Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченевскаясредняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Николая Филипповича
«Рассмотрено» на заседании МО учителей истории Руководитель МО ______/ Сазонова Н.В. Протокол № 1 от «____»___________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/ Лобкова Н.М. «____»________2015 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Коченевская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф. __________Астафьев С.И. Приказ № ___ от «___»__________ 2015 г. |
Рабочая программа
По предмету обществознание
Класс 5
Учитель Медведева Ольга Васильевна
р.п. Коченево
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г., рег. № 19993, «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»учреждениях (в редакции Изменений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 85, Изменений № 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 72);
4) Приказ № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; дополнительный приказ № 576 от 08. 06.2015 года « О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 года № 253.
5)Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4.10.2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
6) Приказ Минобрнауки Новосибирской области «Об организации работы по введению федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» от 09.02.2011 № 268
8) Приказ управления образования администрации Коченёвского района «О порядке перехода общеобразовательных учреждений района на ФГОС» от 2 сентября 2010г. №128-1
9) Учебный план МКОУ Коченевская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф. Коченевского района НСО на 2015-2016 учебный год
10) Календарный учебный график МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Аргунова НФ Коченевского района Новосибирской области на 2015-2016 учебный год.
11) Авторская программы под редакцией Л.Н. Боголюбова Обществознание. - М.: Просвещение, 2014.
12) Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа по истории разработана на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Рабочая программа соответствует требованиям п.18.2.2 ФГОС ООО, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, реализуется посредством УМК на основе учебника:
Обществознание. 5 класс: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. – М.: Просвещение, 2015.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Для достижения поставленных целей необходимо осуществить задачи:
- создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
- выпускник должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.
Предпочтительные формы организации учебного процесса:
Типы уроков | Педагогические технологии | Формы работы |
- комбинированный - игра - дискуссия - практикум - лабораторная работа - беседа | - развивающего обучения; - игровые; - технология дискуссии; - проектная технология; - проблемно-деятельностное обучение; - технология развития критического мышления | Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом Фронтальная |
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является итоговая контрольная работа.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение познавательных и проблемных задач, кроссвордов и т.д.
При выполнении письменных работ:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах
В системе образования обществознанием называют учебную дисциплину, представляющую систему знаний об обществе, кроме исторических, которые даны в другом учебном предмете — истории. Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществоведения знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность. Обществоведческое образование — необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаёт условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» - через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Ценностные ориентиры
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт исследовательской деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место учебного предмета обществознание в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ Коченевская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф. на 2015-2016 учебный год на изучение обществознания в 5 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение обществознанию в объёме 1 час в неделю (35 учебных недель) в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием исследовательской деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Регулятивные УУД:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
Содержание учебного предмета «Обществознание».
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения; опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся, особенностей их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Последовательность, предложенная в программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе обучения. При распределении тем примерной программы по обществознанию в основной школе следует иметь в виду, что каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и относительно завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира.
Обществознание 5 класс 35 часов
№ п/п | Название темы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Вводный урок. | Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроке и при подготовке домашнего задания. |
2-3 | Загадка человека Наследственность | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных. |
4-5 | Отрочество – особая пора жизни. Самостоятельность – показатель взрослости | Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. |
7 | Практикум по теме «Человек» | Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создавать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков. |
8-9 | Семья и семейные отношения. Какие семьи бывают | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. |
10-11 | Семейное хозяйство. Семейная экономика | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. |
12-13 | Свободное время. Увлечения | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. |
14 | Практикум по теме «Семья» | Систематизировать и обобщить знания по теме «Семья». Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы. Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни. |
15-16 | Образование в жизни человека. Учеба - твой основной труд | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Описывать систему школьного образования в нашей стране. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. |
17-18 | Образование и самообразование. Самообразование-путь к успеху | Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. |
19-20 | Одноклассники, сверстники. Друзья. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. |
21 | Практикум по теме «Школа». | Систематизировать полученную в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. |
22-23 | Труд – основа жизни. Особенности человеческого труда | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. |
24-25 | Что создается трудом Труд и творчество. Творчество в искусстве | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. |
26 | Практикум по теме «Труд». | Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества. Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров. Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи. |
27-28 | Наша Родина – Россия. Что значит быть патриотом? | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. |
29-30 | Государственные символы России. История государственных символов | Описывать основные гос. символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных гос. символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России |
31-32 | Гражданин России. Права и обязанности граждан России | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. |
33 | Мы – многонациональный народ. | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. |
34 | Практикум по теме «Родина». | Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения. Воспитывать уважение к государственным символам России, её государственному языку. Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определённой теме. |
35 | Итоговый урок | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса. Отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения. Способствовать к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году. |
Содержание курса по обществознанию в 5 классе
Введение (1ч)
Вводный урок. Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.
Глава I. Человек (5ч)
Загадка человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Практикум по теме «Человек». Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.
Глава II. Семья (7ч)
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Семья». Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Глава III. Школа (7ч)
Образование в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Практикум по теме «Школа». Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).
Глава IV. Труд (6ч)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Глава V. Родина (8ч)
Наша Родина – Россия. Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Мы – многонациональный народ. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Практикум по теме «Россия». Наша Родина – Россия. «Часть российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой
Национальности
Повторение (1ч)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата | Тема урока | Содержание темы | Тип урока | Планируемые результаты (УДД) | |
Предметные | Метапредметные | Личностные | Вид контроля |
1 | | Введение | Почему важно изучать обществознание в школе. Значение и задачи курса обществознания в 5 классе, знакомство со структурой учебника. Место предмета в жизни человека. | Урок изучения нового материала | Научатся объяснять термин «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | П: определяют значимость изучаемого предмета; К: умение устанавливать контакт при общении; Р: определяют цели и задачи урока. | Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» | Устный опрос |
2 | | Загадка человека | Кто есть человек? В чем его особенности. Значение разгадки человека для жизни общества. Сущность природы человека. Теории происхождения и предпосылки возникновения человека. | Урок изучения нового материала | Научатся: называть отличие человека от животного, работать с текстом учебника. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждение. Уметь объяснять значение терминов: эмоции, суждения, инстинкты. | П: Осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К: Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Р: Определяют цели и личностно значимую проблему урока, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за принятие решений | тест |
3 | | Наследственность | Наследственность – биологическая сущность людей. Можно ли повлиять на наследственность. | Комбинированный | Проблемные задания с. 14-15 |
4 | | Отрочество - особая пора жизни | Легко ли быть подростком. Основные черты подросткового возраста. | Комбинированный | Научатся: определять черты подросткового возраста, свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Получат возможность научиться : анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт ; | Р: Планирует решение учебной задачи , выстраивают алгоритм действий, корректирует деятельность , вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. П: Воспроизводят по памяти информацию , необходимую для решения учебной задачи, формируют ответы на вопросы учителя, использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. К: Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Осознание роли и влияния подросткового периода на формирование подростка Воспитание самостоятельности. | Устный опрос; проблемные задания |
5 | | Самостоятельность – показатель взрослости | Что такое самостоятельность? Всегда ли она приносит пользу. | комбинированный | тест |
6 | | Практикум по теме «Человек» | | Урок практикум | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание трудолюбия | тест |
7 | | Семья и семейные отношения | Зачем люди создают семьи. Семья и государство. | Изучение нового материала | Научатся : Изучать историю своей семьи, Определять ее функции, характеризовать семейно-правовые отношения Получат возможность научится: Составлять генеалогическое древо , работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение , суждение. | П: показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Р: Самостоятельно выделяют и формируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. К: Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позиции партнера. | Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, семье. | Опрос. Письменные задания. |
8 | | Какие семьи бывают | Трехпоколенные и двухпоколенные семьи. Полные и неполные семьи. Ценность семьи. | комбинированный | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям | Индивидуальные задания |
9 | | Семейное хозяйство | Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. | Комбинированный | Научатся : Характеризовать семейно-правовые отношения Получат возможность научится: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства, работать с текстом учебника, решать логические задачи, высказать собственное мнение, суждение. | П: Выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвинутых положений. К: Взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство. | тест |
10 | | Семейная экономика | Как хозяйствовать по правилам. Источники экономии в домашнем хозяйстве. | комбинированный | Учимся быть рачительными хозяевами. | Творческие работы |
11 | | Свободное время | Что такое свободное время? Проведение свободного времени. | Комбинированный | Научатся: Объяснять термин свободное время, досуг, хобби, организовывать свое свободное время Получат возможность научится: Работать с текстом учебника, Высказывать собственное мнение, суждение. | П: Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами К: Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями , слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Р: Принимают и сохраняют учебную задачу учитывают выделенные учителем ориентиры , действия в новом учебном материале | Воспитание умения правильно использовать свободное время. | Опрос. Письменные задания. |
12 | | Увлечения | Хобби. Роль увлечений в жизни человека. | комбинированный | Творческое задание |
13 | | Практикум по теме «Семья» | | Повторение и обобщение | Научатся: Организовывать свое свободное время, характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека. Получат возможность научится: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение , суждение. | П: Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач : задают вопросы, высказывают свои затруднения. Р: Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. К: сотрудничество с учителем, предлагают свои помощь и сотрудничество. Придумать или подобрать познавательную игру –развлечение. | Воспитание уважения к семье | Опрос. Творческое задание. Тест. |
14 | | Образование в жизни человека | Школьное образование. Ступени образования. | Урок изучения нового материала | Научатся: Определять мотивы детей в школе. Получат возможность научится: характеризовать задачи школы, рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. . | Р: Ставят и формулируют цели и проблемы урока, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных эффективных коммуникативных задач. П: приводить примеры о значимости школы для человека. Исследуют конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности. | Понимание значимости образования в жизни человека | тест |
15 | | Учеба - твой основной труд | Чему учит школа сегодня. Учеба -основной труд школьника. | комбинированный | Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. | Творческое задание. |
16 | | Образование и самообразование | Формы самообразования. | Комбинированный | Научатся: Организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение. | Р: Ставят и формулируют цели и проблему урока, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме , в том числе творческого и исследовательского характера. К: Адекватно используют речевые средства, для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. П: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Воспитание ответственности, умение учиться | Опрос. Письменные задания. |
17 | | Самообразование-путь к успеху | Самообразование и самоорганизация. Новые возможности для самообразования. | комбинированный | Опрос. Творческие задания |
18 | | Одноклассники. Сверстники | Ты и другие ребята. Твои сверстники. | Изучение нового материала | Научатся : объяснять понятия, выстраивать свои отношения с одноклассниками Получат возможность научится: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение; оценивать собственное умение общаться с друзьями | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. К: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | Опрос. Творческое задание. |
19 | | Друзья | Какой ты друг? | Комбинированный | Индивидуальные задания |
20 | | Практикум по теме «Школа» | | Урок-практикум | Научатся: Организовывать свое свободное время, определять свое отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: Работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение. | Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель , используют общие приемы решения задач . К: Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения поставленных задач. П: анализировать полученные знания | Воспитание ответственности, умение учиться | Тест |
21 | | Труд – основа жизни | Каким бывает труд. Как он оценивается? | Урок изучение нового материала | Научатся : Определять значение труда в жизни человека, объяснять понятия: труд, услуга, товар. Получат возможность научится : Работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение. | Р: Самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. К: Допускают возможность существования у людей различных точек зрения , в том числе не совпадающей его собственной, и ориентируется на позицию партнера, в общении и взаимодействии. П: путем анализа различают материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. | Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде | Презентации, рисунки |
22 | | Особенности человеческого труда | Деятельности человека. Цель и результаты труда. | комбинированный | Воспитание уважения к труду | опрос |
23 | | Что создается трудом? | Услуги и товары. Многообразие человеческого труда | комбинированный | Воспитание положительной мотивации к труду | тест |
24 | | Труд и творчество. | Трудовая деятельность человека. Мастер и ремесленник. | комбинированный | Научатся : объяснять понятия: творчество, мастерство, ремесло; определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научится : Работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение. | Р: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера К: учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве П: выстраивать логические связи по вопросу: всякий ли мастер может быть назван творцом | Умение проявлять творчество в труде | тест |
25 | | Творчество в искусстве | Творчество в работах художников, скульпторов, писателей и т.д. | экскурсия | Определять собственное отношение к творчеству человека | Презентация по теме |
26 | | Практикум по теме « Труд». | | Урок-практикум | Получат возможность научится: организовывать свои трудовую деятельность Работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение | Р: самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель К: Участвуют в коллективном обсуждении проблем П: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки | Решение тестовых заданий |
27 | | Наша Родина-Россия. | Российская федерация и её субъекты. Государственный язык. | Урок изучения нового материала | Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. | Написать эссе (рисунок) о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. | Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству. | Рисунки, творческие работы |
28 | | Что значит быть патриотом? | Патриотизм. Черты патриотизма. | Комбинированный | Характеризовать понятие «патриотизм». Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. | Рассказывать о защитниках Родины. | Воспитывать любовь к своему Отечеству. | Индивидуальные задания (рассказ о патриоте) |
29 | | Государственные символы России. | Герб, Флаг и гимн России. | Изучение нового материала | Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Описывать герб, флаг РФ. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. | Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны | Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину | тест |
30 | | История государственных символов РФ | | Комбинированный | Рассказывать историю российского герба и флага. | Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. | Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину | презентация |
31 | | Гражданин России | Понятие «гражданин». Всех ли можно назвать гражданами? | Изучение нового материала | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». | Приводить примеры гражданственности. | Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином. | тест |
32 | | Права и обязанности граждан России | Права и обязанности граждан России. Выборы. Референдум. | Комбинированный | Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. | Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином. | тест |
33 | | Мы – многонациональный народ. | Мы- дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. | Комбинированный | Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе. | Приводить примеры достижений культуры многонациональной России. | Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания. | Творческие работы, презентации, рисунки |
34 | | Практикум по теме «Родина» | | Урок-практикум | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Оценка своих учебных достижений | Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки | Решение тестовых заданий |
35 | | Итоговый урок | | Контроль ЗУН и К | Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное. | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание гражданской ответственности; дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения. | Тестовые задания |
Список используемой литературы.
1. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова– М.: «Просвещение», 2013.- 63 с.
2. Рабочая программа по обществознанию, под редакцией Л.Н. Боголюбова – М., «Просвещение», 2013 г.
3. Учебник «Обществознание» 5 класс, авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова – М., «Просвещение», 2013 г.
4. А.С. Митькин. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5 класс . – М.: «Экзамен», 2012 г. ФГОС.
5. Обществознание. Электронное приложение к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. 5 класс (СD).
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
«Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Ивановой Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2014г.
Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение» 2014г.
Л.Ф. Иванова: Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. ФГОС, Издательство: Просвещение, 2012 г.
Средства обучени
Компьютер
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.iurizdat.ru/editions/ofTicial/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://school-collection.edu.ru/catalog/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предметам и классам– планирования, методические материалы, энциклопедия «Кругосвет»
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
Всеросс. Олимпиада школьников http://rosolymp.ru/
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
Права человека в России http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru
Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r
Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова http://lesson-history.narod.ru
Научно-образовательные ресурсы Интернет
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание»
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.