МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Ростовская область, Тарасовский район, сл. Большинка, ул. Башмакова И.В.,1а
РАССМОТРЕНО и рекомендовано к утверждению на заседании Педагогического Совета Протокол № 1 от «27»августа 2021 г. председатель педагогического совета ________________ (С.И. Попова) | СОГЛАСОВАНО «23»августа 2021 г. зам директора школы по УВР ________________ (Н.Н. Шевченко) | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 155 от «30»августа 2021 г. директор школы ________________ (С.И. Попова) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Скутина Ирина Григорьевна
учитель начальных классов
с. Большинка
2021-2022
Пояснительная записка:
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся2класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования,
-
примерной основной образовательной программы начального общего образования,
-
ООП НОО МБОУ Большинской СОШ,
-
Примерной программы по окружающему миру 1-4 классов, А.А. Плешаков М.: Просвещение, 2014 г.», (УМК) «Школа России».
-
Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345
«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Учебного плана МБОУ Большинской СОШ.
Программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир (в 2-х частях) 2 класс, А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 201. Программа является адаптивной.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Значение предмета состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный предмет играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Цели и задачи учебного предмета.
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основеединства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания предмета являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; - осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно учебного плана МБОУ Большинской СОШ на 2021-2022 уч. год на изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Учитывая календарный учебный график школы на 2021-2022 уч. год данная рабочая программа составлена на 65 часов. В связи с выходными днями 08.03.2021г.,03.05.2021г., 10.05.2021г.рабочая программа сокращена на 3 часа за счет уплотнения тем. Содержание рабочей программы реализуется в полном объеме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
-
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
-
работая по предложенному плану.
Познавательные:
-
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Коммуникативные:
-
слушать и понимать речь других;
-
выразительно читать и пересказывать текст;
-
вступать в беседу на уроке.
Предметные результаты:
Человек и природа.
Обучающиеся научатся:
-
называть признаки отличающие домашних животных от диких;
-
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
-
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
-
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
-
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы;
-
называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
-
понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
-
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
Человек и общество. Обучающиеся научатся:
-
знать названия: своего государства, его столицы, главной площади столицы, главной достопримечательности столицы, исторической достопримечательности Кремля;
-
знать название региона, где живут учащиеся, родного города, села;
-
называть своих ближайших родственников;
-
знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
знать основные права ребенка;
-
называть государственные праздники, дни памятных дат;
-
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классе.
Правила безопасного поведения. Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса и тестов.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,установленным для отметки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала. Все эти недочёты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, нодопускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами
Оценка"2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программногоматериала.
Критерии оценки теоретических знаний учащихся при тестировании:
Оценка | Процент выполнения задания |
«5» | 91-100% |
«4» | 76-90% |
«3» | 51-75% |
«2» | менее 50% |
Содержание программы.
Где мы живем.
Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города, села. Что мы называем родным краем. Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Природа и рукотворный мир.
Природа.
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы, их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки.
Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород.
Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными.
Отрицательное влияние людей на растения и животных. Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Жизнь города и села.
Город, село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом. Домашний адрес.
Что такое экономика. Деньги.
Строительство в городе и селе.
Какой бывает транспорт.
Магазины города, села.
Культура и образование в нашем крае.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Здоровье и безопасность.
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях. Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми.
Общение.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости дома, в школе, на улице. Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах.
Путешествия.
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности. Разнообразие водоемов. Части реки, притоки.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Тематическое планирование
Раздел (глава)/ тема | Общее количество часов | Сроки изучения | Контроль (виды и количество: контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, экскурсии, сочинения, изложения, диктанты, проекты и пр.) | Ключевые воспитательные задачи | Формы работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Тема 1. Где мы живём? | 5 | 01.09-15.09 | | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова |
Тема 2. Природа. | 21 | 17.09- 03.12 | КТ -1,П-1 | | |
Тема 3 Жизнь города и села. | 9 | 08.12-19.01 | П-1 | | |
Тема 4. Здоровье и безопасность.. | 9 | 21.01- 18.02 | | | |
Тема 5. Общение. | 7 | 25.02-18.03 | КТ-1, | | |
Тема 6. Путешествия. | 16 | 30.03-20.05 | КТ-1 | | |
Итого | 67 часов | |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока | Название разделов, тем курса | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| | | | | |
| | Где мы живем 5ч | | | |
1 | 1 | Родная страна. | 1 | 01.09 | |
2 | 2 | Город и село. | 1 | 03.09 | |
3 | 3 | Проект «Родной город(село)» | 1 | 08.09 | |
4 | 4 | Природа и рукотворный мир. | 1 | 10.09 | |
5 | 5 | Закрепление знаний по разделу: «Где мы живём» | 1 | 15.09 | |
| | Природа 21ч | | | |
6 | 1 | Неживая и живая природа | 1 | 17.09 | |
7 | 2 | Явления природы | 1 | 22.09 | |
8 | 3 | Что такое погода? | 1 | 24.09 | |
9 | 4 | В гости к осени | 1 | 29.09 | |
10 | 5 | Экскурсия в гости к осени | 1 | 01.10 | |
11 | 6 | Звёздное небо | 1 | 06.10 | |
12 | 7 | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | 08.10 | |
13 | 8 | Про воздух… | 1 | 13.10 | |
14 | 9 | Про воду | 1 | 15.10 | |
15 | 10 | Какие бывают растения | 1 | 20.10 | |
16 | 11 | Какие бывают животные | 1 | 22.10 | |
17 | 12 | Невидимые нити | 1 | 27.10 | |
18 | 13 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | 29.10 | |
19 | 14 | Дикие и домашние животные | 1 | 10.11 | |
20 | 15 | Комнатные растения. | 1 | 12.11 | |
21 | 16 | Животные живого уголка. | 1 | 17.11 | |
22 | 17 | Про кошек и собак | 1 | 19.11 | |
23 | 18 | Красная книга. | 1 | 24.11 | |
24 | 19 | Будь природе другом. | 1 | 26.11 | |
| | | | | |
25 | 20 | Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | 1 | 01.12 | |
26 | 21 | Тест по теме: «Природа». | 1 | 03.12 | |
| | Жизнь города и села 9ч | | | |
27 | 1 | Анализ теста. Что такое экономика | 1 | 08.12 | |
28 | 2 | Из чего что сделано. | 1 | 10.12 | |
29 | 3 | Как построить дом | | 15.12 | |
30 | 4 | Какой бывает транспорт | 1 | 17.12 | |
31 | 5 | Культура и образование. | 1 | 22.12 | |
32 | 6 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | 24.12 | |
33 | 7 | В гости к зиме | 1 | 12.01 | |
34 | 8 | Закрепление знаний по разделу: «Жизнь города и села». | 1 | 14.01 | |
35 | 9 | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или «Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | 19.01 | |
| | Здоровье и безопасность 9ч | | | |
36 | 1 | Строение тела человека. | 1 | 21.01 | |
37 | 2 | Если хочешь быть здоров. | 1 | 26.01 | |
38 | 3 | Берегись автомобиля! | 1 | 28.01 | |
39 | 4 | Школа пешехода. | 1 | 02.02 | |
40 | 5 | Домашние опасности | 1 | 04.02 | |
41 | 6 | Пожар! | 1 | 09.02 | |
42 | 7 | На воде и в лесу. | 1 | 11.02 | |
43 | 8 | Опасные незнакомцы. | 1 | 16.02 | |
| | | | | |
44 | 9 | Закрепление знаний по разделу «Здоровье и | 1 | 18.02 | |
| | безопасность» | | | |
| | Общение 7ч | | | |
45 | 1 | Наша дружная семья. | 1 | 25.02 | |
46 | 2 | Проект «Родословная». | 1 | 02.03 | |
47 | 3 | В школе. | 1 | 04.03 | |
48 | 4 | Правила вежливости. | 1 | 09.03 | |
49 | 5 | Ты и твои друзья. | 1 | 11.03 | |
50 | 6 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | 16.03 | |
51 | 7 | Тест по теме: «Здоровье и безопасность, общение». | 1 | 18.03 | |
| | Путешествия 16ч | | | |
52 | 1 | Анализ теста. Посмотри вокруг… | 1 | 30.03 | |
53 | 2 | Ориентирование на местности. | 1 | 01.04 | |
54 | 3 | Ориентирование на местности | 1 | 06.04 | |
55 | 4 | Формы земной поверхности | 1 | 08.04 | |
56 | 5 | Водные богатства. | 1 | 13.04 | |
57 | 6 | В гости к весне. Экскурсия в гости к весне | 1 | 15.04 | |
58 | 7 | Россия на карте | 1 | 20.04 | |
59 | 8 | Проект «Города России | 1 | 22.04 | |
60 | 9 | Путешествие по Москве. Московский кремль | 1 | 27.04 | |
61 | 10 | Город на Неве. | 1 | 29.04 | |
62 | 11 | Путешествие по планете . | 1 | 04.05 | |
63 | 12 | Путешествие по материкам. | 1 | 06.05 | |
64 | 13 | Тест по теме: «Путешествия». | 1 | 11.05 | |
65 | 14 | Анализ теста. Повторение по теме «Путешествия» | 1 | 13.05 | |
66 | 15 | Страны мира. Проект « Страны мира» | 1 | 18.05 | |
67 | 16 | Впереди лето | 1 | 20.05 | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Учитель:Скутина И.Г.
№ урока | Дата по плану КТП | Дата по факту | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | по факту |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |