Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «30» августа 2021 г. № 166
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам духовно-нравственной
культуры народов России
Уровень общего образования (класс): основное общее образование,
6а, 6б, 6в, 6г, 6д классы
Количество часов: 33 ч.
Учитель: Скурихина Светлана Васильевна
Год составления: август 2021 г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для 6 класса разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.)
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» авторы: протоиерей Виктор Дорофеев, диакон Илья Конин, О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко. – М; ООО «Русское слово – учебник».
Устава МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского
Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского ст. Егорлыкская на 2021-2022 учебный год.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в объеме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2021-2022 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2019-2020 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского в условиях пятидневной рабочей недели для реализации данной программы по основам духовно-нравственной культуры народов России в 6 классе на 2021-2022 учебный год будет реализована в 6 классе за 33 часа (1 час в неделю).
Срок реализации рабочей программы - 1 год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты:
осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гражданское и этнокультурное самосознание, основанное на свободном принятии ценностей многонационального российского общества;
уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, межличностной культуры общения и самоопределения ценностей в социокультурном российском обществе;
мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение личности в этнокультурных и общероссийских традициях и культурных нормах.
Метапредметные результаты определяются кругом универсальных учебных действий (далее - УУД) разного типа (регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые успешно формируются средствами данного предмета:
освоение и овладение культуросообразными способами выполнения универсальных учебных действий;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в области духовно-нравственной культуры народов России;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации об элементах культур народов России в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, мнений, убеждений и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной коллективной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты обучения основам духовно-нравственной культуры народов России нацелены на решение, прежде всего, следующих задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, этнокультурах;
формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися своего способа действия посредством его сопоставления со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции;
использование полученных знаний в практической деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики; при этом благодаря влиянию семьи, родственников, друзей, эмоционально окрашенному восприятию природной среды и социального окружения наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Я - ЧЕЛОВЕК» (7 ч.)
Тема 1. Происхождение и сущность человека
Постановка проблемы: Что объединяет большинство этнокультурных версий происхождения человека и человечества? Представления о сущности, происхождении и смысле жизни человека в различных культурах и религиях: одна из самых глубоких, вечных, непостижимых и волнующих человеческих тайн – «Что есть я сам?».
Тема 2. Человек как творец и продукт культуры
Постановка проблемы: Что такое культура и в чем состоит ее сущность? Человек творец и продукт культуры. Познание человеком самого себя и окружающего мира.
Тема 3. Человек и природа
Постановка проблемы: в чем состоит общность и специфика отношения к природе в культуре разных российских народов; влияет ли на отношение к природе та или иная религиозная традиция? Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа в фольклоре и в разных религиозных традициях народов России.
Тема 4. Общечеловеческие ценности
Постановка проблемы: Что такое доброта, честность, совесть, долг, милосердие, сострадание, ответственность, свобода, трудолюбие, взаимопомощь и другие нравственные ценности?
Человек как духовное и нравственное существо. Общечеловеческие ценности, представления о добре и зле в различных этнокультурах и религиях (на многочисленных примерах из мифов, былин, сказок и т.п.).
Тема 5. Человек - созидатель
Постановка проблемы: Совместны ли «гений и злодейство»? Созидательная деятельность человека, человеческий труд. Творчество человека.
Тема 6. Человеческие потребности
Постановка проблемы: Самоограничение в удовлетворении потребностей – что это, хорошо или плохо? Физические и духовные потребности человека и их удовлетворение.
Тема 7. Человек и здоровье
Жизнь и физическое здоровье человека как ценности. Понимание здоровья и болезни в различных культурах и религиях. Взаимосвязь физического и нравственного здоровья. Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с ними в свете культурного опыта человечества. Безопасность человеческой жизни.
Раздел 2: «Я, МОЯ СЕМЬЯ И МОИ ДРУЗЬЯ» (6 ч.)
Тема 1.Что такое семья?
Постановка проблемы: Почему семья является важнейшей ценностью для всех традиционных культур?
Что такое семья и как она понимается в разных культурах и религиях. Нравственные основы семьи. Любовь в семье и почитание старших.
Отражение любви к женщине в культуре и искусстве разных народов.
Тема 2. Члены семьи и их роль. Воспитание в семье
Постановка проблемы: Что каждому члену семьи обеспечивают крепкие семейные связи между старшими и младшими поколениями?
Родительский долг и отношение родителей к детям. Отношение к родителям. Почитание старших и забота о младших. Мать и ее роль в семье. Отец – глава семьи. Образ матери и отца в народных культурах. Что значит быть сыном или дочерью. Роли сестры и брата, дедушки и бабушки. Роль мужчины и женщины в этнокультурах народов России.
Тема 3.Семейные взаимоотношения
Постановка проблемы: Что может нарушать порядок взаимоотношений в семье? Семейные конфликты и пути их разрешения с точки зрения разных этнокультурных, религиозных и современных светских традиций.
Ответственность людей при создании семьи. Факторы, способствующие укреплению семьи. Семейный уклад, семейные праздники и памятные даты. Символы и традиции семьи. Родословная и семейный альбом. История семьи на фоне истории моего народа, моей страны.
Тема 4. Семья в современном мире
Постановка проблемы: Могут ли традиционные семейные ценности помочь современной семье в ее жизни? Опасности и трудности, с которыми сталкивается семья в современном мире и в современной России.
Тема 5. Я и мои друзья
Постановка проблемы: Для чего мне нужны друзья? Межличностные взаимоотношения людей в малых группах. Ученический коллектив. Мои друзья и их роль в моей жизни. Дружба и ее отражение в культуре.
Тема 6. Защита творческого проекта «Генеалогическое древо»
Раздел 3: «Я И МОЙ НАРОД» (12 ч.)
Тема 1. Россия – многонациональная страна
Постановка проблемы: Как соотносятся друг с другом понятия народ, нация, народность? Россия - многонациональная страна, различные народы и этнокультуры на территории нашей страны. Расселение коренных народов на карте России, их численность, субъектность.
Тема 2. Роль религии в жизни человека и общества
Постановка проблемы: Какими должны быть взаимоотношения людей, придерживающихся разных религиозных и внерелигиозных взглядов? Роль традиционных религий в развитии культур народов России. Особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях. Общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России. Принцип «свободы совести». Что такое «стереотип»? Опасность и недопустимость «стереотипного» отношения к носителям тех или иных культур.
Тема 3. Традиционные религиозные культуры в России. Иудаизм
Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур России. Иудаизм. Его особенности и место в истории России.
Тема 4. Традиционные религиозные культуры в России. Христианство
Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур России. Христианство. Его особенности и роль в истории России.
Тема 5. Традиционные религиозные культуры в России. Ислам
Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур России: Ислам. Его особенности и место в истории России.
Тема 6. Традиционные религиозные культуры в России. Буддизм
Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур России. Буддизм. Его особенности и место в истории России.
Тема 7. Историческая судьба моего народа
Постановка проблемы: Каково место моего народа в сложении многонационального единства всех народов России? Происхождение, важнейшие этапы истории, культура и религия моего народа.
Тема 8. Традиции моего народа
Постановка проблемы: В чем состоит своеобразие традиционной культуры моего народа?
Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома в моей национальной культуре. Особенности ведения домашнего хозяйства (село и город). Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.
Традиции общения, добрососедства и гостеприимства. Национальный характер и его проявление в различных ситуациях.
Тема 9. Язык традиционной культуры
Постановка проблемы: Почему современные люди зачастую не понимают языка своей традиционной культуры и как научиться его понимать? Особенности языка народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве моего народа. Необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России.
Отражение народных культурных традиций в современном профессиональном искусстве (музыка, литература, изобразительное искусство, театр и т.д.) Традиционная культура как база, основа развития современной культуры.
Тема 10. Межнациональная толерантность
Постановка проблемы: Чем отличаются национализм, экстремизм и ксенофобия от естественного чувства любви и уважения к своему народу? Причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Способы противодействия влиянию тоталитарных религиозных культов и террористических организаций на молодежь. Толерантность.
Тема 11. Герои, памятники и святыни моего народа
Постановка проблемы: Почему необходимо чтить героев, памятники и святыни моего народа? Отражение героического прошлого в эпосе моего народа как основа его исторической памяти. Важнейшие памятники истории, культуры и религии моего народа, народные святыни как духовный источник становления национального характера и составная часть общекультурного наследия всех народов России.
Тема 12. Защита творческого проекта «Герои моей малой Родины»
Постановка проблемы: Почему необходимо чтить героев, памятники и святыни моей малой Родины? Важнейшие памятники истории, культуры и религии моей малой Родины.
Раздел 4: «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ» (8 ч.)
Тема 1. Россия – наша большая Родина
Постановка проблемы: Чем является для нас Родина и Россия? «Большая» и «малая» Родина. Отношение к России в литературе, музыке, поэзии, живописи, в народной культуре.
Тема 2. Роль русского народа и русского языка в истории России
Постановка проблемы: Каковы границы Русского мира? Роль русского народа и русской культуры в истории нашей страны, в формировании культурного облика России и общенациональной культуры. Русская культура за рубежом. Русский мир.
Русский язык – государственный язык. Его роль в жизни страны. Русский язык как средство межнационального общения и культурного взаимодействия.
Тема 3. Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях
Постановка проблемы: В чём состоит значение Конституции РФ? Конституция России – главный закон жизни россиян. Правила межнационального общения и диалога в свете Конституции и законодательства России.
Тема 4. Объединяющие основы и ценности национальных культур
Постановка проблемы: Что объединяет различные культуры народов мира и России? «Универсальные ценности» культур. Как культуры различных народов России взаимно дополняют и обогащают друг друга (на конкретных примерах)? Как формируется и развивается общероссийская культура?
Национальный характер россиянина. Правила гостеприимства и сотрудничества.
Тема 5. Российская культура и ее роль в мировой культуре
Постановка проблемы: Каковы составляющие российской культуры? Важнейшие достижения российской культуры, искусства, науки, образования. Место отечественной культуры в мировой культуре.
Тема 6. Столица страны и области. Их роль в политической и культурной жизни
Постановка проблемы: В чем состоит символический смысл столичного статуса города для формирования гражданской и региональной, локальной идентичности? Столица России – Москва, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны. Мой район в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны.
Тема 7. Общенациональные святыни России
Постановка проблемы: Почему следует беречь общенациональные святыни? Что каждый из нас может сделать для их сохранения? Герои России. Великие победы России. Духовные ценности российской культуры и как их сохранить и приумножить. Святыни нашего Отечества (храмы, памятники, памятные комплексы, природные памятники, символы и т.п.).
Тема 8. Гражданин России
Постановка проблемы: Что означает быть гражданином своей страны? Патриотизм. Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной.
4. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
I | Раздел «Я – Человек» | 7 |
II | Модуль «Я, моя семья и мои друзья» | 6 |
III | Модуль «Я и мой народ» | 12 |
IV | Модуль «Я-гражданин России» | 8 |
| ИТОГО | 33 |
5.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата проведения | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
план | факт |
I | Раздел «Я – Человек» | 7 | | | ИКТ |
| Происхождение и сущность человека | 1 | 07.09 | | Учебник |
| Человек как творец и продукт культуры | 1 | 14.09 | | Учебник, ИКТ |
| Человек и природа | 1 | 21.09 | | Учебник |
| Общечеловеческие ценности | 1 | 28.09 | | Учебник, ИКТ |
| Человек - созидатель | 1 | 05.10 | | Учебник |
| Человеческие потребности | 1 | 12.10 | | Учебник, ИКТ |
| Человек и здоровье | 1 | 19.10 | | |
II | Раздел «Я, моя семья и мои друзья» | 6 | | | |
| Что такое семья? | 1 | 26.10 | | Учебник |
| Члены семьи и их роль. Воспитание в семье | 1 | 09.11 | | Учебник |
| Семейные взаимоотношения | 1 | 16.11 | | Учебник, ИКТ |
| Семья в современном мире | 1 | 23.11 | | Учебник |
| Я и мои друзья | 1 | 30.11 | | Учебник, ИКТ |
| Защита творческих проектов «Генеалогическое древо» | 1 | 07.12 | | |
III | Раздел «Я и мой народ» | 12 | | | Учебник, ИКТ |
| Россия – многонациональная страна | 1 | 14.12 | | Учебник, ИКТ |
| Роль религии в жизни человека и общества | 1 | 21.12 | | |
| Традиционные религиозные культуры в России. Иудаизм | 1 | 28.12 | | Учебник |
| Традиционные религиозные культуры в России. Христианство | 1 | 11.01 | | |
| Традиционные религиозные культуры в России. Ислам | 1 | 18.01 | | |
| Традиционные религиозные культуры в России. Буддизм | 1 | 25.01 | | |
| Судьба моего народа | 1 | 01.02 | | Учебник |
| Традиции моего народа | 1 | 08.02 | | Учебник, ИКТ |
| Язык традиционной культуры | 1 | 15.02 | | Учебник, ИКТ |
| Межнациональная толерантность | 1 | 22.02 | | |
| Герои, памятники и святыни моего народа | 1 | 01.03 | | Учебник, ИКТ |
| Защита творческих проектов «Герои моей малой Родины» | 1 | 15.03 | | Учебник, ИКТ |
IV | Раздел «Я-гражданин России» | 8 | | | Учебник, ИКТ |
| Россия – наша большая Родина | 1 | 29.03 | | |
| Роль русского народа и русского языка в истории России | 1 | 05.04 | | Учебник, ИКТ |
| Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях | 1 | 12.04 | | Учебник, ИКТ |
| Объединяющие основы и ценности национальных культур | 1 | 19.04 | | Учебник, ИКТ |
| Российская культура и ее роль в мировой культуре | 1 | 26.04 | | Учебник, ИКТ |
| Столица страны и столица области. Их роль в политической и культурной жизни | 1 | 17.05 | | |
| Общенациональные святыни России | 1 | 24.05 | | Учебник, ИКТ |
| Гражданин России | 1 | 31.05 | | Учебник, ИКТ |
| ИТОГО | 33 | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского от «27» августа 2021 г. № 1 Председатель МС__________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/ Н.В. Беспалова / «27» августа 2021г. |
6.Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |