Рабочая программа по математике
для 4 класса по учебнику М. И. Моро.
Рабочая программа составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
1 . Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).
2. Основная образовательная программа соответствующего уровня образования (начальное общее образование), утверждённого приказом директора МАОУ «Гимназия №1» № __ от ______.
3. Учебный план МАОУ «Гимназия №1» Брянска на 2019-2020 учебный год.
4. Авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой.
5. Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.
В соответствии с учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Математика» отводится 136 часов (из расчета 4 ч. в неделю).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1 000. Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2–4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1 000 раз.
Числа, которые больше 1 000. Величины (13 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание (10 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление (77 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 х =
= 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (12 ч)
Повторение изученных тем за год.
Ожидаемые результаты обучения
Предметные результаты
– Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
– Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).
Метапредметные результаты
– Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
– Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
– Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
– Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
– Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
– Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
– Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
– Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
– Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
– Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
– Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Личностные результаты
– Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
– Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
– Целостное восприятие окружающего мира.
– Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
– Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
– Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
– Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
1 четверть |
1. | ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000. ПОВТОРЕНИЕ | 13 | | |
1.1. | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | | 02.09.2019.- 06.09.2019. | |
1.2. | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. Математическая викторина | | | |
1.3. | Нахождение суммы нескольких слагаемых | | | |
1.4. | Приемы письменного вычитания. Тест №1: «Верно? Неверно?» | | | |
1.5. | Анализ тестирования. Приёмы письменного умножения трехзначного числа на однозначное | | 09.09.2019.- 13.09.2019. | |
1.6. | Свойства умножения. Блицтурнир | | | |
1.7. | Анализ работ. Приёмы письменного деления трехзначного числа на однозначное | | | |
1.8. | Прием письменного деления на однозначное число | | | |
1.9. | Прием письменного деления на однозначное число. Проверочная работа №1 «Приемы письменного вычитания, умножения, Деления» | | 16.09.2019.- 20.09.2019. | |
1.10. | Работа над ошибками. Прием письменного деления на однозначное число | | | |
1.11. | Сбор и представление данных. Диаграммы. Математический диктант №1 | | | |
1.12. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | | |
1.13. | Контрольная работа №1 (входная) по теме: «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». | | 23.09.2019.- 27.09.2019. | |
2. | ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1 000. НУМЕРАЦИЯ | 11 | | |
2.1. | Анализ работ. Работа над ошибками. Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы | | | |
2.2. | Письменная нумерация. Чтение чисел. Тест №2: «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | | | |
2.3. | Письменная нумерация. Запись чисел | | | |
2.4. | Натуральная последовательность трехзначных чисел. Разрядные слагаемые | | 30.09.2019.- 04.10.2019. | |
2.5. | Сравнение многозначных чисел. Проверочная работа №2 «Запись чисел. Разрядные слагаемые» | | | |
2.6. | Анализ работ, работа над ошибками. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1 000 раз. | | | |
2.7. | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе | | | |
2.8. | Класс миллионов и класс миллиардов. Проверочная работа №3 по теме «Нумерация» | | 07.10.2019.- 11.10.2019. | |
2.9. | Анализ работ, работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | | |
2.10. | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация» | | | |
2.11. | Анализ работ, работа над ошибками. Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город» | | | |
3. | ВЕЛИЧИНЫ | 13 | | |
3.1. | Единицы длины. Километр. | | 14.10.2019.- 18.10.2019. | |
3.2. | Контрольная работа №3 по теме «Итоги 1 четверти» | | | |
3.3. | Анализ работ, работа над ошибками. Единицы измерения площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр | | | |
3.4. | Таблица единиц площади Математический диктант №2 | | | |
3.5. | Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки. | | 21.10.2019.- 25.10.2019. | |
3.6. | Единицы измерения массы: тонна, центнер Блицтурнир | | | |
3.7. | Таблица единиц массы | | | |
3.8. | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя | | | |
2 четверть |
3.9. | Единица времени – сутки. | | 04.11.2019.- 08.11.2019. | |
3.10. | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. Математический диктант №3 | | | |
3.11. | Единицы времени. Секунда. Век | | | |
3.12. | Таблица единиц времени. Проверочная работа №4 по теме «Величины» | | | |
3.13. | Анализ работ, работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Тест №3 «Проверим себя и оценим свои достижения» | | 11.11.2019.- 15.11.2019. | |
4. | СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ | 10 | | |
4.1. | Устные и письменные приемы вычислений | | | |
4.2. | Прием письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032. Блицтурнир | | | |
4.3. | Нахождение неизвестного слагаемого | | | |
4.4. | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Математический марафон | | 18.11.2019.-22.11.2019. | |
4.5. | Нахождение нескольких долей целого | | | |
4.6. | Решение задач. Проверочная работа №5 по теме «Сложение и вычитание» | | | |
4.7. | Анализ работ, работа над ошибками. Сложение и вычитание величин. Математический диктант №4 | | | |
4.8. | Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме | | 25.11.2019.-29.11.2019. | |
4.9. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Тест №4 «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
4.10. | Контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание. Величины». | | | |
5 5.1. | Умножение и деление Умножение на однозначное число | 77 5 | | |
5.1.1. | Анализ работ, работа над ошибками. Умножение и его свойства. | | | |
5.1.2. | Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число | | 02.12.2019.- 06.12.2019. | |
5.1.3. | Приемы письменного умножения для случаев вида: 4 019 · 7, 50 801 · 4 | | | |
5.1.4. | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант №5 | | | |
5.1.5. | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | | | |
5.2. | Деление на однозначное число | 16 | | |
5.2.1. | Деление 0 и на 1 | | 09.12.2019.- 13.12.2019. | |
5.2.2. | Прием письменного деления многозначного числа на однозначное. | | | |
5.2.3. | Прием письменного деления на однозначное число. Решение задач | | | |
5.2.4. | Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули. Тест №5: «Прием письменного деления на однозначное число» | | | |
5.2.5. | Решение задач на пропорциональное деление | | 16.12.2019.- 20.12.2019. | |
5.2.6. | Контрольная работа №5 по теме «Итоги 2 четверти» | | | |
5.2.7. | Анализ работ, работа над ошибками. Деление многозначного числа на однозначное. Решение задач на пропорциональное деление. | | | |
5.2.8. | Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа №6 по теме «Деление на однозначное число» | | | |
5.2.9. | Анализ работ, работа над ошибками. Деление многозначного числа на однозначное. | | 23.12.2019.-27.12.2019. | |
5.2.10. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | | |
5.2.11. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Тест №6 «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
5.2.12. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Умножение и деление на однозначное число» | | | |
3 четверть |
5.2.13. | Скорость. Единицы скорости | | 09.01.2020. - 10.01.2020. | |
5.2.14. | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | | | |
5.2.15. | Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости | | 13.01.2020.- 17.01.20.20. | |
5.2.16. | Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием. Проверочная работа №7 по теме «Скорость. Время. Расстояние» | | | |
5.3. | Умножение чисел, оканчивающихся нулями | 9 | | |
5.3.1. | Анализ работ, работа над ошибками. Умножение числа на произведение | | | |
5.3.2. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | | | |
5.3.3. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | | 20.01.2020.- 24.01.2020. | |
5.3.4. | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Математический диктант №6 | | | |
5.3.5. | Решение задач на встречное движение | | | |
5.3.6. | Перестановка и группировка множителей. Блицтурнир | | | |
5.3.7. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | 27.01.2020.- 31.01.2020. | |
5.3.8. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | | |
5.3.9. | Контрольная работа №6 по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» | | | |
5.4. | Деление на числа, оканчивающиеся нулями | 13 | | |
5.4.1. | Анализ работ, работа над ошибками. Деление числа на произведение | | | |
5.4.2. | Деление числа на произведение | | 03.02.2020.- 07.02.2020. | |
5.4.3. | Деление с остатком на 10, 100 и 1 000 | | | |
5.4.4. | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Проверочная работа №8 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | | | |
5.4.5. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | | |
5.4.6. | Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями | | 10.02.2020.- 14.02.2020. | |
5.4.7. | Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями | | | |
5.4.8. | Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. Тест №7 «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | | | |
5.4.9. | Решение задач на противоположное движение | | | |
5.4.10. | Решение задач. Закрепление приемов деления. Блицтурнир | | 17.02.2020.-21.02.2020. | |
5.4.11. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Математический диктант №7 | | | |
5.4.12. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | | |
5.4.13. | Проект «Математика вокруг нас» | | | |
5.5. | Умножение на двузначное и трехзначное число | 12 | | |
5.5.1. | Умножение числа на сумму. | | 24.02.2020.- 28.02.2020. | |
5.5.2. | Прием устного умножения на двузначное число | | | |
5.5.3. | Письменное умножение на двузначное число | | | |
5.5.4. | Письменное умножение на двузначное число. Математический диктант №8 | | | |
5.5.5. | Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям | | 02.03.2020.- 06.03.2020. | |
5.5.6. | Решение задач. Блицтурнир | | | |
.5.7. | Прием письменного умножения на трехзначное число | | | |
5.5.8. | Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули | | | |
5.5.9. | Письменный прием умножения на трехзначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули | | 09.03.2020.- 13.03.2020. | |
5.5.10. | Контрольная работа №7 по теме «Итоги 3 четверти» | | | |
5.5.11. | Анализ работ и работа над ошибками. Умножение на двузначные и трехзначные числа. Закрепление изученного материала | | | |
5.5.12. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа №9 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | | | |
5.6. | Деление на двузначное число | 12 | | |
5.6.1. | Анализ работ и работа над ошибками. Письменное деление на двузначное число. Блицтурнир | | 16.03.2020.- 20.03.2020. | |
5.6.2. | Письменное деление с остатком на двузначное число. | | | |
5.6.3. | Прием письменного деления на двузначное число. Математический диктант №9 | | | |
5.6.4. | Прием письменного деления на двузначное число. | | | |
5.6.5. | Прием письменного деления на двузначное число | | 23.03.2020. | |
4 четверть |
5.6.6. | Прием письменного деления на двузначное число. Математический марафон | | 30.03.2020.- 03.04.2020. | |
5.6.7. | Решение задач. Закрепление пройденного | | | |
5.6.8. | Прием письменного деления на двузначное число. Тест №8 «Письменное деление на двузначное число» | | | |
5.6.9. | Прием письменного деления на двузначное число | | | |
5.6.10. | Закрепление по теме «Письменное деление на двузначное число» | | 06.04.2020.-10.04.2020. | |
5.6.11. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | | |
5.6.12. | Проверочная работа №10 по теме «Деление на двузначное число» | | | |
5.7. | Деление на трехзначное число | 10 | | |
5.7.1 | Анализ работ и работа над ошибками. Письменное деление на трехзначное число. | | | |
5.7.2. | Письменное деление на трехзначное число. Математический диктант №10 | | 13.04.2020.- 17.04.2020. | |
5.7.3. | Прием письменного деления на трехзначное число | | | |
5.7.4. | Прием письменного деления на трехзначное число Математический марафон | | | |
5.7.5. | Прием письменного деления на трехзначное число | | | |
5.7.6. | Прием письменного деления на трехзначное число. Тест № 9 «Письменное деление на трехзначное число» | | 20.04.2020.- 24.04.2020. | |
5.7.7. | Проверка деления умножением. Закрепление | | | |
5.7.8. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | | |
5.7.9. | Контрольная работа по теме №8 «Числа, которые больше 1 000. Деление на трехзначное число» | | | |
5.7.10. | Анализ работ и работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | 27.04.2020.- 30.04.2020. | |
6. | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 12 | | |
6.1. | Повторение изученного | | | |
6.2. | Повторение изученного | | | |
6.3. | Повторение изученного | | | |
6.4. | Повторение изученного | | 11.05.2020.- 15.05.2020. | |
6.5. | Контрольная работа №9 по теме «Итоги 4 четверти» | | | |
6.6. | Анализ работ и работа над ошибками. Повторение изученного | | | |
6.7. | Повторение изученного | | | |
6.8. | Повторение изученного | | 18.05.2020.- 22.05.2020. | |
6.9. | Повторение изученного | | | |
6.10. | Повторение изученного | | | |
6.11. | Итоговый контроль и учет знаний | | | |
6.12. | Анализ и работа над ошибками | | 25.05.2020. | |