СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе  для 9 класса  составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.С..Меркина 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 9 классе»

Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС ООО) составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.С..Меркина (Москва «Просвещение» 2011), соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)















































Требования к результатам освоения программы за курс литературы 9 класса

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России;

• осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; • формирование готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

• освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

• формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий

в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

• умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

• восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.


В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.








































Содержание курса


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII века

8+1

Из русской литературы XIX века.

59+1

Из русской литературы XX века.

22 (-1)

Зарубежная литература.

6 (-1)

Итоговый урок.

1











































Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


Введение (1ч)





1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1




Из древнерусской литературы (3ч)





2

Литература Древней Руси, её самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - история открытия памятника. Русская история в «Слове...».

1




3

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1




4

Проблема авторства «Слова...». Подготовка к домашнему сочинению.

1




Из литературы XVIII века (8ч+1в/ч)





5

5

Входной контрольный тест

1




6

М. В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. Ода как жанр лирической поэзии.

1




7

Гражданское звучание поэзии Г.Р.Державина. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник».

1




8

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Критика крепостничества.

1




9

Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1




10

Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма.

1




11

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы - утверждение общечеловеческих ценностей.

1




12

Контрольная работа по литературе XVIII века.

Чем современна литература XVIII века?

1




13

В/ч Повесть А. Алексина «Домашний совет».

1




Из литературы XIX века (59ч+1в/ч)





14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Романтизм как литературное направление.

1




15

Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Элегии «Море».

1




16

В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

1




17

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1




18

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

1




19-20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2




21

Анализ ключевых монологов Фамусова и Чацкого.

1




22

Чацкий в системе образов комедии.

1




23

Общечеловеческое звучание образов персонажей комедии.

1




24

Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

1




25

И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

1




26

Р.р. Сочинение по комедии «Горе от ума».

1




27

В/ч Нравственные проблемы в повести Ю.Полякова «Сто дней до приказа»

1




28

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина.

1




29

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

1




30

Южная ссылка. «К морю». Романтические поэмы А.С. Пушкина.

1




31

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Горой поэмы. Индивидуалистический характер Алеко.

1




32

Михайловский период. Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина.

1




33

Реализм как литературное направление. Трагедия «Борис Годунов».

1




34

Болдинская осень. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1




35

Последние годы жизни. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина: «Пророк», «Я памятник...».

1




36

Р.р. Обобщение: мотивы лирики Пушкина. Письменный анализ стихотворения.

1




37

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Замысел, композиция и жанр произведения. Онегинская строфа.

1




38

Провинциальное дворянство в изображении Пушкина. Семья Лариных.

1




39

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Анализ сцены «Дуэль».

1




40

Изображение столичного дворянства.

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина.

1




41

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1




42

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1




43

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1




44

Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский,

Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский.

1




45

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

1




46

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

1




47

Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»…

1




48

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

1




49

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина».

1




50

«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, композиция произведения.

1




51

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1




52

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань».

1




53

«Княжна Мери». Печорин и светское общество. Дружба в жизни Печорина.

1




54

Печорин и Грушницкий. Анализ сцены «Дуэль».

1




55

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1




56

«Фаталист». Психологизм художественной литературы.

1




57

Споры о романе «Герой нашего времени». Творчество Лермонтова в оценке В. Г. Белинского.

1




58

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

1




59

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборником II. В. Гоголя.

1




60

«Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1




61-62

Система образов поэмы «Мертвые души». Образы помещиков. Обучение анализу эпизода.

2




63

Образ города в поэме «Мертвые души».

1




64

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1




65

«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Поэма в оценках В.Г.Белинского.

1




66

Р.р. Речевая характеристика 1 героя произведения.

1




67

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1




68

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1




69

Ф. М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

1




70

Л. Н.Толстой. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»

1




71

А. П. Чехов. «Смерть чиновника». «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1




72

Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

1




73

Эмоциональное богатство русской поэзии XIX века. Развитие представления о поэтическихжанрах

1




Из литературы XX века





74

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1




75

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1




76

Русская поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1




77

С. А. Есенин. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина.

1




78

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в стихах С. А. Есенина.

1




79

В. В. Маяковский. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

1




80

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1




81

М. А. Булгаков «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.

1




82

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

1




83

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

1




84

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1




85

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1




86

Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики

1




87

Н. А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики.

1




88

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ главного героя.

1




89

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

1




90

В/ч Произведения о Великой отечественной войне. («На войне как на войне», «Сотников»…)

1




91

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1




92

А. И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Образ праведницы в рассказе.

1




93

«Матренин двор». Нравственный смысл рассказа-притчи.

1




94

Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века.

Контрольная работа по произведениям XX века.

1




Из зарубежной литературы (6ч+1)






95

Античная лирика. Любовная лирика Катулла. Гораций. «Я воздвиг памятник...». Традиции оды в русской поэзии.

1




96

Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты). Философский характер поэмы.

1




97

Гуманизм эпохи Возрождения. У. Шекспир. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1




98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1




99

Эпоха Просвещения. И.В. Гете. «Фауст» как философская трагедия.

1




100

Итоговый контрольный тест

1




101

Анализ теста

1




102

Повторение и обобщение

1





9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!