Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС ООО) составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.С..Меркина (Москва «Просвещение» 2011), соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
Требования к результатам освоения программы за курс литературы 9 класса
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен
знать/понимать
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Содержание курса
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Из древнерусской литературы. | 3 |
Из русской литературы XVIII века | 8+1 |
Из русской литературы XIX века. | 59+1 |
Из русской литературы XX века. | 22 (-1) |
Зарубежная литература. | 6 (-1) |
Итоговый урок. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Введение (1ч) | | | | |
1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | | | |
Из древнерусской литературы (3ч) | | | | |
2 | Литература Древней Руси, её самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - история открытия памятника. Русская история в «Слове...». | 1 | | | |
3 | Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 | | | |
4 | Проблема авторства «Слова...». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | | | |
Из литературы XVIII века (8ч+1в/ч) | | | | | 5 |
5 | Входной контрольный тест | 1 | | | |
6 | М. В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. Ода как жанр лирической поэзии. | 1 | | | |
7 | Гражданское звучание поэзии Г.Р.Державина. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». | 1 | | | |
8 | А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Критика крепостничества. | 1 | | | |
9 | Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | | | |
10 | Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. | 1 | | | |
11 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы - утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | | | |
12 | Контрольная работа по литературе XVIII века. Чем современна литература XVIII века? | 1 | | | |
13 | В/ч Повесть А. Алексина «Домашний совет». | 1 | | | |
Из литературы XIX века (59ч+1в/ч) | | | | |
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Романтизм как литературное направление. | 1 | | | |
15 | Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Элегии «Море». | 1 | | | |
16 | В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. | 1 | | | |
17 | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | | | |
18 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. | 1 | | | |
19-20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 2 | | | |
21 | Анализ ключевых монологов Фамусова и Чацкого. | 1 | | | |
22 | Чацкий в системе образов комедии. | 1 | | | |
23 | Общечеловеческое звучание образов персонажей комедии. | 1 | | | |
24 | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. | 1 | | | |
25 | И. А. Гончаров «Мильон терзаний». | 1 | | | |
26 | Р.р. Сочинение по комедии «Горе от ума». | 1 | | | |
27 | В/ч Нравственные проблемы в повести Ю.Полякова «Сто дней до приказа» | 1 | | | |
28 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. | 1 | | | |
29 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | | | |
30 | Южная ссылка. «К морю». Романтические поэмы А.С. Пушкина. | 1 | | | |
31 | А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Горой поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 | | | |
32 | Михайловский период. Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. | 1 | | | |
33 | Реализм как литературное направление. Трагедия «Борис Годунов». | 1 | | | |
34 | Болдинская осень. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | 1 | | | |
35 | Последние годы жизни. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина: «Пророк», «Я памятник...». | 1 | | | |
36 | Р.р. Обобщение: мотивы лирики Пушкина. Письменный анализ стихотворения. | 1 | | | |
37 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Замысел, композиция и жанр произведения. Онегинская строфа. | 1 | | | |
38 | Провинциальное дворянство в изображении Пушкина. Семья Лариных. | 1 | | | |
39 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Анализ сцены «Дуэль». | 1 | | | |
40 | Изображение столичного дворянства. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. | 1 | | | |
41 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | 1 | | | |
42 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | 1 | | | |
43 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | 1 | | | |
44 | Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский. | 1 | | | |
45 | Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | | | |
46 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. | 1 | | | |
47 | Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»… | 1 | | | |
48 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» | 1 | | | |
49 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». | 1 | | | |
50 | «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, композиция произведения. | 1 | | | |
51 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | 1 | | | |
52 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань». | 1 | | | |
53 | «Княжна Мери». Печорин и светское общество. Дружба в жизни Печорина. | 1 | | | |
54 | Печорин и Грушницкий. Анализ сцены «Дуэль». | 1 | | | |
55 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 | | | |
56 | «Фаталист». Психологизм художественной литературы. | 1 | | | |
57 | Споры о романе «Герой нашего времени». Творчество Лермонтова в оценке В. Г. Белинского. | 1 | | | |
58 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 1 | | | |
59 | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборником II. В. Гоголя. | 1 | | | |
60 | «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 1 | | | |
61-62 | Система образов поэмы «Мертвые души». Образы помещиков. Обучение анализу эпизода. | 2 | | | |
63 | Образ города в поэме «Мертвые души». | 1 | | | |
64 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 | | | |
65 | «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Поэма в оценках В.Г.Белинского. | 1 | | | |
66 | Р.р. Речевая характеристика 1 героя произведения. | 1 | | | |
67 | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | | | |
68 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | 1 | | | |
69 | Ф. М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | 1 | | | |
70 | Л. Н.Толстой. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность» | 1 | | | |
71 | А. П. Чехов. «Смерть чиновника». «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | 1 | | | |
72 | Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» | 1 | | | |
73 | Эмоциональное богатство русской поэзии XIX века. Развитие представления о поэтическихжанрах | 1 | | | |
Из литературы XX века | | | | |
74 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 1 | | | |
75 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 1 | | | |
76 | Русская поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | | | |
77 | С. А. Есенин. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина. | 1 | | | |
78 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в стихах С. А. Есенина. | 1 | | | |
79 | В. В. Маяковский. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | 1 | | | |
80 | М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 | | | |
81 | М. А. Булгаков «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. | 1 | | | |
82 | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | 1 | | | |
83 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 1 | | | |
84 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | | | |
85 | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | | | |
86 | Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики | 1 | | | |
87 | Н. А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики. | 1 | | | |
88 | М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ главного героя. | 1 | | | |
89 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. | 1 | | | |
90 | В/ч Произведения о Великой отечественной войне. («На войне как на войне», «Сотников»…) | 1 | | | |
91 | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | | | |
92 | А. И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Образ праведницы в рассказе. | 1 | | | |
93 | «Матренин двор». Нравственный смысл рассказа-притчи. | 1 | | | |
94 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века. Контрольная работа по произведениям XX века. | 1 | | | |
Из зарубежной литературы (6ч+1) | | | | | |
95 | Античная лирика. Любовная лирика Катулла. Гораций. «Я воздвиг памятник...». Традиции оды в русской поэзии. | 1 | | | |
96 | Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты). Философский характер поэмы. | 1 | | | |
97 | Гуманизм эпохи Возрождения. У. Шекспир. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. | 1 | | | |
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | | | |
99 | Эпоха Просвещения. И.В. Гете. «Фауст» как философская трагедия. | 1 | | | |
100 | Итоговый контрольный тест | 1 | | | |
101 | Анализ теста | 1 | | | |
102 | Повторение и обобщение | 1 | | | |
9