I Пояснительная записка
Рабочая программа для 3 класса по учебному предмету «Математика» разработана на основе авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика» (Школа России. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. –М.: «Просвещение», 2011) в соответствии с требованием ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и ориентирована на планируемые результаты освоение основной образовательной программы НОО.
Основными целями обучения математике в 3 классе являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развивать пространственное воображение;
развивать математическую речь;
формировать системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формировать умения вести поиск информации и работать с ней;
формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;
развивать познавательные способности;
развивать умение аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
II Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
III Содержание
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Выражения с переменной. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Решение уравнения. Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч)
Связь умножения и сложения. Связь между компонентами и результатом умножения. четные и нечетные числа. Таблица умножения и дм 3. Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». Решение задач с понятиями «масса» и «количество». Порядок выполнения действий. Таблица умножения и деления с числом 4. Задачи на увеличение числа в несколько раз. Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Решение задач. таблица умножения и деления с числом 5. Решение задач на кратное сравнение. Таблица умножения и деления с числом 6. Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 7. Площадь. Сравнение площадей фигур. Квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника. Таблица умножения и деления с числом 8. Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 9. Квадратный дециметр. Таблица умножения. Квадратный метр. Умножение на 1. Умножение на 0. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. Доли. Окружность. Круг. Диаметр круга. Единицы времени.
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч)
Умножение и деление круглых чисел. Деление вида 80 : 20. Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное. Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Делимое. Делитель. Проверка деления. Решение уравнений. Деление с остатком. Решение задач на деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше делимого. Проверка деления с остатком.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч )
Тысяча. Образование и название трехзначных чисел. Запись трехзначных чисел. письменная нумерация в пределах 1000. Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. Сравнение трехзначных чисел. Письменная нумерация в пределах 1000. Единицы массы. Грамм.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч)
Приемы устных вычислений. Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 – 200. Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90. Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 -140. Приемы письменных вычислений. Алгоритм сложения трехзначных чисел. Алгоритм вычитания трехзначных чисел. Виды треугольников.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч)
Приемы устных вычислений. Виды треугольников.
Приемы письменных вычислений (13 ч)
Приемы письменного умножения в пределах 1000. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Приемы письменного деления в пределах 1000. алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. Проверка деления.
Изучение обучающимися региональных особенностей учитывается при проведении уроков математики, в творческих заданиях (задачи на основе краеведческого содержания).
ΙV Календарно- тематическое планирование
№ п./п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9ч) | |
1- 2 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 2 | 4.09 5.09 |
3 | Выражения с переменной. | 1 | 6.09 |
4- 5 | Решение уравнений. | 2 | 7.09 11.09 |
6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | 12.09 |
7 | Странички для любознательных. | 1 | 13.09 |
8 | Контрольная работа по теме: «Повторение: сложение и вычитание». | 1 | 14.09 |
9 | Анализ контрольной работы. | 1 | 18.09 |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч) |
|
10 | Связь умножения и сложения. | 1 | 19.09 |
11 | Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа. | 1 | 20.09 |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 | 21.09 |
13 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 | 25.09 |
14 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 | 26.09 |
15- 16- 17 | Порядок выполнения действий. | 3 | 27.09 28.09 2.10 |
18 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 | 3.10 |
19 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». | 1 | 4.10 |
20 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | 5.10 |
21 | Закрепление таблицы умножения с числами 2, 3, 4. | 1 | 9.10 |
22- 23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 2 | 10.10 11.10 |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | 12.10 |
25 | Решение задач. РК | 1 | 16.10 |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5. | 1 | 17.10 |
27- 28 | Задачи на кратное сравнение. | 2 | 18.10 19.10 |
29 | Решение задач. РК | 1 | 23.10 |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 | 24.10 |
31- 32- 33 | Решение задач. РК | 3 | 25.10 26.10 6.11 |
34 | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 | 7.11 |
35 | Страничка для любознательных. Наши проекты. | 1 | 8.11 |
36 | Что узнали. Чему научились. | 1 | 9.11 |
37 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 1 | 13.11 |
38 | Анализ контрольной работы. | 1 | 14.11 |
39- 40 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 2 | 15.11 16.11 |
41 | Квадратный сантиметр. | 1 | 20.11 |
42 | Площадь прямоугольника. | 1 | 21.11 |
43 | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 | 22.11 |
44 | Закрепление таблицы умножения с числами 2-8. | 1 | 23.11 |
45 | Решение задач. РК | 1 | 27.11 |
46 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | 28.11 |
47 | Квадратный дециметр. | 1 | 29.11 |
48 | Таблица умножения. Закрепление. | 1 | 30.11 |
49 | Таблица умножения. Закрепление. | 1 | 4.12 |
50 | Квадратный метр. | 1 | 5.12 |
51 | Таблица умножения. Закрепление. | 1 | 6.12 |
52 | Страничка для любознательных. | 1 | 7.12 |
53- 54 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 11.12 12.12 |
55 | Умножение на 1. | 1 | 13.12 |
56 | Умножение на 0. | 1 | 14.12 |
57 | Умножение и деление с числами1, 0. Деление нуля на число. | 1 | 18.12 |
58 | Умножение и деление с числами1, 0. Закрепление. | 1 | 19.12 |
59 | Доли. | 1 | 20.12 |
60 | Окружность. Круг. | 1 | 21.12 |
61 | Диаметр круга. Решение задач. | 1 | 25.12 |
62 | Единицы времени. | 1 | 26.12 |
63 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 | 27.12 |
64 | Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных. | 1 | 28.12 |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч) | |
65 | Умножение и деление круглых чисел. | 1 | 10.01 |
66 | Деление вида 80 : 20. | 1 | 11.01 |
67- 68 | Умножение суммы на число. | 2 | 15.01 16.01 |
69- 70 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 2 | 17.01 18.01 |
71 | Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление. | 1 | 22.01 |
72- 73 | Деление суммы на число. | 2 | 23.01 24.01 |
74 | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | 25.01 |
75 | Делимое. Делитель. | 1 | 29.01 |
76 | Проверка деления. | 1 | 30.01 |
77 | Случаи деления вида 87 : 29 | 1 | 31.01 |
78 | Проверка умножения. | 1 | 1.02 |
79- 80 | Решение уравнений. | 2 | 5.02 6.02 |
81- 82 | Закрепление изученного по теме «Внетабличное умножение и деление. Решение уравнений». | 2 | 7.02 8.02 |
83 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений». | 1 | 12.02 |
84 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | 1 | 13.02 |
85- 86- 87 | Деление с остатком. | 3 | 14.02 15.02 19.02 |
88 | Решение задач на деление с остатком. РК | 1 | 20.02 |
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 | 21.02 |
90 | Проверка деления с остатком. | 1 | 22.02 |
91 | Что узнали. Чему научились. | 1 | 26.02 |
92 | Наши проекты. | 1 | 27.02 |
93 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | 1 | 28.02 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч) |
94 | Анализ контрольной работы. Тысяча. | 1 | 1.03 |
95 | Образование и названия трехзначных чисел. | 1 | 5.03 |
96 | Запись трехзначных чисел. | 1 | 6.03 |
97 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | 7.03 |
98 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | 1 | 12.03 |
99 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | 13.03 |
100 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | 1 | 14.03 |
101 | Сравнение трехзначных чисел. | 1 | 15.03 |
102 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | 19.03 |
103 | Единицы массы. Грамм. | 1 | 20.03 |
104 | Закрепление изученного по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1 | 21.03 |
105 | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1 | 22.03 |
106 | Закрепление изученного по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1 | 2.04 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч) | |
107 | Приемы устных вычислений. | 1 | 3.04 |
108 | Приемы устных вычислений вида 450 +30, 620 – 200. | 1 | 4.04 |
109 | Приемы устных вычислений вида 470 +80, 560 – 90. | 1 | 5.04 |
110 | Приемы устных вычислений вида 260 +310, 670 – 140. | 1 | 9.04 |
111 | Приемы письменных вычислений. | 1 | 10.04 |
112 | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | 1 | 11.04 |
113 | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | 1 | 12.04 |
114 | Виды треугольников. | 1 | 16.04 |
115 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание». | 1 | 17.04 |
116- 117 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 18.04 19.04 |
118 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | 23.04 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч) | |
119 | Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений. | 1 | 24.04 |
120- 121 | Приемы устных вычислений. | 2 | 25.04 26.04 |
122 | Виды треугольников. | 1 | 30.04 |
123 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление». | 1 | 7.05 |
Письменные приемы вычислений (13 ч) | |
124 | Приемы письменного умножения в пределах 1000. | 1 | 8.05 |
125 | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 | 14.05 |
126- 127 | Закрепление изученного по теме «Письменное умножение трехзначного числа на однозначное». | 2 | 15.05 16.05 |
128 | Приемы письменного деления в пределах 1000. | 1 | 17.05 |
129 | Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. | 1 | 21.05 |
130 | Проверка деления. | 1 | 22.05 |
131 | Закрепление изученного по теме «Письменные приемы вычислений». | 1 | 23.05 |
132 | Знакомство с калькулятором. | 1 | 24.05 |
133 | Закрепление изученного по теме «Письменные приемы вычислений». | 1 | 28.05 |
134 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 29.05 |
135- 136 | Закрепление изученного по теме «Письменные приемы вычислений». | 2 | 30.05 31.05 |
Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание»
Вариант 1
Реши задачу.
В лесной школе 15 ежей, а белочек – на 7 меньше. Сколько всего зверей в лесной школе?
Вычисли, записывая решение в столбик.
64 + 35 90 - 54
57 + 28 63 - 36
46 + 24 85 – 43
Реши уравнения, сделай проверку.
х + 30 = 56 44 – х = 32
Длина первого отрезка – 3 см 5 мм, длина второго – 5 см. Начерти отрезки и определи, на сколько длина первого отрезка меньше второго.
Сравни.
4 см 4 мм □ 40 мм 2 дм 5 см □ 52 см
30 см□ 3 дм 1 м □ 80 см
6*. Вставь пропущенные цифры.
□□ 2□ 8□
⁺23 ⁺□9 ⁻□2
54 50 35
Вариант 2
Реши задачу.
Белочка собрала 8 шишек, а орешков – на 9 больше. Сколько шишек и орешков собрала белочка?
Вычисли, записывая решение в столбик.
47 + 43 68 – 45
59 + 32 71 – 52
29 + 44 90 – 57
Реши уравнения, сделай проверку.
54 + х = 75 62 – х = 14
Длина первого отрезка 6 см, длина второго – 2 см 5 мм. Начерти отрезки и определи, на сколько длина первого отрезка больше второго.
Сравни.
90 см□ 1 м 5 дм 7см□ 75 см
30 см□ 4 дм 45 мм□ 35 мм
6*. Вставь пропущенные цифры.
□□ 5□ □ 6
⁺19 ⁺□3 ⁻3□
31 79 62
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3»
Вариант 1
Запиши задачу кратко в таблице и реши её.
В столовую привезли 3 мешка моркови по 8 кг в каждом. Сколько килограммов моркови привезли в столовую?
Масса 1 мешка | Кол-во мешков | Масса всех мешков |
| | |
Вычисли.
4 · 3 24 : 3
2 · 8 15 : 1
0 · 8 2 · 6 : 4
10 · 5 9 : 3 · 6
16 : 8 21 : 7 ·5
20 ·1 4 ·(24 : 8)
Реши уравнения, сделай проверку.
х – 8 = 9 7 + х = 15
Измерь стороны прямоугольника в сантиметрах и найди его периметр.
5*. Заполни таблицу.
Вариант 2
Запиши задачу кратко в таблице и реши её.
Мама купила 3 пакета молока по 10 руб. каждый. Сколько рублей заплатила мама за покупку?
Вычисли.
3 · 7 10 · 8
9 · 2 16 : 2
12 · 1 8 : 4 · 7
12 : 1 4 · 3 : 6
15 · 0 3 · (9 : 3)
15 : 5 24 : 8 · 6
Реши уравнения, сделай проверку.
х – 7 = 4 8 + х = 16
Измерь стороны прямоугольника в сантиметрах и найди его периметр.
5*. Заполни таблицу.
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление»
Вариант 1
Вычисли.
7 · 6 32 : 4 (46 + 18) : 9
9 · 4 24 : 3 24 : (54 : 9)
8 · 6 18 : 6 25 : 5 + 48 : 6
Заполни таблицу и реши задачу.
В магазин привезли 64 кг винограда в 8 ящиках. К концу дня осталось 24 кг винограда. Сколько ящиков винограда осталось?
Масса 1 ящика | Кол-во ящиков | Масса всех ящиков |
| | |
| | |
Найди периметр прямоугольника со сторонами 4 дм и 7 дм.
Сравни.
7 · 8 □ 8 · 7 5 · 5 – 3 · 5 □ 8 · 5
7 · 2 + 7 · 3 □ 7 · 6 3 · 7 □ 4 · 6
Найди значение х.
х · 8 = 0 20 : х = 20 15 : х = 3 21 : х = 1
х = □ х = □ х = □ х = □
6*. Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства были верными.
8 см = □ мм 67 см = □ дм □ см
6 дм = □ см 5 м 6 дм = □ дм
9 м = □ дм 75 мм = □ см □ мм
Вариант 2
Вычисли.
9 · 4 49 : 7 16 : 4 + 36 : 6
8 · 6 32 : 4 (28 + 28) : 7
3 · 7 18 : 2 54 : (36: 4) + 15
Заполни таблицу и реши задачу.
Приготовили 12 блинов и разделили на 4 равные порции. На сколько порций разделят 27 блинов?
В одной порции блинов | Кол-во порций | Всего блинов |
| | |
| | |
Найди периметр прямоугольника со сторонами 5 дм и 9 дм.
Сравни.
8 · 4 □ 3 · 7 7 · 7 – 7 · 2 □ 7 · 9
4 · 5 + 4 · 2 □ 4 ·6 9 · 4 □ 4 · 9
Найди значения х.
45 : х = 1 4 · х = 0 18 : х = 3 14 : х = 14
х = □ х = □ х = □ х = □
6*. Заполни пропуски такими числами, чтобы равенства были верными.
7 м = □ дм 76 дм = □ м □ дм
6 см = □ мм 3 м 9 дм = □ дм
3 дм = □ см 94 см = □ дм □ см
Контрольная работа за первое полугодие
Вариант 1
Реши задачу.
У Оли было 100 руб. Она купила краски за 58 руб., а оставшиеся деньги потратила на тетради по 7 руб. Сколько тетрадей купила Оля?
Сравни.
27 ч □ 1 сут. 4 дм 9 см □ 1 м
50 сут. □ 2 мес. 1 дм² □ 10 см²
2 нед. □ 10 сут. 70 мм □ 8 см
Вычисли.
5 · 6 = 48 : 6 = 15 : 3 + 7 · 4 =
7 · 9 = 64 : 8 = (21 + 28) : 7 =
3 · 8 = 40 : 5 = 51 – 4 · 9 + 21 =
9 · 6 = 30 : 3 = 32 : 4 : 4 · 6 =
Реши задачу.
Коля прошёл 3 м, и это одна шестая часть пути. Какова длина всего пути, который должен пройти Коля?
Начерти прямоугольник, длина которого – 4 см, а ширина – 5 см. Найди его площадь и периметр.
6*. Сравни.
49 : 7 □ 54 : 6 6 · 6 □ 4 · 9
36 · 0 □ 0 : 36 7 · 6 □ 5 · 8
12 · 1 □ 12 + 1 34 : 34 □ 34 – 34
Вариант 2
Реши задачу.
В огороде собрали 90 кг моркови. Из них 50 кг положили в большой мешок, а остальную морковь разложили в пакеты по 5 кг. Сколько пакетов понадобилось?
Сравни.
20 ч □ 1 сут. 5 см 7 мм □ 1 дм
80 сут. □ 2 мес. 1 дм² □ 100 см²
2 нед. □ 15 сут. 7 дм □ 1 м
Вычисли.
8 · 2 = 69 : 7 = 12 : 2 + 6 · 6 =
7 · 6 = 18 : 9 = (35 – 8) : 3 =
9 · 3 = 21 : 3 = 43 – 4 · 9 + 18 =
8 · 8 = 42 : 7 = 40 : 5 : 4 · 8 =
Реши задачу.
Рабочий выточил 30 деталей, и это одна вторая часть всего задания. Сколько деталей должен выточить рабочий?
Начерти прямоугольник, длина которого – 3 см, а ширина – 6 см. Найди его площадь и периметр.
6*. Сравни.
5 · 4 □ 3 · 7 64 : 8 □ 54 : 9
6 · 8 □ 9 · 5 56 : 1 □ 56 – 1
0 · 8 □ 0 : 8 98 : 98 □ 42 – 42
Контрольная работа по теме «Решение уравнений»
Вариант 1
Реши задачу.
На изготовление 4 скворечников ушло 48 гвоздей поровну на каждый. Сколько надо гвоздей на изготовление 6 таких же скворечников?
Вычисли.
20 ∙ 4 80 : 40 41 ∙ 2
60 : 3 69 : 3 78 : 6
Реши уравнения.
х ∙ 9 = 90 56 : у = 4
Найди периметр и площадь фигуры.
6 см
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/03/s_5c571a56ad4e8/1074843_3.png)
2 см
5*. Реши задачу.
Маме и дочке вместе 28 лет. Мама старше дочки на 22 года. Сколько лет маме и сколько дочке?
Вариант 2
Реши задачу.
В 6 одинаковых банок разлили 18 л морса. Сколько таких банок нужно для 24 л морса?
Вычисли.
90 : 3 20 ∙ 5 60 : 30
34 ∙ 2 55 : 5 48 : 3
Реши уравнения.
6 ∙ х = 60 у : 4 = 16
Найди периметр и площадь фигуры.
4 см
4 см
5*. Реши задачу.
На одной тарелке лежит на 6 орехов больше, чем на другой. Сколько орехов надо переложить с одной тарелки на другую, чтобы орехов на обеих тарелках стало поровну?
Контрольная работа по теме «Деление с остатком»
Вариант 1
Выполни деление с остатком, сделай проверку.
46 : 7 32 : 5 18 : 4
Реши уравнения, сделай проверку.
х : 6 = 13 84 : х = 12
Реши задачу.
В 3 одинаковых мешка насыпали 72 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля войдёт в 7 таких мешков?
Запиши выражения и найди их значения.
Раздели на 7 сумму чисел 39 и 59.
Умножь 4 на разность чисел 53 и 28.
5*. Найди площадь и периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 16 см.
Вариант 2
Выполни деление с остатком, сделай проверку.
15 : 2 43 : 6 32 : 5
Реши уравнения, сделай проверку.
х : 6 = 15 92 : х = 23
Реши задачу.
За 5 ч мастер изготовил 65 деталей. Сколько деталей он изготовит за 7 ч, если будет работать с той же производительностью?
Запиши выражения и найди их значения.
Раздели на 19 разность чисел 100 и 24.
Умножь 3 на сумму чисел 17 и 8.
5*. Найди площадь и периметр прямоугольника со сторонами 5 см и 17 см.
Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000»
Вариант 1
Реши задачу.
В столовой за два дня израсходовали 70 кг муки из одинаковых пакетов. В первый день израсходовали 8 пакетов по 5 кг. Сколько пакетов израсходовали во второй день?
Вычисли.
600 + 70 + 9 840 – 40 + 1 458 – 8 – 1
700 + 99 + 1 905 + 70 354 – 300
Вставь пропущенные числа.
□ м 28 см = 628 см 780 см = □ м □ см
3 м 60 см = □ см 42 дм 3 см = □ см
Длина участка 18 м, ширина на 6 м меньше. Найди периметр участка.
5*. Катя старше Вали, а Нина старше Кати, но младше Светы. Запиши имена девочек в порядке уменьшения их возраста.
Вариант 2
Реши задачу.
На пошив одного халата идёт 2 м ткани. На пошив 8 пижам нужно столько же ткани, что и на пошив 12 халатов. Сколько метров ткани идёт на пошив одной пижамы?
Вычисли.
300 + 50 + 9 840 – 40 – 1 468 – 8 – 1
800 + 99 + 1 340 + 6 657 – 50
Вставь пропущенные числа.
□ м 34 см = 634 см 693 см = □ м □ см
8 м 60 см = □ см 48 дм 2 см = □ см
Длина спортивного зала 20 м, ширина на 10 м меньше. Найди периметр зала.
5*. В квартирах № 1, 2 и 3 жили три котёнка белый, чёрный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не чёрный котёнок. Белый котёнок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый котёнок?
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»
Вариант 1
Реши задачу.
Рабочий за 9 ч делает 72 детали. За какое время будут готовы 90 деталей, если за час рабочий станет делать на 2 детали больше?
Вычисли.
200 – 20 = 190 + 400 =
570 + 50 = 450 + 370 =
670 + 60 = 850 – 300 =
420 – 30 = 400 – 360 =
120 + 70 = 510 – 420 =
Реши уравнения, сделай проверку.
х + 320 = 480 450 – х = 170
Выполни задания с трёхзначными числами.
906, 476, 547, 450, 654, 609.
Запиши числа в порядке возрастания. Запиши соседей каждого числа.
Разложи эти числа на разрядные слагаемые.
Выполни деление с остатком, сделай проверку.
40 : 7 =
58 : 3 =
62 : 6 =
6*. Реши задачу.
Серёжу угостили яблоками. Половину угощения он съел, а оставшиеся 4 яблока отнёс сестре. Сколько яблок дали Серёже?
Вариант 2
Реши задачу.
На складе 63 кг муки расфасовали в 9 мешков. Сколько потребуется мешков, если в каждый станут насыпать на 2 кг муки больше?
Вычисли.
210 – 30 = 700 – 200 =
580 + 50 = 760 – 500 =
800 – 80 = 200 + 700 =
670 + 30 = 320 + 200 =
420 + 60 = 130 + 470 =
Реши уравнения, сделай проверку.
х + 140 = 320 760 – х = 370
Выполни задания с трёхзначными числами.
906, 476, 547, 450, 654, 609.
Запиши числа в порядке возрастания. Запиши соседей каждого числа.
Разложи эти числа на разрядные слагаемые.
Выполни деление с остатком, сделай проверку.
55 : 8 =
54 : 4 =
75 : 7 =
6*. Реши задачу.
Магазин продал в первый день половину куска ткани, в во второй день – оставшиеся 30 м. Сколько метров ткани было в куске?
Контрольная работа по теме «Умножение и деление»
Вариант 1
Вычисли в столбик.
365 • 2 924 : 4
182 • 4 762 : 6
89 • 7 658 : 7
Реши уравнения, сделай проверку.
х : 6 = 78 696 : х = 6
Какова длина стороны равностороннего треугольника, если его периметр равен 36 см?
Реши задачу.
Туристы в первый день проехали 228 км, а во второй день – в 3 раза больше. Сколько километров пути проехали туристы за 2 дня?
5*. Реши задачу.
В конверте лежат вырезанные из бумаги квадраты, кружки и треугольники – всего 7 штук. Квадратов в 3 раза больше, чем треугольников. Сколько в конверте кружков, треугольников и квадратов?
Вариант 2
Вычисли в столбик.
329 • 3 688 : 8
194 • 4 888 : 6
78 • 8 738 : 3
Реши уравнения, сделай проверку.
х : 7 = 84 435 : х = 5
Какова длина стороны равностороннего треугольника, если его периметр равен 48 см?
Реши задачу.
В ларёк привезли 79 кг капусты, а в магазин – в 6 раз больше. Сколько килограммов капусты привезли в ларёк и магазин вместе?
5*. Реши задачу.
Отец и сыновья катались на велосипедах. Всего у велосипедов было 7 колёс. Сколько сыновей у отца? Учти, что велосипеды бывают двух- и трёхколёсные?
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
Вычисли.
75 : 5 = 800 : 20 =
39 : 7 = 720 : =
48 : = 304 : 10 =
28 • 3 = 105 • 6 =
Выполни вычисления в столбик.
547 + 368 296 : 8
632 – 278 246 • 4
Начерти прямоугольник со сторонами 4 см и 5 см. Найди его площадь и периметр.
Сравни.
1 кг □ 657 г 7 м 6 дм □ 67 дм
2 сут. □ 44 ч 6 дм 2 см □ 400 см 2 мм
6 дм 3 см □ 630 мм 4 ч □ 240 мин
Реши задачу.
В магазине было 96 белых гвоздик и 108 красных. Из них сделали букеты по 6 гвоздик в каждом. Сколько букетов получилось?
6*. Реши задачу.
Мальчик наловил пауков и жуков – всего 8 штук. У них вместе оказалось 54 ноги. Сколько пауков и сколько жуков поймал мальчик? Вспомни, что у пака 8 лап, а у жука – 6.
Вариант 2
Вычисли.
96 : 4 = 600 : 30 =
15 : 2 = 720 : 4=
36 : 3 = 706 : 10 =
38 • 2 = 204 • 6 =
Выполни вычисления в столбик.
456 + 367 234 • 3
721 – 456 343 : 7
Начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. Найди его площадь и периметр.
Сравни.
600 г □ 1 к г 7 м 5 дм □ 57 дм
5 сут. □ 50 ч 6 дм 2 см □ 600 см 2 мм
5 дм 6 см □ 560 мм 100 мин □ 1 ч
Реши задачу.
С одной грядки собрали 378 кг моркови, а с другой – 98 кг. Всю морковь разложили по 7 кг в каждый. Сколько мешков потребовалось?
6*. Во дворе гуляют куры и поросята. У них вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько всего кур и сколько поросят?
31