Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лопандинская средняя общеобразовательная школа
Комаричского района
Обсуждена и согласована на заседании МО начальных классов протокол №________ от_____________2018 г Руководитель МО________ Клокова Е. А. | Проверила зам.директора по УВР________________ Терентьева О.Е. «_____»__________2018 г | Утверждена директором МБОУ Лопандинской СОШ __________М.И. Крестенков Приказ №_____ от «_____»_________2018 г |
Рабочая программа учебного курса
по математике
4 класс
Предметная линия учебников
Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В, Волковой С.И., Степановой С.В.
Составитель: учитель
начальных классов
________________
Н. М. Кутурова
Лопандино – 2018
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
-В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между разрядами;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления, в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1 000;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие
записи и другие модели);
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на
основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a · x = b; a : x = b; x : a = b;
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонентов
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000. (14 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Их порядок при решении выражений из двух-четырех действий. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. (112 ч.)
Нумерация (12 ч)
Новая счетная единица - 1000.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10,100,1000 раз.
Практическая работа: угол. Построение углов различных видов.
Величины (11 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Их соотношение.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Их соотношение.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Их соотношение.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Их соотношение. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Сложение и вычитание (10 ч.) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79; 729 - х = 217; х - 137 = 500 - 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (75 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 + 120; х - 18 = 270 - 50; 360: х = 630 : 7 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни; умножение и деление на 10,100,1000.
Письменное умножение и деление на однозначные и двузначные числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скоростью, временем, расстоянием; массой одного предмета, количеством предметов, массой всех предметов и др.).
Практическая работа: построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
• вычисление значений числовых выражений в два-четыре действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
• решение задач в одно действие, раскрывающих:
- смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действии;
- отношения "больше", "меньше", "равно";
- взаимосвязь величин;
• решение задач в два-четыре действия;
• решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из двух-трех частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
"Итоговое повторение" (10ч) .Резерв (4ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование
по математике
Класс 4
Учитель: Кутурова Н.М.
Количество часов по учебному плану:
всего: 136 часов; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных работ 11
Планирование составлено на основе:
-ФГОС
-Основной образовательной программы МБОУ Лопандинской СОШ
- Учебного плана МБОУ Лопандинской СОШ
- Авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. Рабочие программы
Предметная линия учебников системы «Школа России» Моро М. И., Бантовой М. А. Бельтюковой Г. В., Волковой С. И., Степановой С. В. Математика.1 - 4 классов, М.: Просвещение.
Учебник: Моро М. И., Бантова М. А.,Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение. 2012 год
№ | Тема урока | Кол-во час. | Дата |
План. | Факт. |
Числа от 1 до 1000 (14 ч.) |
1 | Повторение. Нумерация чисел | 1 | | |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. Входная контрольная работа | 1 | | |
5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. | 1 | | |
6 | Свойства умножения | 1 | | |
7 | Алгоритм письменного деления | 1 | | |
8 | Приёмы письменного деления | 1 | | |
9 | Приёмы письменного деления | 1 | | |
10 | Приёмы письменного деления | 1 | | |
11 | Диаграммы | 1 | | |
12 | Что узнали. Чему научились | 1 | | |
13 | Что узнали. Чему научились | 1 | | |
14 | Странички для любознательных | 1 | | |
Числа, которые больше 1000 (12 ч.) |
15 | Класс единиц и класс тысяч | 1 | | |
16 | Чтение многозначных чисел | 1 | | |
17 | Запись многозначных чисел | 1 | | |
18 | Разрядные слагаемые | 1 | | |
19 | Сравнение чисел | 1 | | |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | | |
21 | Закрепление изученного | 1 | | |
22 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 | | |
23 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
24 | Наши проекты. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
25 | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1 | | |
26 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 1 | | |
Величины (11 ч.) |
27 | Единицы длины. Километр | 1 | | |
28 | Единицы длины. Закрепление изученного | 1 | | |
29 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 | | |
30 | Таблица единиц площади | 1 | | |
31 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | | |
32 | Единицы массы. Тонна, центнер. | 1 | | |
33 | Единицы времени. Определение времени по часам | 1 | | |
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда | 1 | | |
35 | Век. Таблица единиц времени | 1 | | |
36 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
37 | Контрольная работа по теме «Величины» | 1 | | |
Сложение и вычитание (10 ч.) |
38 | Анализ контрольной работы. Устные и письменные приёмы вычислений | 1 | | |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 | | |
41 | Нахождение нескольких долей целого | 1 | | |
42 | Решение задач | 1 | | |
43 | Сложение и вычитание величин | 1 | | |
44 | Решение задач | 1 | | |
45 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
46 | Странички для любознательных. Задачи-расчёты Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
47 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | |
Умножение и деление (75 ч.) |
48 | Анализ контрольной работы. Свойства умножения | 1 | | |
49 | Письменные приёмы умножения | 1 | | |
50 | Письменные приёмы умножения | 1 | | |
51 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями | 1 | | |
52 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного произведения | 1 | | |
53 | Деление с числами 0 и 1 | 1 | | |
54 | Письменные приёмы деления | 1 | | |
55 | Письменные приёмы деления | 1 | | |
56 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 1 | | |
57 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | | |
58 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | |
59 | Анализ контрольной работы. Письменные приёмы деления. Решение задач | 1 | | |
60 | Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
61 | Умножение и деление на однозначное число | 1 | | |
62 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | | |
63 | Решение задач на движение | 1 | | |
64 | Решение задач на движение | 1 | | |
65 | Решение задач на движение | 1 | | |
66 | Странички для любознательных. Проверочная работа | 1 | | |
67 | Умножение числа на произведение | 1 | | |
68 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
69 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
70 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
71 | Решение задач | 1 | | |
72 | Перестановка и группировка множителей | 1 | | |
73 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
74 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
75 | Закрепление изученного | 1 | | |
76 | Деление числа на произведение | 1 | | |
77 | Деление числа на произведение | 1 | | |
78 | Деление числа на произведение | 1 | | |
79 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | | |
80 | Решение задач | 1 | | |
81 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
82 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
83 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
85 | Решение задач | 1 | | |
86 | Закрепление изученного | 1 | | |
87 | Что узнали. Чему научились. Наши проекты | 1 | | |
88 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | | |
89 | Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму | 1 | | |
90 | Умножение числа на сумму | 1 | | |
91 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | | |
92 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | | |
93 | Решение задач | 1 | | |
94 | Решение задач | 1 | | |
95 | Письменное умножение на трёхзначное число | 1 | | |
96 | Письменное умножение на трёхзначное число | 1 | | |
97 | Закрепление изученного | 1 | | |
98 | Закрепление изученного | 1 | | |
99 | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число» | 1 | | |
100 | Что узнали. Чему научились. Анализ контрольной работы. | 1 | | |
101 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
102 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 | | |
103 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 | | |
104 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
105 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
106 | Закрепление изученного | 1 | | |
107 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | | |
108 | Закрепление изученного | 1 | | |
109 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | 1 | | |
110 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | | |
111 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | | |
112 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1 | | |
113 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трёхзначное число | 1 | | |
114 | Письменное деление на трёхзначное число | 1 | | |
115 | Письменное деление на трёхзначное число | 1 | | |
116 | Закрепление изученного | 1 | | |
117 | Деление с остатком | 1 | | |
118 | Деление на трёхзначное число. Закрепление | 1 | | |
119 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
120 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
121 | Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число» | 1 | | |
122 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Итоговое повторение (14 ч.) |
123 | Нумерация | 1 | | |
124 | Выражения и уравнения | 1 | | |
125 | Арифметические действия: сложение и вычитание | 1 | | |
126 | Арифметические действия: умножение и деление | 1 | | |
127 | Правила о порядке выполнения действий | 1 | | |
128 | Величины | 1 | | |
129 | Геометрические фигуры | 1 | | |
130 | Задачи | 1 | | |
131 | Контрольная работа за 4 класс | 1 | | |
132 | Обобщающий урок «В поисках клада» | 1 | | |
133 | Резерв | 1 | | |
134 | Резерв | 1 | | |
135 | Резерв | 1 | | |
136 | Резерв | 1 | | |