СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.05

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

ФГОС СПО утвержден приказом Минобрнауки России от «27» октября 2014 г. № 1391

Квалификация - Дизайнер Программа подготовки - базовая Форма подготовки – очная



ХОТЬКОВО 2021


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального (далее СПО) 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Базисного учебного плана, Примерной образовательной программы.


Организация: Абрамцевский филиал ФГБОУ ВО «МГХПА им. С.Г. Строганова»


Составитель: преподаватель Ефремова Н. А.


Рабочая программа рекомендована методической комиссией АХПК

ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА”


протокол №1 от «31»_августа_2021 г.

Председатель методической комиссии: Петрова Ю.В.

Рассмотрена педагогическим советом Абрамцевского филиала протокол № 1 от «31»августа 2021г.

Утверждена заместителем директора по УВР:

Максутова Т.Н.

«31»августа 2021г.

Рецензент: Петрова Ю.В., преподаватель Абрамцевского филиала Рецензент: Максутова Т.Н., преподаватель Абрамцевского филиала

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА… 5

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 22

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И

МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 27

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


      1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СОО, ФГОС СПО.

      1. Место учебного предмета в структуре ППССЗ

Учебный предмет Обществознание является предметом общеобразовательного цикла ППССЗ по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Рабочая программа учебного предмета Обществознание разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета Обществознание.


      1. Результаты освоения учебного предмета

Освоение содержания учебного предмета Обществознание обеспечивает достижение

личностных результатов:
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения: эффективно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;


метапредметных результатов:
  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;


предметных результатов:
  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;


  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.


В результате освоения учебного предмета, обучающийся должен:

  • уметь выявлять признаки коррупционного поведения;

  • уметь разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества;

  • уметь определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;

  • уметь определять причины необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества;

  • знать общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления;

  • знать характер вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям;

  • знать основные направления государственной антикоррупционной политики;

  • знать основные меры по профилактике коррупции.


Освоение содержания учебного предмета Обществознание обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.


Виды универсальных учебных действия

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности)

сформированность мировоззрения, соответствующего

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

современному уровню развития общественной науки и

практики, основанного на диалоге культур, а также

различных форм общественного сознания, осознание

своего места в поликультурном мире;

умение самостоятельно определять цели деятельности

и составлять планы деятельности; самостоятельно

осуществлять, контролировать и корректировать

деятельность; использовать все возможные ресурсы для

достижения поставленных целей и реализации планов

деятельности; выбирать успешные стратегии в

различных ситуациях

гражданская позиция в качестве активного и

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ответственного члена российского общества,

осознающего свои конституционные права и

обязанности, уважающего закон и правопорядок,

обладающего чувством собственного достоинства,

осознанно принимающего традиционные

национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности.

толерантное сознание и поведение в поликультурном

мире, готовность и способность вести диалог с другими

людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая

позиции всех участников, находить общие цели и

сотрудничать для их достижения: эффективно

разрешать конфликты

готовность и способность к саморазвитию и

самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими

ценностями и идеалами гражданского общества, к

самостоятельной творческой и ответственной

деятельности; сознательное отношение к непрерывному

образованию как условию успешной профессиональной

и общественной деятельности

владение навыками познавательной, учебно-

исследовательской, проектной деятельности в сфере

общественных наук, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску

методов решения практических задач, применению различных методов познания

осознанное отношение к профессиональной

деятельности как возможности участия в решении

личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

ответственное отношение к созданию семьи на основе

осознанного принятия ценностей семейной жизни

сформированность знаний об обществе как целостной

развивающейся системе в единстве и взаимодействии

его основных сфер и институтов

сформированность навыков оценивания социальной

информации, умений поиска информации в источниках

различного типа для реконструкции недостающих

звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных

явлений и процессов общественного развития.

владение базовым понятийным аппаратом социальных

наук

владение умениями применять полученные знания в

повседневной жизни, прогнозировать последствия

принимаемых решений сформированность


представлений о методах познания социальных


явлений и процессов

сформированность представлений об основных

тенденциях и возможных перспективах развития

мирового сообщества в глобальном мире



      1. Количество часов на освоение программы учебного предмета:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 225 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 150 часов;

  • самостоятельная работа обучающегося - 75 часов.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


    1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

225

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

150

В том числе:


практических занятий

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

75

Промежуточная аттестация в форме ЭКЗАМЕНА 4 семестр 2 курс




    1. Тематический план и содержание учебного предмета Обществознание


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение

Содержание учебного материала

2


Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальностей СПО

1

Раздел 1. Человек и общество

39




Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала


1

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.

2

1

2

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии.

Профессиональное самоопределение.

2

1

3

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

2

1

4

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.

2

1

5

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Основные способы научного мышления.

2

1

6

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и её ограничители (внутренние – со стороны самого человека и

внешние со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2

1

7

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное

1

1





общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Межличностные конфликты. Истоки

конфликтов в среде молодежи.



8

Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия коррупционных

факторов для общественных институтов. Коррупция - социально опасное явление

1

1

Практическое занятие №1 Причины и способы урегулирования конфликтов

1


Самостоятельная работа 1

Цель и смысл жизни.

4



Тема 1.2.

Общество как сложная система

Содержание учебного материала


1

Представление об обществе как сложной динамической системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных

отношений. Основные институты общества, их функции.

2

2

2

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2

1

3

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

2

1

4

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное

(информационное).

2

1

5

Особенности современного мира. Проблемы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза

современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2

2

Практическое занятие №2 Эволюция и революция как формы социального изменения.

1


Практическое занятие №3 Перспективы и проблемы глобализации

1




Самостоятельная работа 2 Социальные утопии и антиутопии.

4


Самостоятельная работа 3

Проблемы современных эко-движений.

4

Раздел 2. Духовная культура человека и общества

37



Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала


1

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, её значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и

элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества.


2

1

2

Особенности молодежной субкультуры.

2

3

3

Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.

2

2

4

Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

2

1

Практическое занятие №4 Молодежные субкультуры

1


Самостоятельная работа 4 Учреждения культуры.

Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.


2

Самостоятельная работа 5 Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.

4


Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала


1

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска.

Ответственность ученого перед обществом.


2

1

2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества.

2

1

Практическое занятие №5 Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.

1


Самостоятельная работа №6 Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.

2


Содержание учебного материала


1

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и

1

2



Тема 2.3.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры


зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.



2

Религия как феномен культуры. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

1

1

3

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

1

2

4

Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности. Мотивы коррупционного поведения


3

2

Практическое занятие №6 Мировые религии.

1


Самостоятельная работа №7

Клонирование человека: биологические нравственные аспекты.

4

Самостоятельная работа №8

Ступени образования в современной России.

4

Раздел 3. Экономика

34


Тема 3.1.

Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

Содержание учебного материала


1.

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.


2

1

2.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.


1

2

3.

Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений


1

2

Практическое занятие №7 Экономика семьи

1


Самостоятельная работа №9

Разделение труда, специализация и обмен.

4



Тема 3.2.

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала


1

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные

структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность


2

2





труда.



2

Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации.

Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы

денежной политики государства.



2

2

3

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие.

Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.


2

3

Практическое занятие №8 Рыночная экономика

1


Практическое занятие №9 Роль государства в экономике

1

Самостоятельная работа №10 Банковская система.

4


Тема 3.3.

Рынок труда и безработица

Содержание учебного материала


1

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынке труда. Понятие безработицы, ее причины и экономические

последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.



2

1

Практическое занятие №10 Рынок труда и безработица

1


Самостоятельная работа №10 Человеческий капитал

2

Тема 3.4.

Основные проблемы экономики России. Элементы

международной экономики

Содержание учебного материала


1

Становление современной рыночной экономики России. Области современной экономики России, её экономические институты.

Основные проблемы экономики России и её регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли.

Государственная политика в области международной торговли.



2

1





Глобальные экономические проблемы.



Самостоятельная работа №11

Основные организационно-правовые формы бизнеса в России.

2


Самостоятельная работа 12

Рынок ценных бумаг. Действующие лица рынка

2

Самостоятельная работа 13

Заработная плата. Формы и виды.

2

Раздел 4. Социальные отношения

29



Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала


1

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

2

1

2

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и в трудовом коллективе.

2

1

3

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

1

Практическое занятие №11 Социальные отношения. Социальная роль Социальный статус и престиж

1


Самостоятельная работа 14

Социальная мобильность.

2


Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала


1

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди

молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

2

2

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных

конфликтов.

2

1

Практическое занятие №12 Разрешение социальных конфликтов

1


Самостоятельная работа 15 Социальная и личностная значимость

2




здорового образа жизни.




Тема 4.3.

Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала


1

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные

группы.

2

1

2

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации

2

1

3

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

1

4

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2

1

Практическое занятие №13 Национальная политика государства

1


Самостоятельная работа 16

Семейное право и семейные правоотношения.

4

Раздел 5. Политика

31


Тема 5.1.

Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала


1.

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. Государство как

политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

2

1

2.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.

Межгосударственная интеграция, формирование

надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

2

1

3.

Формы государства: формы правления, территориально- государственного устройства, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и

2

1





признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.



4.

Правовое государство, понятие и признаки.

1

1

5.

Коррупционные правонарушения: виды, ответственность

1

1

Практическое занятие №14 Государственная власть

1



Тема 5.2.

Участники политического процесса

Содержание учебного материала


1

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое

лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности её формирования в современной России.

2

1

2

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

2

1

3

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.

2

1

4

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал- демократия, коммунизм Законодательное регулирование

деятельности партий в Российской Федерации.

2

1

Практическое занятие №15 Гражданское общество

1


Практическое занятие №16 Политические партии

1

Самостоятельная работа 17

Политические партии и лидеры современной России.

4

Самостоятельная работа 18 Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

4

Самостоятельная работа 19. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм

4

Раздел 6. Право

49


Тема 6.1.

Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала


1

1.

Юриспруденция как общественная наука.

2

2.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

2

3.

Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

2

1




4

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в

РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2

1

5

Правовые отношения и их структура. Правомерное и

противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

1

Практическое занятие №17 Право в системе социальных норм.

1


Самостоятельная работа 20 Юриспруденция как общественная наука.

2

Самостоятельная работа 21 Основные формы права

2


Тема 6.2.

Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала


1

Конституционное право, как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов РФ. Законодательная власть.

Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

2

1

2

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

2

1

3

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

2

1

4

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

2

1

5

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

2

1

6

Право на благоприятную окружающую среду.

2

1

7

Обязанность защиты Отечества. Основание отсрочки от военной службы.

2

1

8

Международная защита прав человека

2

1

Практическое занятие №18 Конституционное право России

1


Самостоятельная работа 22 Право на благоприятную окружающую среду.

2

Самостоятельная работа 23 Международная защита прав человека

2




Тема 6.3.

Отрасли российского права

Содержание учебного материала



1

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на

интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

2

1

2

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

1

1

3

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы

трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

1

1

4

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

1

1

5

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности

несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

1

1

6

Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность

1

1

7

Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства

1

1




Практическое занятие №19 Гражданское право и гражданские правоотношения.

2


Практическое занятие №20 Трудовое право и трудовые правоотношения.

2

Самостоятельная работа 24 Административное право и административные правоотношения

3

Дифференцированный зачет

2

Максимальная учебная нагрузка

225


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
    1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебного предмета осуществляется в кабинете

«Общественных дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

  • комплект учебной мебели, классная доска, комплект мебели для ПК, учебно-наглядные пособия по дисциплине.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, принтер. Оборудование учебных мест:

  • учебники, нормативно-правовые документы, средства массовой информации.

    1. Информационное обеспечение обучения


  1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.

  2. Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2014.

  3. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

  4. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

  5. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.

  6. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.

  7. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.

  8. Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс.Базовый уровень. — М., 2013.

  9. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.

  10. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.

  11. Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.

  12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.

  13. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.

  14. Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

  1. Бахмутова Л. С. Конспекты уроков для учителя истории: 11 кл.: Обществознание: В 3 ч. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Ч. 1: Цивилизации прошлого. – 357 с.;

  2. Бахмутова Л. С. Конспекты уроков для учителя истории: 11 кл.: Обществознание: В 3 ч. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Ч. 2: Современное общество. – 286 с.;

  3. Бахмутова Л. С. Конспекты уроков для учителя истории: 11 кл.: Обществознание: В 3 ч. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Ч. 3: Современное общество. – 239 с.;

  4. Бегенеева Т. П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с.;

  5. Бегенеева Т. П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с.;

  6. Дидактические материалы по курсу «Ч еловек и общество»: 10-11 кл.: Пособие для учителя/Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001. – 2001.- 175 с.;

  7. История цивилизаций (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 192 с.

  8. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.

  9. Обществознание: Учеб.-справ. Пособие / В. В. Барабанов, А. А. Дорская, В. Г. Зарубин и др.; Под ред. В. В. Барабанова, В. Г. Зарубина. – М.: ООО

«Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004. - 3344

  1. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.

  2. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.

  3. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.

  4. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

  5. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.

  6. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.

  7. Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.

  8. Тесты по обществознанию. Пособие для подготовки к единому государственному изданию, выпускному и вступительному тестированию. Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003 – 352 с.;

  9. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 736 с.

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74- ФЗ) //СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.


Нормативные правовые акты:


  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32.

– Ст. 3301.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V

«Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ.

– 2001. – № 49. – Ст. 4552.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006

№ 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

    1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

    2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

  5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52.

– Ст. 5880.

  1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

  2. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

  4. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

№ 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

  1. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. –

№ 2. – Ст. 171.


Интернет-ресурсы


www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал

«Родина»).


1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (основные виды учебной

деятельности)

Формируемые общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Знание особенностей

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


социальных наук, специфики

Тестирование

объектов их изучения

Оценка выполненной


самостоятельной работы

Умение давать

Тестирование

характеристику понятий:

Словарный диктант

«человек», «индивид»,

Письменная зачетная

«личность», «деятельность»,

работа

«мышление».

Оценка выполненной

Знание о том, что такое

самостоятельной работы

характер, социализация


личности, самосознание и


социальное поведение.


Знание о том, что такое


понятие истины, её критерии;


общение и взаимодействие,


конфликты.


Представление об обществе


как сложной динамичной


системе, взаимодействии


общества и природы.


Умение давать определение


понятий: «эволюция»,


«революция»,


«общественный прогресс»


Умение разъяснять понятия:

Тестирование

«культура», «духовная

Оценка выполненной


культура личности и общества»; демонстрация её значения в общественной

жизни.

Умение различать культуру народную массовую, элитарную.

Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.

Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.

Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к

культурным ценностям


самостоятельной работы Словарный диктант Письменная зачетная работа

Различение естественных и социально-гуманитарных наук.

Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом


Оценка практической работы, выполненной на практическом занятии

Раскрытие смысла понятий:

«мораль», «религия»,

«искусство» и их роли в жизни людей

Словарный диктант Тестирование Оценка выполненной

самостоятельной работы

Умение давать

характеристику понятий:

«экономика», «типы

экономических систем»: традиционной, централизованной

(командной), рыночной экономики

Словарный диктант


Оценка выполненной самостоятельной работы

Умение давать определение

Оценка выполненной


понятий: «спрос и предложение», «издержки»,

«выручка», «прибыль»,

«деньги», «процент»,

«экономический рост и развитие», «налоги»,

«государственный бюджет»


самостоятельной работы Тестирование

Словарный диктант

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия

«безработица», её причины и экономических последствий

Оценка выполненной самостоятельной работы Тестирование

Характеристика становления современной рыночной экономики России, её

особенностей; организации международной торговли

Тестирование Словарный диктант

Знание понятий «социальные отношения», «социальная стратификация».

Определение социальных ролей человека в обществе

Тестирование Словарный диктант

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, форм его проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

Оценка выполненной самостоятельной работы Тестирование

Словарный диктант

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп

(молодежи, этнических общностей, семьи)

Тестирование Словарный диктант

Письменная зачетная работа

Умение давать определение понятий: «власть»,

«политическая система»,

«внутренняя структура политической системы».

Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства,

политического режима.

Оценка выполненной самостоятельной работы Тестирование


Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение

называть его признаки



Характеристика взаимоотношений личности и государства.

Знание понятий

«гражданское общество» и

«правовое государство» Характеристика избирательной кампании в РФ

Тестирование Словарный диктант Письменная зачетная работа

Оценка выполненной самостоятельной работы

Выделение роли права в системе социальных норм.

Умение давать

характеристику системе права

Словарный диктант Оценка выполненной самостоятельной работы

Умение давать

характеристику основам конституционного строя РФ, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан

Словарный диктант Оценка выполненной самостоятельной работы

Умение давать

характеристику и знать содержание основных отраслей права

Тестирование Словарный диктант Письменная зачетная работа

Оценка выполненной самостоятельной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ


п/п


Тема раздела

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Код формируемых компетенций (ОК)

1.

Человек и общество

Практическое занятие Лекция-проблема

Семинар-обсуждение письменных рефератов

ОК 1,

ОК 4

2.

Духовная культура человека и общества.

Семинар-конференция Лекция-установка Мозговой штурм Диспут

Практическое задание


3.

Экономика

Лекция-установка Практическое задание Лекция-проблема Семинар-обсуждение доклада

Проблемный семинар Лекция

Круглый стол

ОК 1,

ОК 4

4.

Социальные отношения

Тематический семинар Практическое задание Лекция-проблема

ОК 1,

ОК 4

5.

Политика

Дискуссия

Тематический семинар Лекция-проблема

ОК 1,

ОК 4

6.

Право

Круглый стол Дебаты

Тематический семинар

ОК 1,

ОК 4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!