Систематический курс (16 часов) | Устное народное творчество — малые фольклорные жанры | 1 час | — читают наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; — различают прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; — различают и называют отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); — демонстрируют понимание содержания прослушанного/прочитанного произведения: отвечают на вопросы по фактическому содержанию произведения; — составляют высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму; — ориентируются в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; — соотносят иллюстрации и текст; — определяют последовательность событий и находят смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя; — восстанавливают текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения. | - с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), демонстрируют понимание важности планирования действий. - контролируют выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания; - оценивают чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале); - определяют границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя; - сравнивают по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнивают поступки героев и свои собственные; - находят нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользуются системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание; - отвечают и задают вопросы по прочитанному произведению; - создают связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца; - участвуют в диалоге с учителем и одноклассником; - внимательно слушают собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит; - участвуют в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находят общую точку зрения, учатся отстаивать свою точку зрения). | - составляют небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях; - понимают свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относятся к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов; - размышляют в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям/животным; - демонстрируют понимание значения новой социальной роли ученика, принимают нормы и правила школьной жизни; ответственно относятся к урокам «Литературного чтения», берегут учебник, тетрадь, бережно относятся к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения; - проявляют интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней. |