и др.)

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Составление конспекта

1


Тема 7.2. Очерк жизни и творчества А.А. Блока.

Своеобразие поэмы «Двенадцать»


Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»). Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы.

Найти образы-символы в поэме Блока «Двенадцать». Как показана борьба двух «миров» в поэме?

1


Тема 7.3. Очерк жизни и творчества С.А. Есенина.

Основные мотивы лирики


Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская». Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина.

Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта.

Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение на тему: «Открыватель «Голубой Руси»».


1


Тема 7.4. Юмористическая и сатирическая литература начала 20 века. И.Ильф и Е.Петров

Особенности сатирической литературы.

Основные приёмы создания произведений. С

удьба писателей-сатириков: М.Зощенко, Теффи, Аверченко, И.Ильфа и Е.Петрова.


Теория литературы: понятия «сатира», «фельетон»

2



Раздел 8. Литература 30-х начала 40-х годов XX века


16



Тема 8.1. Непростые «простые» герои А.П. Платонова на примере повести «Сокровенный человек»

Сведения из биографии.

Повесть «Сокровенный человек». Поиски положительного героя писателем.Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

2


Тема 8.2. Очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой.

Основные мотивы лирики


М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение на тему: «Судьба и творчество М. Цветаевой».

1



Тема 8.3. Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой.

Основные мотивы лирики


А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение на тему: «Как сказываются в стихах Ахматовой традиции русской поэтической классики».




Тема 8.4. Очерк жизни и творчества Б.Л. Пастернака.

Стихотворения из романа «Доктор Живаго».

Основные мотивы лирики


Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение на тему: «Эстетические поиски в ранней лирике Пастернака».


1


Тема 8.5. Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова. Философская проблематика повести «Собачье сердце»


Жизнь и творчество М.А. Булгакова.

Переплетение реального и фантастического в повести. Образ профессора Преображенского. Проблема ответственности ученого за свои эксперименты. Сатирическое изображение общества в повести.


2



Тема 8.6. Своеобразие романа «Мастер и Маргарита»


«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.


2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Определить соотношение вечного и злободневного в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1


Тема 8.7. Очерк жизни и творчества М.А. Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Споры о романе


Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов.

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Подготовить сообщение на тему: «Художественное своеобразие романа «Тихий Дон»».


1


Тема 8.8. Судьба Григория Мелехова в романе

М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

«Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей.

Женские образы. Функция пейзажа в романе.

Смысл финала.

Художественное своеобразие романа.

Язык прозы Шолохова.

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Анализ эпизода

1


Раздел 9. Литература русского Зарубежья


4



Тема 9.1. Русское литературное зарубежье 40-90-х годов.

(Обзор творчества писателей)

Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.


2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Определить особенности литературы русского зарубежья


1


Тема 9.2. Очерк жизни и творчества В.В. Набокова.

Тема России в повести «Машенька»

Жизнь и творчество В.В. Набокова.

Тема России в повести «Машенька».

2

2


Раздел 10. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет


4



Тема 10.1. Литература периода Великой Отечественной войны.

Ведущие жанры


Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др.

Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.


2

2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Определить особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны

1


Тема 10.2. Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского.

Тема войны и памяти в лирике. Поэма «По праву памяти»

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Определить, как представлена тема патриотизма в творчестве Твардовского


1


Раздел 11. Литература 50-80-х годов XX века




8



Тема 11.1. «Деревенская проза».

Творчество В.М. Шукшина

Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Срезал». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Объяснить, в чем особенности русской «деревенской» прозы. Как представлена тема «маленького человека» в творчестве Шукшина?


1



Тема 11.2.Нравственные проблемы в творчестве

В.Г. Распутина,

В.П. Астафьева


В.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы.


1



Тема 11.3. «Лагерная проза» А.И. Солженицына


Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Определить, как представлена проблема добра и зла в произведениях А.И. Солженицына? (по рассказам «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича».)


1



11.4. Поэзия 60-х годов.

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

Б. Ш. Окуджава. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы.

Индивидуальные сообщения

1



Раздел 12. Зарубежная литература.


2



12.1. Очерк жизни и творчества Б.Шоу, Г.Уэллса, Э. Хемингуэя

Особенности развития зарубежной литературы.

Основные жанры, проблематика произведений.

Обзор биографий писателей.

Анализ характеров героев, мотивов их поступков (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море»).

2

2



Самостоятельная работа при изучении темы.

Конспект темы

1



Раздел 13. Региональная литература.



2

2


13.1.Литература Камчатки

Особенности развития литературы Камчатки.

Камчатские поэты и прозаики.




Самостоятельная работа при изучении темы.

Индивидуальные сообщения

1


Всего

177



Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:


1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);


2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);


3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.



3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебный материал в электронном виде;

- мультимедийные презентации;

- тестовый материал для контроля знаний;

- раздаточный материал;

- ресурсы Интернет;


Технические средства обучения:

  • мультимедийный комплекс (с интерактивной доской)

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Для обучающихся

Основные источники

  1. Литература : учеб.: в 2-х ч. Ч. 1 / [Г.А. Обернихина и др.]; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –

  2. Литература : учеб.: в 2-х ч. Ч. 2 / [Г.А. Обернихина и др.]; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –

  3. Литература : практикум : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Г.А.Обернихина, и др.] ; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.



Дополнительные источники:


  1. Литература. 10 кл.: учеб. для образоват. учреждений. Базовый и профил. уровни: в 2-х ч. Ч. 1 / В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008. – 414 с.

  2. Литература. 11 кл.: учеб. для образоват. учреждений. Базовый и профил. уровни: в 2-х ч. Ч. 2 / [Л.А. Смирнова и др.] ; под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2009. – 399 с.

  3. Лейдерман Н.Л. Русская литература 20 века (1950 – 1990-е годы): в 2-х т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Т. 1. 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

  4. Лейдерман Н.Л. Русская литература 20 века (1950 – 1990-е годы): в 2-х т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Т. 2. 1968-1990 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 688 с.

4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- пересказ художественного текста;

- анализ отдельных глав литературного текста;

- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями);

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания;

- определять род и жанр произведения;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- сопоставлять литературные произведения;

- творческие работы (сочинение);

- рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ

- выявлять авторскую позицию;

- рубежный контроль;

- исследовательские работы обучающихся;

- контрольные работы;

Доклады, рефераты обучающихся;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- устный опрос обучающихся;

- творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- письменные творческие работы обучающихся;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

- фронтальный опрос обучающихся;

- тестовые работы;

- контрольные работы;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке;

- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);


Знания:

- образную природу словесного искусства;


- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;


- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;


- фронтальный опрос обучающихся;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- исследовательские и творческие работы обучающихся;

- основные теоретико-литературные понятия;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!