1. Статус документа
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
3. Ценностные ориентиры содержания курса (ФГОС)
4. Место учебного предмета в базисном учебном плане
5. Название учебно-методического комплекта
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание
1. Формы и методы контроля, нетрадиционные виды контроля
2. Критерии и нормы оценки
3. Система контролирующих материалов
Рабочая программа по курсу « Окружающий мир » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике и авторской издательской программы « Окружающий мир . 1 – 4 классы » Н.В. Виноградова , Г.С. Калинова ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области « Окружающий мир ».
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета « Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2,3,4 классах по 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);
-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;
-программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
- при подготовке к урокам должны использоваться формы самостоятельной работы учащихся: доклады, сообщения, работа с дополнительной литературой, энциклопедиями, творческие задания, практическая работа;
- к урокам – утренникам, урокам – встречам, мониторингам, научным конференциям привлекать родителей учащихся.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
- Окружающий мир: неживая природа; живая природа; настоящее, прошлое, будущее.
-«Кто ты такой»: органы чувств; здоровье; режим дня; физическая культура; ОБЖ: здоровье и осторожность;
-«Кто живет рядом с тобой»: семья, семейное древо; правила поведения; доброта, справедливость, внимание, уважение, дружба; жесты и мимика;
-«Россия твоя Родина»: родина, флаг и герб; родной край; россияне; города России, достопримечательности; конституция, права, национальность;
- «Мы жители Земли»: солнечная система, планеты, планета Земля; животные и растения – живые существа; этажи леса; лес хвойный и лиственный; травянистые растения: лекарственные и ядовитые; млекопитающие, насекомые, пресмыкающиеся, птицы; правила поведения в лесу; жизнь водоема; жизнь луга; жизнь поля; жизнь сада и огорода; природные объекты.
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники- травы, лекарственные и ядовитые растения;
конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
№ | Дата | Тема урока, вид контроля | тип урока, вид контроля | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | 1 1.09 | Что окружает человека? Уч.с. 5 – 11 Тетрадь печатная с. 3 - 7 | Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос | Сравнение понятий «объ-ект природы», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях.Упражнение на классификацию объектов природы. | Дать понятия: живая природа; неживая природа; изделия. | Знать предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. |
2 | 2 | Бывают ли на свете чудеса? Уч. с. 12 – 14 Тетрадь печатная С. 9 - 14 | Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос | Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса». Работа с рубрикой «Обсудим вме-сте». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрко-вой "Чудо" | Сравнение понятий: объект природы; изделие | Знать предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. |
3 | 1 8.09 | Я, ты, он, она… Все мы люди. Уч. с. 16 – 20 Тетрадь печатная с. 15 -16 | Комбинированный. Творческая работа (рисунок) | Рассказ учителя: «Что человеку дает природа». Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проб-лемной ситуации: «Если бы все люди были одина-ковые». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Сравнение понятий: настоящее; прошлое; будущее. | Знать, что человек – живое существо, организм; внешние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистические ценности многонациональ-ного российского общества. |
4 | 2 | Наши помощники – органы чувств. Уч. с. 21 – 24 Тетрадь печатная с. 17 - 18 | Комбинированный. Текущий | Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: организм; обоняние; вкус. | Знать органы чувств, дыхания, пищеварения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
5 | 15.09 3 | Наши помощники – органы чувств. Уч. с. 25 – 26 Тетрадь печатная с. 17 - 18 | Комбинированный. Практическая работа № 1 Опыты на оживление ощущений. | Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: организм; осязание; внешние чувства. | Знать органы чувств, дыхания, пищеварения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
6 | 4 | Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть. Уч.с. 27 – 29 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Комбинированный. Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоро-вым?». Работа с иллюстра-тивным материалом: при-чины заболеваний. Обсуж-дение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». | Дать понятия: здоровье; правила гигиены; градусник; обморожение; ожог; скорая помощь. | Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
7 | 22.09 5 | Что такое здоровье? Уч. с. 30 – 34 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Комбинированный. Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос | Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоро-вым?». Работа с иллюстра-тивным материалом: при-чины заболеваний. Обсуж-дение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». | Дать понятия: здоровье; правила гигиены; градусник; обморожение; ожог; скорая помощь. | Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
8 | 6 | Режим дня. Чтобы не уставать. Уч. с. 35 – 37 Тетрадь печатная с. 20 | Интегрированный Практическая работа № 2 | Познакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Обсуждение правил ор-ганизации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «Правильная по-за». | Сравнение понятий: здоровье – болезнь. | Знать режим дня школьника, правила гигиены. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
9 | 6.10 7 | Режим дня. Поговорим о часах. Составление памятки «Режим дня 2классника» Уч. с. 38 – 41 Тетрадь печатная с. 21 - 22 | Комбинированный. Текущий | Продолжать знакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Знакомство с ара-бской и римской нуме-рацией. | Сравнение понятий: здоровье – болезнь. | Знать режим дня школьника, правила гигиены. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
10 | 8 | Физическая культура. Быть сильным и выносливым. Уч. с. 42 - 47 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Комбинированный. Дидактическая игра | Обсуждение вопроса «Что такое физическая куль-тура». Работа с иллюст-рациями. Работа с рубри-кой «Картинная галерея». | Дать понятие: физическая культура. | Знать комплекс ОРУ. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность. |
11 | 13.10 9 | Закаляться может каждый. Составление памятки «Правила закаливания». Уч.с. 47 - 49 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Комбинированный. Практическая работа № 3 Опыты с термо-метром: определе-ние температуры воздуха и воды. | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочи-нялки»: «Придумай весё-лую историю про маль-чика, который не любит физкультуру». | Дать понятие: закаливание организма. | Знать и уметь применять на практике виды про-цедур. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность. |
12 | 10 | Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? Уч. с. 50 - 52 Тетрадь печатная с. 23 | Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос | Работа со схемой «Почему нужно правильно питать-ся». Проведение опытов по определению состава продуктов. | Дать понятия: здоровая пища; белки; жиры; углеводы. | Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
13 | 20.10 11 | Почему нужно правильно питаться. О витаминах. Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно» Уч. с. 53 - 56 Тетрадь печатная с. 24 | Интегрированный Тестирование | Составление схемы «Ка-кие витамины нужны организму?». Работа с руб-рикой «Этот удивитель-ный мир» . Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?» | Отработать понятие: режим питания | Знать продукты и содержащиеся в них витамины. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
14 | 12 | Умеем ли мы есть? Уч. с. 56 - 60 Тетрадь печатная с. 25 - 26 | Комбинированный. Текущий | Игра «Приглашаем в гос-ти». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста в учебнике. | Отработать раннее изученные понятия. | Знать и применять на практике полученные зна-ния. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
15 | 3.11 13 | Почему нужно быть осторожным? Составление памятки «Чтобы избе-жать неприятностей» Уч. с. 61 - 66 Тетрадь печатная с. 27 - 28 | Комбинированный. Текущий | Чтение и обсуждение те-кста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». | Дать понятие: Осмотритель-ность; Осторожность;бережность. | Знать основы оказания первой помощи. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. |
16 | 14 | Зачем изменить себя? Уч. с. 67 - 70 Тетрадь печатная с. 29 - 31 | Комбинированный. Проверочная работа по изученным разделам. | Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?». | Дать понятие: характер; темперамент. | Знать правила поведения в различных ситуациях. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:( адекватное восприятие. Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
17 | 10.11 | Что такое семья? Уч. с. 72 - 78 Тетрадь печатная с. 32 - 37 | Комбинированный. Практическая работа № 4 Составление семейного генеалогического древа. | Обсуждение вопроса: «Что такое семья?». Работа с рисунком – схемой. Вы-полнение заданий «Сооб-ражалки» и «Смешинки». | Познакомить с понятием: семья; члены семьи; генеалогическое древо | Знать родственные связи в семье. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
18 | | Домашнее хозяйство. Уч.с. 79 - 82 Тетрадь печатная с. 38 - 39 | Комбинированный. Тестирование | Обсуждение вопроса: «Су-ществует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощ-ники». | Отработать раннее изученные понятия. | Знать профессии родителей, уметь трудиться. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность. |
19 | 17.11 | Семейный досуг. Уч.с. 83 - 87 Тетрадь печатная с. 40 - 42 | Комбинированный. Текущий | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Расска-зы детей: «Как моя семья проводит свободное вре-мя?». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Познакомить с понятиями: отдых; культурный отдых. | Знать места проведения досуга. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
20 | | Правила поведения. Какие бывают правила. Уч. с. 88 - 94 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Урок-игра. Работа в парах. | Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схе-мой «Какие бывают пра-вила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Роле-вые игры: «Театр», «Биб-лиотека». | Дать понятия: вежливый; внимательный; приветливый; правила поведения. | Знать правила культурного Поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. |
21 | 24.11 | Умеешь ли ты дружить? Уч. с. 95 - 97 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Комбинированный. | Чтение и обсуждение ис-торий о детях. Составле-ние памятки «Правила дружбы». | Дать понятия: друзья; дружба; недруг; враг. | Уметь дружить, общаться с людьми. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
22 | | Умеешь ли ты общаться? Уч. с. 98 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос | | Отработать раннее изученные понятия. | Знать и применять на практике полученные знания. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
23 | 1.12 | Родина – что это значит? Уч.с. 99 - 103 Тетрадь печатная с. 50 | Урок-экскурсия № 1 в краеведческий музей. Текущий | Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуж-дение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Дать понятия: родина; малая родина; родной край. | Знать и понимать значение Родины в жизни человека. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
24 | | Прошлое, настоящее, будущее. Уч. с. 104 - 107 Тетрадь печатная с. 51 - 52 | Комбинированный. Текущий | Работа с текстом учеб-ника. Рассказы детей: слу-чай (история) из моей жиз-ни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом. | Дать сравнение понятий: история и случай. | Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
25 | 8.12 | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась? Уч.с. 107 - 109 Тетрадь печатная с. 52 - 53 | Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос | Беседа на тему «Сла-вянское поселение». Чте-ние и обсуждение текста «Первые русские князья». Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Дать понятия: Родина; малая родина; родной край». | Знать родного края. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» какгражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
26 | | Москва – столица России. Уч.с. 110 - 114 Тетрадь печатная с. 58 | Заочная экскурсия № 2 по Москве. Текущий | Беседа «Как можно узнать о прошлом города?». Рабо-та с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путе-шествие по Москве. | Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы. | Знать основные достопри-мечательности Москвы. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
27 | 15.12 | Москва – столица России. Уч. с. 114 - 117 Тетрадь печатная с. 58 | Комбинированный. Текущий | Работа с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путешествие по Москве. | Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы. | Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
28 | | Города России. Уч. с. 118 - 131 Тетрадь печатная с. 59 | Комбинированный. Текущий | Игра-путешествие по го-родам России. | Дать понятия об основных достопримечательностях городов России. | Знать основные достопри-мечательности городов России. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
29 | 22.12 | Родной край – частица Родины. Уч. с. 132 - 134 Тетрадь печатная с. 60 - 62 | Комбинированный. Творческая работа | Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуж-дение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Отработать понятия: Родина; малая родина; родной край. | Знать историю города, родного краю. | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
30 | | Как трудятся россияне. Уч. с. 135 - 139 Тетрадь печатная с. 52 - 57 | Комбинированный. Текущий | Решение проблемной си-туации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова». | Дать понятия: богатство России; хлебные изделия. | Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь составлять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлебных изделий. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности,ценности и чувства. |
31 | 12.01 | О занятиях наших предков. Уч.с. 139 - 144 Тетрадь печатная с. 52 - 57 | Комбинированный. Контрольная работа | Чтение и обсуждение текс-та учебника. Игровая ми-нутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюст-ративным материалом. | Дать понятия связанные с названиями древних орудий труда. | Основные занятия славян: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
32 | | Все профессии важны. Уч. с. 144 - 151 Тетрадь печатная с. 52 - 57 | Экскурсия № 3 на предприятие Текущий | Встреча с родителями учащихся в классе. Беседа «Профессии наших ро-дителей». | Отработать раннее изученные понятия. | Знать профессии родите-лей, уметь трудиться. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности,ценности и чувства. |
33 | 19.01 | Мы – граждане России. Права граждан России. Уч.с. 152 - 156 | Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос | Рассказ учителя (с исполь-зованием иллюстратив-ного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная га-лерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России». | Дать понятия: граждане; герб, флаг, гимн; права граждан; Конституция РФ. | Знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государст-ва, оно предоставляет ему права. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
34 | | Мы граждане России. Права детей – граждан России. Уч. с. 157 - 160 | Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос | Работа в группах: состав-ление плаката «Права ребенка в России». | Закрепить ранее изученные понятия. | Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности,ценности и чувства. |
35 | 26.01 | Россия – многонациональная страна. Уч.с. 160 – 167 Тетрадь печатная с. 61 | Комбинированный. Текущий | Рассказы детей о своей национальности. Рассмат-ривание и обсуждение рисунков и текста учеб-ника. Выполнение зада-ний в рабочей тетради. | Дать понятие: национальность; толерантность; содружество. | Знать народности, обычаи и традиции своего народа. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
36 | | Твоё первое знакомство со звёздами. Уч., часть 2 с. 6 - 13 Тетрадь печатная, часть 2 с. 3, 6 | Комбинированный. Текущий | Обсуждение вопросов: «Что входит в Солнечную систему?», «Чем Земля отличается от других планет?». Сравнение ри-сунков: «Планета без жизни» и «Земля». Вы-полнение заданий в рабочей тетради. | Введение понятий: небосвод; созвездие; планеты; солнечная система. | Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
37 | 2.02 | Земля – планета солнечной системы. Уч. с. 13 – 17 Тетрадь печатная с. 6 | Комбинированный. Текущий | Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсужде-ние результатов наблю-дений Луны. Опыт «Солн-це-Луна-Земля». | Введение понятий: спутник земли; кратер; небесные тела. | Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
38 | | Глобус – модель земли. Учю с. 18 - 19 Тетрадь печатная с. 4 - 5 | Комбинированный. Тестирование | Практическая работа с глобусом. | Дать понятие: глобус; карта. | Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего боль-ше на Земле – суши или воды? | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
39 | 9.02 | В некотором царстве. Царства природы. Уч.с. 20 - 22 Тетрадь печатная с. 7 | Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос | Знакомство с царствами живой природы. Работа с рисунком – схемой в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: Царство; Грибы; Растения; Животные; бактерии. | Знать царства живой природы, называть отдель-ных представителей. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
40 | | Грибы. Составление памятки «Ядовитые грибы» Уч. с. 23 - 29 Тетрадь печатная с. 7 - 8 | Комбинированный Текущий | Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным мате-риалом учебника. Рисо-вание схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Дать понятия частей гриба. | Знать ответы на следующие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека? | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
41 | 16.02 | Какие животные живут на Земле. Уч. с. 30 - 31 Тетрадь печатная с. 9 - 13 | Комбинированный. Текущий | Познакомить с разнообраз-ными видами животного мира. | Введение понятий: дикие животные; звери; травоядные; млекопитаю-щие. | Знать царства живой природы, называть отдельных представителей. | Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
42 | | Разнообразие растений. Уч. с. 32 - 34 Тетрадь печатная с. 13 - 17 | Комбинированный Текущий | Познакомить с разнообраз-ными видами растений на Земле. | Дать понятия: Кустарник; Дерево; Трава; типы листьев, цветки и плоды; гербарий. | Знать разновидности рас-тительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
43 | 23.02 | Условия роста и развития растений. Уч. с. 35 - 36 | Комбинированный Практическая работа № 5 Проведение опыта «Как развивается фасоль» | Беседа «Условия роста растений». Работа с ил-люстративным материа-лом учебника | Все понятия темы. | Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
44 | | Природные сообщества. Среда обитания – что это такое? Уч. с. 38 - 39 | Комбинированный Урок-игра. Работа в парах. | Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной сре-де).» Работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Ввести понятия: среда обитания; природная среда; природное сообщество пищевая цепь. | Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой. | Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
45 | 2.03 | Лес и его обитатели. Уч. с. 40 - 44 Тетрадь печатная с. 18 | Комбинированный Экскурсия № 4 в лес | Сравнение «жителей» раз-ных этажей леса. Работа с иллюстративным мате-риалом и текстами учеб-ника. Создание рисунка- схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Дать понятия: ярус; хвойные деревья; лиственные деревья; травы; кустарнички. | Иметь представление о том, что лес – многоэтаж-ный дом. Уметь отличать нешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
46 | | Деревья в лесу. Уч. с. 45 - 51 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Комбинированный Текущий | Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного мате-риала «Обитатели леса». Описание травянистых растений. | Закрепить понятия, связанные с ярусностью леса. | Знать яруса леса, правила поведения в лесу. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
47 | 9.03 | Кустарники леса. Составление рассказа – описания кустарника Уч.с. 52 - 56 | Комбинированный Творческая работа | Наблюдение: рассматрива-ние веточки сирени (чере-мухи, жасмина). Проект-ная деятельность. Работа с текстами и иллюстрация-ми учебника. | Все ранее изученные понятия. | Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от дере-вьев и трав. | Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
48 | | Травянистые растения леса. Уч. с. 56 - 59 Тетрадь печатная с. 20 | Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос | Работа с гербарием и иллюстративным мате-риалом. Чтение и обсужде-ние текста учебника. | Повторить понятие: нижний ярус леса. | Знать о том, что травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
49 | 16.03 | Лесная аптека. Уч. с. 60 - 61 | Комбинированный Практическая работа № 6 | Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с табли-цей). | Дать понятие: лекарственные растения. | Знать названия лекарственных растений и их применение. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
50 | | Животные леса. Уч. с. 62 - 66 Тетрадь печатная с. 20 - 22 | Комбинированный Текущий | Речевая разминка «Встре-тились в лесу…». Работа с иллюстративным мате-риалом и текстом учеб-ника. Беседа о кроте. Чтение и обсуждение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Дать понятия: грызуны; звери. | Называть обитателей леса, знать цепь питания каждого животного. | Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
51 | 23.03 | Птицы – лесные жители. Уч. с. 67 - 73 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Комбинированный Дидактическая игра | Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Игра «За-селим лес птицами». | Дать понятия: птицы; название птиц. | Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
52 | | Пресмыкающиеся леса. Уч. с. 74 - 76 | Комбинированный Проверочная работа по изученным разделам. | Рассказ учителя «Ужиное семейство». Учебный диа-лог: сравнение рисунков (чучел) разных видов реп-тилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча» | Дать понятие: пресмыкающие. | Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
53 | 30.03 | Насекомые леса. Уч. с. 77 - 79 Тетрадь печатная с. 24 | Комбинированный | Познакомить с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособления. | Дать понятие: насекомые. | Называть, выделять особенности, знать значение. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
54 | | Правила поведения в лесу. Уч. с.79 - 80 Тетрадь печатная с. 26 | Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос | Составление коллективной памятки «Правила поведе-ния в лесу» (работа в группах). | Повторить все ранее изученные понятия. | Знать правила поведения в лесу. | Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности,ценности и чувства. |
55 | 6.04 | Что мы знаем о воде. Уч. с. 81 - 83 Тетрадь печатная с. 28 - 29 | Комбинированный Работа в парах. | Опыты с водой. Опреде-ление свойств воды. Ана-лиз схемы – рисунка в учебнике. Работа с руб-рикой «Картинная гале-рея». | Дать понятия: водоём; свойства воды. | Знать свойство воды, приводить различные примеры. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности,ценности и чувства. |
56 | | Круговорот воды в природе. Уч. с. 83 - 85 Тетрадь печатная с. 29 -30 | Комбинированный | Учебный диалог: «Погово-рим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путе-шествие капельки». | Дать понятие: круговорот воды в природе. | Знать о том, что вода в природе совершает кру-говорот. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности,ценности и чувства. |
57 | 13.04 | Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы. Уч.с. 86 - 89 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Комбинированный Тестирование | Учебный диалог «Какие бывают водоёмы?», отли-чительные особенности пресных водоёмов – болота и реки. | Дать понятия: водоём пресный водоём; болото; река. | Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоёмов – реки и болота. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
58 | | Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые. Уч. с. 90 - 101 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос | Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: водоплаваю- щие; рыбы. | Называть жителей водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: носить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
59 | 20.04 | Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов. Уч. с. 90 - 104 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Комбинированный Экскурсия № 5 к водоему (озеро Рица) | Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: водоплаваю- щие; рыбы. | Называть жителей прес-ных водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
60 | | Обитатели солёных водоёмов. Уч. с. 105 -108 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Комбинированный Тестирование | Классификация морских животных по признаку – рыбы или млекопитаю-щие. | Дать понятия о морских животных. | Называть жителей морс-ких водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
61 | 4.05 | Луг и его обитатели. Растения луга. Уч.с. 109 - 115 Тетрадь печатная с. 37 - 38 | Комбинированный Текущий | Обсуждение текста учеб-ника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Ре-чевая разминка: «Сочи-нялки» (рассказ – этюд) «Растения луга». | Ввести понятие: луг и его обитатели. | Знать названия растений луга. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
62 | | Луг и его обитатели. Животные луга. Уч.с. 116 - 124 Тетрадь печатная с. 37 - 38 | Комбинированный Дидактическая игра | Обсуждение текста учеб-ника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Ре-чевая разминка: «Сочи-нялки» (рассказ – этюд) «Животные луга». | Ввести понятие: луг и его обитатели. | Знать названия животных луга. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
63 | 11.05 | Поле и его обитатели. Растения поля. Уч. с. 125 -133 Тетрадь печатная с. 38 - 41 | Комбинированный Тестирование | Беседа с использованием иллюстративного мате-риала. Работа с рисунком – схемой. Выполнение за-даний в рабочей тетради. | Дать понятие: поле. | Знать название растений поля. | Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
64 | | Животные поля. Уч. с. 134 - 136 Тетрадь печатная с. 38 - 41 | Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос | Работа в парах: составле-ние рассказов о животных поля. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Отработать раннее изученные понятия «типы и виды животных». | Называть животных поля, знать особенности обита-ния. | Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
65 | 18.05 | Сад и его обитатели. Уч. с. 137 - 142 Тетрадь печатная с. 42 - 43 | Комбинированный | Беседа о плодовых рас-тениях. Дидактическая игра «Какого дерева плод?». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: сад; Плодовые; культуры. | Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
66 | | Природа и человек. Человек – часть природы. Уч.с. 144 - 146 Тетрадь печатная с. 44 - 45 | Комбинированный Проверочная работа по темам раздела | Беседа «Человек – часть природы». Анализ стихот-ворения «Про всех на свете». Обсуждение си-туации «Дядя, купи котёнка!». | Отработать раннее изученные понятия. | Владеть простейшими знаниями экологической культуры. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
67 | 25.05 | Будем беречь нашу Землю. «Красная книга». Уч.с. 146 - 152 Тетрадь печатная с. 44 - 45 | Комбинированный Текущий | Беседа «Как человек помогает природе?». Работа в парах «Что такое Красная книга?». Рассмат-ривание иллюстраций. Создание плаката «Будем беречь природу». | Дать понятие: Красная книга. | Владеть простейшими знаниями экологической культуры. | Регулятивные : коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
68 | | Животные – друзья человека. Уч. с. 153 - 155 | Комбинированный Контрольная работа | Выполнение заданий в рабочей тетради. | Обобщить и проконтролировать знания учащихся . | Уметь работать самостоятельно и оценивать свои знания. | Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часа, в том числе на проведение:
В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся новые формы работы - метапредметные диагностические работы. Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. В промежуточную аттестацию включена новая диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Работы, выполняемые учениками, не подписываются, и таблицы, где собираются эти данные, показывают результаты только по классу или школе в целом, а не по конкретному ученику.
В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала.
Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). «Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки в Основной образовательной программе, дополняющей Федеральный государственный образовательный стандарт.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своегодальнейшего развития.
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц- результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
показатели метапредметных результатов;-показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной- деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик. Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и- их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично» Новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить комплексную оценку результатов. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая стема оценки результатов ФГОС.
(см. Серия книг: Педагогическая диагностика. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Комплект материалов (ФГОС НОО)
1. Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия (2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».
2. Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».
3. Мир природы, ЗАО «Новый диск»
4. Академия младшего школьника, ЗАО «Новый диск»
5. «Природа, человек, общество», Фирма «ДОС», 2005 год.
6. Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM )