МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. ПЕВЕК»
«Согласовано» __________ Е.А. Богатырева, зам. директора по УМР « » мая 2021 г. | Рекомендовано к утверждению Протокол методсовета № от «» мая 2021 г. | Утверждено приказом директора МБОУ Центр образования г. Певек от « » августа 2021 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «Математика»
6Б класс
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Составитель: Дыченкова О.А.
учитель математики
г. Певек
2021 г.
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317 – ФЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 №1577;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
Приказ Минпросвещения России № 766 от 23.12.2020 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый Министерством просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254".
Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования г. Певек» (утверждён постановлением Администрации городского округа Певек от 18.01.2021 г. № 7);
Учебным планом МБОУ Центр образования г.Певек на 2021-2022 уч. год с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-2О "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Центр образования г.Певек;
Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ Центр образования г.Певек, утвержденным приказом директора от 05.05.2018 г. № 02-02/320.
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы для общеобразовательных учреждений по математике 5-6 классах (составитель Т.А.Бурмистрова.- (М.: Просвещение, 2018год), утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цели обучения математике:
подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
развитие познавательной активности; формирование мыслительных операций, являющихся основой интеллектуальной деятельности; развитие логического мышления, алгоритмического мышления; формирование умения и точно выразить мысль;
развитие интереса к математике, математических способностей;
формирование знаний и умений, необходимых для изучения курса математики 7 – 9 классов, смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Задачи:
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, необходимых для продолжения образования;
формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей математики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
К важнейшим результатам обучения математике в 6 классе при преподавании по относятся следующие:
в личностном направлении:
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
в метапредметном направлении:
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
в предметном направлении:
Выпускник научится в 6 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
задавать множества перечислением их элементов;
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать результаты вычислений при решении практических задач; ыполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку).
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями: окружность и круг, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длины окружности, с помощью инструментов для измерений длин;
вычислять площади круга.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади круга; выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Выпускник получит возможность научиться в 6 классе (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях) Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:распознавать логически некорректные высказывания; строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада;.
оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы даны;,
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат; выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс
Делимость чисел
Делители и кратные. Признаки делимости на 2. 5.10. 3,9, 11. Простые и составные числа. Нахождение НОД. Взаимно простые числа, нахождение НОК.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Арифметические действия с дробями, смешанными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Решение текстовых задач арифметическим способом. Нахождение части целого и целого по его части.
Умножение и деление обыкновенных дробей
Умножение дробей, нахождение дроби от числа, применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа, деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Отношения и пропорции
Отношения. Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление в данном отношении. Пропорции, свойство пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Положительные и отрицательные числа
Изображение чисел точками на координатной прямой. Противоположные числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами, свойства арифметических действий.
Сложение и вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Сложение чисел с помощью координатной прямой, сложение, вычитание, умножение, деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Решение уравнений
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Буквенные выражения и числовые подстановки. Формулы. Формулы длины окружности и площади круга. Уравнение. Корень уравнения. Составление уравнения по условию текстовой задачи.
Координаты на плоскости
Перпендикулярные прямые, параллельные прямые. Примеры использования координат в реальной практике. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости. Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Центральная симметрия. Построение фигуры, симметричной данной относительно прямой и относительно точки. Симметрия в окружающем мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА 6 класс (базовый уровень)
5 часов в неделю (170 часов)
№ урока | Наименование раздела и тем | Кол-во часов |
| §1. Делимость чисел | 20 |
1-3 | Делители и кратные | 3 |
4-6 | Признаки делимости на 10, на 5, на 2 | 3 |
7-8 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 2 |
9-10 | Простые и составные числа | 2 |
11-12 | Разложение на простые множители | 2 |
13-15 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 3 |
16-19 | Наименьшее общее кратное | 4 |
20 | Контрольная работа № 1 | 1 |
| §2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 |
21-22 | Основное свойство дроби | 2 |
23-25 | Сокращение дробей | 3 |
26-28 | Приведение дробей к общему знаменателю | 3 |
29-34 | Сравнение. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 6 |
35 | Контрольная работа № 2 | 1 |
36-41 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 6 |
42 | Контрольная работа № 3 | 1 |
| §3. Умножение и деление обыкновенных дробей | 32 |
43-47 | Умножение дробей | 5 |
48-51 | Нахождение дроби от числа | 4 |
52-56 | Применение распределительного свойства умножения | 5 |
57 | Контрольная работа № 4 | 1 |
58-59 | Взаимно обратные числа | 2 |
60-64 | Деление | 5 |
65 | Контрольная работа № 5 | 1 |
66-70 | Нахождение числа по его дроби | 5 |
71-73 | Дробные выражения | 3 |
74 | Контрольная работа № 6 | 1 |
| § 4. Отношения и пропорции | 19 |
75-79 | Отношения | 5 |
80-82 | Пропорции | 3 |
83-85 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 3 |
86 | Контрольная работа № 7 | 1 |
87-88 | Масштаб | 2 |
89-90 | Длина окружности и площадь круга | 2 |
91-92 | Шар | 2 |
93 | Контрольная работа № 8 | 1 |
| §5. Положительные и отрицательные числа | 13 |
94-96 | Координаты на прямой | 3 |
97-98 | Противоположные числа | 2 |
99-100 | Модуль числа | 2 |
101-103 | Сравнение чисел | 3 |
104-105 | Изменение величин | 2 |
106 | Контрольная работа № 9 | 1 |
| §6.Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 |
107-108 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | 2 |
109-110 | Сложение отрицательных чисел | 2 |
111-113 | Сложение чисел с разными знаками | 3 |
114-116 | Вычитание | 3 |
117 | Контрольная работа № 10 | 1 |
| §7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 |
118-120 | Умножение | 3 |
121-123 | Деление | 3 |
124-125 | Рациональные числа | 2 |
126 | Контрольная работа № 11 | 1 |
127-129 | Свойства действий с рациональными числами | 3 |
| §8. Решение уравнений | 15 |
130-132 | Раскрытие скобок | 3 |
133-134 | Коэффициент | 2 |
135-138 | Подобные слагаемые | 4 |
139 | Контрольная работа № 12 | 1 |
140-143 | Решение уравнений | 4 |
144 | Контрольная работа № 13 | 1 |
| §9.Координаты на плоскости | 13 |
145-146 | Перпендикулярные прямые | 2 |
147-148 | Параллельные прямые | 2 |
149-151 | Координатная прямая | 3 |
152-153 | Столбчатые диаграммы | 2 |
154-156 | Графики | 3 |
157 | Контрольная работа № 14 | 1 |
158-170 | ПОВТОРЕНИЕ | 13 |
Итоговая контрольная работа (№12) | 1 |