СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР 6 класс 2021-2022

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для обучающих 6 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР 6 класс 2021-2022»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ЕСОШ №7

им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/

приказ от «30» августа 2021 г. № 166





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по основам духовно-нравственной

культуры народов России





Уровень общего образования (класс): основное общее образование,

6а, 6б, 6в, 6г, 6д классы


Количество часов: 33 ч.


Учитель: Скурихина Светлана Васильевна


Год составления: август 2021 г.















ст. Егорлыкская

Ростовская область


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для 6 класса разработана на основе:


  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.)

  2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» авторы: протоиерей Виктор Дорофеев, диакон Илья Конин, О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко. – М; ООО «Русское слово – учебник».

  4. Устава МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского

  5. Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского ст. Егорлыкская на 2021-2022 учебный год.


Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в объеме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.

Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2021-2022 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2019-2020 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского в условиях пятидневной рабочей недели для реализации данной программы по основам духовно-нравственной культуры народов России в 6 классе на 2021-2022 учебный год будет реализована в 6 классе за 33 часа (1 час в неделю).


Срок реализации рабочей программы - 1 год.



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты:

  • осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гражданское и этнокультурное самосознание, основанное на свободном принятии ценностей многонационального российского общества;

  • уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, межличностной культуры общения и самоопределения ценностей в социокультурном российском обществе;

  • мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение личности в этнокультурных и общероссийских традициях и культурных нормах.

Метапредметные результаты определяются кругом универсальных учебных действий (далее - УУД) разного типа (регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые успешно формируются средствами данного предмета:

  • освоение и овладение культуросообразными способами выполнения универсальных учебных действий;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в области духовно-нравственной культуры народов России;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации об элементах культур народов России в соответствии с коммуникативными и

познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, мнений, убеждений и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной коллективной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты обучения основам духовно-нравственной культуры народов России нацелены на решение, прежде всего, следующих задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, этнокультурах;

  • формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися своего способа действия посредством его сопоставления со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции;

  • использование полученных знаний в практической деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

  • осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики; при этом благодаря влиянию семьи, родственников, друзей, эмоционально окрашенному восприятию природной среды и социального окружения наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).


К концу обучения учащиеся научатся:


• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.


Учащиеся получат возможность научиться:

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  1. Содержание учебного предмета


Раздел 1. «Я - ЧЕЛОВЕК» (7 ч.)


Тема 1. Происхождение и сущность человека

Постановка проблемы: Что объединяет большинство этнокультурных версий происхождения человека и человечества? Представления о сущности, происхождении и смысле жизни человека в различных культурах и религиях: одна из самых глубоких, вечных, непостижимых и волнующих человеческих тайн – «Что есть я сам?».

Тема 2. Человек как творец и продукт культуры

Постановка проблемы: Что такое культура и в чем состоит ее сущность? Человек творец и продукт культуры. Познание человеком самого себя и окружающего мира.

Тема 3. Человек и природа

Постановка проблемы: в чем состоит общность и специфика отношения к природе в культуре разных российских народов; влияет ли на отношение к природе та или иная религиозная традиция? Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа в фольклоре и в разных религиозных традициях народов России.

Тема 4. Общечеловеческие ценности

Постановка проблемы: Что такое доброта, честность, совесть, долг, милосердие, сострадание, ответственность, свобода, трудолюбие, взаимопомощь и другие нравственные ценности?

Человек как духовное и нравственное существо. Общечеловеческие ценности, представления о добре и зле в различных этнокультурах и религиях (на многочисленных примерах из мифов, былин, сказок и т.п.).

Тема 5. Человек - созидатель

Постановка проблемы: Совместны ли «гений и злодейство»? Созидательная деятельность человека, человеческий труд. Творчество человека.

Тема 6. Человеческие потребности

Постановка проблемы: Самоограничение в удовлетворении потребностей – что это, хорошо или плохо? Физические и духовные потребности человека и их удовлетворение.

Тема 7. Человек и здоровье

Жизнь и физическое здоровье человека как ценности. Понимание здоровья и болезни в различных культурах и религиях. Взаимосвязь физического и нравственного здоровья. Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с ними в свете культурного опыта человечества. Безопасность человеческой жизни.


Раздел 2: «Я, МОЯ СЕМЬЯ И МОИ ДРУЗЬЯ» (6 ч.)

Тема 1.Что такое семья?

Постановка проблемы: Почему семья является важнейшей ценностью для всех традиционных культур?

Что такое семья и как она понимается в разных культурах и религиях. Нравственные основы семьи. Любовь в семье и почитание старших.

Отражение любви к женщине в культуре и искусстве разных народов.

Тема 2. Члены семьи и их роль. Воспитание в семье

Постановка проблемы: Что каждому члену семьи обеспечивают крепкие семейные связи между старшими и младшими поколениями?

Родительский долг и отношение родителей к детям. Отношение к родителям. Почитание старших и забота о младших. Мать и ее роль в семье. Отец – глава семьи. Образ матери и отца в народных культурах. Что значит быть сыном или дочерью. Роли сестры и брата, дедушки и бабушки. Роль мужчины и женщины в этнокультурах народов России.

Тема 3.Семейные взаимоотношения

Постановка проблемы: Что может нарушать порядок взаимоотношений в семье? Семейные конфликты и пути их разрешения с точки зрения разных этнокультурных, религиозных и современных светских традиций.

Ответственность людей при создании семьи. Факторы, способствующие укреплению семьи. Семейный уклад, семейные праздники и памятные даты. Символы и традиции семьи. Родословная и семейный альбом. История семьи на фоне истории моего народа, моей страны.

Тема 4. Семья в современном мире

Постановка проблемы: Могут ли традиционные семейные ценности помочь современной семье в ее жизни? Опасности и трудности, с которыми сталкивается семья в современном мире и в современной России.

Тема 5. Я и мои друзья

Постановка проблемы: Для чего мне нужны друзья? Межличностные взаимоотношения людей в малых группах. Ученический коллектив. Мои друзья и их роль в моей жизни. Дружба и ее отражение в культуре.

Тема 6. Защита творческого проекта «Генеалогическое древо»

Раздел 3: «Я И МОЙ НАРОД» (12 ч.)

Тема 1. Россия – многонациональная страна

Постановка проблемы: Как соотносятся друг с другом понятия народ, нация, народность? Россия - многонациональная страна, различные народы и этнокультуры на территории нашей страны. Расселение коренных народов на карте России, их численность, субъектность.

Тема 2. Роль религии в жизни человека и общества

Постановка проблемы: Какими должны быть взаимоотношения людей, придерживающихся разных религиозных и внерелигиозных взглядов? Роль традиционных религий в развитии культур народов России. Особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях. Общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России. Принцип «свободы совести». Что такое «стереотип»? Опасность и недопустимость «стереотипного» отношения к носителям тех или иных культур.

Тема 3. Традиционные религиозные культуры в России. Иудаизм

Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур России. Иудаизм. Его особенности и место в истории России.

Тема 4. Традиционные религиозные культуры в России. Христианство

Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур России. Христианство. Его особенности и роль в истории России.

Тема 5. Традиционные религиозные культуры в России. Ислам

Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур России: Ислам. Его особенности и место в истории России.

Тема 6. Традиционные религиозные культуры в России. Буддизм

Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур России. Буддизм. Его особенности и место в истории России.

Тема 7. Историческая судьба моего народа

Постановка проблемы: Каково место моего народа в сложении многонационального единства всех народов России? Происхождение, важнейшие этапы истории, культура и религия моего народа.

Тема 8. Традиции моего народа

Постановка проблемы: В чем состоит своеобразие традиционной культуры моего народа?

Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома в моей национальной культуре. Особенности ведения домашнего хозяйства (село и город). Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.

Традиции общения, добрососедства и гостеприимства. Национальный характер и его проявление в различных ситуациях.

Тема 9. Язык традиционной культуры

Постановка проблемы: Почему современные люди зачастую не понимают языка своей традиционной культуры и как научиться его понимать? Особенности языка народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве моего народа. Необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России.

Отражение народных культурных традиций в современном профессиональном искусстве (музыка, литература, изобразительное искусство, театр и т.д.) Традиционная культура как база, основа развития современной культуры.

Тема 10. Межнациональная толерантность

Постановка проблемы: Чем отличаются национализм, экстремизм и ксенофобия от естественного чувства любви и уважения к своему народу? Причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Способы противодействия влиянию тоталитарных религиозных культов и террористических организаций на молодежь. Толерантность.

Тема 11. Герои, памятники и святыни моего народа

Постановка проблемы: Почему необходимо чтить героев, памятники и святыни моего народа? Отражение героического прошлого в эпосе моего народа как основа его исторической памяти. Важнейшие памятники истории, культуры и религии моего народа, народные святыни как духовный источник становления национального характера и составная часть общекультурного наследия всех народов России.

Тема 12. Защита творческого проекта «Герои моей малой Родины»

Постановка проблемы: Почему необходимо чтить героев, памятники и святыни моей малой Родины? Важнейшие памятники истории, культуры и религии моей малой Родины.


Раздел 4: «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ» (8 ч.)

Тема 1. Россия – наша большая Родина

Постановка проблемы: Чем является для нас Родина и Россия? «Большая» и «малая» Родина. Отношение к России в литературе, музыке, поэзии, живописи, в народной культуре.

Тема 2. Роль русского народа и русского языка в истории России

Постановка проблемы: Каковы границы Русского мира? Роль русского народа и русской культуры в истории нашей страны, в формировании культурного облика России и общенациональной культуры. Русская культура за рубежом. Русский мир.

Русский язык – государственный язык. Его роль в жизни страны. Русский язык как средство межнационального общения и культурного взаимодействия.

Тема 3. Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях

Постановка проблемы: В чём состоит значение Конституции РФ? Конституция России – главный закон жизни россиян. Правила межнационального общения и диалога в свете Конституции и законодательства России.

Тема 4. Объединяющие основы и ценности национальных культур

Постановка проблемы: Что объединяет различные культуры народов мира и России? «Универсальные ценности» культур. Как культуры различных народов России взаимно дополняют и обогащают друг друга (на конкретных примерах)? Как формируется и развивается общероссийская культура?

Национальный характер россиянина. Правила гостеприимства и сотрудничества.

Тема 5. Российская культура и ее роль в мировой культуре

Постановка проблемы: Каковы составляющие российской культуры? Важнейшие достижения российской культуры, искусства, науки, образования. Место отечественной культуры в мировой культуре.

Тема 6. Столица страны и области. Их роль в политической и культурной жизни

Постановка проблемы: В чем состоит символический смысл столичного статуса города для формирования гражданской и региональной, локальной идентичности? Столица России – Москва, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны. Мой район в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны.

Тема 7. Общенациональные святыни России

Постановка проблемы: Почему следует беречь общенациональные святыни? Что каждый из нас может сделать для их сохранения? Герои России. Великие победы России. Духовные ценности российской культуры и как их сохранить и приумножить. Святыни нашего Отечества (храмы, памятники, памятные комплексы, природные памятники, символы и т.п.).

Тема 8. Гражданин России

Постановка проблемы: Что означает быть гражданином своей страны? Патриотизм. Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной.



4. Тематическое планирование.


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

I

Раздел «Я – Человек»

7

II

Модуль «Я, моя семья и мои друзья»

6

III

Модуль «Я и мой народ»

12

IV

Модуль «Я-гражданин России»

8


ИТОГО

33










5.Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата проведения

Дидактическое обеспечение (оборудование)

план

факт

I

Раздел «Я – Человек»

7



ИКТ

Происхождение и сущность человека

1

07.09


Учебник

Человек как творец и продукт культуры

1

14.09


Учебник, ИКТ

Человек и природа

1

21.09


Учебник

Общечеловеческие ценности

1

28.09


Учебник, ИКТ

Человек - созидатель

1

05.10


Учебник

Человеческие потребности

1

12.10


Учебник, ИКТ

Человек и здоровье

1

19.10



II

Раздел «Я, моя семья и мои друзья»

6




Что такое семья?

1

26.10


Учебник

Члены семьи и их роль. Воспитание в семье

1

09.11


Учебник

Семейные взаимоотношения

1

16.11


Учебник, ИКТ

Семья в современном мире

1

23.11


Учебник

Я и мои друзья

1

30.11


Учебник, ИКТ

Защита творческих проектов «Генеалогическое древо»

1

07.12



III

Раздел «Я и мой народ»

12



Учебник, ИКТ

Россия – многонациональная страна

1

14.12


Учебник, ИКТ

Роль религии в жизни человека и общества

1

21.12



Традиционные религиозные культуры в России. Иудаизм

1

28.12


Учебник

Традиционные религиозные культуры в России. Христианство

1

11.01



Традиционные религиозные культуры в России. Ислам

1

18.01



Традиционные религиозные культуры в России. Буддизм

1

25.01



Судьба моего народа

1

01.02


Учебник

Традиции моего народа

1

08.02


Учебник, ИКТ

Язык традиционной культуры

1

15.02


Учебник, ИКТ

Межнациональная толерантность

1

22.02



Герои, памятники и святыни моего народа

1

01.03


Учебник, ИКТ

Защита творческих проектов «Герои моей малой Родины»

1

15.03


Учебник, ИКТ

IV

Раздел «Я-гражданин России»

8



Учебник, ИКТ

Россия – наша большая Родина

1

29.03



Роль русского народа и русского языка в истории России

1

05.04


Учебник, ИКТ

Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях

1

12.04


Учебник, ИКТ

Объединяющие основы и ценности национальных культур

1

19.04


Учебник, ИКТ

Российская культура и ее роль в мировой культуре

1

26.04


Учебник, ИКТ

Столица страны и столица области. Их роль в политической и культурной жизни

1

17.05



Общенациональные святыни России

1

24.05


Учебник, ИКТ

Гражданин России

1

31.05


Учебник, ИКТ


ИТОГО

33






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского

от «27» августа 2021 г. № 1

Председатель МС__________/С.В. Скурихина/


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

___________________/ Н.В. Беспалова /

«27» августа 2021г.


6.Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата













СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г. № _______












СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г. № _______











СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г. № _______











СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г. № _______














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!