СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс, 34 часа (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс»






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г.о. Серпухов, Московской области


Рассмотрено на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 4

Протокол № ___________ ____________Т.В. Литвинова

от «___»__________20__г. Приказ № ________________

«___»_____________20___г.




Рабочая программа



Предмет основы религиозных культур и светской этики

Уровень базовый

Класс 4 «В»

Всего учебных часов 34 часа (1 час в неделю)

Учитель Ормоцадзе Ольга Николаевна












2022-2023 учебный год



І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «ОРКСЭ» составлена на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.И.Шемшуриной, для общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Министерством образования РФ 2010г, с учётом федерального государственного стандарта начального общего образования.

Объём программы. На изучение курса ОРКСЭ в 4 классе отводится 34 часа.

Перечень нормативных документов, на основании которых разработана программа: основанием для разработки Программы учебного предмета ОРКСЭ являются следующие нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010.

  • учебный план МБОУ «Петровская школа» на 2015-2016 учебный год;

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ

осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции - «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • формирует у младших школьников развитие целостных представлений об окружающем мире: его единстве, уникальности, многообразии и изменчивости, а также своем месте в этом мире;

  • объединяет материал на основе принципа исторического развития, единого для всех элементов культуры (природы, человека и общества);

  • выстроено на основе изучения познавательных интересов и возрастных особенностей психического развития младших школьников;

  • реализует связь теоретического и практического материала; ориентировано на принятие учащимися духовно-нравственных ценностей и освоения нравственных норм поведения как основы для построения собственной жизни; на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край.

Все содержательные линии курса имеют сквозной характер: каждое из направлений реализуется в разных главах, разделах, представлено разнообразными заданиями, текстами. В целом курс объединяет следующие содержательные линии:

    1. патриотизм сквозь призму представлений о малой и большой Родине;

    2. культура как основа объединения разных народов, населяющих нашу страну, и база для формирования ценностных представлений личности; происхождение культуры, отличие законов культуры от законов природы;

    3. многоаспектность культуры, имеющей в качестве составных частей науку, искусство, религию, этику;

    4. развитие нравственных представлений во времени, понятие "поступок", или "этос", моральные законы как основа взаимодействия различных религиозных и нерелигиозных институтов;

    5. ответственность каждого за исполнение нравственных законов и личностное развитие;

    6. формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, здоровый образ жизни;

    7. ответственное и творческое отношение к любому труду, в т.ч. учебному.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна

Проблема этического образования, воспитания этической толерантности и самоидентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу этического аспекта обучения, рассматриваемого в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением.

В то же время преподавание основ этико-нравственной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и

воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего важнейшие национальные духовные традиции и светскую этику в общем.

Формы организации учебного процесса

Основными формами организации учебного процесса являются: фронтальная, индивидуальная, групповая. В ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-образ и др. На уроках проводятся эвристические беседы, различные виды дискуссий, ролевые игры, викторины и конкурсы. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, комментированное чтение, чтение с остановками. При работе в группе используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий, в создании образов, рисунков, фотографий, слайд-шоу, презентаций, проектов.

К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, творческих мастерских, вечеров, встреч с интересными людьми,

выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые параллели классов.

В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Все обозначенные выше формы организации учебной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

Формы учебной работы на занятиях в рамках курса:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

  • Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

  • Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

  • Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы Формы контроля и возможные варианты его проведения:

  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

  • Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • Самоконтроль.

  • Фронтальный контроль.

  • Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

Основные формами организации образовательного процессапо ОРКСЭ:

- традиционный урок;

  • урок - исследование;

  • практические занятия;

  • фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ОСЭ»

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания

религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно- культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм.

  • Социальная солидарность.

  • Гражданственность.

  • Семья.

  • Труд и творчество.

  • Наука.

  • Традиционные российские религии.

  • Искусство и литература.

  • Природа.

  • Человечество.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам

освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры.

  2. Основы исламской культуры.

  3. Основы буддийской культуры.

  4. Основы иудейской культуры.

  5. Основы мировых религиозных культур.

  6. Основы светской этики.

По результатам анкетирования родителей (законных представителей) и с их согласия, учащимися изучается модуль «Основы светской этики».

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и

др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших школьников;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учетом многообразия и глубины ее составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Рабочая программа по «ОРКСЭ» составлена на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.И.Шемшуриной, для общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Министерством образования РФ 2010г, с учётом федерального государственного стандарта начального общего образования.

Данный курс «ОРКСЭ» логически связан с такими предметами учебного плана как: музыка, литература, история.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом учебного заведения на 2015/2016 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики » в 4 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю).

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Данный курс «ОРКСЭ» реализуется за счёт инвариантной части учебного плана МОУ СОШ №4.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: •формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; •формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; •развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

•развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как

условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

ІІІ. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕМЕТАОРКСЭ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «ОРКСЭ» (модуль ОСЭ) изучается в 4 классе один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

ІV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: Ученик научится:

  • Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

  • Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

  • Осознанию себя как гражданина многонационального государства.

  • Знаниям основ вероучений религий России.

  • Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.

Ученик получит возможность научиться:

  • Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свобод.

  • Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения.

  • Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний.

  • Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

  • Осознанным нравственным ценностям.

  • Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.

Требования к метапредметнымрезультатам:

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  • логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;

  • слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

Ученик научится:

  • понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

VІ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырех основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.

Содержание учебного предмета

Этика общения (4 часа)

Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил- добрые слова и поступки. Каждый интересен.

Этикет (4 часа) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.

Этика человеческих отношений (4 часа)В развитии добрых чувств - творение души Природа - волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

Этика отношений в коллективе(4 часа) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня

Мой класс - мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Простые нравственные истины(4 часа) Жизнь священна. Человек рожден для добра Милосердие - закон жизни. Жить во благо себе и другим.

Душа обязана трудиться(4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков Посеешь поступок - пожнешь характер(4 часа) Общение и источники преодоления обид

Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»

Судьба и Родина едины(6 часов) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе Обобщение пройденного.

VІІ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Учебные

Контрольные

Практическая

раздела


часы

работы

часть

1.

Этика — наука о нравственной жизни человека.

1



2.

Этика общения

4



3.

Этикет

4



4.

Этика человеческих отношений

4



5.

Этика отношений в коллективе

4



6.

Простые нравственные истины

4



7.

Душа обязана трудиться

4



8.

Посеешь поступок – пожнешь характер

4








9.

Судьба и Родина едины

4



10.

Обобщающий урок по курсу

1




Всего:

34



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы урока

Практич.

часть

Формы и

темы

контроля


план

факт






Россия — наша Родина. Этика- наука о нравственной жизни человека. Качества культурного человека.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»



Добрым жить на белом свете веселей.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Правила общения для всех.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческая работа «Составление предложений со словами общение».



От добрых правил - добрые слова и поступки.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Каждый интересен.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»



Премудрости этикета. Народная мудрости.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»



Красота этикета.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»



Простые школьные и домашние правила этикета.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».



Чистый ручеёк нашей речи. Сила слова

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»



В развитии добрых чувств - творение души.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»



Природа - волшебные двери к добру и доверию..

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»



Чувство Родины.С чего начинается Родина?

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»



Жизнь протекает среди людей.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …»



Этика отношений в коллективе.Чтобы быть коллективом.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Коллектив начинается с меня.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.



Мой класс мои друзья. Творческие работы учащихся.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческие работы



Ежели душевны вы и к этике не глухи. Добро и зло.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа



Жизнь священна.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Человек рождён для добра.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа



Милосердие - закон жизни.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Жизнь во благо себе и другим.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа



Следовать нравственной установке.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Достойно жить среди людей.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа



Уметь понять и простить.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Простая этика поступков.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа



Общение и источники преодоления обид.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа



Ростки нравственного опыта поведения.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Доброте сопутствует терпение.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа



Действия с приставкой «со».

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа учащихся



С чего

начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовкатворческой беседы счленами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



В тебе рождается патриот и гражданин.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источникамиинформации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа учащихся



Человек - чело века.Слово, обращённое к себе

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источникамиинформации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку



Подготовка творческих проектов.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источникамиинформации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы



Презентация творческих проектов на тему село. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

Выступление обучающихся со своими творческими работамиПрезентации творческих проектов

Самостоятельная работа




***дополнения, выделенные курсивом, соответствуют Программе воспитания МБОУ СОШ №4.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!