СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области-

Железнодорожная средняя школа № 121



ПРИНЯТО

на заседании

педагогического

совета

№ 1 от 30.08.2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Кузьменко И.В.

«_2__» сентября 2021 г.










Рабочая программа

предмета «Обществознание»

для среднего общего образования

(10-11 класс)



Составитель:

Животова Е.В.

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории










2021 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для среднего общего образования (10-11 классы), разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (Примерные программы среднего(полного) общего образования: обществознание: 10-11 классы/ А.Ю Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова и др.; под общ. Ред. М.В. Рыжакова).

- Авторской рабочей программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Горецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень.

- Федерального перечня учебников на 2020-2021 уч .год..

Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Железнодорожной средней школы № 121»

    1. - Концепции преподавания обществознания.

Программа составлена для учащихся Железнодорожной средней школы №121 (Характеристика в приложении).

Изучение обществознания (включая экономику и право) направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и граждани-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:

– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире.

Общая характеристика учебного предмета:

Содержание среднего общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира. Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.

Место предмета в учебном плане:

Предмет «История» изучается на уровне среднего общего образования в качестве обязательного предмета в 10-11 классах в общем объеме 138 часов, из расчета 2 часа в неделю , 70 часов в 10 классе и 68 часов в11 классе.


Год обучения

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

10

35

70

11

34

68


Результаты изучения учебного материала (личностные, метапредметные, предметные).


Личностными результатами изучения курса обществознания являются:

- умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;

- умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

- умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами;

- умение различать абсолютную и относительную истины;

- умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;

- умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

- умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

- умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в образовательные организации профессионального и высшего образования;

- умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами.

Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и навыки:

- умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

- выявление особенностей научного познания;

- выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

- выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека;

- умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

- умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;

- раскрытие связи между мышлением и деятельностью;

- способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;

- умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний.

Предметные результаты изучения обществознания включают:

- выделение черт социальной сущности человека;

- определение роли духовных ценностей в обществе;

- умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

- умение различать виды искусства;

- выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни;

- выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

- умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей многообразие и противоречивость социального развития;

- умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

- формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем;

- сравнивание правовых норм с другими социальными нормами;

- выделение основных элементов системы права;

- выстраивание иерархии нормативных актов;

- выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации;

- умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

- аргументация важности соблюдения норм экологического права и характеристика способов защиты экологических прав;

- раскрытие содержания гражданских правоотношений;

- умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

- умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

- способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

- извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата 10- 11 классы

Личностные УУД :

- Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Средством достижения этих результатов служит учебный материал – умение определять свое отношение к миру.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Средством формирования этих действий служит технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план и сложный план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.


Планируемые результаты освоения курса обществознание

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

– Выделять черты социальной сущности человека;

– определять роль духовных ценностей в обществе;

– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

– различать виды искусства;

– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

– выявлять особенности научного познания;

– различать абсолютную и относительную истины;

– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участник– различать формы бизнеса;

– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

– различать экономические и бухгалтерские издержки;

– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

– определять причины безработицы, различать ее виды;

– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

– Выделять критерии социальной стратификации;

– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

– конкретизировать примерами виды социальных норм;

– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

– различать политическую власть и другие виды власти;

– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

– раскрывать роль и функции политической системы;

– характеризовать государство как центральный институт политической системы;

– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

– характеризовать демократическую избирательную систему;

– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

– конкретизировать примерами роль политической идеологии;

– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

– выделять основные элементы системы права;

– выстраивать иерархию нормативных актов;

– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

– раскрывать содержание гражданских правоотношений;

– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

– различать организационно-правовые формы предприятий;

– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

характеризовать основные методы научного познания;

выявлять особенности социального познания;

различать типы мировоззрений;

объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика

Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

выявлять противоречия рынка;

раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

определять практическое назначение основных функций менеджмента;

определять место маркетинга в деятельности организации;

применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

раскрывать фазы экономического цикла;

высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. Политика

Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

выделять основные этапы избирательной кампании;

в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

характеризовать особенности политического процесса в России;

анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.


Содержание учебного предмета «Обществознание».

10 класс (70 ч)

Тема I. Человек в обществе (21 ч)

Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Общество как сложная система. Социальная система. Особенности социальной системы. Социальные институты. Основные черты социального института.

Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы. Проблема общественного прогресса.

Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация.

Деятельность – способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание.

Познавательная деятельность. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Особенности социального познания.

Свобода и необходимость в деятельности человека. Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество.

Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.

Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Практикум по теме «Человек в обществе».

Контрольная работа по теме «Человек в обществе».

Тема II. Общество как мир культуры (16 ч)

Духовная культура общества. Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур.

Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Сущность категорического императива. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.

Наука и образование. Наука и её функции в обществе. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система.

Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира.

Искусство. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство.

Массовая культура. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.

Практикум по теме «Общество как мир культуры».

Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры».

Тема III. Правовое регулирование общественных отношений (33 ч).

Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права.

Источники права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Правоотношения. Правомерное поведение. Что такое правоотношение. Правомерное поведение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность.

Гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья.

Правовые основы предпринимательской деятельности. Предпринимательские правоотношения. Организационно-правовые формы предпринимательства. Открытие своего дела.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Профессиональное образование.

Семейное право. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. Основные стадии конституционного судопроизводства.

Международная защита прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Практикум по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

Заключение. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.

Урок представления результатов проектной деятельности – 1 ч.

11 класс (68 ч)

Тема I. Экономическая жизнь общества (25 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.

Экономика: наука и хозяйство. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели.

Экономический рост и развитие. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Экономические циклы. Причины циклического развития.

Рыночные отношения в экономике. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система.

Фирма в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Фондовый рынок. Функции финансового рынка. Финансовые институты. Защита прав потребителей финансовых услуг. Основные источники финансирования бизнеса.

Экономика и государство. Экономические функции государства. Инструменты регулирования экономики. Налоговая система РФ.

Финансовая политика государства. Типы финансовой политики государства. Основы современной денежно-кредитной политики государства. Влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику. Инфляция: виды, причины и последствия. Бюджетная политика.

Занятость и безработица. Рынок труда. Прожиточный минимум. Причины и виды безработицы. Трудоустройство.

Мировая экономика. Что такое мировая экономика. Международное разделение труда. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономическая культура. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Рациональное поведение участников экономической деятельности. Связь экономической культуры и деятельности.

Практикум по теме «Экономическая жизнь общества».

Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества».

Тема II. Социальная сфера (16 ч)

Социальная структура общества. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.. Социальные интересы. Социальный конфликт.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Преступность.

Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Пути межнационального сближения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак. Семья как социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Изменение положения женщины в семье. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Гендер как научное понятие. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.

Практикум по теме «Социальная сфера».

Контрольная работа по теме «Социальная сфера».

Тема II. Политическая жизнь общества (22 ч)

Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть.

Политическая система. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.

Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление.

Демократические выборы. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания.

Политические партии и политические системы. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.

Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Политическое лидерство. Типология лидерства.

Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология.

Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Политический процесс и культура политического участия. Политический процесс. Этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура.

Практикум по теме «Политическая жизнь общества».

Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества».

Заключение. Человек в XXI в. – 2 ч.

Итоговое повторение -2 ч.

Урок представления результатов проектной деятельности – 1 ч.


Учебно-методическое обеспечение

1. Учебно-методический комплект:

1. Обществознание. 10 класс: учебник для обшеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая/ под ред. Л.Н. Боголюбова, - М.: Просвещение, 2020.

2. Обществознание. 11 класс: учебник для обшеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев/ под ред. Л.Н. Боголюбова, - М.: Просвещение, 2019.

2. Литература для учащихся:

- Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002.

- Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 2005. Кравченко А. И.

- Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.

- Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.

- Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.

3. Литература для учителя

- ЛазебниковаА.Ю. Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10 –11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая, Л.Е. Рутковская. –М.: Просвещение, 2020.

- Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, М.В. Телюкиной –М.: Просвещение, 2020.

- Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Аверьянов Ю. И. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс. Базовый уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. –М.: Просвещение, 2020.

- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 10 класс. Базовый уровень.-М.: Просвещение, 2018.

4. Дополнительная литература

- Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Дидактический материал по курсу «Человек и общество» 10-11 классы, М., 2016.

- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание: 11 класс: базовый уровень: методические рекомендации, М., 2016.

- Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию 11 класс к учебнику «Человек и общество» под ред. Боголюбова Л.Н.,М., 2013.

- ФИПИ: обществознание (универсальные материалы для подготовки учащихся), М., 2014.

- Аверьянов Ю.И. Политологический энциклопедический словарь, М., 1993Амбарцумов А., Стерликов Ф. 100 терминов рыночной экономики, М., 1993.

- Арбузкин А.М. Обществознание, М., «Зерцало –М», 2004

- Бард А. Новая правящая элита и жизнь после капитализма, М., 2005

- Вандербильт Э. Этикет, М., 2012.

- Геллнер Э. Нации и национализм, М., 1991

- Канке В. История философии, М., 2005.

- Кастельс М. Информационная эпоха, М., 2000

- Конституция РФ

- Народы и религии мира. Интернет-ресурс : http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml

- Парсонс Т.О. О социальных системах, М., 2000.

- Степанько С.Н. Олимпиадные задания по обществознанию 9-11 классы, В., 2009.

- Тишков В.А. Кризис понимания России, М., 2006

- Юридический энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия»,

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Сайты для учащихся:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства РФ

http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;

http://www.infomarker.ru/top8.html -- RUSTEST.RU федеральный центр тестирования.

Сайты для учителя:

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htmОбразовательные ресурсы Интернета -обществознание.

http://www.hpo.org – Права человека в России

http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»

http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"

http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;

http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»

http://www.rusedu.ru/Архив учебных программ и презентаций

http://pedsovet.org/Всероссийский Интернет – педсовет

Календарно-тематическое планирование 10 класс


№ п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Календарные сроки

Тема I. Человек в обществе (21 ч)

1-2

Что такое общество

2

Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С  помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природу

1 учебная неделя

3

Общество как сложная система.

1

Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества

2 учебная неделя

4

Входной контроль

1

Выполнение заданий, различного уровня сложности, направленных на определение остаточного уровня знаний учащихся 10 класса

2 учебная неделя

5-6

Динамика общественного развития

2

Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации. Характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров, самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с при- влечением материала из курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития.

3 учебная неделя

7-8

Социальная сущность человека

2

Описывать современные представления о природе человека и конкретизировать фактами социальной жизни её проявления. Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность процессов самосознания и самореализации. С  опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха.

4 учебная неделя

9-10

Деятельность  — способ существования людей

2

Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации. Характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и многообразие. Выделять основания различных классификаций видов деятельности. Находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников. Сравнивать различные подходы к характеристике сознания. Обосновывать единство сознания и деятельности

5 учебная неделя

11-12

Познавательная деятельность

2

Излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её. Раскрывать смысл понятия «истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания. Перечислять и иллюстрировать примерами особенности социального познания. Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя.

6 учебная неделя

13-14

Свобода и необходимость в деятельности человека

2

Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество

7 учебная неделя

15-16

Современное общество

2

Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации. Раскрывать понятия «информация», «информатизация», «информационное общество». Описывать единое мировое информационное пространство. Излагать различные подходы к вопросу регулирования глобальных информационных потоков. Характеризовать информационную экономику современного общества. Объяснять связь развития гражданского общества и информатизационных процессов. Перечислять критерии развития информационного общества. Выражать собственную позицию относительно позитивных и негативных проявлений процесса информатизации.

8 учебная неделя

17-18

Глобальная угроза международного терроризма.

2

Раскрывать понятие «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно-техническим прогрессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним. Описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества.

9 учебная неделя

19

Практикум по теме «Человек в обществе».

1

Объясняет явления, сравнивает, анализирует,

решает практические задачи, раскрывает смысл

понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

10 учебная неделя

20

Контрольная работа по теме «Человек в обществе».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме « Человек в обществе »; выполнение заданий различного уровня сложности, характера и формы.

10 учебная неделя

Тема II. Общество как мир культуры (16 ч)

21-22

Духовная культура общества

2

Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура». Многообразие культур

Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура». Описывать основные духовные ценности. Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе/

11 учебная неделя

23-24

Духовный мир личности

2

Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение». Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности. Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека. Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения. Иллюстрировать проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни

12 учебная неделя

25-26

Мораль

2

Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор.

13 учебная неделя

27-28

Наука и образование

2

Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования. Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами. Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду. Выявлять связь науки и образования. Характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации. Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека. Анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обществе

14 учебная неделя

29-30

Религия и религиозные организации

2

Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание». Характеризовать религию как форму культуры, особенности церкви как социального института. Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем. Описывать отношения государства и религии в РФ. Выявлять влияние религиозных объединений на общественную жизнь. Анализировать факторы, угрожающие межрелигиозному миру и согласию. Объяснять смысл и значение свободы совести для развития человека и общества

15 учебная неделя

31-32

Искусство

2

Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства.

16учебная неделя

33-34

Муссовая культура

2

Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Раскрывать смысл понятия «средства массовой информации». Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления

17 учебная неделя

35

Практикум по теме «Общество как мир культуры».

1

Объясняет явления, сравнивает, анализирует,

решает практические задачи, раскрывает смысл

понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

18 учебная неделя

36

Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры».


Обобщение и систематизация знаний по теме « Человек в обществе »; выполнение заданий различного уровня сложности, характера и формы.

18 учебная неделя

Тема III. Правовое регулирование общественных отношений (33 ч).

37-38

Современные подходы к пониманию права

2

Выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права

19 учебная неделя

39-40

Право в системе социальных норм

2

Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах. Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы, и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права. Конкретизировать примерами понятие «институт права»

20 учебная неделя

41-42

Источники права

2

Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками. Различать юридическую силу различных видов нормативных актов, выстраивать их иерархию. Называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения. Описывать законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов. Перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции

21 учебная неделя

43-44

Правоотношения. Правомерное поведение.

2

Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «правомерное поведение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Характеризовать правомерное поведение, описывать его виды. Перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответственности и её основные виды

22 учебная неделя

45-46

Гражданин Российской Федерации

2

Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять конституционные обязанности гражданина РФ. Характеризовать воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков. Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей.

23 учебная неделя

47-48

Гражданское право

2

Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность». Называть участников гражданских правоотношений Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются. Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений. Приводить пример гражданского правоотношения, выделяя его субъект (субъекты), объект, основание возникновения, содержание. Перечислять и конкретизировать примерами имущественные и личные неимущественные права. Характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимущественных гражданских прав. Различать виды наследования. Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских правоотношений

24 учебная неделя

49-50

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

Характеризовать конституционные основы социальной защиты. Сравнивать формы социальной защиты, выявляя их общие черты и различия. Раскрывать роль и значение права социального обеспечения как комплексной отрасли российского права, гарантирующей реализацию социальной политики государства. Называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения. Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией права социального обеспечения. Описывать типы систем здравоохранения в современном обществе, виды медицинского страхования в РФ. Оценивать изменения в законодательстве, отражающие тенденции развития социальной политики Российской Федерации.

25 учебная неделя

51-52

Правовые основы предпринимательской деятельности

2

Раскрывать смысл понятий «предпринимательство», «предпринимательские правоотношения». Называть источники предпринимательского права. Характеризовать принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, роль и значение предпринимательства как двигателя экономического развития. Сравнивать организационноправовые формы предпринимательства, выявляя их общие черты и различия. Описывать этапы создания собственного дела. Анализировать практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Оценивать условия развития предпринимательства в стране, возможности своего посильного участия в предпринимательской деятельности

26 учебная неделя

53-54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

2

Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Описывать особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Излагать и аргументировать собственное мнение относительно выбора путей профессионального образования

27 учебная неделя

55-56

Семейное право

2

Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

28 учебная неделя

57

Всероссийская проверочная работа

1

Выполнение заданий, различного уровня сложности, направленных на систематизацию и контроль знаний учащихся.

29 учебная неделя

58-59

Экологическое право.

2

Раскрывать смысл понятий «экологические отношения», «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение». Выявлять специфику экологических отношений. Описывать структуру экологического права. Перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. Объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей. Аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм. Приводить примеры экологических правонарушений. Называть источники экологического права и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

29-30 учебная неделя

60-61

Процессуальные отрасли права

2

Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция», «конституционное судопроизводство». Описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства, стадии конституционного производства. Называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, уголовного, конституционного судопроизводства. Перечислять участников гражданского и уголовного процессов, субъекты административной ответственности, участников производства по делам об административных правонарушениях. Характеризовать ход, стадии (этапы) прохождения дела в суде в гражданском и уголовном процессах, меры обеспечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях. Выявлять особенности уголовного процесса. Раскрывать и обосновывать демократический характер суда присяжных, его значение в уголовном процессе. Иллюстрировать примерами процессуальные средства установления истины.


30-31 учебная неделя

62-63

Международная защита прав человека

2

Характеризовать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека. Описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека в рамках Совета Европы. Перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека. Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод. Называть виды международных преступлений. Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений. Выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу отмены смертной казни. Объяснять зависимость успешности создания глобального правового пространства от деятельности международных организаций

31-32 учебная неделя

64-65

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

2

Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. Называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета. Раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

32-33 учебная неделя

66

Практикум по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

1

Объясняет явления, сравнивает, анализирует,

решает практические задачи, раскрывает смысл

понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

33 учебная неделя

67

Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме « Человек в обществе »; выполнение заданий различного уровня сложности, характера и формы.

34учебная неделя

68-69

Заключение. Человек в XXI в.

2

Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной куль- туры и информационной компетентности. Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации. Иллюстрировать примерами результаты воздействия информационных потоков, СМИ на сознание человека. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира. Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников и представленной в разных формах. Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию

34-35 учебная неделя

70

Урок представления результатов проектной деятельности

1

Представление выполненной проектной работы . Анализ, самооценка и оценка работ одноклассников.

35 учебная неделя




















































Календарно-тематическое планирование 11 класс


№ п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Календарные сроки

Тема I. Экономическая жизнь общества (25 ч)

1-2

Роль экономики в жизни общества.

2

Характеризовать основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь.

Называть показатели уровня жизни населения.

Высказывать обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития.

Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции развития экономической сферы жизни современного общества.

Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономики и социальной структуры общества, экономики и политики.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике экономической жизни общества. В том числе для понимания влияния экономики на уровень жизни.

1 учебная неделя

3-4

Экономика: наука и хозяйство

2

Характеризовать основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения.

Различать и описывать абсолютные и относительные экономические величины.

Раскрывать и конкретизировать понятие «валовый внутренний продукт».

Называть различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить их примеры.

2 учебная неделя

5

Входной контроль

1

Выполнение заданий, различного уровня сложности, направленных на определение остаточного уровня знаний учащихся 11 класса

3 учебная неделя

6-7

Экономический рост и развитие.

2

Раскрывать, используя современные факты и примеры, понятия «экономический рост» и «экономическое развитие».

Различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Объяснять сущность и причины цикличного развития экономики.

Описывать фазы экономического цикла.

3-4 учебная неделя

8-9

Рыночные отношения в экономике.

2

Характеризовать рыночную экономическую систему.

Объяснять механизм действия свободного ценообразования на рынке.

Приводить примеры действия законов спроса и предложения.

Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь , поведение основных участников экономики.

Находить и извлекать социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях развития современной рыночной экономики из адаптированных источников различного вида.

4-5 учебная неделя

10-11

Фирма в экономике.

2

Называть и иллюстрировать примерами основные факторы производства и факторные доходы.

Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях.

Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

Приводить примеры постоянных издержек производства.

Моделировать практические ситуации, связанные с расчетами издержек и прибыли производителем.

Называть основные виды налогов на предприятии.

5-6 учебная неделя

12-13

Финансовый рынок

2

Характеризовать роль и значение финансов в структуре рыночных отношений.

Объяснять действие финансов как инструмента распределения и перераспределения национального дохода.

Называть и иллюстрировать примерами операции и услуги, предоставляемые банками.

Различать деятельность различных финансовых институтов.

6-7 учебная неделя

14-15

Экономика и государство.

2

Анализировать различные точки зрения на роль государства в экономике.

Конкретизировать задачи современного государства в рыночной экономике.

Раскрывать на примерах механизмы государственного регулирования экономической жизни общества.

Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной политики.

Высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества.

Находить и извлекать социальную информацию о состоянии, тенденциях и перспективах развития российской экономики, направлениях государственной политики из адаптированных источников различного типа.

7-8 учебная неделя

16-17

Финансовая политика государства

2

Называть цель финансовой политики государства. Характеризовать типы финансовой политики. Анализировать информацию из различных источников высказывать свое мнение и аргументировать его. Описывать формы и виды проявления инфляции.

Оценивать последствия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп.

8-9 учебная неделя

18-19

Занятость и безработица

2

Характеризовать объекты спроса и предложения на рынке труда, механизм их взаимодействия.

Различать виды и причины безработицы.

Объяснять значение понятия «занятость».

Приводить примеры особенностей труда молодежи.

Оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда.

9-10 учебная неделя

20-21

Мировая экономика

2

Объяснять предпосылки международного разделения труда.

Различать и сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли.

Давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации.

Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития.

10-11 учебная неделя

22-23

Экономическая культура.

2

Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов.

Различать морально-нравственную сторону социально-экономических ситуаций.

Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности.

Раскрывать на примерах связь экономической свободы и социальной ответственности участников экономики.

11-12 учебная неделя

24

Практикум по теме «Экономическая жизнь общества».

1

Объясняет явления, сравнивает, анализирует,

решает практические задачи, раскрывает смысл

понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

12 учебная неделя

25

Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме « Человек в обществе »; выполнение заданий различного уровня сложности, характера и формы.

13 учебная неделя

Тема II. Социальная сфера (16 ч)

26-27

Социальная структура общества.

2

Называть виды социальных групп и их признаки.

Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе.

Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе.

Называть критерии социальной стратификации. Различать виды социальной мобильности.

13-14 учебная неделя

28-29

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

2

Перечислять виды социальных норм.

Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль.

Различать санкции социального контроля.

Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения.

Называть причины негативного отклоняющегося поведения.

Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные способы преодоления негативного отклоняющегося поведения.

Объяснять меры борьбы с преступностью.

Оценивать роль толерантности в современном мире.

14-15 учебная неделя

30-31

Нации и межнациональные отношения.

2

Объяснять значение понятия «нация».

Характеризовать особенности этнических отношений в России.

Называть причины и последствия межнациональных конфликтов.

Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма.

Аргументировано показывать влияние этнических факторов на государственное развитие культуры.

Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущность этнической дискриминации.

Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства.

15-16 учебная неделя

32-33

Семья и брак

2

Характеризовать социальные институты семьи и брака.

Объяснять функции семьи.

Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи.

Сравнивать различные типы семей.

Приводить примеры государственной поддержки семьи.

Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в социализации личности.

Анализировать способы поддержки культуры быта.

16-17 учебная неделя

34-35

Гендер как научное понятие.

2

Объяснять значение понятия «гендерные стереотипы» и «гендерная роль».

Обосновывать изменение роли женщины в современном обществе.

Различать причины гендерных конфликтов.

Называть факторы, влияющие на освоение гендерной роли, и приводить их примеры.

17-18 учебная неделя

36-37

Молодежь в современном обществе

2

Характеризовать молодежь как социально-демографическую группу.

Раскрывать на примерах социальные роли юношества.

Различать общие и особенные черты молодежных субкультур.

Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях рынка труда.

Называть особенности молодежных субкультур в России.

18-19 учебная неделя

38-39

Демографическая ситуация в современной России

2

Характеризовать состояние динамику изменений численности населения.

Объяснять причины и социальные последствия депопуляции в России.

Высказывать обоснованном суждение о факторах, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране.

Называть особенности возрастного состава населения России.

Оценивать роль миграции в решении демографических проблем.

19-20 учебная неделя

40

Практикум по теме «Социальная сфера».

1

Объясняет явления, сравнивает, анализирует,

решает практические задачи, раскрывает смысл

понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

20 учебная неделя

41

Контрольная работа по теме «Социальная сфера».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме « Человек в обществе »; выполнение заданий различного уровня сложности, характера и формы.

21 учебная неделя

Тема II. Политическая жизнь общества (22 ч)

42-43

Политика и власть.

2

Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия.

Соотносить властные и политические отношения.

Объяснять и иллюстрировать примерами политические цели и политические действия.

Устанавливать причинно-следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности.

Высказывать обоснованное суждение о соотношении средств и целей в политике.

Оценивать роль политических институтов в жизни общества.

Раскрывать цели политических партий.

Различать политическую власть и другие виды власти.

21-22 учебная неделя

44-45

Политическая система

2

Раскрывать роль и функции политической системы.

Характеризовать государство как центральный институт политической системы.

Различать типы политических режимов.

Давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии.

Обобщать и систематизировать информацию о сущности демократии (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии).

Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России.

22-23 учебная неделя

46-47

Гражданское общество и правовое государство

2

Характеризовать сущность и иллюстрировать примерами функции правового государства.

Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления.

23-24 учебная неделя

48-49

Демократические выборы

2

Объяснять значение понятий «избирательный процесс»

Различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

Характеризовать основные этапы избирательной кампании.

Высказывать обоснованное суждение о социальной роли избирателя.

24-25 учебная неделя

50-51

Политические партии и политические системы.

2

Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий.

Раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем.

Характеризовать значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе.

25 -26 учебная неделя

52-53

Политическая элита и политическое лидерство.

2

Объяснять значение понятий «политическое лидерство» и «политическая элита»

Конкретизировать примерами различные типы политического лидерства и давать их оценку.

Характеризовать функции политической элиты и ее значение в современном обществе.

Называть ролевые функции политического лидера.

Извлекать и систематизировать информацию о роли выдающихся политических деятелей в истории.

26-27 учебная неделя

54-55

Политическое сознание

2

Различать обыденное и идейно-теоретическое сознание.

Объяснять значение понятия «политическая идеология».

Называть формы существования идеологии.

Сравнивать различные идейно-политические течения.

Конкретизировать роль политической психологии в деятельности субъектов политики.

Давать оценку роли СМИ в современной политической жизни.

27-28 учебная неделя

56-57

Политическое поведение

2

Различать формы политического поведения и приводить примеры политической активности личности.

Объяснять значение понятия «экстремизм».

Называть причины, порождающие политический терроризм.

Обосновывать необходимость противодействия силовыми способами решения международных проблем.

Давать оценку последствиям экстремизма и терроризма.

Характеризовать факторы, влияющие на политическое поведение.

28-29 учебная неделя

58-59

Политический процесс и культура политического участия.

2

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса.

Называть факторы, влияющие на результаты политического процесса.

Различать непосредственное политическое участие и приводить примеры.

Объяснять значение структурных элементов политической культуры личности.

Сравнивать типы политической культуры.

Высказывать обоснованное суждение о роли участия граждан в политике с позиций демократической политической культуры.

Анализировать основные тенденции современного политического процесса.

29-30 учебная неделя

60

Всероссийская проверочная работа

1

Выполнение заданий, различного уровня сложности, направленных на систематизацию и контроль знаний учащихся.

30 учебная неделя

61-62

Практикум по теме «Политическая жизнь общества».

2

Объясняет явления, сравнивает, анализирует,

решает практические задачи, раскрывает смысл

понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

31 учебная неделя

63

Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме « Человек в обществе »; выполнение заданий различного уровня сложности, характера и формы.

32 учебная неделя

64-65

Заключение. Человек в XXI в.

2

Называть и объяснять сущность современных глобальных проблем человечества.

Давать оценку последствиям влияния существующих угроз на развитие современного общества.

Высказывать, опираясь на социальный опыт и материалы СМИ, обоснованное суждение о значении защиты общества от нарастающих угроз и вызовов, способах борьбы с ними.

32-33 учебная неделя

66-67

Итоговое повторение

2

Провести диагностику результатов обучения в 11 классе. Подвести итоги учебной работы за год

33-34 учебная неделя

68

Урок представления результатов проектной деятельности

1

Представление выполненной проектной работы . Анализ, самооценка и оценка работ одноклассников.

34 учебная неделя





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!