Краснодарский край
муниципальное образование Курганинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 имени Ф. М. Школьного
пос. Октябрьского
Утверждено решением педагогического совета МБОУ СОШ №7 им. Ф. М. Школьного Курганинского района от 30 августа 2021 г протокол №1 Председатель педсовета ________________ Ригерт Ю. В. |
Рабочая программа
По «Подготовке к ОГЭ по математике»
Уровень образования (класс) основное общее образование 8 класс
Количество часов 34 часа
Учитель Тютюнникова Ирина Николаевна
Программа разработана в соответствии ФГОС ООО с учетом
программы основного общего образования Алгебра 7 - 9
классы авторы: Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и др.
(Алгебра. Сборник рабочих программ.7 - 9 классы. ФГОС/сост. Т. А.
Бурмистрова - М.: Просвещение, 2018, с учетом планируемого к использованию Алгебра 8 кл. Макарычев Ю. Н. , Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под редакцией С. А. Теляковского. — М.: Просвещение, 2018. Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения элективного курса по математике ученик
получит возможность понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты отражают, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимая значения математики в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
3. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания):
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли математики в познании закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по математике, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
5. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способности к математике, общественных интересов и потребностей;
6. Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов математики;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Эстетического воспитания:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности ( графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
В предметном направлении:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приёмов; интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
Содержание учебного курса
Введение 1. Кодификатор ОГЭ, спецификация ОГЭ, структура и содержание КИМов, критерии оценивания, демоверсия.
Вычисления и преобразования6. Действия с натуральными числами. Действия с десятичными дробями. Положительные и отрицательные числа. Арифметические действия с ними. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Смешанные числа. Умножение и деление обыкновенных дробей. Степень с целым показателем. Свойства степени. Преобразование алгебраических выражений. Расчет по формулам.
Решение простейших текстовых, практико-ориентированных задач 10. Процент. Нахождение процента от числа. Простейшие текстовые задачи.
Уравнения. Системы уравнений 4. Линейные, квадратные, рациональные уравнения. Системы уравнений.
Функции 3. Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величины в зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. Построение графиков функций, заданной формулой. Анализ диаграмм, таблиц, графиков.
Геометрия 7. Фигуры на квадратной решетке. Треугольники, четырехугольники, многоугольники и их элементы. Площади фигур. Окружность, круг и их элементы.
Неравенства. Системы неравенств 3. Координатная прямая. Линейные неравенства. Система линейных неравенств.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №7 им. Ф.М. Школьного Курганинского района на изучение элективного курса «Подготовка к ОГЭ по математике « на ступени основного общего образования отводится 34 часа, в 8 классе 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
8 класс |
Раздел | Кол – во часов | Темы | Кол – во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Основные направления воспитательной деятельности |
Введение | 1 | Знакомство с демоверсией ОГЭ | 1 | Знакомство с целями, задачами, содержанием курса «Подготовка к ОГЭ по математике», со спецификацией ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией. | 1,5 |
Вычисления и преобразования | 6 | Действия с десятичными дробями | 1 | Повторение арифметических действий, сочетая устные и письменные приёмы (учебно – тренировочные задания -базовый уровень). Вычисление значений числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; работа с формулами (учебно – тренировочные задания –повышенного уровня). | 3,4 |
Действия с обыкновенными дробями | 1 | 2,6 |
Действия с рациональными числами | 1 | 2,7 |
Преобразование буквенных выражений с помощью формул сокращенного умножения | 1 | 5,7 |
Преобразование степенных выражений | 1 | 3,4 |
Работа с формулами | 1 | 1,6 |
Решение простейших текстовых, практико-ориентированных задач. | 10 | Проценты. Задачи на проценты | 1 | Решение задач на проценты, простейшие практико-ориентированные задачи (учебно – тренировочные задания -повышенного уровня). | 2,4 |
Задача практического содержания «Участок» | 1 | 3,6 |
Задача практического содержания «Квартира» | 1 | 1,7 |
Задача практического содержания «Листы бумаги» | 1 | 3,4 |
Задача практического содержания «Печь для бани» | 1 | 2,6 |
| | Задача практического содержания «Терассы» | 1 | | 5,7 |
Задача практического содержания «Тарифы» | 1 | 4,6 |
Задача практического содержания «Шины» | 1 | 2,3 |
Задача практического содержания «Осаго» | 1 | 5,7 |
Задача практического содержания «План местности» | 1 | 2,6 |
Уравнения. Системы уравнений | 4 | Линейные уравнения | 1 | Повторение способов решения рациональных, квадратных уравнений, рациональных уравнений (учебно –тренировочные задания –базовый уров.). | 2,5 |
Квадратные уравнения | 1 | 3,4 |
Рациональные уравнения | 1 | 1,6 |
Системы уравнений. | 1 | 3,7 |
Функции | 3 | Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величины в зависимости от времени, температуры, скорости движения | 1 | Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величина в зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. ( учебно – тренировочные задания). Построение графиков изученных функций по графику, определять свойства функции ( учебно – тренировочные задания - повышенного уровня). | 2,7 |
Построение графиков функций, заданной формулой | 1 | 1,6 |
Анализ диаграмм, таблиц, графиков. | 1 | 3,5 |
Геометрия | 7 | Треугольник | 1 | Повторение видов углов, образованных параллельными прямыми. Вычисление элементов треугольника, его углов, сторон (учебно – тренировочные задания). Вычисление элементов четырёхугольника, его углов, сторон (учебно – тренировочные задания). Вычисление площадей плоских фигур (учебно – тренировочные задания -повышенного уровня). | 2,5 |
Параллельные прямые | 1 | 1,6 |
Четырехугольник | 1 | 3,4 |
Площади фигур на плоскости | 1 | 2.7 |
| | Фигуры на квадратной решетке | 1 | 3,5 |
Анализ геометрических высказываний | 1 | 1,7 |
Окружность. Центральные и вписанные углы. | 2 | 2,6 |
Неравенства. Системы неравенств | 3 | Координатная прямая | 1 | Решение линейных неравенств и их систем. (учебно – тренировочные задания). | 2,6 |
Линейные неравенства | 1 | 3,7 |
Система линейных неравенств | 1 | 1,5 |
Согласовано Протокол заседания методического объединения учителей естественно – научного цикла МБОУ СОШ №7 им. Ф. М. Школьного Курганинского района от 27 августа 2021 года №1 _________ Тютюнникова И. Н. | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ Попова П. В. 30 августа 2021 года |