ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ выпускников
В результате изучения в 11 классе алгебры и начал математического анализа на базовом уровне ученик должен знать/понимать
понятие корня n-й степени из действительного числа и основные свойства корней;
определение степенной функции, свойства и графики степенных функций;
определение и свойства показательной и логарифмической функций;
определение первообразной;
правила нахождения первообразных;
определение криволинейной трапеции и интеграла;
формулы сочетаний и размещений;
формулу бинома Ньютона;
общие методы решения уравнений и неравенств;
уметь
находить значение корня n-ой степени из действительного числа;
выполнять преобразования с применением свойств степеней;
строить графики показательной и логарифмической функций;
решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
находить первообразную;
вычислять интегралы;
применять первообразную и интегралы для нахождения площади криволинейной трапеции;
решать простейшие вероятностные задачи;
решать уравнения и системы уравнений разными методами;
решать простейшие уравнения и неравенства с параметрами;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул, содержащих радикалы, логарифмы, тригонометрические функции, для решения прикладных задач с применением аппарата математического анализа.
В результате изучения в школе математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле1 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа уметь
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе изучения математики старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по математике.
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
1. Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
1. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.
1. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
1. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.
1. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.
1. Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка «1» ставится в случае, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью.
в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний, умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Содержание тем курса.
1.Повторение материала курса 10 класса. Входной контроль ( 4ч.)
Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения. Преобразование тригонометрических выражений. Производная. Исследование функций с помощью производной.
2. Глава 6. Степени и корни. Степенные функции (12ч., контрольная работа)
Понятие корня n-й степени из действительного числа. Функции у =
, их свойства и графики. Свойства корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы.
Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики.
3. Глава 7. Показательная и логарифмическая функции ( 20ч., 3 контрольных работы)
Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства.
Понятие логарифма. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Переход к новому основанию логарифма.
4. Глава 8. Первообразная и интеграл ( 6ч., контрольная работа)
Первообразная. Определённый интеграл.
5.Глава 9.Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей
(10 ч., контрольная работа)
Статистическая обработка данных. Простейшие вероятностные задачи. Сочетания и размещения. Формула бинома Ньютона. Случайные события и их вероятности.
6.Глава 10.Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (10ч., контрольная работа)
Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений: замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x), разложение на множители, введение новой переменной, функционально-графический метод.
Решение неравенств с одной переменной. Равносильность неравенств, системы и совокупности неравенств, иррациональные неравенства, неравенства с модулями.
Системы уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами.
7.Обобщающее повторение ( 6ч.)
Выражения и преобразования. Уравнения и системы уравнений. Неравенства. Функции. Производная. Первообразная. Текстовые задачи. Задачи с параметром.
Итого 68 ч.
Тематический план по алгебре и началам анализа в 11 классе по УМК А.Г.Мордкович (68ч.)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Контрольные работы |
| I полугодие | 32часа | |
Повторение материала курса 10 класса (4 часа) | |
1-3 | Повторение материала курса 10-го класса. Подготовка к контрольной работе за курс 10-го класса. | 3 | |
4 | Входной контроль (контрольная работа за курс 10-го класса). | 1 | 1 |
Глава 6. Степени и корни. Степенные функции (12 часов) | |
5 | Понятие корня n-й степени из действительного числа.С.Р. № 1 | 1 | |
6 | Функции у = , их свойства и графики. Самостоятельная работа №2 | 1 | |
7-8 | Свойства корня n-й степени. С.Р. № 3,4 | 2 | |
9-11 | Преобразование выражений, содержащих радикалы.С.Р. № 5,6 | 3 | |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Понятие корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы». | 1 | 1 |
13,14 | Обобщение понятия о показателе степени. Самостоятельные работы № 7,8 | 2 | |
15,16 | Степенные функции, их свойства и графики. Самостоятельные работы № 9,10,11 | 2 | |
Глава 7. Показательная и логарифмическая функции (20 часов) | |
17,18 | Показательная функция, её свойства и график. С/р.№12,13 | 2 | |
19-20 | Показательные уравнения и неравенства. Задания типа В5 (КИМ ЕГЭ).С/р.№14,15.16 | 2 | |
21 | Повторение и обобщение материала по темам: «Обобщение понятия о показателе степени», «Степенные функции», «Показательная функция», «Показательные уравнения и неравенства». | 1 | |
22 | Контрольная работа №2 по теме «Степень. Степенные функции. Показательная функция». | 1 | 1 |
23,24 | Анализ контрольной работы. Понятие логарифма.С/р.№17 | 2 | |
25,26 | Функция у=logax, её свойства и график. Самостоятельные работы № 18,19 | 2 | |
27,28 | Свойства логарифмов.С/р.№20 | 2 | |
29,30 | Логарифмические уравнения.С/р.№21,22 | 2 | |
31 | Контрольная работа №3 по теме «Логарифмическая функция». | 1 | 1 |
32 | Анализ контрольной работы. Решение тематических заданий КИМ ЕГЭ (темы:«Показательная функция», «Логарифмическая функция»). | 1 | |
| II полугодие | 36часов | |
33 | Логарифмические неравенства. Тестовые задания В5. С/р.№23 | 1 | |
34 | Переход к новому основанию логарифма. Тестовые задания В7.С/р.№24 | 1 | |
35 | Дифференцирование показательной и логарифмической функций. Тестовые задания В14.С/р.№25,26 | 1 | |
36 | Контрольная работа №4 по теме «Логарифмическая функция. Дифференцирование показательной и логарифмической функций». | 1 | 1 |
Глава 8. Первообразная и интеграл (6 часов) | |
37-38 | Анализ контрольной работы. Первообразная.С/р.№27 | 2 | |
39-41 | Определённый интеграл. Тестовые задания В8.С/р.№28 | 3 | |
42 | Контрольная работа №5 по теме «Первообразная и интеграл». | 1 | 1 |
Глава 9. Элементы математической статистики, комбинаторики(10часов) | |
43-44 | Анализ контрольной работы. Статистическая обработка данных.С/р.№29 | 2 | |
45-46 | Простейшие вероятностные задачи. Тестовые задания В10.С/р.№30 | 2 | |
47-48 | Сочетания и размещения.С/р.№ 31 | 2 | |
49 | Формула бинома Ньютона.С/р.№32 | 1 | |
50-51 | Случайные события и их вероятности. Тестовые задания В10.С/р.№33 | 2 | |
52 | Контрольная работа №6 по теме «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей». | 1 | 1 |
Глава 10. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (10 часов) | |
53-54 | Анализ контрольной работы. Равносильность уравнений.С/р.№ 34 | 2 | |
55-56 | Общие методы решения уравнений. Задания С1. Тренировочная домашняя самостоятельная работа по вариантам ЕГЭ. С/р.№35 | 2 | |
57-58 | Решение неравенств с одной переменной. Задания С3. Тренировочная домашняя самостоятельная работа по вариантам ЕГЭ. С/р.№36 | 2 | |
59 | Уравнения и неравенства с двумя переменными.С/р.№ 37 | 1 | |
60 | Системы уравнений. Задания С1.С/р.№38,39 | 1 | |
61 | Уравнения и неравенства с параметрами. Задания С5.С/р.№40-41 | 1 | |
62 | Контрольная работа №7 по теме «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств». | 1 | 1 |
Обобщающее повторение (6 часов) | |
63-64 | Анализ контрольной работы. Выражения и преобразования. Решение тестовых заданий В7. Тренировочная домашняя самостоятельная работа по вариантам ЕГЭ.С/р.№ 42 | 2 | |
65-66 | Уравнения и неравенства. Решение тестовых заданий В5, В12. Тренировочная домашняя самостоятельная работа по вариантам ЕГЭ. | 1 | |
67-68 | Функции. Производная. Решение тестовых заданий В8, В14. Тренировочная домашняя самостоятельная работа по вариантам ЕГЭ. | 2 | |
| итого | 68ч | 8 |
1Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.