СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Коррекционно - развивающие занятия" для 3 класса вариант 2 СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Коррекционно - развивающие занятия" для 3 класса вариант 2 СИПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Коррекционно - развивающие занятия" для 3 класса вариант 2 СИПР»








  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Коррекционно – развивающие занятия» для 3А класса

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 67 часов.

Цель коррекционных занятий  продолжать совершенствовать нравственные и экологические (здоровье-сберегающие) представления о жизнедеятельности человека, овладевать умениями целенаправленной деятельности в разных ситуациях с учетом этих представлений.
Задачи: 
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка; 
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения; 
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков; 
- коррекция отклонений в познавательной сфере ребенка; 
- развитие познавательной активности; 
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации. 

Методические приемы

артикуляционная гимнастика;
красочная наглядность;

стихотворные тексты, кроссворды, загадки; 
различные коррекционные, дидактические игры;
физкультурные минутки;
пальчиковая гимнастика;
обогащение и уточнение словаря.


2.  Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные:

- проявляют социальную инициативу и положительное отношение к учителю и одноклассникам в разных ситуациях учебного и внеклассного взаимодействия,

- проявляют социально-приемлемые формы поведения в играх со сверстниками, умеют оценивать свои действия и действия партнера по игре,

- проявляют индивидуальные творческие умения.

Предметные:

- имеют более расширенные представления о внутренних потребностях и возможностях в рамках умений элементарного ухода за телом,

- используют накопленный социальный опыт при выполнении знакомых трудовых поручений взрослых,

- выполняют по показу и по инструкции учителя элементы гимнастики и дыхательные упражнения, совместными действиями - силовые задания,

- соблюдают в доступных пределах требования по поддержке правильной осанки, уходу за телом, за волосами и ногтями, за полостью рта,

- используют практически элементарные способы и приемы уменьшения усталости и напряжения,

проявляют самостоятельность в коллективных мероприятиях со сверстниками, элементы творчества в доступной форме.

2. Планируемые (возможные) результаты  освоения учебного предмета

связаны с формированием социальной активности и положительно-личностных и нравственных качеств, их проявлениями в разных ситуациях взаимодействия с детьми и взрослыми, как в урочное, так и во внеурочное время, с поддержкой здоровья и правильного питания, физической активности и приобщения к творческой деятельности.

  • положительная динамика личностного, эмоционального развития обучающегося;

  • положительная динамика развития когнитивной сферы;

  • отсутствие отрицательной динамики психофизического развития обучающегося;

  • увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;

  • совершенствуется фонематический слух;

  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;

  • развитие мышления;

  • социализация учащихся.


3. Содержание программы учебного курса

Содержание коррекционного курса реализуется как в индивидуальной форме обучения, так и в группах (2 - 3 ребенка). Обучение может проходить во время выполнения поручений, в разных социально-бытовых ситуациях, в ходе дидактических и подвижных игр, просмотра фрагментов видеозаписей, мультфильмов, выполнения рисунков и поделок по теме занятия, а также в процессе чтения текстов нравственного содержания и др.

Коррекционный курс реализуется поэтапно в течение года с учетом вышеназванных разделов и включает 

4 направления:

1 направление (1 четверть): Здоровье и рациональное питание.

2 направление (2 четверть): Безопасность дома и на улице. Правила первой помощи.

3 направление (3 четверть): Творческие мастерские: общение, взаимопомощь, индивидуальность.

4 направление (4 четверть): Полезные привычки, игры с правилами.

Новое направление коррекционного курса - творчество в продуктивных видах деятельности.

Курс предполагает использование специального оснащения и дидактического материала, которые облегчают понимание ситуации взаимодействия и включение обучающегося в определенную ситуацию.

Содержание программы коррекционного курса состоит из 3 разделов:

- нравственное воспитание,

- экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание,

- внеурочная деятельность.


Содержание

Направления (этапы)

1.Здоровье и рациональное питание.

Нравственное воспитание

Знаком с правилами этикета за столом, в общественных местах. Знает, какие продукты и напитки полезны или вредны для здоровья. Понимает необходимость следить за собой, чтобы выглядеть аккуратным.

Экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание.

Классифицирует полезные и вредные напитки и продукты. Умеет соблюдать правила гигиены перед употреблением пищи (мыть руки, овощи, фрукты). Знает способы снятия нервного напряжения, понимает, какие действия могут принести радость, улучшить настроение.

Внеурочная деятельность

Включается в сюжетно-ролевые игры, тематические беседы, просмотр познавательных мультфильмов.


2. Безопасность дома и на улице. Правила первой помощи.

Нравственное воспитание

Знает правила поведения с животными, в общественных местах, на прогулке, дома. умеет просить о помощи в трудной ситуации.

Экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание

Знает средства первой помощи (зеленка, бинт и др.), их применение, может выразить невербально или вербально (или другим доступным способом) просьбу о помощи. Умеет избегать нежелательного общения с незнакомцами, ориентируется в опасной ситуации. Знает вредные напитки и продукты, понимает, что они вредят здоровью.

Внеурочная деятельность

Закрепление полученных знаний на практике (экскурсии в лес, в аптеку, просмотр обучающих фильмов, видеосюжетов, беседа, чтение сказки, рассказа, сюжетно-ролевая игра, участие в постановках спектакля по теме). Изготовление поделок, аппликаций.


3. Творческие мастерские: общение, взаимопомощь, индивидуальность.

Нравственное воспитание

Знает имена близких людей и понимает необходимость обращаться по имени, по имени и отчеству к людям. Знает и уместно произносит вежливые слова и выражения. Понимает необходимость заботиться о слабых, о младших. Умеет адекватно общаться с животными, проявлять заботу и ласку.

Экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание

Умеет проявлять положительные эмоции, радоваться по ситуации. Демонстрирует свои способности и таланты (пение, танец, чтение стихотворений, изготовление поделки). Может оказать помощь другу в сложной ситуации.

Внеурочная деятельность

Закрепление полученных знаний в практической деятельности: сюжетно-ролевые игры, участие в постановке кукольного театра, в спортивных эстафетах, просмотр видеосюжетов и обучающих мультфильмов. Изготовление поделок, аппликаций.


4. Полезные привычки, игры с правилами.

Нравственное воспитание

Умеет быть вежливым и соблюдает этикет и правила поведения в обществе. Стремится помогать младшим и тем, кому необходима посторонняя помощь. Имеет представление о дружбе, знает имена своих друзей.

Экологическое (здоровье-сберегающее) воспитание

Соблюдает порядок и умеет убирать своё личное пространство. Умеет подбирать одежду в соответствии с ситуацией. Знает полезные и вредные продукты, умеет их классифицировать. Ориентируется в играх с правилами, понимает смысл игры и цель игры.

Внеурочная деятельность

Закрепление полученных знаний в практической деятельности: выход на природу и соблюдение мер безопасности, участие в школьных выставках, концертах, конкурсах как способ раскрыть свои таланты, способности, получит положительные эмоции. Играет по правилам, участвует в спортивных соревнованиях. Принимает участие в беседе с приглашенными гостями. Умеет снимать усталость с помощью движений, музыки, игр.



4. Календарно - тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

Фактически

1

Нравственное воспитание: «Уроки этикета» (дидактическая игра).

02.09


2

«Я вежливый».

06.09


3

«Как приятно быть опрятным».

09.09


4

Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее):

«Я питаюсь правильно».

13.09


5

«Полезные и вредные привычки».

16.09


6

«Вода-наш помощник».

20.09


7

«Хорошее настроение».

23.09


8

Внеурочная деятельность: «Полезная физкультура».

27.09


9

«Полезное и вредное».

30.09


10

«Будьте здоровы!»

04.10


11

Нравственное воспитание: «Опасные незнакомцы».

07.10


12

 «Если случилась беда».

11.10


13

«Я прошу о помощи».

14.10


14

Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее)

«Осторожно: огонь!».

18.10


15

«Вредные продукты и напитки».

21.10


16

«Чистота-залог здоровья!».

25.10


17

«Помоги себе сам!».

28.10


18

Внеурочная деятельность: «Первая помощь при ожогах, ранах, ушибах».

08.11


19

«Экскурсия в Аптеку».

11.11


20

«Опасные ситуации».

15.11


21

Нравственное воспитание: «Приятное общение».

18.11


22

«Мои друзья».

22.11


23

«Братья наши меньшие».

25.11


24

Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее):

«Улыбайся чаще!».

29.11


25

«Мои таланты».

02.12


26

«Помощь в трудную минуту».

06.12


27

Внеурочная деятельность: «Новогодние украшения для класса».

09.12


28

«Что такое доброта?».

13.12


29

«Я люблю Новый год!».

16.12


30

«Поздравим друг друга с праздником».

20.12


31

Промежуточная аттестация: «Приготовим салат». «Подбери к животному его детёныша».

23.12


32

Нравственное воспитание: «Я- помощник».

10.01


33

«О дружбе» (беседа).

13.01


34

Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее):

«Мой режим дня».

17.01


35

«Одеваемся по погоде».

20.01


36

«Порядок в комнате».

24.01


37

«Полезно-вредно».

27.01


38

«Колечко» (игра).

31.01


39

Внеурочная деятельность: «Кто быстрее» (спортивное состязание).

03.02


40

«Солнце, воздух -наши лучшие друзья!».

07.02


41

«Съедобное-несъедобное» (игра).

10.02


42

«Я-помощник!».

14.02


43

Нравственное воспитание: «Моя семья».

17.02


44

«Если друг в беде».

21.02


45

«Первая помощь».

24.02


46

«Я иду в гости».

28.02


47

 Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее):

«Готовимся к приходу гостей».

03.03


48

«Чистота в доме».

05.03


49

«Наша мебель».

10.03


50

«Создаем себе настроение».

14.03


51

Внеурочная деятельность: «Весенний букет» (изготовление аппликации).

17.03


52

«Веселые старты» (двигательные упражнения, соревнования).

31.03


53

Экскурсия в продуктовый магазин.

04.04


54

«Встреча с интересным человеком» (беседа с приглашенным гостем).

07.04


55

Нравственное воспитание: «Добрые дела».

11.04


56

«Как приятно быть аккуратным» (игра).

14.04


57

«Красивые вещи».

18.04


58

«Я люблю трудиться».

21.04


59

«Я иду на праздник!» (практическое задание).

25.04


60

Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее):

«Полезная еда- залог здоровья!»

28.04


61

«Если я заболел…» (беседа о том, как помочь себе, как сообщить взрослому).

05.05


62

«Если я устал».

12.05


63

Внеурочная деятельность: «Дело в шляпе» (подвижная игра).

16.05


64

Экскурсия на природу, в лес (практическое занятие, соблюдение правил безопасности).

19.05


65

Спортивный семейный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья!».

23.05


66

Аппликация, коллективная работа «Я люблю лето!».

26.05


67

Итоговая аттестация. «Букет» (творческая работа).

«Снимем усталость».

30.05


                     

5. Материальное обеспечение.

  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.

  2. Зак А.З. Развитие умственных  способностей младших школьников. М., 1994г.

  3. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.

  4. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.

  5. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.

  6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.

  7. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).

  8. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.

  9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.

  10.   Возрастная психология: краткий курс лекций /М.Е.Хилько, М.С.Ткачева. – М.:Издательство Юрайт, 2013

  11.  Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь,2008

  12. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000

  13. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 2-еизд.; доп.и перераб. – М.: Глобус,2007

  14. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. Изд.3-е без изменений. – Волглград: Учитель,2006

  15. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,техники /О.Н.Истратова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс,20013

  16. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004

  17. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004

  18. Психология человека. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

  19. Эмоции и воля . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

  20.  Психологические рисуночные тесты: Илюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003

Материально-техническое оснащение:

технические и электронные средства обучения:

  • Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.

  • Мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи.

  • Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

  • Фонотека – музыкальные произведения различного жанра: классическая, релаксационная музыка, детские песенки

  • Комплекс дидактических, развивающих, психопрофилактических и подвижных игр.

  • Кисти художественные.

  • Фломастеры.

  • Карандаши цветные.

  • Краски акварельные.

  • Гуашь.

  • Ножницы.

  • Клей канцелярский.

  • Бумага для рисования (А1,А3,А4).

  • Картон цветной.

  • Бумага цветная.

  • Пластилин.

Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, записывающие устройства.

  • игрушки

  • набор посуды

  • мебели

  • одежда и обувь для куклы

  • мозаики

  • пазлы

  • вкладыши

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!