11
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №10 ИМЕНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
УТВЕРЖДАЮ: Директор лицея ______________ И.Н. Рыбак « _____ » ____________ 2022 г. |
Приказ №____ от __________2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ
УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной
(2 часа в неделю, профильный уровень)
10п класс
Составитель: Новиков Василий Савельевич, учитель права высшей категории |
г. Клин
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
10п класс
Рабочая программа по праву для 10п класса составлена на основе методического пособия (программы) к линии учебников «Право. 10—11 классы» авторов А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной. (М.: Просвещение, 2022 г.) и УМК право. -Никитин А. Ф., Никитина Т. И. Право. 10 – 11 кл.: учебник. –М.: Просвещение, 2022 г. и предполагает изучение права на профильном уровне в 10 классе из расчета 2 часа в неделю (68 часов за год) в соответствии с учебным планом и образовательной программой школы.
Согласно календарному учебному графику школы на 2022-2023 учебный год количество учебных недель в 10п классе - 34, что составляет 68 часов за год. Так как авторская программа рассчитана на 70 часов за год, то раздел «Резерв» не используется. При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:
А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, Т.Ф. Акчурин. Право: 10 – 11 классы. Рабочие программы для 10 – 11 классов: базовый и углубленный уровни. - М.: Просвещение, 2022.
А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, Т.Ф. Акчурин. Право: 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций для 10 – 11 классов: базовый и углубленный уровни. - М.: Просвещение, 2022.
| 1 полугодие | 2 полугодие | год |
Контрольные работы | 4 | 4 | 8 |
Тесты | 1 | - | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления;
сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Ученик на профильном уровне научится:
– опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
– выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
– характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
– различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;
– различать субъекты и объекты правоотношений;
– дифференцировать правоспособность, дееспособность;
– оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
– характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
– осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
– формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;
– устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
– называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
– выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;
– описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
– характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
– объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления Российской Федерации;
– характеризовать и классифицировать права человека;
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;
– характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;
– характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
– иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
– иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
– иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
– характеризовать права и обязанности членов семьи;
– объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
– характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;
– раскрывать содержание трудового договора;
– разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
– иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
– различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
– дифференцировать виды административных наказаний;
– дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
– выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
– различать права и обязанности налогоплательщика;
– анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
– различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
– различать виды юридических профессий.
Ученик на профильном уровне получит возможность научиться:
– различать предмет и метод правового регулирования;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
– выявлять особенности референдума;
– различать основные принципы международного гуманитарного права;
– характеризовать основные категории обязательственного права;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– выявлять способы защиты гражданских прав;
– определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
– описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
– соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета логически и структурно делится на два класса. В 10п классе изучаются первые две части, где основными темами являются Конституция РФ, права человека и гражданина. В 11 классе проходят материал третьей—пятой частей: основы основных отраслей российского права и вопросы правовой культуры.
Первая — «История и теория государства и права», состоящая из двух глав, освещает историю возникновения и развития государства и права, основные вопросы теории государства и права.
Вторая — «Конституционное право», включающая три главы, рассматривает Конституцию РФ, ее роль и значение, основы конституционного строя; законодательную, исполнительную и судебные ветви власти; местное управление; права и свободы человека и гражданина, защиту прав человека; избирательное право, избирательные системы и избирательный процесс.
Часть первая
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (1 ч)
Тема 1. Из истории государства и права (1 ч)
Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Тема 2. Вопросы теории государства и права (39 ч)
Государство, его признаки и формы. Общественный, классовый и политико-правовой подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Признаки тоталитарного, авторитарного, либерального и демократического режимов.
Понятие права. Система права. Источники права. Представления о праве. Значение понятия «право». Право — универсальный регулятор общественных отношений. Признаки и функции права. Система права. Вертикальное строение права. Отрасли и институты права. Норма права, ее структура. Виды норм права. Горизонтальное строение права. Источники права. Правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, международный договор. Взаимосвязь государства, права и общества. Понятие и признаки правового государства. Гарантированность прав человека. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Право и другие сферы общества. Право и мораль. Право и религия. Право и культура. Право и политика. Право и экономика. О российской философии права. Идея естественного права в отечественной философии права. Идеальная основа права. Нравственная основа сферы права. Позитивизм. Понятие естественного права. Право и верховное благо.
Часть вторая
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (7 ч)
Тема 4. Конституция Российской Федерации (7 ч)
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституционное (государственное) право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституции в России. Деятельность Государственной думы. История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации. Конституционный и политический кризис начала 1990-х гг. Принятие Конституции РФ. Достоинства и недостатки Основного Закона России.
Основы конституционного строя. Содержание преамбулы Конституции РФ. Российская Федерация — демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Гражданство в Российской Федерации. Гражданственность. Понятие гражданства. Гражданин. Источники законодательства о гражданстве. Принципы гражданства в РФ. Основания приобретения гражданства.
Федеративное устройство России. Формы государственного устройства. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Россия — федеративное государство. Основы федеративного устройства по Конституции РФ. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека гражданина. Компетенции и полномочия Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента РФ или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Россия — государство с республиканской формой правления. Парламент. Парламенты в европейской политической традиции и в России. Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Функции и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.
Законодательный процесс в Российской Федерации. Законотворчество. Законодательная инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Законопроект, его виды. Законодательный процесс, его стадии. Порядок принятия законов РФ Государственной Думой, Советом Федерации. Подписание и обнародование законов Президентом РФ. Официальное и неофициальное опубликование законов.
Правительство Российской Федерации. Его состав и порядок формирования. Аппарат Правительства РФ. Функции Председателя Правительства РФ. Направления деятельности и полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Структура органов исполнительной власти в РФ. Законотворческая и правотворческая деятельность Правительства РФ.
Судебная власть в Российской Федерации. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели.
Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема IV. Права человека (9 ч)
Права и свободы человека и гражданина. Правовой и конституционный статус человека. Содержание главы 2 Конституции РФ. Конституционные свободы и права человека. Обязанности граждан России. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека. Содержание Международного билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские (личные) права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Право на благоприятную окружающую среду. Экология. Ухудшение экологической ситуации в мире и в нашей стране. Экологическое право. Экологические права человека. Экологические преступления. Природоохранительное законодательство.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Нарушения прав человека. Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств. Нарушения прав человека в социально-экономической области. Защита прав человека в мирное время. Международный механизм в области защиты прав человека. Защита прав человека на национальном уровне. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Международный военный трибунал.
Тема V. Избирательное право и избирательный процесс (3 ч)
Избирательное право. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательные системы и избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательный процесс. Этапы. Избирательная кампания. Избирательные комиссии. Референдум. День голосования.
Методы и формы организации учебного процесса:
Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, модульное.
Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, а также выполнения ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приёмы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п | № урока | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки (и/или коррекция) |
| | ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (1 ч) Тема 1. Из истории государства и права (1 ч) | | |
| | Повторные инструктажи ОТ и ППБ. Основные теории происхождения права и государства. Входной тест | Объясняет связь государства и права. Рассказывает о теориях происхождения государства и права и характеризует их содержание. Характеризует важнейшие элементы процесса появления государства и права. Выполняет тестовые задания | | |
| | Тема 2. Вопросы теории государства и права (9 ч) | | |
| | Понятие и признаки государства | Объясняет понятие «государство», характеризует основные теоретические подходы в рассмотрении сущности государства. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | | |
| | Конституционные характеристики Российского государства | Называет признаки Российского государства. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | | |
| | Понятие и признаки правового государства | Называет признаки правового государства. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | | |
| | Функции государства | Называет функции государства. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | | |
| | Форма государственного правления | Называет формы государственного правления. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | | |
| | Форма государственного устройства | Называет формы государственного устройства. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | | |
| | Виды политических (государственных) режимов | Называет виды политических (государственных) режимов. Характеризует политические режимы. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | | |
| | Механизм государства | Называет механизм государства. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | | |
| | Контрольная работа №1 по теме «Вопросы теории государства» | Называет признаки государства, формы правления, формы государственного устройства. Характеризует политические режимы. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | | |
| | | Тема 3. Вопросы теории права (39 ч) | | |
| | Анализ к/р № 1. Понятие и сущность права. Признаки и функции права | Характеризует понятия: право, элементы права, источники права, правовая норма, система права. Объясняет принцип верховенство закона в правовом государстве и содержание понятий «законность» и «правопорядок. | | |
| | Источники (формы) права. Правовое сознание | Называет источники (формы) права. Объясняет функции правового сознания | | |
| | Виды социальных норм. Законы и подзаконные акты | Называет виды социальных норм. Характеризует систему Российского права | | |
| | Контрольная работа №2 по теме «Вопросы теории права» | Характеризует понятия: право, элементы права, источники права, правовая норма, система права. Объясняет принцип верховенство закона в правовом государстве и содержание понятий «законность» и «правопорядок. Называет виды социальных норм. Характеризует систему Российского права | | |
| | Анализ к/р № 2. Принципы правового воспитания населения РФ | Называет принципы правового воспитания граждан РФ. Объясняет принципы патриотического воспитания | | |
| | Принципы правового обучения населения РФ | Называет принципы правового обучения граждан РФ. Объясняет принципы патриотического обучения | | |
| | Принципы права | Называет общеправовые принципы права. Межотраслевые и отраслевые принципы права. Принципы правовых институтов | | |
| | Принципы деятельности сотрудников правоохранительных органов | Называет принципы деятельности сотрудников правоохранительных органов. Объясняет принципы деятельности полиции | | |
| | Признаки нормы права. Структура нормы права | Называет признаки нормы права. Объясняет структуру нормы права | | |
| | Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов. Виды правовых норм | Называет способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов. Объясняет виды правовых норм | | |
| | Четыре формы реализации норм права | Называет формы реализации норм права. Объясняет четыре формы реализации норм права | | |
| | Контрольная работа №3 по теме «Вопросы теории права». Стадии правоприменительного процесса. Акт применения нормы права | Называет стадии правоприменительного процесса. Объясняет виды актов применения нормы права | | |
| | Анализ к/р № 3. Пробел в праве. Юридические коллизии | Называет виды пробелов в праве. Объясняет юридические коллизии | | |
| | Действие нормативно-правового акта во времени. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц | Объясняет действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц | | |
| | Толкование норм права | Объясняет виды толкования норм права | | |
| | Акты официального толкования норм права. Систематизация нормативных правовых актов (законодательства) | Называет акты официального толкования норм права. Объясняет систематизацию нормативных правовых актов | | |
| | Система права. Основными структурными элементами системы права: правовые нормы, институты права, подотрасли права и отрасли права | Называет систему права. Объясняет основные структурные элементы системы права | | |
| | Правовые отношения. Виды правоотношений. Взаимосвязь норм права и правоотношений | Называет виды правоотношений. Объясняет взаимосвязь норм права и правоотношений | | |
| | Классификация юридических фактов | Объясняет классификацию юридических фактов | | |
| | | Итого за 1 полугодие – 29 часов | | |
| | Правомерное поведение. Признаки правомерного поведения. Классификация правомерного поведения | Называет виды правомерного поведения. Объясняет признаки правомерного поведения | | |
| | Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность | Объясняет обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность | | |
| | Институт необходимой обороны в социально полезной деятельности граждан РФ | Называет юридические основания. Объясняет юридические условия правомерности | | |
| | Институт причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, в социально полезной деятельности граждан РФ | Называет юридические основания. Объясняет юридические условия правомерности для граждан РФ | | |
| | Институт крайней необходимости в социально полезной деятельности граждан РФ | Называет юридические основания. Объясняет юридические условия правомерности для сотрудников полиции | | |
| | Институт физического или психического принуждения в социально полезной деятельности граждан РФ | Называет юридические основания. Объясняет юридические условия правомерности | | |
| | Институт обоснованного риска в социально полезной деятельности граждан РФ | Называет юридические основания. Объясняет юридические условия правомерности | | |
| | Контрольная работа №4 по теме «Вопросы теории права». Институт исполнения приказа или распоряжения в социально полезной деятельности граждан РФ | Называет юридические основания. Объясняет юридические условия правомерности | | |
| | Анализ к/р № 4. Признаки и виды правонарушений | Называет признаки правонарушений. Объясняет виды правонарушений | | |
| | Юридический состав правонарушения | Называет четыре элемента состава правонарушения | | |
| | Объект и объективная сторона правонарушения | Называет виды объектов посягательства. Объясняет объективную сторону правонарушения | | |
| | Субъект и субъективная сторона правонарушения | Называет виды субъектов правонарушения. Объясняет субъективную сторону правонарушения | | |
| | Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности | Называет виды юридической ответственности. Объясняет признаки юридической ответственности | | |
| | Дисциплинарная ответственность | Называет виды дисциплинарной ответственности. Объясняет порядок привлечения к дисциплинарной ответственности | | |
| | Административная ответственность | Называет виды административной ответственности. Объясняет порядок привлечения к административной ответственности | | |
| | Уголовная ответственность | Называет виды уголовной ответственности. Объясняет порядок привлечения к уголовной ответственности | | |
| | Гражданско-правовая ответственность | Называет виды гражданско-правовой ответственности. Объясняет порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности | | |
| | Материальная ответственность работодателя перед работником | Называет виды материальной ответственности работодателя перед работником. Объясняет порядок привлечения к материальной ответственности работодателя | | |
| | Материальная ответственность работника | Называет виды материальной ответственности работника. Объясняет порядок привлечения к материальной ответственности работника | | |
| | Контрольная работа №5 по теме «Вопросы теории права». Виды государственного принуждения | Рассказывает о видах государственного принуждения | | |
| | КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (6 ч) Тема 4. Конституция Российской Федерации (6 ч) | | |
| | Анализ к/р № 5. Конституционное (государственное) право России, его принципы и источники. Прямое действие Конституции РФ | Рассказывает о содержании преамбулы Конституции РФ. Характеризует основные положения Конституции РФ о ценностях, демократии, государственной власти и т.д. Объясняет понятие «прямое действие Конституции РФ». | | |
| | РФ — демократическое, федеративное, социальное, светское, правовое государство с республиканской формой правления | Характеризует основные понятия Конституции РФ — демократическое, федеративное, социальное, светское, правовое государство с республиканской формой правления | | |
| | Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов | Рассказывает о классификации источников права по их юридической силе. Характеризует Федеральное законодательство и законы субъектов РФ | | |
| | Президент РФ. Статус главы государства | Рассказывает статус главы государства. Рассказывает о классификации источников права по их юридической силе. Характеризует Федеральное законодательство и законы субъектов РФ | | |
| | Законодательная инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Законотворческая инициатива. Официальное и неофициальное опубликование законов | Рассказывает исчерпывающий перечень субъектов законодательной инициативы. Объясняет чем отличается законодательная инициатива от законотворческой инициативы | | |
| | Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели | Рассказывает принципы уголовного судопроизводства, административного судопроизводства, гражданского судопроизводства | | |
| | Контрольная работа №6 по теме «Конституция Российской Федерации» | Характеризует основные понятия Конституции РФ — демократическое, федеративное, социальное, светское, правовое государство с республиканской формой правления. Рассказывает о классификации источников права по их юридической силе | | |
| | Тема 5. Права человека (9 ч) | | |
| | Анализ к/р № 6. Права и свободы человека и гражданина. Конституционный статус человека и гражданина РФ | Характеризует конституционный статус человека и гражданина РФ | | |
| | Конституционные свободы и права человека. Гражданские (личные) права | Характеризует личные права и свободы человека и гражданина РФ | | |
| | Право на частную жизнь. Право на свободу мысли и слова. Право на свободу печати и массовой информации | Характеризует право на свободу мысли и слова. Объясняет право на свободу печати и массовой информации | | |
| | Право на мирные собрания и публичные манифестации | Объясняет право на мирные собрания и публичные манифестации | | |
| | Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены | Объясняет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены | | |
| | Право на индивидуальные трудовые споры | Характеризует право на индивидуальные трудовые споры | | |
| | Конституционные обязанности человека и гражданина | Объясняет Конституционные обязанности человека и гражданина | | |
| | Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. | Характеризует общие гарантии прав и свобод человека и гражданина | | |
| | Конституционные гарантии правосудия. Контрольная работа №7 по теме «Права человека» | Характеризует Конституционные гарантии правосудия. Объясняет личные права и свободы человека и гражданина РФ | | |
| | Тема V. Избирательное право и избирательный процесс (3 ч) | | |
| | Анализ к/р № 7. Политические права. Значение и разновидности выборов в России, их принципы. Итоговая контрольная работа | Характеризует политические права человека и гражданина РФ. Значение и разновидности выборов в России, их принципы | | |
| | Анализ итоговой контрольной работы. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство | Объясняет чем отличается активное избирательное право от пассивного избирательного права. Характеризует принципы демократических выборов и избирательное законодательство РФ | | |
| | Избирательные системы и избирательный процесс. Основные избирательные системы. Значение и разновидности выборов в России, их принципы. Референдум. Ответственность за нарушение законодательства о выборах | Объясняет избирательные системы и избирательный процесс. Характеризует значение и разновидности выборов в России, их принципы. Объясняет понятие референдум. Характеризует административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства о выборах в РФ | | |
| | Итого за 2 полугодие – 39 часов | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
от « ____ » _____________ 2022 г. № _____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________ Маршалова Н.А.
« ____ » _____________ 2022 г.