СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Человек" для 4 класса вариант 2 Сипр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек" для 4 класса вариант 2 Сипр»






1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Человек» для 4А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 66 часов.


Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.


Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

  • формирование гигиенических навыков;

  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;

  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

  • формирование организационных умений и навыков;

  • формирование навыков культурой еды;

  • развитие умений ориентироваться в задании;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;

  • продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  4. формирование уважительного отношения к окружающим;

  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  7. развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:

  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Представление о собственном теле.

  • Отнесение себя к определенному полу.

  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

  • Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

  1. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

  • Умение следить за своим внешним видом.

  1. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. Формирование базовых учебных действий

  1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,

  • от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Минимальный уровень

Представления о своем теле.

Представление о правилах здорового образа жизни.

Представление о полезных и вредных привычках

Достаточный уровень

Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви.

Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды.

Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, картофель и т.д.).

Садиться за столы и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды. Не сорить, не бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи.

Уметь различать, все ли пуговицы на месте.


3. Содержание программы учебного курса.

Программа представлена следующими разделами:

«Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

«Представления о себе»

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.

«Семья»

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи

«Гигиена тела»

Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.

«Одевание и раздевание»

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.

«Прием пищи»

Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

«Туалет»

  • соблюдение последовательности действий в туалете - поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды, сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды, нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

4. Календарно-тематическое планирование


№ п\п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Представления о себе. Представления о собственном теле.

02.09


2

Знакомство с частями тела: руки, ноги, голова.

06.09


3

Знакомство с собственным телом, его частями: руки, ноги, голова, туловище.

09.09


4

Формирование схемы тела.

13.09


5

Формирование схемы лица (нос, рот, глаза).

16.09


6

Самостоятельное узнавание (с использованием зеркала) частей лица (глаза, нос, рот, брови, лоб).

20.09


7

Формирование схемы лица (волосы, уши, зубы).

23.09


8

Руки (плечи, пальцы, ногти).

27.09


9

Закрепление названий пальцев рук.

30.09


10

Ноги (колени, пятки, пальцы, ногти).

04.10


11

Туловище (спина, живот).

07.10


12

Режим дня. Составление предложений по картинкам.

Правила здорового образа жизни.

11.10


13

Формирование знания о собственной гендерной

принадлежности (мальчик, девочка).

14.10


14

Гигиена тела. Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага.

18.10


15

Формирование умения различать вентили с горячей и

холодной водой.

21.10


16

Формирование умения регулировать напор струи воды.

25.10


17

Действия, связанные с гигиеной тела. Мытьё рук мылом.

28.10


18

Формирование умения подстригать ногти ножницами.

08.11


19

Формирование умения мыть лицо.

11.11


20

Формирование умения вытирать лицо.

15.11


21

Знакомство со своими зубами и полостью рта.

18.11


22

Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная

щётка.

22.11


23

Чистка зубов щёткой.

25.11


24

Чистка зубов, полоскание.

29.11


25

Семья. Мой возраст.

02.12


26

День рождения.

06.12


27

Мама. Рассматривание фотографии, называние имени.

09.12


28

Представление о деятельности мамы дома.

13.12


29

Моя семья. Папа.

16.12


30

Представление о бытовой деятельности папы.

20.12


31

Мама и папа - родители. Представление о досуговой

деятельности родителей.

23.12


32

«Чем я люблю заниматься».

10.01


33

Сюжетно-ролевая игра «Семейный поход в кино».

13.01


34

Обращение с одеждой и обувью. Виды одежных застежек: липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремни, шнурок.

17.01


35

Формирование навыка расстегивания липучки.

20.01


36

Формирование навыка застегивания липучки.

24.01


37

Формирование навыка расстегивания молнии.

27.01


38

Формирование навыка застегивания молнии.

03.02


39

Формирование навыка застегивания пуговицы.

07.02


40

Формирование навыка расстегивания пуговицы.

10.02


41

Формирование навыка расстегивания кнопки.

14.02


42

Формирование навыка застегивания кнопки.

17.02


43

Формирование навыка расстегивания ремня.

21.02


44

Формирование навыка застегивания ремня.

28.02


45

Формирование навыка развязывания шнурка.

03.03


46

Формирование навыка завязывания шнурка.

07.03


47

Самостоятельное застёгивание и расстегивание верхней

одежды.

10.03


48

Различение предметов одежды.

14.03


49

Выворачивание одежды.

17.03


50

Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды.

31.03


51

Различение предметов обуви.

04.04


52

Закрепление навыков обувания. Шнуровка ботинок.

07.04


53

Работа с пиктограммами – виды обуви.

11.04


54

Различение головных уборов.

14.04


55

Сюжетно-ролевая игра «Поход в парк».

18.04


56

Прием пищи. Полезные и вредные продукты.

21.04


57

Напитки. Виды напитков (чай, компот, молоко), их

называние.

25.04


58

Напитки. Называние видов напитков (кефир, сок, лимонад).

28.04


59

Называние продуктов питания, которые едят руками (хлеб, печенье, яблоко)

02.05


60

Продукты питания, которые едят с помощью ложки (суп, каша).

05.05


61

Вилка. Еда с помощью вилки.

12.05


62

Различение. Еда с помощью ложки и вилки, еда руками.

16.05


63

Правила приёма овощей и фруктов.

19.05


64

Формирование умения убирать со стола после приёма

пищи.

23.05


65

Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».

26.05


66

Туалет. Последовательность действий в туалете.

30.05




  1. Методические материалы.

Коммуникативные символы.

Картины, наглядные пособия; предметы различной формы, величины, цвета.

Графики, схемы, таблицы-пиктограммы с изображением занятий, моментов и других событий.

Невербальные средства общения (жест, мимика, голос).

Электронные презентации.

Дидактические игры по лексическим темам.

Шнуровки, липучки.

Посуда-вставления (стаканчики одинаковой величины).

Виды одежды и обуви.

Принадлежности для ухода за своим телом.

Оборудование, позволяющее выполнять на сортировку, группировку различных

предметов, их соотнесения по определённым признакам.

Пазлы, лото, разрезные картинки.

Альбомы с фотографиями детей, изображений предметов, людей, объектов природы.

Учебные столы.

Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины).

Звучащие предметы для встряхивания.

Предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра).

Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природные).

Набор предметов для занятий (типа «Нумикон», «Монтессори-материал» и др.).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!