Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №53 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ№53»
от_______________ ____________________ ________
Протокол №_______ «______» ________2019__г. «____» __________2019___г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса «Математика 5»
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 5 классе
по учебнику Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс , издательство «Вентана-Граф»,г.Москва,2020
5а, 5г класс
2019-2020 учебный год
Учитель Солдаткина В.В.
г. Чебоксары, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе авторской программы по математике под редакцией Жохова В.И. составленной на основе ФГОС к УМК «Математика» для 5 классов, авторы Е.В.Бурцко, А.Г. Мерзляк ( Издательский центр «Вентана – Граф»,2019
Учебник: Математика, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений А.Г. Мерзляк ( Издательский центр «Вентана – Граф»,2020
.
Учебники содержит разнообразные упражнения к каждому параграфу. Среди них: задания, связанные с закреплением изученного материала, задачи повышенной трудности, занимательные и развивающие упражнения, некоторые упражнения из учебника с пояснениями, иллюстрациями, образцами выполнения заданий, помогающими учащимся лучше понять их содержание. Состоит в федеральном перечне. Рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.
В состав УМК входят различные пособия для учащихся и учителей: контрольные работы, математические диктанты, математический тренажер, методические рекомендации для учителя, которые обеспечивают преемственность курсов математики в начальной школе и курсов алгебры в последующих классах для большинства программ, позволяют проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов алгебры и геометрии (в том числе стереометрии) в старших классах, а также смежных дисциплин — физики, химии и др.
Нормативно-правовые документы
1) Закон РФ «Об образовании»
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2018/2019 учебный год
Учебный план МБОУ «СОШ № 53» г. Чебоксары на 2019 – 2020 учебный год.
Изучение математики в 5 классах направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, интереса к математическому творчеству и математических способностей, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
в метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создания фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Место математики в учебном плане основной школы
Данная программа предназначена для 5 классов общеобразовательных школ. Она рассчитана на 170 часов: 5 часов в неделю (170 часов).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 уровень
5 класс
Учащиеся должны уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
решать линейные уравнения и текстовые задачи при помощи них;
изображать числа точками на координатной прямой;
строить геометрические фигуры и измерять геометрические величины.
Натуральные числа и шкалы
Знать и понимать:
Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
Измерительные инструменты.
Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
Уметь:
Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
Составлять числа из различных единиц.
Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
Выражать длину (массу) в различных единицах.
Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
Читать и записывать неравенства, двойные неравенства. (Владеть способами познавательной деятельности).
Сложение и вычитание натуральных чисел
Знать:
Понятия действий сложения и вычитания.
Компоненты сложения и вычитания.
Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
Понятие периметра многоугольника.
Алгоритм арифметических действий над многозначными числами.
Уметь:
Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
Раскладывать число по разрядам и наоборот
Умножение и деление натуральных чисел
Знать и понимать:
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
Понятия программы вычислений и команды.
Таблицу умножения.
Понятия действий умножения и деления.
Компоненты умножения и деления.
Свойства умножения и деления натуральных чисел.
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
Деление с остатком, неполное частное, остаток.
Понятия квадрата и куба числа.
Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
Уметь:
Заменять действие умножения сложением и наоборот.
Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
Умножать и делить многозначные числа столбиком.
Выполнять деление с остатком.
Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
Вычислять квадраты и кубы чисел.
Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
Площади и объемы
Знать и понимать:
Понятие формулы.
Формулу пути (скорости, времени)
Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
Измерения прямоугольного параллелепипеда.
Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
Равные фигуры. Свойства
равных фигур.
Единицы измерения площадей и объемов.
Уметь:
Читать и записывать формулы.
Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,
квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
Решать задачи, используя свойства равных фигур.
Обыкновенные дроби
Уметь:
Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
Понятия правильной и неправильной дроби.
Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
Читать и записывать обыкновенные дроби.
Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
дробей.
Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
Выделять целую часть из неправильной дроби.
Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Знать и понимать:
Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
Правило сравнения десятичных дробей.
Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
Правило сложения и вычитания десятичных дробей .
Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
(с избытком).
Понятие округления числа.
Правило округления чисел,
десятичных дробей до заданных разрядов.
Уметь:
Иметь представление о десятичных разрядах.
Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
Изображать десятичные дроби
на координатном луче.
Складывать и вычитать десятичные дроби.
Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.
Умножение и деление десятичных дробей
Знать и понимать:
Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
Свойства умножения и деления десятичных дробей.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.
Уметь:
Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.
Инструменты для вычислений и измерений
Знать и понимать:
Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
Основные виды задач на проценты.
Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий
«угол».
Свойство углов треугольника.
Измерительные инструменты.
Понятие биссектрисы угла.
Алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
отдельных арифметических действий с
натуральными числами и десятичными дробями.
Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
Вычислять проценты с помощью калькулятора.
Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
2 уровень
Изучение математики в 5 классах дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлял этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
владеть базовым понятийным аппаратом:
развитие представлений о числе;
овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
усвоение на наглядном уровне знания о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения и использования геометрического языка для описания предметов окружающего мира;
овладеть практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающих умение:
выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления;
научиться решать текстовые задачи арифметическим способом, составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
составлять алгебраические модели реальных ситуаций, решать простейшие линейные уравнения;
иметь представление о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах, уметь составлять и решать пропорции;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
приобрести опыт измерения длин отрезков, длины окружности, величин углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур, пути для вычисления значений неизвестной величины;
выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи;
уметь проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
уметь использовать буквы для записи общих утверждений, формул, выражений, уметь выполнять простейшие тождественные преобразования;
выполнять алгебраические преобразования для упрощения простейших буквенных выражений;
познакомиться с идеей координат на прямой и на плоскости; уметь выполнять стандартные процедуры на координатной плоскости;
иметь представление о достоверных, возможных, случайных событиях, о вероятности событий, уметь решать простейшие комбинаторные задачи.
2) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
5 КЛАСС
(5 часов в неделю, всего 170 часа)
Плановых контрольных работ – 10.
Содержание курса математики 5 класса
1. Натуральные числа и шкалы (15 ч)
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Учащиеся знакомятся с десятичной позиционной системой счисления и на примере римских цифр с непозиционной системой счисления.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Вводится понятие двойного неравенства. Продолжается изучение единиц измерения длины, времени, скорости, массы.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче, определить по координатам расположение точек относительно друг друга (правее-левее).
В этой же теме можно познакомить учащихся решением ряда простейших комбинаторных задач.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (34 ч)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение (выражения с переменными) и его числовое значение. Решение линейных уравнений, корень уравнения.
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). Учащиеся должны понимать, что решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
3. Умножение и деление натуральных чисел (22 ч)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа. Квадрат и куб числа. Степень с натуральным показателем. Решение текстовых задач.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел, порядок выполнения действий, использование скобок, прикидки и оценки результатов вычислений. Вводятся понятия квадрата и куба числа, степени числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», «что больше на... (в...)», «что меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
4. Площади и объемы (10 ч)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей и объема.
Основная цель – расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами, определяющими зависимость между величинами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи. Можно познакомить учащихся с понятием факториала.
5. Обыкновенные дроби (20 ч)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Нахождение части от целого и целого по его части. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч)
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие – «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7.Умножение и деление десятичных дробей (21 ч)
Умножение и деление десятичных дробей. Представление обыкновенной дроби в виде десятичной. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (12 ч)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: нахождение процента от величины, величины по ее проценту, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы, что пригодится при изучении геометрии.
Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах, журналах и интернете.
Повторение. Решение задач (14 ч)
Содержание математического образования в 5 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать информацию, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Математика» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии слияниями развития средствами предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:
независимость мышления;
воля и настойчивость в достижении цели;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Планируемые результаты обучения математике в 5 классе
Арифметика.
По окончании изучения курса учащийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
Учащийся получит возможность:
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения.
По окончании изучения курса учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями;
решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
развить представления о буквенных выражениях;
овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.
По окончании изучения курса учащийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
строить углы, определять их градусную меру;
распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности.
Комбинаторные задачи.
По окончании изучения курса учащийся научится:
Учащийся получит возможность:
Содержание курса математики 5 класса
Арифметика
Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.
Координатный луч. Шкала.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби .Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
Уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры.
Измерения геометрических величин
Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников
Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль.
Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план 5 класс
| Тема | Количество часов | Контрольные работы | Дата проведения |
1. | Натуральные числа | 20 | 1 | |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 | 2 | |
3. | Умножение и деление натуральных чисел | 37 | 2 | |
5. | Обыкновенные дроби | 18 | 1 | |
6. | Десятичные дроби. | 48 | 3 | |
7. | Повторение. Резерв времени | 14 | 1 | |
| всего | 170 | 10 | |
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 5 класс
(по учебнику Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс - 5 часов в неделю. Всего 170 часов)
№п/п | Наименование темы | | Виды и формы контроля | дата |
план | факт |
Глава 1. Натуральные числа. (20 часов) | | | | |
1-2 | Ряд натуральных чисел. Запись натуральных чисел. | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
3-5 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Решение задач. Математический диктант (10 мин). | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
6-9 | Отрезок. Длина отрезка. Построение и измерение отрезков. Ломаная. Практическая работа (15 мин). | 4 | СП, ВП, УО | | |
| |
10-12 | Плоскость. Прямая. Луч. Построение и обозначение прямых и лучей. Решение задач. Практическая работа (15 мин). | 3 | СП, ВП, УО Т, | | |
| |
| |
13-15 | Шкала. Координатный луч. Решение задач. Самостоятельная работа (20 мин). | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
16-18 | Сравнение натуральных чисел. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
19 | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа» (40 мин). | 1 | КР | | |
20 | Работа над ошибками. | 1 | | | |
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел. (33 часа) |
21-24 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Упрощение выражений. Решение задач. Тест (15 мин). | 4 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
25-29 | Вычитание натуральных чисел. Вычитание суммы двух слагаемых из числа. Вычитание числа из суммы двух слагаемых. Решение задач. Самостоятельная работа (35 мин). | 5 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
30-32 | Числовые и буквенные выражения. Формулы. Подготовка к контрольной работе. | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
33 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» (45 мин). | 1 | КР | | |
34-36 | Работа над ошибками. Уравнение. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Решение уравнений. Самостоятельная работа (20 мин). | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
37-38 | Угол. Обозначение углов. Построение и обозначение углов. | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
39-43 | Виды углов. Транспортир. Измерение углов. Построение и измерение углов. Биссектриса угла. Практическая работа | 5 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
44-45 | Многоугольники. Равные фигуры. Построение многоугольников. | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
46-48 | Треугольник, его виды (классификация по углам). Классификация треугольников по количеству равных сторон. Построение треугольников. | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
49-51 | Прямоугольник и квадрат. Ось симметрии фигуры. Нахождение периметра квадрата, прямоугольника. Самостоятельная работа (30 мин) | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
52 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
53 | Контрольная работа № 3 по теме «Уравнение. Угол. Многоугольники» | 1 | КР | | |
Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел. (37 часов) |
54-57 | Работа над ошибками. Умножение. Переместительное свойство умножения. Вычисление значений выражений. Решение текстовых задач. | 4 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
58-60 | Сочетательное и распределительное свойства умножения. Упрощение выражений. Нахождение значений выражений наиболее удобным способом. Самост. работа (30 мин). | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
61-67 | Деление. Деление многозначных чисел. Решение уравнений. Нахождение значений выражений. Решение текстовых задач. Решение задач на движение. Решение задач. Самостоятельная работа (30 мин). | 7 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
68-70 | Деление с остатком. Нахождение остатка от деления. Решение текстовых задач. | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
71-72 | Степень числа. Подготовка к контрольной работе. | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
73 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» (45 мин). | 1 | КР | | |
74-77 | Работа над ошибками. Площадь. Площадь прямоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Практическая работа по теме «Площадь прямоугольника» (30 мин). | 4 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
78-80 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Решение задач по теме «Прямоугольный параллелепипед». | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
81-84 | Объём прямоугольного параллелепипеда. Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. Решение задач. Вычисление объемов фигур. Решение задач. Самостоятельная работа (35 мин). | 4 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
85-89 | Комбинаторные задачи. Решение комбинаторных задач. Подготовка к контрольной работе. | 5 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
90 | Контрольная работа № 5 «Площади и объемы» (45 мин) | 1 | КР | | |
Глава 4 Обыкновенные дроби . (18 часов) |
91-95 | Работа над ошибками Понятие обыкновенной дроби. Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части. Решение текстовых задач. Решение задач. Тест (20 мин). | 5 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
| |
96-98 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
99-100 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач и уравнений. | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
101 | Дроби и деление натуральных чисел. | 1 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
102-107 | Смешанные числа. Выделение из неправильной дроби целой части. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Нахождение значений выражений. Решение задач. Самостоятельная работа (35 мин). Подготовка к контрольной работе. | 6 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
108 | Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби» (45 мин). | 1 | КР | | |
Глава 5. Десятичные дроби. (48 часов) |
109-112 | Представление о десятичных дробях. Запись десятичных дробей. Решение задач по теме «Десятичные дроби». | 4 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
113-115 | Сравнение десятичных дробей. Решение задач по теме «Сравнение десятичных дробей» | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
116-118 | Округление чисел. Прикидки. Решение текстовых задач. Тест (15 мин). | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
119-124 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение уравнений. Решение текстовых задач на движение. Решение текстовых задач. Самостоятельная работа (35 мин). Подготовка к контрольной работе. | 6 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
| |
| |
125 | Контрольная работа № 7 «Сложение и вычитание десятичных дробей» (45 мин). | 1 | КР | | |
126-132 | Умножение десятичных дробей. Умножение десятичных дробей на 10, 100 и т.д, 0,1, 0,01 и т.д. Упрощение выражений. Нахождение значений выражений. Тест (20 мин). Решение текстовых задач. Решение задач по теме «Умножение десятичных дробей». Самостоятельная работа (30 мин). | 7 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
133 134 135 136 137 138 139 140 141 | Деление десятичных дробей. Деление десятичных дробей на 10, 100 и т.д, 0,1, 0,01 и т.д. Решение задач по теме «Деление десятичных дробей». Решение уравнений. Решение уравнений. Тест (25 мин). Решение текстовых задач. Решение текстовых задач на движение. Самостоятельная работа (35 мин). Подготовка к контрольной работе. | 9 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
142 | Контрольная работа № 8 «Умножение и деление десятичных дробей» (45 мин). | 1 | КР | | |
143 144 145 | Работа над ошибками. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Решение текстовых задач. Тест (15 мин). | 3 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
146 147 148 149 | Проценты. Нахождение процентов от числа. Решение текстовых задач на проценты. Стандартные способы решения задач на проценты. Нестандартные способы решения задач на проценты. Самостоятельная работа (35 мин). | 4 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
| |
150 151 152 153 | Нахождение числа по его процентам. Решение текстовых задач на проценты. Стандартные способы решения задач на проценты. Нестандартные способы решения задач на проценты. Самостоятельная работа (35 мин). | 4 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
| |
| |
| |
154 155 | Решение задач по теме «Проценты». Подготовка к контрольной работе. | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
156 | Контрольная работа № 9 «Среднее арифметическое. Проценты» (45 мин). | 1 | КР | | |
Повторение и систематизация учебного материала. (14 часов) |
157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 | Повторение. Решение примеров на все действия. Повторение. Упрощение выражений. Повторение. Решение уравнений. Повторение. Решение уравнений. Повторение. Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части. Повторение. Решение текстовых задач. Повторение. Решение задач на движение. Повторение. Решение задач на проценты. Повторение. Решение геометрических задач. Подготовка к контрольной работе. | 10 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | | |
| |
167 | Итоговая контрольная работа № 10 | 1 | КР | | |
168-170 | Резерв | 3 | | | |
Оценка предметных результатов
1) Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010.
А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Математика:5класс:учебникю-М:Вентана-Граф,2020
Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, СКИПКРО, 1996.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999.
Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания
предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201
Контрольные работы «Математика» 5, 6 классы. Авторы: Жохов В.И., Крайнева Л.Б.
Математические диктанты 5, 6 классы. Авторы: Жохов В.И., Митяева И.М.
Математический тренажер 5, 6 классы. Авторы: Жохов В.И., Погодин В.Н.
Математика: дидактические материалы: 5 класс: пособие для учащихся — А.Г.Мерзляк, В.Б. Полнский,Е.М. Рабинович,М.С.Якир
Для обучающихся:
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учрежденпособие для учаий – М.: Дрофа, 2010.
А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Математика:5класс:учебникю-М:Вентана-Граф,2020
Шарыгин, И.Ф. и др. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
Контрольные и самостоятельные работы по математике. А.П. Ершов, В.В. Головобордько издательство «Илекса».
Математика: дидактические материалы: 5 класс: пособие для учащихся — А.Г.Мерзляк, В.Б. Полнский,Е.М. Рабинович,М.С.Якир
1