СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУСОШ №1 Чулымского района. Курс  «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов.

            Для реализации программного содержания используются учебники и учебные пособия:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2015г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2015г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник (УМК «ПНШ»)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР



В соответствии с учебным планом МКОУСОШ №1 Чулымского района курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов.

Для реализации программного содержания используются учебники и учебные пособия:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2015г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2015г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник

(УМК «ПНШ»)



Пояснительная записка


Предмет «Окружающий мир» имеет ярковыраженный интегрированный характер и соединяет в равной степени природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания, и дает обучающимся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

        Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

        - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

        - развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

        - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

        - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

        - осознание ценности,  целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

        - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

        - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ № 1 Чулымского района и примерными программами начального общего образования курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели); 2-4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

1-й класс


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:



  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.



Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.


  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся

научатся:

• сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

• различать предметы и выделять их признаки;

• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

• объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

• называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

• проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;

• называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

• описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

• наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

• приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

• приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».


Обучающиеся получат возможность научиться:

• различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

• называть органы чувств человека и их основные функции;

• называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

• оказывать помощь птицам в зимнее время года.


В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся

научатся:

• проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

• различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

• оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;

• называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;

• называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

• узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;

• выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.


Обучающиеся получат возможность научиться:

• выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;

• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;

• называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;

• называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;

• узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;

• рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.


В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

обучающиеся научатся:

• называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

• использовать мобильный телефон для связи с родителями;

• выполнять правила перехода проезжей части улицы;

• называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

• называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

• рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.


Обучающиеся получат возможность научиться:

• называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

• использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;

• соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице;

• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

• соблюдать правила сбора лекарственных растений;

• оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

Основы читательской компетентности:

Выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание

главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений,

использование кроссвордов.


Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»


1 класс

(66 часов)


Человек и природа (56 ч)

Природа- это то, что нас окружает, но не создает человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая(на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое -лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.

Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений ( по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (АО листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.

Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

Примеры явлений природы. Смена времен года.

Осень. Осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка зверей к зиме.

Зима. Зимние месяца (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы

(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.

Весна. Весенние месяца (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).

Лето. Летние месяца (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.


Человек и общество (8 ч)

Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.

Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.

Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России) . разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.

Труд людей в осенний период года.

Наша Родина- Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва- столица России. Достопримечательности столицы- Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Правила безопасного поведения (2ч)

Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.

Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).

Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов ( не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).

Правила поведения при сборе лекарственных трав.

Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы).


Перечень экскурсий, лабораторных и практических работ

1 класс

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.


Живая природа

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

Природа и ее сезонные изменения

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Наша родина — Россия

Экскурсия по достопримечательностям родного города.



Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В целях проверки уровня достижений планируемых результатов проводятся текущие проверочные и итоговые контрольные работы. Текущие проверочные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых планируемых результатов, обеспечивающих дальнейшее обучение по предмету.

В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.



Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо­делями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классифи­кации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные примеры, под­тверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не­ умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводя­щие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ченных объектов (природоведческих и истори­ческих).



Недочеты:

  • преобладание при описании объекта не­существенных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательнос­ти операций при проведении опыта, не приво­дящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.




Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»

Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока

начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.

Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/ Учебник.

Учебно-методическая литература

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.,2017г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/ Учебник.,2016г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник,2017г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.


Наглядные пособия

    1. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

    2. Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т.п.)

    3. Портреты выдающихся людей России

    4. Карта России

    5. Иллюстративные материалы: наборы открыток, репродукции картин

    6. Муляжи овощей, фруктов

    7. Коллекции полезных ископаемых

    8. Коллекции семян

    9. Живые объекты (комнатные растения)

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер лазерный.

4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.

5. Аудиоцентр.



Экранно-звуковые пособия.

        Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:

  1. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1-4 классы.

  2. «Уроки Кирилла и Мефодия».

  3. Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»).

  4. Интерактивное учебное пособие «ОБЖ. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»)

  5. Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Компасы.

2. Термометры.

3. Наборы муляжей овощей и фруктов. 
4. Набор предметных картинок. 
5. Наборное полотно.

6. Модель весов и набор гирь.



Темы проектов:


«Растения школьного двора»

«Мой класс в моей жизни»

«Как зимой помочь птицам?»







Учебно-тематическое планирование


по окружающему миру


Класс ______1________


Тишонок Ирина Михайловна

Учитель __________________________________________________________


Количество часов

Всего 66 часов; в неделю ___2__ часа.

Планирование составлено на основе основной образовательной программы начального общего образования для школ, работающих по ОС «Перспективная начальная школа», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373).





Темы




Кол-во часов

В том числе


экскурсии

лабораторные

и практические работы

контрольные работы

и тесты

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире


8 ч.


1


2

1

Живая природа

10 ч.


1

2

Природа и её сезонные изменения


38 ч.


2


1


2

Наша родина – Россия

10 ч.


1


1

Итого:

66ч

4

4

6





Для реализации программного содержания используются учебники и учебные пособия:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2017г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2017г.


Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник (УМК «ПНШ»)






Дополнительные средства обучения:

1.Цифровые образовательные ресурсы:

  • ЭУП «Начальная школа 1-4»;

  • ЭИ «1С: Школа. Игры и задачи. 1-4 классы»;

  • ЭИ «Природа и человек. Естествознание для начальной школы»;

  • ЭИ «Экология. Общий курс»;

  • ЭИ «Природа России»;

  • ЭИ «Начальная школа. Уроки кирилла и Мефодия. Окружающий мир 1 класс»;

  • ЭИ «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия»;

  • ЭУП «Природа, человек, общество» ООО «ДОС»








Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата


Метапредметные результаты

План.

Факт.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Раздел 1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

1

Знакомство с учебником «Окружающий мир».

Экскурсия по школе

(с.1-3)

4.09


Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа

Умение извлекать информацию из различных источников: учебника, хрестоматии, тетради.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.

2

Населённый пункт, в котором мы живём.

(с.4-5)


6.09


Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории.

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.

3

Мы познаём мир.

(с. 6-7)

Т. с. 1-5


11.09


Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков.


Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.


4

Мы познаём мир органами чувств.

(с.8-9)

Т. с.6,7

13.09


Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.


Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану.



5

Практическая работа «Различение звуков, цвета»

18.09


6

Практическая работа «Определение вкуса, запаха»

Т.с. 8,9

20.09


7

Что нас окружает. Тест 1

( с.10-11)

25.09


Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, го-товность следовать нормам природоохранного поведения.

Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение слушать и понимать речь других.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

8

Живая и неживая природа.

Т. с. 10

27.09


Раздел 2. Живая природа (10 ч)

9


Животные – часть живой природы.

(с.12-13)

Х. с. 4

2.10


Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей.

Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

10


Группы животных.

Т.с. 11.Х.с. 5

4.10


11


Дикие животные.

(с.14)

Т. с. 12

9.10


Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Умение классифицировать по заданным критериям.

Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.


12


Домашние животные.

(с.15)

Т. с.13

11.10


13 -

14

Насекомые – часть живой природы.

(с.16-17)

Т.с.14 Тест 2

16.10

18.10


Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.


15

-

16


Растения – часть живой природы.

(с.18-19)

Т. с.15

Х.с.6-7

23.10

25.10


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение проводить простейшую классифкацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков. Поиск и выделение необходимой инфор-мации из рисунка учебника, ил-люстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий.

Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

17


Части растений. (с.20-21)

Т. с. 16-17

Х.с.8-9

Тест 3

30.10


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

18


Практическая работа «Способы распространения семян».

(с.22-23)

1.11.






Раздел 3. Природа и её сезонные изменения (38 ч)

19


Природа и её сезонные изменения.

(с.24-25)

Т. с.18

13.11


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

20


Экскурсия «Наблюдения за изменениями в природе».

15.11


Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

21


Жизнь растений осенью.

(с.26-27)

Т. с.20

Х.с.12-15

20.11


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Формировать умение проговаривать последовательность действий на уроке.

22


Труд людей осенью.

(с.28-29)

Т. с.19

22.11


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки.

Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Учиться выска-зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

23


Жизнь диких животных осенью.

Т. с.22-23

Х.с.16-22

27.11


Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

24


Как животные готовятся к зиме

(с.30-31)

Т. с.21



29.11


Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

25


Зимние изменения в неживой природе.

(с.32)

Т. с.24-25

Х.с.24-26

4.12


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.


26


Три состояния воды.

Практическая работа

(с.33)

6.12


Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.

Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

27


Снежные загадки.

(с.34-35)


11.12


28


Жизнь лесных зверей зимой.

(с.36-37)

Х.с.26-29

13.12




Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.


Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

29


Жизнь лесных зверей зимой.

Т. с.27-28


18.12


30


Птицы зимой. (с. 38-39)

Т. с. 29

Х.с.30-33

20.12


Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.

31


Как помочь птицам зимой.

Х.с.34-36

Тест 4

25.12


32


Жизнь в воде подо льдом.

(с.40-41)

Т. с.30

Х.с.36-39

27.12


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

33


Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой.

(с.42-43)

Х.с.40-41

10.01


Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь.

Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью.

34


Экскурсия «Как зимуют растения».

Т. с.31

Х.с.42-44

15.01


Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

35


Учимся различать деревья и кустарники зимой.

(с.44-45)

17.01


Культура поведения в природе, бережное отношение к ней.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

36


Труд людей зимой.

Т. с.26




22.01


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение структу-рировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение строить монологическое высказывание.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.


37


Весенние изменения в неживой природе.

(с.46-47)

Т. с.32

24.01


Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Умение 1) описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.



Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

38


Весенние изменения в живой природе. (с.48-49)

Т. с.33

29.01


Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Умение 1) описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

39


Травянистые раннецветущие растения.

Х.с.46-49

31.01


40


Жизнь диких животных весной.(с.50-51)

Т. с.34

Х.с.50-56

5.02


Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Умение обнару-живать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

41


Жизнь домашних животных весной.

7.02


42


Про больших и маленьких.

(с.52-53)

Х.с.57-60

Тест 5

12.02


Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

43


Как животные о потомстве заботятся.

Т. с.35

Х.с.61-64

14.02


44


Труд людей весной.

26.02


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение строить монологическое высказывание.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

45


Летние изменения в неживой природе.

(с. 54-55)

Х.с.66



28.02



Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.


Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

46


Летние изменения в живой природе.



5.03


47


Лесные ягоды.

(с.56-57)

Т. с.36



7.03


Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков, составлять таблицы.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить.

48


Съедобные и несъедобные ягоды.

Х.с.67-68

12.03


49


С лукошком за грибами.

(с.58-59)


14.03


Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.

Умение проводить простешую классификацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков, составлять таблицы.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

50


Съедобные и несъедобные грибы.

Т. с. 37

Х.с.69-73

19.03


51


Лекарственные растения.

(с.60-61)

Т. с. 38

21.03


Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

52


Правила сбора лекарственных растений.

2.04


53


Правила поведения в природе.

(с.62-63)

Т. с.39

Х.с.74-76

4.04


Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

54


Красная книга России.


9.04


Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

55


Что такое экология.





11.04


Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение структу-рировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение строить монологическое высказывание.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

56


Обобщающий урок «Сезонные изменения»

16.04


Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Раздел 4. Наша родина – Россия (10 ч)

57


Наша родина – Россия.

(с.64-65)

18.04


Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Извлечение необходимой информации при работе с картой.

Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

58


Наш родной край.

23.04


Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.

Извлечение необходимой информации при работе с картой Архангельской области.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

59


Россия – многонациональ

ная страна.

25.04


Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

60


Символы нашего государства.

(с.66-67)

30.04


Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю

Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: иллюстрация, карта.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

61


Москва – столица нашего государства.

(с.68-69)

2.05


Формирование чувства сопричастности своей Родине;

уважение к её истории, культурным и историческим памятникам.


Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. Извлечение необходимой информации при работе с планом города Москвы.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

62


Достопримеча-тельности Москвы.

(с.70-71)

7.05


63

Достопримеча-тельности нашей страны

14.05


Формирование чувства сопричастности своей Родине;

уважение к её истории, культурным и историческим памятникам.


Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

64


Экскурсия «Достопримеча

тельности нашего края».

16.05


Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

65



Символика родного края.


21.05


Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, символике.

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

66


Обобщающий урок «Наша родина – Россия»

Тест 6

23.05


Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.



36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!