Аннотация
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для обучающихся 4 класса разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы М.Т.Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики», планируемых результатов начального общего образования.
Модуль «Основы светской этики» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» выбран на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.
Программа модуля «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Программа рассчитана на использование учебника М.Т. Студеникина «Основы светской этики».
Срок реализации программы – 1 год. На изучение ОРКСЭ в 4 классе из обязательной части отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
«Основы религиозных культур и светской этики»
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по учебному модулю с учетом содержания примерной рабочей программы по Основам светской этики.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебному модулю «Основы светской этики»
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета (курса)
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.
Этика и этикет.
Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.
Вежливость.
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга
Добро и зло.
Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских
народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация,
Мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.
Дружба и порядочность.
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных
отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Честность и искренность.
Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи.
Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно». Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности.
Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
Гордость и гордыня.
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Обычаи и обряды русского народа.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом- солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Терпение и труд.
Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние
поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.
Семья.
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и
фамилия.
Фамилия- наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
Семейные традиции.
Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и
обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Сердце матери.
Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям,
родным и близким.
Правила твоей жизни.
Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и
чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения
сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Праздники народов России.
Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет.
Защитники Отечества.
23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.
Подведение итогов.
Основные знания и умения по этике и этикету. Государство и мораль гражданина. Мои права и обязанности. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики 4 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Тема урока, раздел | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика видов деятельности | Примечание |
по плану | фактическая |
1 | Россия – Родина моя. | 1 | | | Ведут учебный диалог: обсуждение проблемы, почему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рисунок-схему понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции». Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. | |
2 | Россия – Родина моя.Патриотизм. | 1 | | | |
3 | Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. | 1 | | | |
4 | Этика и этикет. Понятие этикет. Нормы этикета. | 1 | | | |
5 | Общечеловеческие ценности. Вежливость, уважение. | 1 | | | |
6 | Добро и зло. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. | 1 | | | Учатся выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи. Знакомятся сосновнымиопределениямипонятий этики, культуры, морали. | |
7 | Дружба и порядочность. Честь и достоинство. Взаимопонимание, ответственность. | 1 | | | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации. | |
8 | Правила дружбы. Честность и порядочность. | 1 | | | |
9 | Гордость и гордыня. Альтруизм и эгоизм. | | | | |
10 | Свобода и ответственность. Моральный выбор человека. | 1 | | | Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Ведут диалог: «Что значит быть моральным?». Моделировать ситуации морального выбора по иллюстративному материалу учебника. | |
11 | Обычаи и обряды русского народа. Этикет царского стола. Особенности бракосочетания в современной России. | 1 | | | |
12 | Терпение и труд. | 1 | | | |
13 | Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. | 1 | | | Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Проявление взаимопомощи, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. | |
14 | Родословная семьи. | 1 | | | |
15 | Семейные традиции и праздники – передача из поколения в поколение правил поведения в семье. | 1 | | | Вести учебный диалог: Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники в жизни человека. Учатся анализировать жизненные ситуации выбирать нравственные формы, поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. | |
16 | Традиции моей семьи. | 1 | | | |
17 | Сердце матери. Материнская любовь. Роль матери. | 1 | | | Проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. | |
18 | Правило твоей жизни. | 1 | | | |
19 | Культура общения со сверстниками и взрослыми. | 1 | | | |
20 | Праздники народов России. | 1 | | | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести | |
21 | Гражданин России. Защитники Отечества. Защита Родины – долг каждого гражданина. | 1 | | | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. подготовить сообщение о патриотах России; планируют и контролируют учебные действия, оформляют и представляют результаты труда, оценивают свою деятельность. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. | |
22 | Нравственный поступок. Образцы нравственности в культуре и истории. Порядочность. | 1 | | | |
23 | Золотое правило нравственности. Милосердие и сострадание. | 1 | | | |
24 | Стыд, вина, извинение. Совесть. | 1 | | | |
25 | Нравственные идеалы. Доверие и доверчивость. Правда и ложь. | 1 | | | |
26 | Джентльмен и леди. Традиции воспитания. | 1 | | | |
27 | Мужество. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | 1 | | | |
28 | Дворянский кодекс чести. Самовоспитание. | 1 | | | |
29 | Порядочность и интеллигентность. | 1 | | | |
30 | Речевой этикет. | 1 | | | |
31 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | | | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. | |
32 | Государство и мораль гражданина. | 1 | | | |
33 | Мои права и обязанности. | 1 | | | |
34 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | | | |