Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоселковская средняя школа
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(5-6 классы)
Базовый уровень
Рабочая программа линии УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (5-6 кл.) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, по Программе основного общего образования по ОБЖ. 5-9 классы. Авторы Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко «Основы безопасности жизнедеятельности».5-9 класс: учебно-методическое пособие под редакцией Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения Основам безопасности жизнедеятельности в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
• осознание важности здорового образа жизни;
• соблюдение правил здорового образа жизни;
• соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках;и способность оценивать своё поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности;я способность предвидеть опасные ситуации и избегать их;
• быть готовыми к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности.
Предметные результаты обучения:
- расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения;
- использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2. формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3. понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4. понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5. понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
6. формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7. формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9. знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
10 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11. умение оказать первую помощь пострадавшим;
12. умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
13 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД:
1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
II. Содержание рабочей программы
Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Вводный урок. (1 час).
Почему нужно изучать предмет "ОБЖ". Чтобы сохранить здоровье нужно знать себя . Что такое - здоровый образ жизни.
Организм человека и его безопасность (9 часа)
Организм человека и его безопасность. За что отвечают системы органов. Чем человек отличается от животных. Почему нужно знать свой организм. Укрепляем нервную систему.Тренируем сердце.Развиваем дыхательную систему. Питаемся правильно.
Как вести здоровый образ жизни (6 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни – индивидуальная глава поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человекаВредные привычки и их негативное влияние на здоровье
Мой безопасный дом (2часа)
Чистота в доме - залог здоровья.Как обезопасить себя при выполнении домашних дел. Наводим в доме чистоту.
Школьная жизнь ( 10 часов)
Безопасная дорога в школу. Выбор пути: безопасная дорога в школуПешеходы и пассажиры- участники дорожного движения. правила безопасности пешеходов. Умение оценивать дорожную обстановку. Правила поведения в школе. Поведения на занятиях. Поведение на переменах. Заболевший в школе. Правила поведения при пожаре
На игровой площадке ( 4часа)
Правила поведения на игровой площадке. Качели и безопасность. Правила езды на велосипеде. Оказание первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при трамвах.
тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Вводный урок. Почему нужно изучать предмет "ОБЖ | 1 | - формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности. |
Раздел 1. Организм человека и его безопасность (8 ч.) |
2 | За что "отвечают" системы органов | 1 | - создание условий для саморазвития и успешной реализации образовательного интереса школьников, формирование у них позитивной самооценки и способности к реализации личностного потенциала путём включения в учебный процесс по ОБЖ творческих заданий. |
3 | Укрепляем нервную систему. | 1 |
4 | Тренируем сердце. Практическая работа № 1 по теме: Измеряем пульс. | 1 |
5 | Развиваем дыхательную систему. Практическая работа № 2 по теме | |
6 | Питаемся правильно. Практическая работа № 3 по теме: Анализируем режим питания" | 1 |
7 | Практическая работа № 4 по теме : Определить степень загрязнения воды" . | 1 |
8 | Здоровье органов чувств. Практическая работа № 5 по теме "гимнастика для глаз". | 1 |
9 | Проект и презентация Интересное о здоровье | 1 |
Раздел 2. Как вести здоровый образ жизни (7ч.) |
10 | Что влияет на здоровье | 1 | - воспитывать трудолюбие, настойчивость, упорство, самостоятельность, аккуратность, ответственность, умение трудиться, преодолевать сложности, |
11 | Чистота залог здоровья | 1 |
12 | Движение -это жизнь | 1 |
13 | Поговорим о закаливании | 1 |
14 | Компьютер и здоровье | 1 |
15 | Практическая работа № 6 по теме" Правила безопасного пользования компьютером" | |
16 | Обобщающее занятие | 1 |
Раздел 3. Мой безопасный дом (3 ч.) |
17 | Наводим в доме чистоту | 1 | -побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
18 | Дела домашние : техника безопасности | 1 |
19 | Обобщающее занятие | 1 |
Раздел 4. Школьная жизнь (11ч) |
20 | Безопасная дорога в школу. Практическая работа № 7 по теме: Безопасный маршрут движения до школы" | 1 | Воспитывать внимание, активность, культуру поведения на дороге. |
21 | Пешеходы и пассажиры - участники дорожного движения | 1 |
22 | Дорожное движение в населенном пункте. Практическая работа № 8 по теме: Правила дорожного движения РФ" | 1 |
23 | Дорожные правила для пешеходов | 1 | -Обучать групповой работе или работе в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. -Воспитывать стремление самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни. |
24 | Дорожные правила для пешеходов | 1 |
25 | Правила поведения в школе | 1 |
26 | Поведение которое приводит к беде. Практическая работа № 9 по теме : Наши эмоции" | 1 |
27 | Заболевший в школе | 1 |
28 | Если в школе пожар | 1 |
29 | Практическое занятие № 10 по теме : « Правила поведения при пожаре» . | 1 |
30 | Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом | 1 |
Раздел 5. На игровой площадке (5 ч) |
31 | Итоговое тестирование | 1 | -Воспитывать бережное отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. |
32 | Правила поведения на игровой площадке | 1 |
33 | Правила езды на велосипеде для подростков | 1 |
34 | Правила поведения в дни летних каникул | 1 |
35 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса содержит следующие разделы.
1. На игровой площадке (8 часов)
Правила поведения на игровой площадке. Правила езды на велосипеде.Зимние игры. Собака не всегда друг. Стоит ли бездумно рисковать.
2. На природе (16 часов)
Что такое ориентир. Ориентирование по компасу. Ориентирование без компаса. Измерение расстояний на местности. Если заблудился в лесу. Природа полна неожиданностей. Общие правила поведения во время прогулок на природе. Помощь при укусах. Вода таит опасности
3. Туристический поход: радость без неприятностей ( 7 часов)
Подбор снаряжения. Одежда и обувь туриста. Аптечка . Режим дня в многодневном туристическом походе. Походная еда.
4. Когда человек сам себе враг ( 4 часа)
Вред алкоголя на организм. Вред никотина на организм.
В разделе «На игровой площадке» изучаются правила поведения на игровой площадке. Правила езды на велосипеде и роликах. Правила катания на санках и ледянках. На медицинских страничках особое внимание уделяется первой доврачебной помощи при переломах и вывихах. Изучается поведение человека при встрече собаки на игровой площадке.
При изучении раздела «На природе» изучается умение ориентироваться на местности ( ориентироваться по компасу, без компаса. Большое внимание уделяется правилам поведения во время прогулок на природе. Как помочь при укусах насекомых и змей. Как вести себя на воде.
В разделе «Туристический поход: радость без неприятностей»рассматривается вопросы как правильно организовать туристический поход. Как подобрать снаряжение. Как подобрать одежду и обувь для туризма, походную одежду. Как организовать режим дня в многодневном туристическом походе.
В разделе « Когда человек сам себе враг» обсуждаются проблемы вреда алкоголя и курения.
В каждом разделе учебника, кроме основного содержания, есть рубрики: «Знаешь ли ты себя», «Медицинская страничка», «Практическая работа», «Для любознательных». Их содержание позволяет организовать разнообразную самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Раздел 1. На игровой площадке(8часов) |
1 | Подготовка к прогулке. Правила поведения на игровой площадке. | 1 | - формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности. -формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, |
2 | Как вести себя на игровой площадке. Крылатые качели…. | 1 |
3 | Ты катаешься на велосипеде. | 1 |
4 | Правила езды на велосипеде для подростков | 1 |
5 | Зимние игры | 1 |
6 | О переломах и вывихах | 1 | |
7 | Собака не всегда друг | 1 |
8 | Стоит ли безумно рисковать | 1 |
Раздел 2. На природе(16 часов) |
9 | Умеешь ли ты ориентироваться? Что такое ориентир. | 1 | -Воспитывать экологическую культуру детей и желание защищать и охранять природу; формировать убеждения в необходимости соблюдать меры безопасности при отдыхе на природе. -воспитывать внутреннюю организованность, собранность, дисциплинированность. -инициировать обсуждение социально-значимой информации, высказывать обучающихся свое мнения по ее поводу, вырабатывать свое к ней отношение. |
10 | Ориентирование по компасу.Определение сторон света по Солнцу и часам, по Солнцу, по Полярной звезде, по местным признакам. Измерение расстояния на местности. | 1 |
11 | Ориентирование без компаса. Определение сторон света по Солнцу и часам. | 1 |
12 | Ориентирование без компаса. Определение сторон света по Солнцу без часов | 1 |
13 | Ориентирование без компаса. Определение сторон света по Полярной звезде. Ориентирование без компаса. Определение сторон света по местным приметам. | 1 |
14 | Измерение расстояний на местности | 1 |
15 | Если заблудился в лесу | 1 |
16 | Контрольная работа по разделам: «На игровой площадке», «На природе» | 1 |
17 | Обобщение пройденного материала | 1 |
18 | Природа полна неожиданностей. | 1 |
19 | Общие правила поведения во время прогулок на природе. | 1 |
20 | Помощь при укусах . Опасность насекомых и клещей | 1 |
21 | Первая помощь при укусах насекомых | 1 |
22 | Вода таит опасности | 1 |
23 | Чтобы забава не обернулась бедой | 1 |
24 | Первая помощь при судороге. Правила выполнения искусственного дыхания. Доврачебная помощь при солнечном ударе | 1 |
Раздел 3. Туристический поход без неприятностей.(7часов) |
25 | Перед походом…Подбираем снаряжение. | 1 | Воспитывать экологическую культуру детей и желание защищать и охранять природу; формировать убеждения в необходимости соблюдать меры безопасности при отдыхе на природе |
26 | Перед походом . Рюкзак –это серьёзно. | 1 |
27 | Перед походом. Спальный мешок – это важно. | 1 |
28 | Одежда и обувь для туризма. | 1 | -применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: интеллектуальные игр, стимулирующие познавательную мотивацию обучающихся, где полученные на уроке знания обыгрываются. |
29 | Походная аптечка. | 1 |
30 | Режим дня в многодневном походе. | 1 |
31 | Походная еда. | 1 |
Раздел 4. Когда человек сам себе враг(4 часа) |
32 | Итоговая тестирование | 1 | -Воспитывать бережное отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. |
33 | Алкоголь и его влияние на организм. | 1 |
34 | Курение убивает. | 1 |
35 | Обобщение пройденного материала | 1 |