СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 6 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Винзилинская средняя общеобразовательная школа имени Г.С. Ковальчука Тюменского муниципального района





Рассмотрено на заседании ШМО учителей

математики, физики и информатики

протокол № 1 от «25» августа 2021г.

Руководитель МО:

________________/М.Н. Шарапова


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________________ /Неупокоева М. В..

«26» августа 2021г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Винзилинской СОШ им. Ковальчука

.________ А.Н. Филоненко

«27» августа 2021г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

МАТЕМАТИКА

Учебный год

2021-2022

Класс

6 (Б,Г,Д,Ж)

Количество часов в год

170

Количество часов в неделю

5







Учитель: Борисенко Л.С.





п. Винзили,2021 г.


Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкин и др. «Математика. 6 класс Мнемозина, 2017- 2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика. 6 класс»

Содержание курса направлено на получение учащимися личностных результатов, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностные результаты освоения образовательной программы:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

8) первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;

11) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

12) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;

15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих работ

Метапредметные результаты освоения образовательной программы:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;

13) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

16) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные результаты освоения образовательной программы:

1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:

осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений; умения моделировать реальные ситуации на языке математики, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат:

5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:

6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:

7) решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;

8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:

9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:

10) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

11) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Содержание учебного предмета


Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе математики выделяется несколько разделов.

Числа и их вычисления.

Делители и кратные. Признаки делимости. Простые числа. Разложение числа на простые множители. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части числа и числа по его части. Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий. Рациональные числа.

Выражения и их преобразование.

Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенное выражение. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.

Уравнения и неравенства.

Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.

Функции.

Прямоугольная система координат на плоскости. Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.

Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Расстояние между точками. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые.


Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания и учетом количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Раздел. Тема.



Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Повторение курса математики 5 класса

8


Глава 1. Обыкновенные дроби.

§ 1. Делимость чисел

16ч


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Делители и кратные

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

Признаки делимости на 9 и на 3

Простые и составные числа

Разложение на простые множители

Наибольший общий делитель (НОД). Наименьшее общее кратное (НОК)

Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел»

2

2

2

1

2


2

4

1



  • Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости.

  • Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т. п.).

  • Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера).

  • Правильно использовать в речи термины: делитель, кратное, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, простое число, составное число, четное число, нечетное число, взаимно простые числа, числа-близнецы, разложение числа на простые множители.

  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

  • Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Вычислять факториалы.

§ 2. Сложение и вычитание дробей с

разными знаменателями

18ч


9.

10.

11.


12.


13.



14.


15.


Основное свойство дроби

Сокращение дробей

Приведение дробей к общему знаменателю

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Контрольная работа № 2

по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Сложение и вычитание смешанных чисел

Контрольная работа № 3

по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

2

2

2


4




1



6


1


  • Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей.

  • Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел.

  • Грамматически верно читать записи неравенств, содержащих обыкновенные дроби, суммы и разности обыкновенных дробей.

  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

  • Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.

  • Рассматривать все возможные варианты для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Вычислять факториалы.

§ 3. Умножение и деление обыкновенных дробей

29ч


16.

17.

18.


19.


20.

21.

22.


23.

24.

25.


Умножение дробей

Нахождение дроби от числа

Применение распределительного свойства умножения

Контрольная работа № 4

по теме «Умножение дробей»

Взаимно обратные числа

Деление дробей.

Контрольная работа № 5

по теме «Деление дробей»

Нахождение числа по его дроби

Дробные выражения.

Контрольная работа № 6

по теме «Дробные выражения»

2

4

4



1


2

6

1



3

5

1


  • Формулировать правила умножения и деления обыкновенных дробей.

  • Выполнять умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел.

  • Находить дробь от числа и число по его дроби.

  • Грамматически верно читать записи произведений и частных обыкновенных дробей.

  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

  • Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера).

  • Исследовать и описывать свойства пирамид, призм, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств этих объектов.

  • Моделировать пирамиды, призмы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

  • Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки пирамиды, призмы (в частности, куба, прямоугольного параллелепипеда).

  • Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пирамиды, призмы. Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире.

§ 4. Отношения и пропорции

19ч


26.

27.

28.

29.

30.


31.

32.

33.

34.

Отношения.

Пропорции.

Полугодовая контрольная работа

Прямая и обратная пропорциональность

Контрольная работа № 7

по теме «Отношения и пропорции»

Масштаб.

Длина окружности и площадь круга

Шар.

Контрольная работа № 8

по теме «Масштаб. Длина окружности»

2

4

1

2


1


3

2

3


1

  • Правильно использовать в речи термины: отношение чисел, отношение величин, взаимно обратные отношения, пропорция, основное свойство верной пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины, масштаб, длина окружности, площадь круга, шар и сфера, их центр, радиус и диаметр.

  • Использовать понятия отношения и пропорции при решении задач. Приводить примеры использования отношений в практике.

  • Использовать понятие масштаба при решении практических задач.

  • Вычислять длину окружности и площадь круга, используя знания о приближенных значениях чисел.

  • Решать задачи на проценты и дроби составлением пропорции (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор).

Глава 2. Рациональные числа.

§ 5. Положительные и отрицательные числа

13ч


35.

36.

37.

38.

39.

40.

Координаты на прямой

Противоположные числа.

Модуль числа

Сравнение чисел.

Изменение величин

Контрольная работа № 9

по теме «Координаты на прямой»

3

2

2

3

2


1



  • Правильно использовать в речи термины: координатная прямая, координата точки на прямой, положительное число, отрицательное число, противоположные числа, целое число, модуль числа.

  • Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше – ниже уровня моря и т. п.).

  • Изображать точками координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа.

  • Характеризовать множество целых чисел.

  • Сравнивать положительные и отрицательные числа.

  • Грамматически верно читать записи выражений, содержащих положительные и отрицательные числа.

  • Моделировать цилиндры, конусы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

  • Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки цилиндра, конуса.

  • Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире цилиндры, конусы. Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире.

  • Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.

§ 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

15ч


41.


42.

43.

44.

45.

Сложение чисел с помощью координатной прямой

Сложение отрицательных чисел

Сложение чисел с разными знаками.

Вычитание.

Контрольная работа № 10

по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

2


2

5


5


1


  • Формулировать правила, сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

  • Выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

  • Грамматически верно читать записи сумм и разностей, содержащих положительные и отрицательные числа.

  • Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач.

  • Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

  • Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

  • Находить длину отрезка на координатной прямой, зная координаты концов этого отрезка.

  • Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире призмы, цилиндры, пирамиды, конусы.

  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

§ 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

12ч


46.

47.

48.

49.


50.

Умножение.

Деление.

Рациональные числа.

Свойства действий с рациональными числами

Контрольная работа № 11

по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»


3

3

2


3



1

  • Формулировать правила, умножения и деления положительных и отрицательных чисел.

  • Выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел

  • Вычислять числовое значение дробного выражения.

  • Грамматически верно читать записи произведений и частных, содержащих положительные и отрицательные числа

  • Характеризовать множество рациональных чисел.

  • Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач.

  • Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

  • Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами, применять для преобразования числовых выражений.

  • Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

  • Решать логические задачи с помощью графов.

§ 8. Решение уравнений

15ч

51.

52.

53.

54.


55.

56.

Раскрытие скобок

Коэффициент.

Подобные слагаемые

Контрольная работа № 12

по теме «Подобные слагаемые»

Решение уравнений

Контрольная работа № 13

по теме «Решение уравнений»

3

2

3

1


5


1

  • Правильно использовать в речи термины: коэффициент, раскрытие скобок, подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых, корень уравнения, линейное уравнение.

  • Грамматически верно читать записи уравнений.

  • Раскрывать скобки, упрощать выражения, вычислять коэффициент выражения.

  • Решать уравнения умножением или делением обеих его частей на одно и то же не равное нулю число, путем переноса слагаемого из одной части уравнения в другую.

  • Решать текстовые задачи с помощью уравнений.

  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

§ 9. Координаты на плоскости

14ч


57.

58.

59.

60.

61.

62.

Перпендикулярные прямые

Параллельные прямые.

Координатная плоскость

Столбчатые диаграммы

Графики.

Контрольная работа № 14

по теме «Координаты на плоскости»

2

2

3

2

4


1

  • Правильно использовать в речи термины: перпендикулярные прямые, параллельные прямые, координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат, столбчатая диаграмма, график

  • Объяснять, какие прямые называют перпендикулярными и какие - параллельными, формулировать их свойства.

  • Строить перпендикулярные и параллельные прямые с помощью чертежных инструментов.

  • Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам; определять координаты точек.

  • Читать графики простейших зависимостей.

  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

  • Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие

Повторение

12ч

63.

Итоговое повторение курса 5- 6 классов

Итоговая контрольная работа

11

1





Приложение: На вводное повторение курса математики 5 класса выделены 8 часов за счёт корректировки часов в следующих главах: «Делимость чисел» 4 часа, «Умножение и деление обыкновенных дробей» 4 часа. Также увеличено количество часов на тему «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» за счёт часов главы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» 4 часа и 1 час с «Итогового повторения» перенесён на главу «Координаты на плоскости». 1 час на полугодовую контрольную работу перенесён с темы «Прямая и обратная пропорциональность»






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!