МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕРИКТЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. В. Ф. АФАНАСЬЕВА-АЛДАНСКОГО»
«Рассмотрено» Заседании МО нач.кл. Босикова А.В._____________ «___» _________________2019г | «Согласовано» Зам. Директора по УВР Лугинова Л.Е. ______________ «___» ________________2019г | «Утверждено» Директор школы Ушницкая В.В.___________ «___» __________________2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
математика
2019-2020 учебный год
Учитель Петухова Ньургуйаана Михайловна
Класс 3
Всего часов в год 136
Всего часов в неделю 4
с. Чериктей, 2019
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.и авторской программы авторов Моро М.И, Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В, Волковой С.И., Степановой С.В, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МБОУ «Чериктейская СОШ»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
Учебный план школы на 2014-2015 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика: рабочие программы. 1-4 классы
М.: Просвещение 2014
2. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, В.Н. Рудницкая. Поурочные разработки по курсу «Математика» 1-4 классы к УМК М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой М.: ВАКО 2014
3. С.В. Савинова, В.А. Савинов Поурочные разработки по курсу «Математика» 1-4 классы к УМК М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой М.: ВАКО 2014
4. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Учебник в 2 частях для 3 класса начальной школы М.: Просвещение 2014
5. М.И. Моро, С.И. Волкова Математика. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2014
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач. В программу изменения не внесены.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
Моро М.И. Математика. Учебник. 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе.
Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014.
II. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в I классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 1 до 100, названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
- названия и обозначение действий умножения и деления;
- таблицу умножения и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
- находить сумму и разность, частное и произведение чисел в пределах 1000: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
- находить значения числовых выражений в 2 - 3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз;
- чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
- находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- читать несложные готовые таблицы.
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
· формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
· формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
· развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
IV. Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные)
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
[1]∗∗ понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
**знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между
объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических
способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Общие учебные умения и навыки:
Организация учебного труда. Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
Работа с книгой и другими источниками информации.
Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Культура устной и письменной речи.
Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
Мыслительные умения.
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах
Содержание учебного предмета
3 класс (136 ч.)
Учебно-тематический план
№ | Разделы, темы | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание. | 9 |
2 | Табличное умножение и деление | 55 |
3 | Внетабличное умножение и деление | 29 |
4 | Числа от 1 до 1000.Нумерация | 13 |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 12 |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 5 |
7 | Приемы письменных вычислений | 13 |
| ВСЕГО: | 136 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч.)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
Табличное умножение и деление (55 ч.)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a :a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (29 ч.)
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c :d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч.)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч.)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч.)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Приёмы письменных вычислений (13 ч.)
Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема урока. | Кол.ч | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Формы и методы контроля | Дом. задание | Дата |
План. | Факт. |
Раздел 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч.) | |
1 (1) | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами, «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами. «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера | Текущий фронтальный | | 2.09 | |
2 (2) | Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Текущий фронтальный, тест | | 3.09 | |
3 (3) | Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 5.09 | |
4 (4) | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 6.09 | |
5 (5) | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 9.09 | |
6 (6) | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 10.09 | |
7 (7) | «Странички для любознательных». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | фронтальный, творческое задание | | 12.09 | |
8 (8) | Контрольная работа №1 по теме «Повторение Сложение и вычитание». | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Контроль и учет знаний и умений, к/р | | 13.09 | |
9 (9) | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Фронтальный, индивидуальные карточки | | 16.09 | |
Раздел 2. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч.) | |
1 (10) | Связь умножения и сложения. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинам Зависимости между пропорциональными величинами: динса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; работа на вычислительной машине; задач и комбинаторного характера Повторение пройденного «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: математические игры «Угадай число », «динадцать палочек» Проект: «Математические сказки» Повторение пройденного. Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Сводная таблица умножения Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а 0 Текстовые задачи в три действия (3 ч ) Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле Единицы времени: год, месяц, сутки «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: задач и расчёты; изображение предметов на плане комнаты по описанию их расположения; работа на усложнённой вычислительной машине; задания, содержащие высказывания с логическими связками «если не …, то …». «если …. то не …»; деление геометрических фигур на части Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей. Решать задачи арифметическими способами. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и Соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Находить площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию. Находить долю величины и величину по ее доле. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие. Дополнять задачи-расчеты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. | Текущий фронтальный | | 17.09 | |
2 (11) | Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 19.09 | |
3 (12) | Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Текущий фронтальный | | 20.09 | |
4 (13) | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 23.09 | |
5 (14) | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный с/р | | 24.09 | |
6 (15) | Порядок выполнения действий. | 1 | Урок исследование. | Текущий фронтальный | | 26.09 | |
7 (16) | Порядок выполнения действий. Закрепление. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 27.09 | |
8 (17) | Порядок выполнения действий. Решение задач. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий фронтальный, с/р | | 30.09 | |
9 (18) | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | фронтальный, индивидуальные карточки | | 1.10 | |
10 (19) | Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление на 2 и 3». | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль и учет знаний и умений к/р | | 3.10 | |
11 (20) | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | Комбинированный урок. | фронтальный, индивидуальные карточки | | 4.10 | |
12 (21) | Закрепление изученного. Таблица умножения и деления с числом 4. Решение задач. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 7.10 | |
13 (22) | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 8.10 | |
14 (23) | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный с/р | | 10.10 | |
15 (24) | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 11.10 | |
16 (25) | Решение задач. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 14.10 | |
17 (26) | Таблица умножения и деления с числом 5. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 15.10 | |
18 (27) | Задачи на кратное сравнение. | 1 | Урок изучения нового материала, формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 17.10 | |
19 (28) | Решение задач на кратное сравнение. Закрепление. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 18.10 | |
20 (29) | Решение задач. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 21.10 | |
21 (30) | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 22.10 | |
22 (31) | Решение задач. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный с/р | | 24.10 | |
23 (32) | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 25.10 | |
24 (33) | Повторение. Решение задач. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный тест | | 4.11 | |
25 (34) | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 5.11 | |
26 (35) | «Странички для любознательных». Наши проекты. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный, творческое задание | | 7.11 | |
27 (36) | «Что узнали. Чему научились». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | фронтальный, с/р | | 8.11 | |
28 (37) | Контрольная работа № 3 по теме «Табличное умножение и деление». | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль и учет знаний и умений, к/р | | 11.11 | |
29 (38) | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | фронтальный, индивидуальные карточки | | 12.11 | |
30 (39) | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 14.11 | |
31 (40) | Площадь. Сравнение площадей фигур. Закрепление. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 15.11 | |
32 (41) | Квадратный сантиметр. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 18.11 | |
33 (42) | Площадь прямоугольника. | 1 | Урок исследование. | Текущий фронтальный, с/р | | 19.11 | |
34 (43) | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 21.11 | |
35 (44) | Закрепление изученного. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 22.11 | |
36 (45) | Решение задач. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 25.11 | |
37 (46) | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 26.11 | |
38 (47) | Квадратный дециметр. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 28.11 | |
39 (48) | Таблица умножения. Закрепление. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий фронтальный | | 29.11 | |
40 (49) | Закрепление изученного. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, тест | | 2.12 | |
41 (50) | Квадратный метр. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 3.12 | |
42 (51) | Закрепление изученного. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 5.12 | |
43 (52) | «Странички для любознательных». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий фронтальный, творческое задание | | 6.12 | |
44 (53) | «Что узнали. Чему научились». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий фронтальный, с/р | | 9.12 | |
45 (54) | Повторение. «Что узнали. Чему научились». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 10.12 | |
46 (55) | Умножение на 1. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 12.12 | |
47 (56) | Умножение на 0. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный, тест | | 13.12 | |
48 (57) | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 16.12 | |
49 (58) | Закрепление изученного. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 17.12 | |
50 (59) | Доли. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 19.12 | |
51 (60) | Окружность и круг. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 20.12 | |
52 (61) | Диаметр круга. Решение задач. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 23.12 | |
53 (62) | Единицы времени. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | фронтальный | | 24.12 | |
54 (63) | Контрольная работа № 4. | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль и учет знаний и умений, к/р | | 26.12 | |
55 (64) | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. «Странички для любознательных». | 1 | Урок повторения и обобщения. | фронтальный, индивидуальные карточки | | 27.12 | |
Раздел 3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч.) | |
1 (65) | Умножение и деление круглых чисел. | 1 | Урок изучения нового материала. | Приёмы умножения для случаев вида 23∙4, 4∙23 Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙• 20, 60 : 3, 80 : 20 Приёмы деления для случаев вида78 : 2, 69:3 Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления Приёмы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением Выражения с двумя переменными вида а + Ь, а - Ь, а ∙Ь, с :d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления Деление с остатком Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи; работа на усложнённой вычислительной машине; задания, содержащие высказывания с логическими связками «если не ..., то ...», «если не ..., то не ...»Проект: «Задачи-расчёты». | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Вычислять значение выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв. Решать задачи логического и поискового характера, выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. | Текущий фронтальный | | 13.01 | |
2 (66) | Деление вида 80:20 | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 14.01 | |
3 (67) | Умножение суммы на число. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный, с/р | | 16.01 | |
4 (68) | Умножение суммы на число. Закрепление. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 17.01 | |
5 (69) | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 20.01 | |
6 (70) | Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 21.01 | |
7 (71) | Закрепление изученного. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 23.01 | |
8 (72) | Деление суммы на число. | 1 | Урок изучения нового материала и формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 24.01 | |
9 (73) | Деление суммы на число. Закрепление. | 1 | Урок изучения нового материала и формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 27.01 | |
10 (74) | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, тест | | 28.01 | |
11 (75) | Делимое. Делитель. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 30.01 | |
12 (76) | Проверка деления. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 31.01 | |
13 (77) | Случаи деления вида 87: 29 | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 3.02 | |
14 (78) | Проверка умножения. | 1 | Урок исследование. | Текущий фронтальный | | 4.02 | |
15 (79) | Решение уравнений. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий фронтальный, с/р | | 6.02 | |
16 (80) | Повторение. Решение уравнений. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий фронтальный | | 7.02 | |
17 (81) | Закрепление изученного. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 10.02 | |
18 (82) | Обобщение, закрепление изученного. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | фронтальный, тест | | 11.02 | |
19 (83) | Контрольная работа № 5 по теме «Решение уравнений». | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль и учет знаний и умений, к/р | | 13.02 | |
20 (84) | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Урок повторения и обобщения. | фронтальный, индивидуальные карточки | | 14.02 | |
21 (85) | Деление с остатком. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный | | 17.02 | |
22 (86) | Деление с остатком. Закрепление. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный | | 18.02 | |
23 (87) | Деление с остатком разными способами. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный, с/р | | 20.02 | |
24 (88) | Решение задач на деление с остатком. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 21.02 | |
25 (89) | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный | | 24.02 | |
26 (90) | Проверка деления с остатком. | 1 | Урок исследование. | Текущий фронтальный, с/р | | 25.02 | |
27 (91) | «Что узнали. Чему научились». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 27.02 | |
28 (92) | Наши проекты. | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль и учет знаний и умений, творческое задание | | 28.02 | |
29 (93) | Контрольная работа № 6 по теме «Деление с остатком». | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль и учет знаний и умений, к/р | | 2.03 | |
Раздел 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч.) | |
1 (94) | Анализ контрольной работы. Тысяча. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы: килограмм, грамм «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; обозначение чисел римскими цифрами. Повторение пройденного «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). | Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Переводить одни единицы массы в другие. Сравнивать предметы по массе. Читать и записывать числа римскими цифрами. Сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами. | фронтальный, индивидуальные карточки | | 3.03 | |
2 (95) | Образование и названия трёхзначных чисел. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 5.03 | |
3 (96) | Запись трёхзначных чисел. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 6.03 | |
4 (97) | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | Урок исследование. | Текущий фронтальный, с/р | | 9.03 | |
5 (98) | Увеличение и уменьшение числа в 10, в100 раз. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 10.03 | |
6 (99) | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 12.03 | |
7 (100) | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 13.03 | |
8 (101) | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный | | 16.03 | |
9 (102) | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный, с/р | | 17.03 | |
10 (103) | Единицы массы. Грамм. | 1 | Урок изучения нового материала. | Текущий фронтальный | | 19.03 | |
11 (104) | Закрепление изученного. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 20.03 | |
12 (105) | «Что узнали. Чему научились». | 1 | Урок повторения и обобщения. | фронтальный, тест | | 30.03 | |
13 (106) | Контрольная работа №7по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль и учет знаний и умений, к/р | | 31.03 | |
Раздел 5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч.) | |
1 (107) | Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. | 1 | Урок изучения нового материала. | Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1 ООО Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500-80, 120x 7, 300:6 и др.) Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1 ООО Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, алгоритм письменного вычитания. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно? | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложениями вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Различать треугольник и по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних - равносторонние) и называть их. Решать задачи творческого и поискового характера. | фронтальный | | 2.04 | |
2 (108) | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200 | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 3.04 | |
3 (109) | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90 | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 7.04 | |
4 (110) | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140 | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 7.04 | |
5 (111) | Приёмы письменных вычислений. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 9.04 | |
6 (112) | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 10.04 | |
7 (113) | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 13.04 | |
8 (114) | Виды треугольников. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный | | 14.04 | |
9 (115) | Закрепление изученного. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 16.04 | |
10 (116) | «Что узнали. Чему научились». | 1 | Урок повторения и обобщения. | Текущий фронтальный | | 17.04 | |
11 (117) | Повторение. «Что узнали. Чему научились». | 1 | Урок повторения и обобщения. | фронтальный, тест | | 20.04 | |
12 (118) | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание». | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль и учет знаний и умений, к/р | | 21.04 | |
Раздел 6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч.) | |
1 (119) | Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Приёмы устных вычислений Приёмы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный | Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. | фронтальный, индивидуальные карточки | | 23.04 | |
2 (120) | Приемы устных вычислений. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 24.04 | |
3 (121) | Приемы устных вычислений. Закрепление. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 27.04 | |
4 (122) | Виды треугольников. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 28.04 | |
5 (123) | Закрепление изученного. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 30.04 | |
Раздел 7. Приёмы письменных вычислений (13 ч.) | |
1 (124) | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Приём письменного умножения и деления на однозначное число. Приём письменного умножения на однозначное число Приём письменного деления на однозначное число Знакомство с калькулятором. Повторение пройденного. Решение задач, составление задач, обратных данной; вычисление значения выражений удобным способом; решение нестандартных задач | Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор. Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Читать столбчатые диаграммы. | Текущий фронтальный | | 1.05 | |
2 (125) | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 4.05 | |
3 (126) | Закрепление изученного. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 5.05 | |
4 (127) | Повторение. Закрепление изученного. | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль и учет знаний и умений, проверочная работа | | 7.05 | |
5 (128) | Приемы письменного деления в пределах 1000 | 1 | Комбинированный урок. | Текущий фронтальный | | 8.05 | |
6 (129) | Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, с/р | | 11.05 | |
7 (130) | Проверка деления. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный | | 12.05 | |
8 (131) | Закрепление изученного. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Текущий фронтальный, с/р | | 14.05 | |
9 (132) | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Текущий фронтальный, проверочная работа | | 15.05 | |
10 (133) | Закрепление изученного. | 1 | Урок повторения и обобщения. | фронтальный тест | | 18.05 | |
11 (134) | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Промежуточная аттестация, к/р | | 19.05 | |
12 (135) | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 1 | Урок повторения и обобщения. | фронтальный, индивидуальные карточки | | 21.05 | |
13 (136) | Обобщающий урок. Игра «По океану Математики». | 1 | Урок повторения и обобщения. | фронтальный | | 22.05 | |