СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ»

Аннотация


 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы светской этики»  для  обучающихся 4 класса разработана  на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития  и воспитания личности  гражданина России,  авторской программы М.Т.Студеникина  «Основы религиозных культур и светской этики»,  планируемых результатов начального общего образования.   

Модуль «Основы светской этики» в  курсе «Основы религиозных культур и светской этики»  выбран на основе определения  образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.


 Программа  модуля  «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными  нормами светской морали, понимание их значения  в выстраивании  конструктивных отношений в семье   и обществе;  становление внутренней установки  личности поступать  согласно своей  совести;  воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях  народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Программа рассчитана на использование учебника М.Т. Студеникина «Основы светской этики».

Срок реализации программы – 1 год. На изучение ОРКСЭ в 4 классе из обязательной части отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.





















Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

«Основы религиозных культур и светской этики»


 Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по учебному модулю с учетом содержания примерной рабочей программы по Основам светской этики.


Общие планируемые результаты.

В результате освоения курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;


Планируемые результаты по учебному  модулю «Основы светской этики»

Выпускник научится:

–        раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

–        на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

–        излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

–        соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

–        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

–        устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

–        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

–        акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


Содержание учебного предмета (курса)

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия –  многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.

Этика и этикет.

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Вежливость.

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга

Добро и зло.

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских 

народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, 

Мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.

Дружба и порядочность.

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных 

отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Честность и искренность.

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. 

Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно». Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности.

Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Гордость и гордыня.

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Обычаи и обряды русского народа.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом- солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.


Терпение и труд.

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние 

поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.

Семья.

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и 

фамилия.

Фамилия- наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.

Семейные традиции.

Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и 

обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Сердце матери.

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, 

родным и близким.

Правила твоей жизни.

Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и 

чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения 

сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

Праздники народов России.

Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет.

Защитники Отечества.

23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.

Подведение итогов.

Основные знания и умения по этике и этикету. Государство и мораль гражданина. Мои права и обязанности. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.


Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики 4 класс (1 час в неделю, 34 часа)

п/п

Тема урока, раздел

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика видов деятельности

Примечание

по плану

фактическая

1

Россия – Родина моя.


1



Ведут  учебный диалог: обсуждение проблемы, почему  мы страну называем Отечеством,  почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рисунок-схему понятий: «Материальный мир,  духовный мир, культурные традиции». Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали.

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.


2

Россия – Родина моя.Патриотизм.


1




3

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.

1




4

Этика и этикет. Понятие этикет. Нормы этикета.

1




5

Общечеловеческие ценности. Вежливость, уважение.

1




6

Добро и зло. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям.

1



Учатся выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи.

Знакомятся сосновнымиопределениямипонятий этики, культуры, морали.


7

Дружба и порядочность. Честь и достоинство. Взаимопонимание, ответственность.

1



Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц

оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации.


8

Правила дружбы. Честность и порядочность.

1




9

Гордость и гордыня. Альтруизм и эгоизм.





10

Свобода и ответственность. Моральный выбор человека.

1



Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Ведут диалог: «Что значит быть моральным?». Моделировать ситуации морального выбора по иллюстративному материалу учебника.


11

Обычаи и обряды русского народа. Этикет царского стола. Особенности бракосочетания в современной России.

1




12

Терпение и труд.

1




13

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях.

1



Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Проявление взаимопомощи, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.


14

Родословная семьи.

1




15

Семейные традиции и праздники – передача из поколения в поколение правил поведения в семье.

1



Вести учебный диалог: Когда и как появились праздники. Какое значение  имеют праздники в жизни человека.

Учатся анализировать

жизненные ситуации выбирать нравственные формы, поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.


16

Традиции моей семьи.

1




17

Сердце матери. Материнская любовь. Роль матери.


1



Проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей;

представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.


18

Правило твоей жизни.

1




19

Культура общения со сверстниками и взрослыми.

1




20

Праздники народов России.

1



Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести


21

Гражданин России. Защитники Отечества. Защита Родины – долг каждого гражданина.

1



Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник,

 патриот, воин. подготовить сообщение о патриотах России;

планируют и контролируют учебные действия, оформляют и представляют результаты труда, оценивают свою деятельность.









Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.


22

Нравственный поступок. Образцы нравственности в культуре и истории. Порядочность.

1




23

Золотое правило нравственности. Милосердие и сострадание.

1




24

Стыд, вина, извинение. Совесть.


1




25

Нравственные идеалы. Доверие и доверчивость. Правда и ложь.

1




26

Джентльмен и леди. Традиции воспитания.

1




27

Мужество. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

1




28

Дворянский кодекс чести. Самовоспитание.

1




29

Порядочность и интеллигентность.

1




30

Речевой этикет.

1




31

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1



Учатся толерантному

отношению к представителям

разных мировоззрений

и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.



32

Государство и мораль гражданина.

1




33

Мои права и обязанности.

1




34

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!