Данная рабочая программа по обществознанию(6 класс) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию /рабочая программа по обществознанию 5-9 классы/.Обществознание. Рабочие программы под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы: методическое пособие для учителей образовательных учреждений/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и другие-Москва: Просвещение,2011г.
Обществознание,6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.ФИвановойМ.,Просвещение,2017г. Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю). Учебник Обществознание,6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф .Ивановой рассчитан на 12 параграфов. Каждый параграф изучается 2 часа, на одном уроке изучается теория, на втором уроке – практикум.
С помощью методического аппарата (задания и вопросы) можно закрепить пройденный материал, усвоить понятия и найти решения в конкретных жизненных ситуациях. В целях экономии использую пособие: Контрольно – измерительные материалы. Обществознание.6 класс/Составитель А.В. Позднеев. М.:ВАКО. Программа составлена в соответствии с рабочей программой Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Лабезниковой А.Ю., Виноградовой Н.Ф.(2012г.)
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе её социализации в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно –нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- формированию способности к личному самоопределению. самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
-формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; развития межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно – бытовой сфере.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
- воспитанию чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека;
- воспитание уважения к семье и семейным традициям, уважения к трудовой деятельности;
Преподавание курса направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нём, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Человек – личность. Что такое личность. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Индивидуальность – плохо или хорошо? Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Сильная личность - какая она?
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Потребности человека.
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Особенности подросткового возраста. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Практикум.
Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Межличностные конфликты и пути их разрешения. Человек в группе. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Поощрения и наказания. Общение. Цели общения. Как люди общаются. Особенности общения. Практикум.
Что такое добро. Кого называют добрым человеком. Главное правило доброго человека. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берёт. Учимся побеждать страх. Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам. Что такое сострадание. Практикум.
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Формы организации учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) |
план | факт | Проектная деятельность | Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные результаты |
1 | Введение.Путешествие в мир знаний об обществе | 1 | 3.09 | | Обсуждение новой темы. | Работа с текстом учебника | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | Познавательные: Извлекать информацию из текста Коммуникативные: Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные: Составлять план своих действий | Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. |
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (10 ч) |
1-2 | Человек - личность | 2 | 10.09-17.09 | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с терминами | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобре-таемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
3-4 | Человек познает мир | 2 | 24.09-1.10 | | Самостоятельная работа | Работа с карточками | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересован-ность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
5-6 | Человек и его деятельность | 2 | 8.10-15.10 | | Индивидуальная работа | Эссе на тему: «Моя деятельность». | Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
7 | Контрольная работа №1 Потребности человека | 1 | 22.10 | | | | Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
8. | Потребности человека | 12.11 | | | Индивидуальная работа | Работа с текстом учебника | Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
9. | На пути к жизненному успеху | 1 | 19.11 | | Обсуждение докладов. | Подготовка доклада | Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможностьнаучиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий |
10 | ПОУ «Человек в социальном измерении» | 1 | 26.11 | | Беседа по проблемным вопросам | Подготовка проекта | Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (11 ч) |
11-12 | Межличностные отношения | 2 | 3.12-10.12 | | Обсуждение проблемных вопросов | Работа с текстом учебника | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
13. | Контрольная работа №2 «Межличностные отношения» | 1 | 17.12 | | | | | | |
14-15 | Человек в группе | 2 | 24.12-14.01 | | Защита проектов | Работа над проектом в группе | Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
16 -17 | Общение | 2 | 21.01-28.01 | | Обсуждение эссе. | Эссе на тему: « Для чего нам нужно общение»? | Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
18-19 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | 4.02-11.02 | | Индивидуальная работа | Работа с карточками | Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
20-21 | Повторение и контрольная работа №3 по теме «Человек среди людей | 1 | 18.02 | | | | Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей». | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную |
Глава 3. Нравственные основы жизни (8 ч). |
22-23 | Человек славен добрыми делами | 2 | 4.03-11.03 | | Обсуждение проблемных вопросов. | Составить список добрых дел. | Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы сказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положи тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
24-25 | Будь смелым | 2 | 18.03-1.04 | | | Подготовить в группе ответ на вопрос: «Что значит быть смелым»? | Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности |
26-27 | Человек и человечность | 2 | 8.04-15.04 | | Обсуждение новой темы. | Работа с текстом учебника | Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться:работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
28-29 | Практикум и контрольная работа №4 по теме «Нравственные основы жизни» | 2 | 22.04-29.04 | | | | Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности |
Итоговое повторение (3 часа) |
3 | Человек в социальном измерении | 1 | 6.05 | | | | | | |
31 | Человек среди людей | 1 | 13.05 | | | | | | |
32, 33 | Нравственные основы жизни | 2 | 20.05, 27.05 | | | | | | |