СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для учащихся 8 классов «Математика вокруг нас»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного курса предназначена для факультативных занятий по математике с учащимися 8-х классов, в ходе которой систематизируются, обобщаются и углубляются знания полученные на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для учащихся 8 классов «Математика вокруг нас»»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»



Рассмотрена и рекомендована Утверждено приказом

на утверждение МС школы директора МАОУ «СОШ № 30». Протокол № 1 от Приказ № 452 -од от

«30» августа 2017г. « 29 » августа 2017 г.









Рабочая программа по математике

для учащихся 8 классов

«Математика вокруг нас»







Учитель: Золотова О.А.



















2017-2018учебный год


.Пояснительная записка.


Программа учебного курса «Математика вокруг нас» предназначена для учащихся 8 класса.

Цель курса:

Формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 8 класса; формирование опыта творческой деятельности; развитие мышления и математических способностей школьников.

Задачи курса:

  • систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках математики 8 класса;

  • развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;

  • формирование процессуальных черт их творческой деятельности;

  • продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;

  • развитие логического мышления и интуиции учащихся;

  • расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.


Нормативно-правовая база.

Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана программа:

  1. Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

  2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. №164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. 2643, и от 24.01.2012г. №39;

  3. Приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями от 30.08.2010, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889;

  4. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г. № 1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

  5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 30.Приказ №403 -од от 12 ноября 2012.

  6. Правила оказания платных образовательных услуг ( Постановление № 706 Правительства от 15.08.2013 г.)





Сведения о программе:

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по математике, на основе примерной программы по предмету «Математика», утвержденной Министерством образования РФ. В системе школьного образования учебный предмет «Математика вокруг нас» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.Обоснование выбора :

Актуальность программы состоит в том, что она поддерживает и расширяет содержание учебника, не повторяя его.Данный курс дополнительного математического образования строится на основе содержания программного учебного материала 8 класса. Он призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся. Содержание и технология его усвоения направлены на формирование математической культуры школьника

Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного курса предоставляет большие возможности для решения данной задачи.

Информация о внесенных изменениях. В связи стем, что

Место и роль предмета в подготовке обучающихся

Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В конце изучения каждой темы отведено время на решение типовых заданий из ГИА.

Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Программа мобильна, т. е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме (так как многие задания предназначены на отработку навыков по одному типу задач) при установлении степени достижения результатов. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.

Программа может быть эффективно использована в 8 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

В процессе проведения занятий следует продумать систему работы, направленную на формирование таких специальных умений и навыков по данному предмету, которые отвечают таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность.

Важно в процессе работы данного курса продолжать работу по формированию у учащихся способности к использованию основных эвристических приемов по поиску решений нестандартных задач.

Углубление и расширение изученного учебного материала на уроках математики осуществляется посредством подбора задач и методических приемов по таким направлениям, как установление связей между понятиями, построение отрицания определений, установление логической связи между математическими предложениями, графические представления.

Важным средством углубления программного учебного материала является целенаправленная работа учителя по формированию математической культуры школьника. Основными ее компонентами являются: положительная мотивация к математической деятельности; система полноценных знаний, умений и навыков; алгоритмическая, вычислительная, графическая, логическая культура; культура мышления и речи; культура поиска математических решений.

Методика работы на дополнительных занятиях отличается от методики работы на уроке. Эти отличия заключаются в следующем:

  • особое внимание уделяется формированию приемов мыслительной деятельности (наблюдение и сравнение, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, отыскание и применение аналогий, построение гипотез и планирование действий и др.);

  • в учебной деятельности большое место отводится общим и частным рассуждениям;

  • систематически проводится работа по выработке умения применять эвристические приемы в различных сочетаниях;

  • постоянно осуществляется диалог учителя с учащимися при изучении теоретического материала и поиске способа решения любой предлагаемой задачи.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.


Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.

 Программа соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в активных формах, методах и принципах построения занятий.
Принципы построения занятий:
- доступность;
- индивидуальность;
- преемственность;
- результативность.

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • индивидуально-групповые,

  • фронтальные.

Технологии обучения:

  • уровневая дифференциация,

  • информационно-коммуникационные,

  • проектная.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки. Данная программа учитывает возрастные особенности обучающихся и соответствует уровню их образования.

Ключевые компетенции:

Социальная компетенция: применение задач разного уровня, различные формы тематического оценивания, организация групповой работы, самооценка и взаимооценка работ.

Коммуникативая компетенция: выполнение различных видов письменных работ, формирование культуры речи, создание проблемных ситуаций на занятиях, формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Информационная компетентность: предлагаются задачи, для решения которых необходимо обращение к альтернативным источникам информации, формирование навыков осмысленного сбора информации.

Компетентность саморазвития и самообразования: Стимулирование самообразовательной деятельности ученика, контроль за динамикой развития ученика.

Компетентность продуктивной творческой деятельности: развитие творческой деятельности ученика через интерактивные методы и исследовательскую деятельность.

Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, практикумы по решению задач,тестирование. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач

.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Часы


1

Алгебраический дроби

6ч.


2

Квадратные корни

8ч.


3

Квадратные уравнения.

12ч.


4

Неравенства

10ч.


5.

Степень с рациональным показателем.

6ч.


6.

Задачи по планиметрии

6ч.


7.

Модуль и его свойства

16ч.



Всего:

64ч.




Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения курса «Математика вокруг нас» у учащихся происходит формирование и развитие:

– интереса к изучению математики;

  • – умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • – творческих способностей;

  • – коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе,

  • отстаивать свою точку зрения.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • - решать квадратные уравнения и уравнения, содержащие один, два, три модуля;

  • - решать различные неравенства;

  • - строить графики функций, содержащих модуль;

  • - сформировать понимание необходимости знаний вычислений и преобразований для решения большого круга задач;

  • - способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

  • - сформировать умения производить различные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

  • - привить учащимся основы экономической грамотности;

  • - интерпретировать результаты своей деятельности;

  • - делать выводы;

  • - обсуждать результаты.

  • - оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Задачи обучения:

  • вооружить учащихся знаниями базовой науки;

  • организовать деятельность обучающихся в данной сфере познания;

  • формировать у учащихся научное мировоззрение;

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  • развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.











Рекомендуемая литература.

Алгебра и начала анализа 8-11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. –М.:Дрофа,2010

Алгебра. Тематические тренировочные задания. 9 класс/ С.С. Миниева, Л.О. Рослова.-М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Алгебра. 8 класс. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мордкович-М.: Мнемозина, 2011. Алгебра. Углубленное изучение.8 класс.А.Г. Мордкович-М.: Мнемозина, 2012.

Задания по алгебре и началам анализа. Семенко Е.А., Некрасов С.Д. –М.: Просвещение, 2010

Математика. Примеры решения задач. Теория. Потапов М.К., Олехин С.Н., Нестеренко Ю.В. –М.: «Издательство АСТ-ЛТД», 2012

Олехник С.Н. Уравнения и неравенства. Нестендартные методы решения. 9-11 классы: Учебно-метод. Пособие / С.Н. Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко. — М.: Дрофа, 2010

Цыпкин А.Г., ПинскийА.И.Справочное пособие по методам решения задач по математике. Под редакцией В.И.Благодатских.-М.:Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1999

Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб.пособие для 9 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 2011















Приложение к рабочей программе по математике для 8 классов

2 часа в неделю, всего 64 часа

2017-2018 учебный год.


п/п

Темы занятий.

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.

  1. Алгебраические дроби. -6 часов.

1.

Сокращение нестандартных дробей.

1

7.10


2.

Сокращение нестандартных дробей.

1

7.10


3.

Схема работы с алгебраическими дробями.

1

14.10


4.

Схема работы с алгебраическими дробями.

1

14.10


5.

Доказательство тождеств. Тождество Л.Эйлера

1

21.10


6.

Представление дроби в виде суммы дробей.

1

21.10


  1. Квадратные корни.- 8 часов.

7.

«Смотри в корень!»

1

28.10


8.

Тренинг по теме «Арифметический корень».

1

28.10


9.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

4.11


10.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

4.11


11.

Иррациональные уравнения

1

11.11


12.

Иррациональные уравнения. Решение заданий из ГИА.

1

11.11


13.

Преобразование двойных радикалов.

1

18.11


14.

Преобразование двойных радикалов. Решение заданий из ГИА.

1

18.11


  1. Квадратные уравнения.- 12 часов.

15.

Вся «правда» о квадратных уравнениях.

1

25.11


16.

Тренинг по решению квадратных уравнений.

1

25.11


17.

Решение уравнений выделением квадрата двучлена.

1

2.12


18.

«Знакомьтесь - Франсуа Виет !».

1

2.12


19.

Биквадратные уравнения.

1

9.12


20.

Биквадратные уравнения. Решение заданий из ГИА

1

9.12


21.

Решение дробных рациональных уравнений.

1

16.12


22.

Решение дробных рациональных уравнений

1

16.12


23.

Решение задач с помощью рациональных уравнений

1

23.12


24.

Решение задач с помощью рациональных уравнений. Решение заданий из ГИА

1

23.12


25.

Уравнения с параметром.

1

6.01


26.

Уравнения с параметром.

1

6.01


  1. Неравенства.-10 часов.

27.

«Многоборье неравенств».

1

13.01


28.

Тренинг по решению неравенств.

1

13.01


29.

Решение неравенств различными способами

1

20.01


30.

Решение неравенств различными способами

1

20.01


31.

Решение систем неравенств.

1

27.01


32.

Решение систем неравенств.

1

27.01


33.

Доказательство неравенств.

1

3.02


34.

Доказательство неравенств.

1

3.02


35.

Решение заданий из ГИА

1

10.02


36.

Решение заданий из ГИА

1

10.02


  1. Степень с рациональным показателем.- 6 часов.

37.

«Резюме» о степени с целым показателем.

1

17.02


38.

Тренинг по преобразованию степеней с отрицательным показателем.

1

17.02


39.

Стандартный вид числа. Свойства степени.

1

24.02


40

Стандартный вид числа .Свойства степени

1

24.02


41.

Функции y=x-1 и y=x-2 и их свойства Решение заданий из ГИА

1

3.03


42.

Функции y=x-1 и y=x-2 и их свойства. Решение заданий из ГИА

1

3.03


  1. Задачи по планиметрии.-6 часов.

43.

Решение заданий из ГИА. Четырёхугольники

1

10.03


44.

Решение заданий из ГИА. Площадь.

1

10.03


45.

Решение заданий из ГИА. Подобие треугольников

1

17.03


46.

Решение заданий из ГИА. Подобие треугольников.

1

17.03


47.

Решение заданий из ГИА. Окружность

1

24.03


48.

Решение заданий из ГИА. Окружность.

1

24.03


  1. Модуль и его свойства.-16 часов.

49.

Определение модуля и основные теоремы

1

7.04


50.

Определение модуля и основные теоремы

1

7.04


51.

Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля

1

14.04


52.

Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля

1

14.04


53.

Уравнения и неравенства содержащие модуль

1

21.04


54.

Уравнения и неравенства содержащие модуль

1

21.04


55.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

28.04


56.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

28.04


57.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

5.05


58.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

5.05


59.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

12.05


60.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

12.05


61.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

19.05


62.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

19.05


63.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

26.05


64.

Решение заданий из ГИА по изученным темам.

1

26.05































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!