Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»
| | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ___________С.В. Коровашкина «____»__________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Уровень: базовый
Курс: 1 курс
| Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол № ____ от « » ___________ 2018 г. |
г. Петропавловск-Камчатский
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 34.02.01 «Сестринское дело».
Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
Разработчик:
Азимова Сабина Сахиб кызы, преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
34.02.01 «Сестринское дело»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
1.5. Перечень формируемых компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 177 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 118 |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
в том числе: | |
составление конспектов, | |
заполнение таблиц, составление схем | |
создание презентаций по заданным темам | |
написание рефератов | |
подготовка докладов | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Введение | | 2 | | |
Введение. Общая характеристика русской классической литературы 19 в. | Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. | 2 | | |
Раздел 2. Русская литература первой половины XIX века | | 12 | | |
Тема 2.1. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики | Своеобразие пушкинской эпохи. Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «Демон», «Я помню чудное мгновенье», «Пророк» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и Г.Р. Державина «Памятник» | 1 | | |
Тема 2.2. Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Образ Петра | Проблема жанра. Особенности композиции произведения. Тема «маленького человека». Образ Петра 1 в поэме. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы Составить понятийный словарь по теме «А.С. Пушкин» | 1 | | |
Тема 2.3. М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества | Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Анализ соотношения философского и научного знания, родства и различия функций. Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности. Изучение методологической роли философии и ее функций. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы Заполнить таблицу «Факты биографии и творчества Лермонтова» | 1 | | |
Тема 2.4. «Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова. | Образ «демона» в мировой литературе и в творчестве М.Ю. Лермонтова. Черты романтизма в поэме. Противоречивость центрального образа. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы Подготовка сообщения по теме «Тема демона в искусстве: М. Лермонтов и М. Врубель» | 1 | | |
Тема 2.5. Творчество Н.В. Гоголя, натуральная школа | Понятие «натуральная школа». Становление Н.В. Гоголя как писателя. Особенности стиля. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы Подготовка сообщения по теме «Неизвестный Гоголь» | 1 | | |
Тема 2.6. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Повесть «Портрет». | Особенности цикла «Петербургские повести». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел повести «Портрет». Тематическая связь повести с мировой литературой (О. Уайльд «портрет Дориана Грея»). | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы Подготовка сообщения на тему «особенности цикла «Петербургские повести» | 1 | | |
Раздел 3. Русская литература второй половины XIX века | | 40 | | |
Тема 3.1. Культурно-историческое развитие России второй половины XIX | Общественно-политическая ситуация в России во второй половине 19 в. «Новые люди и новые герои» - новая социальная прослойка общества. Проблематика и тематика художественных произведений. Споры об искусстве: пушкинское и гоголевское направление. Журналистика. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы Подготовка сообщений по темам: «Политические и экономические изменения в стране в середине 19 в.», «Живопись второй половины 19 в.» | 1 | | |
Тема 3.2. Творчество А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии. Пьеса «Бесприданница», самобытность замысла | Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Пьеса «Бесприданница», самобытность замысла. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы Подготовить сообщение «Театр Островского». | 1 | | |
Тема 3.3. Система героев в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». | Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра. Жанр и композиция пьесы. Анализ финальных сцен пьесы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы Составление конспекта по теме | 1 | | |
Тема 3.4. Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов» | Сведения из биографии. Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история». Творческая история романа «Обломов». Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа «Обломов». Противоречивость характера. | | 2 | 2 | |
Тема 3.5. Тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов» | Как автор решает проблемы любви в роман. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы Сравнительная таблица «Обломов – Штольц» | 1 | | |
Тема 3.6. Творчество И.С. Тургенева. Основной конфликт романа «Отцы и дети» | Основные этапы творчества Тургенева. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела. Объяснить, в чем суть конфликта «отцов и детей». | 1 | | |
Тема 3.7. Нравственная проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела. Сравнительная таблица «П.П. Кирсанов и Базаров». | 1 | | |
Тема 3.8. Творчество Ф.И. Тютчева. Основные мотивы лирики | Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела. Индивидуальные сообщения о Тютчеве | 1 | | |
Тема 3.9. А.А. Фет. Сведения из биографии. Гармоничность и мелодичность лирики | Сведения из биографии. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. | 2 | 2 | |
| | |
Самостоятельная работа при изучении раздела Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Фета | 1 | | |
Тема 3.10. Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Особенности жанра и композиции поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Нравственная проблематика поэмы | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле. | 2 | | |
| 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Заполнить таблицу «Факты биографии и творчества Некрасова» Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | |
Тема 3.11. Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова. Особенности повести «Леди Макбет Мценского уезда» | Жизнь и творчество Н.С. Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда». Особенности жанра. Смысл названия. Значение эпиграфа. Образ Катерины Измайловой. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Сравнение образов Катерины Кабановой и Катерины Измайловой | 1 | | |
Тема 3.12. Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Тематика и проблематика произведения | «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). | 2 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщения-визитки градоначальников. | 1 | | |
Тема 3.13. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе | «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение «Смысл теории Раскольникова» | 1 | | |
Тема 3.14. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе | Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Сущность теории Раскольникова; анализировать характер и поведение главного героя. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение «Система образов в романе» | 1 | | |
Тема 3.15. Л.Н. Толстой. Этапы биографии и творчества Л.Н. Толстого. История создания, особенности жанра и композиции романа «Война и мир» | Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Символическое значение «войны» и «мира». Теория литературы: понятие о романе-эпопее. | 2 | | |
Тема 3.16. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» | Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Авторский идеал семьи. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Особенности романа «Война и мир». | 1 | |
Тема 3.17. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Значение образа Платона Каратаева | Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Диалектика души главных героев романа «Война и мир». | 1 | | |
Тема 3.18. Очерк жизни и творчества А.П. Чехова. | Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. | | | |
Тема 3.19. Пьеса «Вишнёвый сад», конфликт в пьесе | Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя – «недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение «Традиции и новаторство Чехова–драматурга». | 1 | | |
Тема 3.20. Контрольная работа (сочинение по литературе XIX века) | Анализ лирического текста. Итоговое сочинение « Мой любимый писатель 19 века». Тестовая работа | 2 | 3 | |
Раздел 4. Зарубежная литература (Обзор) | | 2 | | |
4.1. Очерк жизни и творчества Ч. Диккенса и Г. Флобера (обзор произведений) | Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. Ч. Диккенс. Жизнь и творчество. Г. Флобер. Жизнь и творчество. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение о творчестве зарубежных писателей (по выбору). | 1 | | |
Раздел 5. Русская литература на рубеже 19-20 века. | | 8 | | |
Тема 5.1. Литература XX века Введение | Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. | 2 | 2 |
Тема 5.2. Краткий очерк жизни и творчества И.А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско» | «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение «Традиции русской классики в творчестве И. Бунина». | 1 | | |
Тема 5.3. Очерк жизни и творчества А.И. Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» | Жизнь и творчество. Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение «Образ повествователя в произведениях Бунина и Куприна». | 1 | | |
Тема 5.4. Очерк жизни и творчества М. Горького. Пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта | Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. | | | |
Раздел 6. Поэзия начала XX века | | 10 | | |
Тема 6.1. Обзор русской поэзии начала XX века – урок-семинар | Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века». | 1 | | |
Тема 6.2. Творчество символистов | Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. А. Белый. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. | 2 | 2 | |
Тема 6.3. Творчество акмеистов | Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение: «Шестое чувство Гумилева» | 1 | |
Тема 6.4. Творчество футуристов | Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). И. Северянин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. В. В. Хлебников. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение «Маяковский и футуризм». | 1 | |
Тема 6.5. Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. Основные мотивы лирики | Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. | 2 | 2 | |
Раздел 7. Литература 20-х годов XX века | | 8 | | |
Тема 7.1. Общая характеристика литературы 20-х годов XX века. | Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «“Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть». Разнообразие объединений писателей (Пролеткульт, РАПП, ЛЕФ и др.) | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Составление конспекта | 1 | |
Тема 7.2. Очерк жизни и творчества А.А. Блока. Своеобразие поэмы «Двенадцать» | Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»). Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы. Найти образы-символы в поэме Блока «Двенадцать». Как показана борьба двух «миров» в поэме? | 1 | |
Тема 7.3. Очерк жизни и творчества С.А. Есенина. Основные мотивы лирики | Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская». Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение на тему: «Открыватель «Голубой Руси»». | 1 | |
Тема 7.4. Юмористическая и сатирическая литература начала 20 века. И.Ильф и Е.Петров | Особенности сатирической литературы. Основные приёмы создания произведений. С удьба писателей-сатириков: М.Зощенко, Теффи, Аверченко, И.Ильфа и Е.Петрова. Теория литературы: понятия «сатира», «фельетон» | 2 | | |
Раздел 8. Литература 30-х начала 40-х годов XX века | | 16 | | |
Тема 8.1. Непростые «простые» герои А.П. Платонова на примере повести «Сокровенный человек» | Сведения из биографии. Повесть «Сокровенный человек». Поиски положительного героя писателем.Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. | 2 | |
Тема 8.2. Очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой. Основные мотивы лирики | М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение на тему: «Судьба и творчество М. Цветаевой». | 1 | | |
Тема 8.3. Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой. Основные мотивы лирики | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение на тему: «Как сказываются в стихах Ахматовой традиции русской поэтической классики». | | | |
Тема 8.4. Очерк жизни и творчества Б.Л. Пастернака. Стихотворения из романа «Доктор Живаго». Основные мотивы лирики | Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение на тему: «Эстетические поиски в ранней лирике Пастернака». | 1 | |
Тема 8.5. Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова. Философская проблематика повести «Собачье сердце» | Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Переплетение реального и фантастического в повести. Образ профессора Преображенского. Проблема ответственности ученого за свои эксперименты. Сатирическое изображение общества в повести. | 2 | | |
Тема 8.6. Своеобразие романа «Мастер и Маргарита» | «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Определить соотношение вечного и злободневного в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | |
Тема 8.7. Очерк жизни и творчества М.А. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Споры о романе | Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Подготовить сообщение на тему: «Художественное своеобразие романа «Тихий Дон»». | 1 | |
Тема 8.8. Судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» | Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Анализ эпизода | 1 | |
Раздел 9. Литература русского Зарубежья | | 4 | | |
Тема 9.1. Русское литературное зарубежье 40-90-х годов. (Обзор творчества писателей) | Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения. | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Определить особенности литературы русского зарубежья | 1 | |
Тема 9.2. Очерк жизни и творчества В.В. Набокова. Тема России в повести «Машенька» | Жизнь и творчество В.В. Набокова. Тема России в повести «Машенька». | 2 | 2 | |
Раздел 10. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | | 4 | | |
Тема 10.1. Литература периода Великой Отечественной войны. Ведущие жанры | Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы. Определить особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны | 1 | |
Тема 10.2. Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского. Тема войны и памяти в лирике. Поэма «По праву памяти» | А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Определить, как представлена тема патриотизма в творчестве Твардовского | 1 | |
Раздел 11. Литература 50-80-х годов XX века | | 8 | | |
Тема 11.1. «Деревенская проза». Творчество В.М. Шукшина | Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», «Срезал». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Объяснить, в чем особенности русской «деревенской» прозы. Как представлена тема «маленького человека» в творчестве Шукшина? | 1 | | |
Тема 11.2.Нравственные проблемы в творчестве В.Г. Распутина, В.П. Астафьева | В.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. | 1 | | |
Тема 11.3. «Лагерная проза» А.И. Солженицына | Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Определить, как представлена проблема добра и зла в произведениях А.И. Солженицына? (по рассказам «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича».) | 1 | | |
11.4. Поэзия 60-х годов. | Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. Б. Ш. Окуджава. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Индивидуальные сообщения | 1 | | |
Раздел 12. Зарубежная литература. | | 2 | | |
12.1. Очерк жизни и творчества Б.Шоу, Г.Уэллса, Э. Хемингуэя | Особенности развития зарубежной литературы. Основные жанры, проблематика произведений. Обзор биографий писателей. Анализ характеров героев, мотивов их поступков (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море»). | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Конспект темы | 1 | | |
Раздел 13. Региональная литература. | | 2 | 2 |
13.1.Литература Камчатки | Особенности развития литературы Камчатки. Камчатские поэты и прозаики. | | |
Самостоятельная работа при изучении темы. Индивидуальные сообщения | 1 | |
Всего | 177 | |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебный материал в электронном виде;
- мультимедийные презентации;
- тестовый материал для контроля знаний;
- раздаточный материал;
- ресурсы Интернет;
Технические средства обучения:
мультимедийный комплекс (с интерактивной доской)
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Основные источники
Литература : учеб.: в 2-х ч. Ч. 1 / [Г.А. Обернихина и др.]; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –
Литература : учеб.: в 2-х ч. Ч. 2 / [Г.А. Обернихина и др.]; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –
Литература : практикум : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Г.А.Обернихина, и др.] ; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
Дополнительные источники:
Литература. 10 кл.: учеб. для образоват. учреждений. Базовый и профил. уровни: в 2-х ч. Ч. 1 / В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008. – 414 с.
Литература. 11 кл.: учеб. для образоват. учреждений. Базовый и профил. уровни: в 2-х ч. Ч. 2 / [Л.А. Смирнова и др.] ; под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2009. – 399 с.
Лейдерман Н.Л. Русская литература 20 века (1950 – 1990-е годы): в 2-х т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Т. 1. 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
Лейдерман Н.Л. Русская литература 20 века (1950 – 1990-е годы): в 2-х т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Т. 2. 1968-1990 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 688 с.
4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: - воспроизводить содержание литературного произведения; | - пересказ художественного текста; - анализ отдельных глав литературного текста; - домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями); |
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - литературные викторины по изучаемому художественному произведению; - сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст; |
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | - творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи); - контрольные работы; - тестовые задания; |
- определять род и жанр произведения; | - практические работы (анализ художественного текста); - работа по карточкам; |
- сопоставлять литературные произведения; | - творческие работы (сочинение); - рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ |
- выявлять авторскую позицию; | - рубежный контроль; - исследовательские работы обучающихся; - контрольные работы; Доклады, рефераты обучающихся; |
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | - чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста; |
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | - устный опрос обучающихся; - творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос); |
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; | - письменные творческие работы обучающихся; |
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. | - фронтальный опрос обучающихся; - тестовые работы; - контрольные работы; - составление библиографических карточек по творчеству писателя; – подготовка рефератов; – работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке; - внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста); |
Знания: - образную природу словесного искусства; | - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; |
- содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; | - составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы; |
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | - фронтальный опрос обучающихся; - беседа с обучающимися по прочитанному тексту; - исследовательские и творческие работы обучающихся; |
- основные теоретико-литературные понятия; | - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; |