СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 6, 9 классах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 6, 9 классах»

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литература» составлена на основании ФГОС ООО, с учетом примерной ООП ООО, реализуемого по учебному предмету «Литература» и целевого раздела ООП ООО МБОУ Новониколаевской ООШ

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи обучения

Цель литературного образования способствует решению следующих задач изучения литературы на ступени основного общего образования:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира. Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки, например, навык беглого грамотного чтения. Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умении, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.


Место предмета в учебном плане

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

6 класс

3

34

102

7 класс

2

34

68

8 класс

2

34

68

9 класс

3

34

102




340 часов

6 класс

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской лит-ры, лит-ры 18 века, русских писателей 19-20 века, лит-ры народов России и зарубежной лит-ры;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого произведения;

- формирование собственного отношения к произведениям лит-ры, их оценка;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух лит-ых произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы лит-ры как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений лит-ры; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании худ-ых образов лит-ых произведений.


9 класс

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мирв единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей,ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведенийхудожественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуредругих народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальнойпринадлежности;

6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своимисобственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к

материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровыйобраз жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определятьнаиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельностии способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации окнигах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках,словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и

задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачамикоммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точкизрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точкузрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еёдостижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересовсторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представленийо Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этическихпредставлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности всистематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательскойкомпетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебныхтекстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,

поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и спецификуразличных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственнуюоценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоватьсясправочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливатьпричинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст начасти, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенностинаучно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическомуровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —создание текста по аналогии, рассуждение —письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственныйтекст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, поиллюстрациям, на основе личного опыта.

Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса

6 класс

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Теория лит-ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).


9 класс

  1. Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Свое­образие литературных эпох, связь русской литературы с миро­вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные лите­ратурные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литера­турное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательско­го опыта.

  1. Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской лите­ратуры. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былин­ного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

  1. Литература XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского лите­ратурного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сен­тиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейско­го классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитек­туре.

  1. Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Важнейшие черты эстетики роман­тизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направле­ние, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и запад­ноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

  1. А.С. Грибоедов

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие кон­фликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спек­такль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и роман­тизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

  1. А.С. Пушкин

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мо­тивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и по­эзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюби­вая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Ан­чар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...». Романтическая поэма «Кавказский плен­ник», ее художественное своеобразие и проблематика. Поэма «Борис Годунов». Реа­лизм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звуча­ние пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чув­ства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти­хах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема оне­гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый иде­ал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, паро­дия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступ­ление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотво­рения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэ­зия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интер­претации произведений А.С. Пушкина.

  1. М.Ю. Лермонтов

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Моли­тва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его лич­ностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персона­жей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в рома­не. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский ро­ман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопо­ставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музы­кальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Ге­рой нашего времени» в театре и кино.

  1. Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Боже­ственной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («город­ские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочине­ние сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстра­циях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

  1. Литература второй половины XIX века

Развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологиче­ской прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития рус­ского национального театра. Пьеса «Бедность не порок».

Л.Н. Толстой («Юность») и Ф.М. Достоевский («Бедные люди») как два типа художе­ственного сознания.

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков. «Смерть чиновника». Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

  1. Литература XX века

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цвета­евой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведе­ния В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пеле­вина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контек­сте литературной эпохи.







Раздел 3. Тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Тематический раздел

Кол-во часов

1

Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книги

1

2

Устное народное творчество

4

3

Древнерусская литература

2

4

Произведения русских писателей XIX века

39

5

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

3

6

Произведения русских писателей ХХ века

9

7

Произведения о Великой Отечественной войне

12

8

Писатели улыбаются

6

9

Из литературы народов России

3

10

Античные мифы и легенды. Гомеровский эпос

9

11

Произведения зарубежных писателей

9

12

Зарубежная фантастическая проза

2

13

Обобщение и повторение изученного материла

3



102

9 класс

№ п/п

Тематический раздел

Кол-во часов

Введение

1

Древнерусская литература

4

Из литературы 18 века

9

Из литературы 19 века

50

Из литературы 20 века

29

Из зарубежной литературы

8











Приложение 1. Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Тема

Дата

план

факт

Введение.«В дорогу зовущие» Художественное произведение. Содержание и форма.

1.09


Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

2.09


Пословицы и поговорки.

7.09


Создание иллюстрированного сборника пословиц и поговорок

8.09


Контрольная работа по теме «Устное народное творчество».

9.09


Отражение исторических событий и вымысел в летописи «Повесть временных лет»

14.09


Развитие представлений о русских летописях «Сказание о белгородском киселе»

15.09


А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика

16.09


Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания «И. И. Пущину» А.С. Пушкина

21.09


Вольнолюбивые устремления поэта, народно- поэтический колорит в стихотворении «Узник» А.С. Пушкина.

22.09


Мотивы единства красоты человека, природы и жизни, радостное восприятие красоты природы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина.

23.09


Двусложные размеры стиха А.С. Пушкина.

28.09


Изображение русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

29.09


Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

30.09


Бунт крестьян в романе А.С. Пушкина «Дубровский».


5.10


Романтическая история любви в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

6.10


Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в романе

7.10


Композиция романа А.С. Пушкина «Дубровский»

12.10


Любимые страницы романа А. С. Пушкина «Дубровский»

13.10


Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

14.10


Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1910


М. Ю. Лермонтов. Ученические годы поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».

20.10


Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «Три пальмы»

21.10


Анализ одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова

26.10


И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика

27.10


Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

28.10


Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

9.11


Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…».

10.11


Земная обречённость человека в стихотворении «С поля коршун поднялся…» Ф.И. Тютчева

11.11


А. А. Фет. Жизнеутверждающее начало, краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Учись у них – у дуба, у березы...».

16.11


Переплетение и взаимодействие тем природы и любви в стихотворении А.А. Фета «Еще майская ночь»

17.11


«Хотим прекрасное в полёте удержать...» (о поэтическом
творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета)

18.11


Письменный анализ лирики поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

23.11


Краткий рассказ о жизни поэта Н. А. Некрасова. «Железная дорога»: автор и народ

24.11


«Железная дорога» Н.А. Некрасова. Своеобразие композиции стихотворения. Трёхсложные размеры стиха.

25.11


Трёхсложные размеры стиха.

30.11


Контрольная работа по творчеству И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова

1.12


Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша»: народ и власть.

2.12


«Левша» Н.С. Лескова. Язык сказа.

7.12


«Левша» Н.С. Лескова. Понятие об иронии.

8.12


Притягательность творчества Н. С. Лескова. Народные мастера

9.12


А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий»: герои рассказа

14.12


Источники комического в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

15.12


Среди героев рассказов Антоши Чехонте

16.12


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

21.11


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

22.11


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

23.11


А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Чудесный доктор»: герой и прототип

28.11


А. И. Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям

29.11


Н.С. Гумилёв. Поэтическое воображение рассказчика в стихотворении «Жираф».

30.11


С.А. Есенин. Тема любви к своему дому, родным местам, близким людям в стихотворениях

11.01


С.А. Есенин. Тема любви к своему дому, родным местам, близким людям в стихотворениях

12.01


А. С. Грин. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести «Алые паруса».

13.01


А. С. Грин «Алые паруса»: Ассоль и Грэй. Душевная чистота героев.

18.01


А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке.

19.01


Сочинение «Ни на кого не похожие» герои произведений А. П. Платонова и А.С. Грина

20.01


Контрольная работа по произведениям русских писателей и поэтов ХХ века

25.01


Трудные солдатские будни в стихотворениях о войне К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

26.01


Образы и картины военного времени в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»

27.01


В. П. Астафьев.«Конь с розовой гривой»: сюжет и герои

1.02


Нравственные проблемы: рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»: проблематика, речь героев

2.02


Тест по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

3.02


В. Г. Распутин. Отражение трудностей послевоенного времени в рассказе «Уроки французского».

8.02


Стойкость главного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

9.02


Душевная щедрость учительницы Лидии Михайловны в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

10.02


Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей

15.02


Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей

16.02


В. М. Шукшин. Слово о писателе. «Критики»: образ «странного» героя в рассказе

17.02


Образы странных героев в рассказах В.М. Шукшина «Чудик», «Срезал».

22.02


Ф.И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики

1.03


Ф.И. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе

2.03


Ф.И. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе

3.03


Г. Тукай. Любовь к своей малой родине в стихотворениях «Родная деревня», «Книга».

9.03


К. Кулиев. Основные поэтические образы в стихотворениях «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

10.03


К. Кулиев. Основные поэтические образы в стихотворениях «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

15.03


Сочинение на тему «Почему, пока жив язык, жив народ?»

16.03


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

17.03


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид»».

29.03


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

30.03


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

31.03


Геродот «Легенда об Арионе»

5.04


Гомеровский эпос. Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы.

6.04


Гомеровский эпос. Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы.

7.04


Гомер «Илиада». «Изготовление оружия». Изображение героев и героических подвигов.

12.04


Гомер «Одиссея». «Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях.

13.04


Одиссей на острове циклопов. Полифем

14.04


Гомер «Одиссея». «Одиссея» – песня
о героических подвигах, мужественных героях

19.04


Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: жизнь героя в воображаемом мире

20.04


Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы

21.04


Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»: нравственный смысл романа

26.04


«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве

27.04


И. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах.

28.04


Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые.

3.05


«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка

4.05


«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: вечные истины в сказке.

5.05


Контрольная работа по изученным произведениям зарубежной литературы

10.05


Джанни Родари. Создание неправдоподобного, нереального, «чудесного» мира в рассказе «Сиренида».

11.05


Урок-проект «Я – писатель фантаст»

12.05


Урок-проект «Я – писатель фантаст»

17.05


Урок-путешествие по стране Литературии 6 класса

18.05


Итоговая годовая контрольная работа

19.05


Урок читательской грамоты. Итоги года.

24.05




































9 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

план

факт

Значение художественной литературы


1.09


Художественные особенности древнерусской литературы.

2.09


«Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси.

5.09


Центральные образы и основная идея «Слова…».

8.09


Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).

9.09


О русской литературе 18 века


12.09


М.В. Ломоносов. Художественные особенности оды «Вечернее размышление…».

15.09


М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы.

16.09


Г.Р. Державин. «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля.

19.09


Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии.

22.09


В творческой лаборатории Г.Р. Державина

23.09


Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

26.09


Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения.

29.09


Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя.

30.09


О русской литературе 19 века

3.10


Поэзия 19 века


6.10


В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы.

7.10


В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии.

10.10


В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады.

13.10


В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини.

14.10


А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: творческая история создания.

17.10


А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

20.10


А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого.

21.10


А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения.

24.10


А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики.

27.10


Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).

28.10


А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

7.11


А.С. Пушкин: тема свободы.

10.11


А.С. Пушкин: любовь как гармония душ.

11.11


А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии.

14.11


А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта.

17.11


А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта.

18.11


Эссе по теме «Мой Пушкин».

21.11


А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия.

24.11


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

25.11


А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы.

28.11


А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев.

1.12


А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора.

2.12


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

5.12


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики.

8.12


Сообщение по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор).

9.12


М.Ю. Лермонтов. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного).

12.12


Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.

15.12


Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.

16.12


Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

19.12


Сочинение-эссе на одну из тем по лирике М.Ю. Лермонтова.

22.12


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

23.12


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.

26.12


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»).

29.12


«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

30.12


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести.

9.01


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина.

12.01


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков.

13.01


Проект. Заочная экскурсия в Музей М.Ю. Лермонтова в г. Пятигорске

16.01


Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: история создания.

19.01


Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души.

20.01


Чичиков – новый герой эпохи или антигерой?

23.01


Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России.

26.01


Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики.

27.01


Сообщение на тему «Фольклор и реальность в произведениях Н.В. Гоголя».

30.01


Ф.М. Достоевский и современники

2.02


Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя».

3.02


Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

6.02


Промежуточная итоговая работа

9.02


Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

10.02


Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России.

13.02


А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества.

16.02


А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека».

17.02


И.А. Бунин «Тёмные аллеи»: лиризм повествования.

20.02


Многообразие направлений жанров лирической поэзии.


27.02


А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока.

2.03


Образ родины в поэзии А.А. Блока.

3.03


С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина.

6.03


Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина.

9.03


В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики.


10.03


М.А. Булгаков «Собачье сердце»: история создания.

13.03


М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения.

16.03


М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести.

17.03


М. И. Цветаева. Особенности поэтики.

27.03


А.А. Ахматова. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

30.03


Н.А. Заболоцкий. Стихотворения о человеке и природе.

31.03


М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия.

3.04


Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова.

6.04


Проект «рассказ М. Шолоова «Судьба человека» в иллюстрация художников

7.04


Б.Л. Пастернак. Лирика о природе и любви.

10.04


А.Т. Твардовский. Лирика о родине и природе.

13.04


А.Т. Твардовский. Значимое стиотворение о войне « Я убит подо Ржевом…»

14.04


А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини.

17.04


А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини.

20.04


Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века.

21.04


Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков

24.04


Прислушаемся к советам актера

27.04


Итоги курса литературы в 9 классе. Итоговый тест.

28.04


Лирика Г. В. Катулла

4.05


К.Г. Флакк. Ода «К Мельпомене»

5.05


Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы.

11.05


У. Шекспир. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

12.05


У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы.

15.05


Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет».

18.05


И.-В. Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

19.05


И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои и проблематика трагедии.

22.05


Урок-путешествие по стране Литературии

25.05


















20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!