Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Коррекционно – развивающие занятия» для 3А класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 67 часов.
Цель коррекционных занятий - продолжать совершенствовать нравственные и экологические (здоровье-сберегающие) представления о жизнедеятельности человека, овладевать умениями целенаправленной деятельности в разных ситуациях с учетом этих представлений.
Задачи:
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
- коррекция отклонений в познавательной сфере ребенка;
- развитие познавательной активности;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.
Методические приемы:
артикуляционная гимнастика;
красочная наглядность;
стихотворные тексты, кроссворды, загадки;
различные коррекционные, дидактические игры;
физкультурные минутки;
пальчиковая гимнастика;
обогащение и уточнение словаря.
2. Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные:
- проявляют социальную инициативу и положительное отношение к учителю и одноклассникам в разных ситуациях учебного и внеклассного взаимодействия,
- проявляют социально-приемлемые формы поведения в играх со сверстниками, умеют оценивать свои действия и действия партнера по игре,
- проявляют индивидуальные творческие умения.
Предметные:
- имеют более расширенные представления о внутренних потребностях и возможностях в рамках умений элементарного ухода за телом,
- используют накопленный социальный опыт при выполнении знакомых трудовых поручений взрослых,
- выполняют по показу и по инструкции учителя элементы гимнастики и дыхательные упражнения, совместными действиями - силовые задания,
- соблюдают в доступных пределах требования по поддержке правильной осанки, уходу за телом, за волосами и ногтями, за полостью рта,
- используют практически элементарные способы и приемы уменьшения усталости и напряжения,
проявляют самостоятельность в коллективных мероприятиях со сверстниками, элементы творчества в доступной форме.
2. Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета
связаны с формированием социальной активности и положительно-личностных и нравственных качеств, их проявлениями в разных ситуациях взаимодействия с детьми и взрослыми, как в урочное, так и во внеурочное время, с поддержкой здоровья и правильного питания, физической активности и приобщения к творческой деятельности.
положительная динамика личностного, эмоционального развития обучающегося;
положительная динамика развития когнитивной сферы;
отсутствие отрицательной динамики психофизического развития обучающегося;
увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
совершенствуется фонематический слух;
развитие произвольного и непроизвольного внимания;
развитие мышления;
социализация учащихся.
3. Содержание программы учебного курса
Содержание коррекционного курса реализуется как в индивидуальной форме обучения, так и в группах (2 - 3 ребенка). Обучение может проходить во время выполнения поручений, в разных социально-бытовых ситуациях, в ходе дидактических и подвижных игр, просмотра фрагментов видеозаписей, мультфильмов, выполнения рисунков и поделок по теме занятия, а также в процессе чтения текстов нравственного содержания и др.
Коррекционный курс реализуется поэтапно в течение года с учетом вышеназванных разделов и включает
4 направления:
1 направление (1 четверть): Здоровье и рациональное питание.
2 направление (2 четверть): Безопасность дома и на улице. Правила первой помощи.
3 направление (3 четверть): Творческие мастерские: общение, взаимопомощь, индивидуальность.
4 направление (4 четверть): Полезные привычки, игры с правилами.
Новое направление коррекционного курса - творчество в продуктивных видах деятельности.
Курс предполагает использование специального оснащения и дидактического материала, которые облегчают понимание ситуации взаимодействия и включение обучающегося в определенную ситуацию.
Содержание программы коррекционного курса состоит из 3 разделов:
- нравственное воспитание,
- экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание,
- внеурочная деятельность.
Содержание |
Направления (этапы) | 1.Здоровье и рациональное питание. |
Нравственное воспитание | Знаком с правилами этикета за столом, в общественных местах. Знает, какие продукты и напитки полезны или вредны для здоровья. Понимает необходимость следить за собой, чтобы выглядеть аккуратным. |
Экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание. | Классифицирует полезные и вредные напитки и продукты. Умеет соблюдать правила гигиены перед употреблением пищи (мыть руки, овощи, фрукты). Знает способы снятия нервного напряжения, понимает, какие действия могут принести радость, улучшить настроение. |
Внеурочная деятельность | Включается в сюжетно-ролевые игры, тематические беседы, просмотр познавательных мультфильмов. |
| 2. Безопасность дома и на улице. Правила первой помощи. |
Нравственное воспитание | Знает правила поведения с животными, в общественных местах, на прогулке, дома. умеет просить о помощи в трудной ситуации. |
Экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание | Знает средства первой помощи (зеленка, бинт и др.), их применение, может выразить невербально или вербально (или другим доступным способом) просьбу о помощи. Умеет избегать нежелательного общения с незнакомцами, ориентируется в опасной ситуации. Знает вредные напитки и продукты, понимает, что они вредят здоровью. |
Внеурочная деятельность | Закрепление полученных знаний на практике (экскурсии в лес, в аптеку, просмотр обучающих фильмов, видеосюжетов, беседа, чтение сказки, рассказа, сюжетно-ролевая игра, участие в постановках спектакля по теме). Изготовление поделок, аппликаций. |
| 3. Творческие мастерские: общение, взаимопомощь, индивидуальность. |
Нравственное воспитание | Знает имена близких людей и понимает необходимость обращаться по имени, по имени и отчеству к людям. Знает и уместно произносит вежливые слова и выражения. Понимает необходимость заботиться о слабых, о младших. Умеет адекватно общаться с животными, проявлять заботу и ласку. |
Экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание | Умеет проявлять положительные эмоции, радоваться по ситуации. Демонстрирует свои способности и таланты (пение, танец, чтение стихотворений, изготовление поделки). Может оказать помощь другу в сложной ситуации. |
Внеурочная деятельность | Закрепление полученных знаний в практической деятельности: сюжетно-ролевые игры, участие в постановке кукольного театра, в спортивных эстафетах, просмотр видеосюжетов и обучающих мультфильмов. Изготовление поделок, аппликаций. |
| 4. Полезные привычки, игры с правилами. |
Нравственное воспитание | Умеет быть вежливым и соблюдает этикет и правила поведения в обществе. Стремится помогать младшим и тем, кому необходима посторонняя помощь. Имеет представление о дружбе, знает имена своих друзей. |
Экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание | Соблюдает порядок и умеет убирать своё личное пространство. Умеет подбирать одежду в соответствии с ситуацией. Знает полезные и вредные продукты, умеет их классифицировать. Ориентируется в играх с правилами, понимает смысл игры и цель игры. |
Внеурочная деятельность | Закрепление полученных знаний в практической деятельности: выход на природу и соблюдение мер безопасности, участие в школьных выставках, концертах, конкурсах как способ раскрыть свои таланты, способности, получит положительные эмоции. Играет по правилам, участвует в спортивных соревнованиях. Принимает участие в беседе с приглашенными гостями. Умеет снимать усталость с помощью движений, музыки, игр. |
4. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | Фактически |
1 | Нравственное воспитание: «Уроки этикета» (дидактическая игра). | 02.09 | |
2 | «Я вежливый». | 06.09 | |
3 | «Как приятно быть опрятным». | 09.09 | |
4 | Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее): «Я питаюсь правильно». | 13.09 | |
5 | «Полезные и вредные привычки». | 16.09 | |
6 | «Вода-наш помощник». | 20.09 | |
7 | «Хорошее настроение». | 23.09 | |
8 | Внеурочная деятельность: «Полезная физкультура». | 27.09 | |
9 | «Полезное и вредное». | 30.09 | |
10 | «Будьте здоровы!» | 04.10 | |
11 | Нравственное воспитание: «Опасные незнакомцы». | 07.10 | |
12 | «Если случилась беда». | 11.10 | |
13 | «Я прошу о помощи». | 14.10 | |
14 | Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее) «Осторожно: огонь!». | 18.10 | |
15 | «Вредные продукты и напитки». | 21.10 | |
16 | «Чистота-залог здоровья!». | 25.10 | |
17 | «Помоги себе сам!». | 28.10 | |
18 | Внеурочная деятельность: «Первая помощь при ожогах, ранах, ушибах». | 08.11 | |
19 | «Экскурсия в Аптеку». | 11.11 | |
20 | «Опасные ситуации». | 15.11 | |
21 | Нравственное воспитание: «Приятное общение». | 18.11 | |
22 | «Мои друзья». | 22.11 | |
23 | «Братья наши меньшие». | 25.11 | |
24 | Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее): «Улыбайся чаще!». | 29.11 | |
25 | «Мои таланты». | 02.12 | |
26 | «Помощь в трудную минуту». | 06.12 | |
27 | Внеурочная деятельность: «Новогодние украшения для класса». | 09.12 | |
28 | «Что такое доброта?». | 13.12 | |
29 | «Я люблю Новый год!». | 16.12 | |
30 | «Поздравим друг друга с праздником». | 20.12 | |
31 | Промежуточная аттестация: «Приготовим салат». «Подбери к животному его детёныша». | 23.12 | |
32 | Нравственное воспитание: «Я- помощник». | 10.01 | |
33 | «О дружбе» (беседа). | 13.01 | |
34 | Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее): «Мой режим дня». | 17.01 | |
35 | «Одеваемся по погоде». | 20.01 | |
36 | «Порядок в комнате». | 24.01 | |
37 | «Полезно-вредно». | 27.01 | |
38 | «Колечко» (игра). | 31.01 | |
39 | Внеурочная деятельность: «Кто быстрее» (спортивное состязание). | 03.02 | |
40 | «Солнце, воздух -наши лучшие друзья!». | 07.02 | |
41 | «Съедобное-несъедобное» (игра). | 10.02 | |
42 | «Я-помощник!». | 14.02 | |
43 | Нравственное воспитание: «Моя семья». | 17.02 | |
44 | «Если друг в беде». | 21.02 | |
45 | «Первая помощь». | 24.02 | |
46 | «Я иду в гости». | 28.02 | |
47 | Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее): «Готовимся к приходу гостей». | 03.03 | |
48 | «Чистота в доме». | 05.03 | |
49 | «Наша мебель». | 10.03 | |
50 | «Создаем себе настроение». | 14.03 | |
51 | Внеурочная деятельность: «Весенний букет» (изготовление аппликации). | 17.03 | |
52 | «Веселые старты» (двигательные упражнения, соревнования). | 31.03 | |
53 | Экскурсия в продуктовый магазин. | 04.04 | |
54 | «Встреча с интересным человеком» (беседа с приглашенным гостем). | 07.04 | |
55 | Нравственное воспитание: «Добрые дела». | 11.04 | |
56 | «Как приятно быть аккуратным» (игра). | 14.04 | |
57 | «Красивые вещи». | 18.04 | |
58 | «Я люблю трудиться». | 21.04 | |
59 | «Я иду на праздник!» (практическое задание). | 25.04 | |
60 | Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее): «Полезная еда- залог здоровья!» | 28.04 | |
61 | «Если я заболел…» (беседа о том, как помочь себе, как сообщить взрослому). | 05.05 | |
62 | «Если я устал». | 12.05 | |
63 | Внеурочная деятельность: «Дело в шляпе» (подвижная игра). | 16.05 | |
64 | Экскурсия на природу, в лес (практическое занятие, соблюдение правил безопасности). | 19.05 | |
65 | Спортивный семейный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья!». | 23.05 | |
66 | Аппликация, коллективная работа «Я люблю лето!». | 26.05 | |
67 | Итоговая аттестация. «Букет» (творческая работа). «Снимем усталость». | 30.05 | |
5. Материальное обеспечение.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994г.
Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.
Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.
Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
Возрастная психология: краткий курс лекций /М.Е.Хилько, М.С.Ткачева. – М.:Издательство Юрайт, 2013
Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь,2008
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000
Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 2-еизд.; доп.и перераб. – М.: Глобус,2007
126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. Изд.3-е без изменений. – Волглград: Учитель,2006
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,техники /О.Н.Истратова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс,20013
Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004
Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
Психология человека. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
Эмоции и воля . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
Психологические рисуночные тесты: Илюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003
Материально-техническое оснащение:
технические и электронные средства обучения:
Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.
Мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи.
Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
Фонотека – музыкальные произведения различного жанра: классическая, релаксационная музыка, детские песенки
Комплекс дидактических, развивающих, психопрофилактических и подвижных игр.
Кисти художественные.
Фломастеры.
Карандаши цветные.
Краски акварельные.
Гуашь.
Ножницы.
Клей канцелярский.
Бумага для рисования (А1,А3,А4).
Картон цветной.
Бумага цветная.
Пластилин.
Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, записывающие устройства.
игрушки
набор посуды
мебели
одежда и обувь для куклы
мозаики
пазлы
вкладыши
1