МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
«Принято» на заседании педагогического совета протокол № от « » 2018г. | «Утверждено» Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Математика
Предметная область «Математика»
(175 часов)
6 класс
Составитель:Мамаева Галина Арсентьевна , учитель математики , в к/к
с.Завьялово 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 112 с.)
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану в 5 классе основной школы 5 ч в неделю, всего 5ч*35 нед.=175 часов, в т.ч. 12 контрольных работ.
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 6 КЛАССА
Арифметика. Натуральные числа
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Рациональные числа
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Геометрические фигуры.
Окружность и круг. Длина окружности.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитии
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
Результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
понимание причин успеха в учебе;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
выполнять действия в устной форме;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
строить небольшие математические сообщения в устной форме;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
корректно формулировать свою точку зрения;
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
Делимость чисел
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия делитель, кратное, простое число, составное число, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное;
признаки делимости на 2, 3, 4, 9, 10;
алгоритм разложение числа на простые множители;
алгоритм нахождения НОД и НОК двух чисел.
Учащиеся должны уметь:
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Учащиеся должны знать/понимать:
основное свойство дроби;
правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю;
правила сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Учащиеся должны уметь:
преобразовывать дроби;
приводить дроби к наименьшему общему знаменателю;
сравнивать дроби с разными знаменателями;
выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, смешанных чисел.
Умножение и деление обыкновенных дробей
Учащиеся должны знать/понимать:
правила умножения и деления дробей и смешанных чисел;
правила нахождения дроби от числа, процента от числа;
правило нахождения числа по его дроби.
Учащиеся должны уметь:
Отношения и пропорции.
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия отношение двух чисел, пропорция, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины; масштаб; шар, радиус шара, диаметр шара, сфера;
основное свойство пропорции;
формулы длины окружности и площади круга.
Учащиеся должны уметь:
читать и записывать пропорции;
применять основное свойство пропорции;
решать задачи с помощью пропорций;
различать прямую и обратную пропорциональности;
определять масштаб карты и находить расстояние на местности;
находить длину окружности и площадь круга.
Положительные и отрицательные числа
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия положительные числа, отрицательные числа, координата точки, противоположные числа, целые числа; модуль числа;
правила сравнения двух чисел.
Учащиеся должны уметь:
определять координаты точек и изображать числа точками на координатной прямой;
находить число, противоположное данному;
находить модуль числа;
сравнивать числа с помощью координатной прямой и с помощью модулей;
определять новое значение величины при его увеличении и уменьшении.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Учащиеся должны знать/понимать:
правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел;
понятие рациональные числа;
свойства действий с рациональными числами.
Учащиеся должны уметь:
Решение уравнений
Учащиеся должны знать/понимать:
способы преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых;
понятие линейное уравнение;
правила решения уравнений.
Учащиеся должны уметь:
Координаты на плоскости
Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
распознавать и строить перпендикулярные и параллельные прямые;
определять координаты точки на плоскости и отмечать на координатной плоскости точки с заданными координатами;
строить и читать столбчатые диаграммы, графики.
Тематическое планирование |
Номер параграфа | Номер урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
Глава 1.Делимость натуральных чисел (17 ч) |
1 | 1-2 | Делители и кратные | 2 |
2 | 3-5 | Признаки делимости на 10,на 5 и на 2 | 3 |
3 | 6-8 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 |
4 | 9 | Простые и составные числа | 1 |
5 | 10-12 | Наибольший общий делитель | 3 |
6 | 13-15 | Наименьшее общее кратное | 3 |
| 16 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| 17 | Контрольная работа №1 | 1 |
Глава 2. Обыкновенные дроби (38 ч) |
7 | 18-19 | Основное свойство дроби | 2 |
8 | 20-22 | Сокращение дробей | 3 |
9 | 23-25 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 3 |
10 | 26-30 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 5 |
| 31 | Контрольная работа №2 | 1 |
11 | 32-36 | Умножение дробей | 5 |
12 | 37-39 | Нахождение дроби от числа | 3 |
| 40 | Контрольная работа №3 | 1 |
13 | 41 | Взаимно обратные числа | 1 |
14 | 42-46 | Деление дробей | 5 |
15 | 47-49 | Нахождение числа по заданному значению его дроби | 3 |
16 | 50 | Преобразование обыкновенной дроби в десятичную | 1 |
17 | 51 | Бесконечные периодические дроби | 1 |
18 | 52-53 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 |
| 54 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| 55 | Контрольная работа №4 | 1 |
Глава 3. Отношения и пропорции (28ч) |
19 | 56-57 | Отношения | 2 |
20 | 58-61 | Пропорции | 4 |
21 | 62-64 | Процентное отношение двух чисел | 3 |
| 65 | Контрольная работа №5 | 1 |
22 | 66-67 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 |
23 | 68-69 | Деление числа в данном отношении | 2 |
24 | 70-71 | Окружность и круг | 2 |
25 | 72-74 | Длина окружности .Площадь круга | 3 |
26 | 75 | Цилиндр, конус ,шар | 1 |
27 | 76-77 | Диаграммы | 2 |
28 | 78-80 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 |
| 81-82 | Повторение и систематизация изучаемого материала | 2 |
| 83 | Контрольная работа №6 | 1 |
Глава 4.Рациональные числа и действия над ними (70 ч) |
29 | 84-85 | Положительные и отрицательные числа | 2 |
30 | 86-88 | Координатная прямая | 3 |
31 | 89-90 | Целые числа. Рациональные числа | 2 |
32 | 91-93 | Модуль числа | 3 |
33 | 94-97 | Сравнение чисел | 4 |
| 98 | Контрольная работа №7 | 1 |
34 | 99-102 | Сложение рациональных чисел | 4 |
35 | 103-104 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 |
36 | 105-109 | Вычитание рациональных чисел | 5 |
| 110 | Контрольная работа №8 | 1 |
37 | 111-114 | Умножение рациональных чисел | 4 |
38 | 115-117 | Переместительное и сочетательное свойство умножения рациональных чисел. Коэффициент | 3 |
39 | 118-122 | Распределительное свойство умножения | 5 |
40 | 123-126 | Деление рациональных чисел | 4 |
| 127 | Контрольная работа №9 | 1 |
41 | 128-131 | Решение уравнений | 4 |
42 | 132-136 | Решение задач с помощью уравнений | 5 |
| 137 | Контрольная работа №10 | 1 |
43 | 138-140 | Перпендикулярные прямые | 3 |
44 | 141-143 | Осевая и центральная симметрии | 3 |
45 | 144-145 | Параллельные прямые | 2 |
46 | 146-148 | Координатная плоскость | 3 |
47 | 149-150 | Графики | 2 |
| 151-152 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
| 153 | Контрольная работа №11 | 1 |
Повторение и систематизация учебного материала (22 ч) |
| 154-174 | Повторение и систематизация учебного материала 6 класса | 21 |
| 175 | Контрольная работа №12 | 1 |
Лист внесения изменений
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
13