СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" для 3 класса вариант 2 СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" для 3 класса вариант 2 СИПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" для 3 класса вариант 2 СИПР»









  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для 3 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 66 часов.

Цели: формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.

Задачи курса:

формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;

формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний;

формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;

формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;

формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;

формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;

обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;

формирование потребности в сопереживании;

формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.

В программе реализованы следующие принципы коррекционной педагогики в соответствии с симптоматикой речевого нарушения:

- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Методы:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2.Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся: Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их индивидуальными возможностями к обучению и темпом усвоения программного материала.

Показателем усвоения обучающимися коррекционного курса является овладение невербальными и дополнительными средствами альтернативной коммуникации, облегчающими способы контакта и его налаживания в разных социально-бытовых ситуациях.



Личностные и примерные результаты освоения конкретного коррекционного курса

Планируемые результаты:

-понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

-овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

-умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

-умение использовать символы, жесты для передачи сообщения;

-понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

-умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

-обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

-формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Личностные результаты:

-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности

определенному полу, осознание себя как «Я»;

-социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

-формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.

Базовые учебные действия:

подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Критерии оценки результатов обучения

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического

развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Состав базовых учебных действий обучающихся

Базовые учебные действия, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне

Обучающиеся должны уметь:

- обучающийся может сообщить об основных потребностях с помощью жеста, символа или функционального слова;

- обучающийся может сообщить о дискомфорте или боли понятным окружающим способом;

- обучающийся ориентируется в визуальном распорядке дня (на первом году примерно 3 символа, на 2 году 6-7 символов, на третьем году все визуальное расписание).

- обучающийся понимает жесты, показывающие основные действия, пытается подражать им, использует жесты в практике общения;

- обучающийся использует в практике общения мимику, жесты или символы, понятным окружающим способом;

- обучающийся знает, когда начинать разговор, как его вести социально приемлемым способом и как заканчивать.


  1. Содержание учебного предмета

Коррекционный курс включает следующие разделы:

  • Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

  • Импрессивная речь.

  • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

  • Чтение и письмо.

  • Глобальное чтение.

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно- белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства «Language Master". Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки ("Big Mac"", «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора "Step by step". Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора "GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами невербальной коммуникаци

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих

на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

  1. Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

проведения урока

По плану

Фактически

1

ПТБ на занятиях. Обследование речи.

01.09


2

Школа, школьные принадлежности, класс. Актуализация словаря

06.09


3

Упражнения на коррекцию дыхания, голоса, интонационно мелодической стороны речи.

08.09


4

Я, моя семья. Уточнение представлений о себе, своем теле.

13.09


5

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Речь с движением. Игра «Покажи и назови».

15.09


6

Осень. Актуализация словаря.

20.09


7

Упражнения на развитие артикуляционной моторики Игра «Один – много».

22.09


8

Овощи. Обучение отгадыванию загадок.

27.09


9

Уточнение артикуляции изученных звуков. Игра «Большой – маленький».

29.09


10

Закрепление понятия о действии (кто? что делает?)

04.10


11

Осень, овощи, фрукты. Актуализация словаря.

06.10


12

Гласные звуки [а], [у], [о], [ы], [и]

Звук [з]. Буква З. Подбор слов на заданный звук.

11.10


13

Буквы: З, К, Т. Подбор слов на заданные звуки, слог

13.10


14

Деревья. Актуализация словаря: деревья.

18.10


15

Анализ и синтез простых слов. Звук [р]. Буква Р.

20.10


16

Анализ и синтез простых слов. Звук [й]. Буква Й.

25.10


17

Дикие и домашние птицы (обзор).

27.10


18

Звуки [и], [й]. Буквы: И, Й.

08.11


19

Подбор слов на заданные звуки. Деление предложений на слова.

10.11


20

Верхняя одежда.

15.11


21

Уточнение артикуляции изученных звуков. Рассматривание сюжетной картинки «Одежда для Маши».

17.11


22

Дикие и домашние животные (обзор).

22.11


23

Заучивание коротких скороговорок.

24.11


24

Рассматривание сюжетной картины «Собака со щенятами».

29.11


25

Овощи и фрукты.

01.12


26

Звуки [ж], [Ж]. Буквы Ж, ж. Игра «Поваренок».

06.12


27

Игра «Какой овощ пропустили?».

08.12


28

Дикие животные.

13.12


29

Анализ и синтез простых слов. Обучение отгадыванию загадок по теме.

15.12


30

Анализ и синтез простых слов. Игра «Лисьи прятки».

20.12


31

Зима. Актуализация словаря.

22.12


32

Слоги и слова с сочетанием жи.

10.01


33

Зимние забавы.

12.01


34

Анализ и синтез слогов и звукосочетании. Игра «Большой-маленький».

17.01


35

Анализ и синтез слогов и звукосочетании. Игра «Сделай снеговика».

19.01


36

Игрушки. Актуализация словаря.

24.01


37

Звук [б]. Согласная буква: Б.

26.01


38

Выделение заданного согласного звука из потока звуков.

31.01


39

Мебель. Актуализация словаря.

02.02


40

Слухопроизносительная дифференциация звуков:

[б] – [п].

07.02


41

Игра «Выпал беленьки снежок», учить согласовывать слова с движением.

09.02


42

Буква: Б, П. Игра «Что лишнее?», составление простых предложений по теме.

14.02


43

Посуда. Актуализация словаря.

16.02


44

Звук [д], Буква Д.

21.02


45

Звук [д], Буква Д. Игра «Один – много» (стол – столы).

28.02


46

Мама, мамин праздник.

02.03


47

Работа по сюжетной картинке «Букет для мамы».

05.03


48

Рассказ А. Гайдара «Голубая чашка».

09.03


49

Транспорт. Актуализация словаря.

14.03


50

Игра «Живые звуки».

16.03


51

Профессии. Актуализация словаря.

30.03


52

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Речь с движением.

04.04


53

Весна. Актуализация словаря.

06.04


54

Звук [г], Буква Г. Анализ и синтез слогов и слов.

11.04


55

Игра «Что бывает весной».

13.04


56

Весенние цветы. Актуализация словаря.

18.04


57

Составление простых предложений по образцу.

20.04


58

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных.

25.04


59

Комнатные растения. Актуализация словаря.

27.04


60

Гласные звуки. Буква Е. Подбор слов на заданный звук.

04.05


61

Работа над темпом и ритмом речи.

11.05


62

Работа над интонационной окрашенностью речи.

16.05


63

Насекомые. Актуализация словаря.

18.05


64

Речевые и неречевые звуки.

23.05


65

Работа с разрезными картинками, составление простых предложений.

25.05


66

Обследование речи.

30.05




5. Методические материалы.

1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению

недостатков письма и чтения.- Спб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005г.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной

работы логопеда на школьном логопункте.- М., 1991г.

3. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия.- М., 2000г.

4. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности.- М., 2001г.

5. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- М., 2001г.

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция

нарушений чтения и письма у младших школьников.- Спб., 1997г.

7. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в

начальной школе: Учебн. пособие. – 4-издание. М., 2004г.

8. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.- М.,

1997г.

9. Л.Е.Шевченко, «Планирование работы учителя-логопеда

специальной (коррекционной) школы», г. Армавир, 2011 г.

10. И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования

звукопроизношения», Санкт-Петербург , 2009г.

11. Мультимедийные презентации на темы: «Игрушки», «Овощи и фрукты»,

«Посуда», «Деревья», «Птицы», «Животные», «школьные принадлежности»

12. Предметные картинки на согласные звуки в различных позициях.

Предметные и сюжетные картинки по темам занятий.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!