Рабочая программа по предмету «Математика»
3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года с последующими изменениями); на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Положения о рабочей программе и примерной учебной программы курса математика для четырехлетней школы ассоциации «Школа России», разработанная авторами М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. («Образовательная «Школа России», Издательство «Просвещение» 2018г.)
Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения по математике. По программе на изучение математики в 3 классе отводится 136 часов (т.е. 4 часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
У обучающегося будут сформированы: | Обучающийся получит возможность для формирования: |
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; – понимание роли математических действий в жизни человека; – интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; – понимание причин успеха в учебе; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей. | – интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире; – первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности; |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научится: |
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; – выполнять действия в устной форме; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – выполнять учебные действия в устной и письменной речи; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. | – общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы; – понимания чувств одноклассников, учителей; – представления о значении математики для познания окружающего мира. |
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем информационных источниках.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научится: |
– проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения; – выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; – проводить аналогию и на ее основе строить выводы; – в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; – строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. | – принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; – в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; – первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. |
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научится: |
– стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости; – использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; – контролировать свои действия в коллективной работе; – понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; – следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности. | – строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; – использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. – корректно формулировать свою точку зрения; – проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; – контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. |
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Арифметические действия
выполнять табличное умножение и деление чисел;
выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a; выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.;
задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Геометрические величины
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Работа с информацией
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
различать треугольники по соотношению длин сторон;
по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
,квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Чтение. Работа с текстом
Обучающиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы.
Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного |
Обучающийся научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | Обучающийся получит возможность научиться: использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации |
Обучающийся научится: пересказывать текст подробно устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; | Обучающийся получит возможность научиться: |
Работа с текстом: оценка информации |
Обучающийся научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | Обучающийся получит возможность научиться: соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером |
Обучающийся научится: использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку); организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. | |
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных |
Обучающийся научится: вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств; сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете; | |
Обработка и поиск информации |
Обучающийся научится: описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, -пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; | Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. |
Создание, представление и передача сообщений |
Обучающийся научится: создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; создавать простые сообщения в виде последовательности слайдов с использованием иллюстраций, текста; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации; пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде | Обучающийся получит возможность научиться: - представлять данные; |
2. Содержание программы
3 класс 136 часов
Структура программы.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 7ч |
2 | Табличное умножение и деление | 27 ч |
3 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 28 ч |
4 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 27 ч |
5 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 14ч |
6 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 11ч |
7 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 17ч |
8 | Итоговое повторение | 5ч |
| ИТОГО | 136 часов |
Предмет математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, геометрии и истории математики. На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира. Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Программа курса создаёт условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.
1. Числа и величины
2. Арифметические действия
3. Текстовые задачи.
4. Элементы геометрии.
5. Элементы алгебры.
1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 7ч
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Элементы алгебры.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а : х = b; х : а = b.
Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) понятия «увеличить на...»; «уменьшить на...»;
в) разностное и кратное сравнение;
г) прямая и обратная пропорциональность.
Табличное умножение и деление 27ч
Таблица умножения. Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Понятия «увеличить в...», «уменьшить в...», «во сколько раз больше». Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычисления (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата).
Элементы алгебры.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а : х = b; х : а = b.
Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 28 ч
Умножение на 1 и на 0. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0 и невозможность деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника.
Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 27ч
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 . 4, 4 . 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 .3, 3.20, 60 : 3, 80 : 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением.
Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a . b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных числовых значениях букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка.
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация 14ч
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 11 ч
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приёмы сложения и вычитания.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 17ч
Устные приёмы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
Приемы устного умножения и деления.
Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение 5ч
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование по математике 3 класс
«Школа России» (4 часа в неделю, 136 часов в год)
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Примечание |
| |
| Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание | 7ч | |
1 | Сложение и вычитание | 1 | |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток | 1 | |
3 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым | 1 | |
4. | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | 1 | |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым | 1 | |
6. | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | |
7 | Входная контрольная работа №1 | 1 | |
| Работа над ошибками. Табличное умножение и деление | 27 | |
8. | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | |
9. | Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления на 3. | 1 | |
10. | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | |
11. | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса | 1 | |
12. | Порядок выполнения действий | 1 | |
13. | Тест №1 «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |
14. | Самостоятельная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | |
15. | Закрепление пройденного «Что узнали?», «Чему научились?» | 1 | |
16. | Контрольная работа по теме «Таблица умножения и деления на 2, 3» №2 | 1 | |
17. | Работа над ошибками. Умножение четырех и на 4 и соответствующих случаев деления | 1 | |
18. | Закрепление пройденного. Таблица умножения | 1 | |
19. | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 1 | |
20. | Закрепление. Задачи на увеличение числа в несколько раз | 1 | |
21. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | |
22. | Умножение пяти, на 5, и соответствующие случаи деления | 1 | |
23. | Задачи на кратное сравнение | 1 | |
24. | Закрепление. Задачи на кратное сравнение | 1 | |
25. | Контрольная работа по теме «Решение задач» №3 | 1 | |
26. | Работа над ошибками. Умножение шести, на 6, и соответствующие случаи деления | 1 | |
27. | Решение задач. | 1 | |
28. | Закрепление. Решение задач. | 1 | |
29. | Решение изученных видов задач. | 1 | |
30. | Умножение семи, на 7, и соответствующие случаи деления | 1 | |
31. | Контрольная работа за 1 четверть №4 | 1 | |
32. | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | |
33. | Таблица умножения | 1 | |
34. | Проект «Математическая сказка» | 1 | |
| Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 28 ч | |
35. | Площадь, единицы площади | 1 | |
36. | Квадратный сантиметр | 1 | |
37. | Площадь прямоугольника | 1 | |
38. | Умножение восьми, на 8, и соответствующие случаи деления | 1 | |
39. | Решение задач | 1 | |
40. | Решение задач изученных видов | 1 | |
41. | Умножение девяти, на 9, и соответствующие случаи деления | 1 | |
42. | Квадратный дециметр | 1 | |
43. | Таблица умножения | 1 | |
44. | Закрепление. Таблица умножения | 1 | |
45. | Квадратный метр | 1 | |
46. | Решение задач | 1 | |
47. | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» №5 | 1 | |
48. | Работа над ошибками | 1 | |
49. | Умножение на 1 | 1 | |
50. | Умножение на 0 | 1 | |
51. | Деление на 1 | 1 | |
52. | Деление нуля на число | 1 | |
53. | Решение задач | 1 | |
54. | Тест №2 Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | |
55. | Доли | 1 | |
56. | Контрольная работа за 2 четверть №6 | 1 | |
57. | Работа над ошибками | 1 | |
58. | Окружность. Круг | 1 | |
59. | Диаметр окружность | 1 | |
60. | Единицы времени | 1 | |
61. | Соотношения между единицами времени | 1 | |
62. | Повторение пройденного «Что узнали, чему научились» | 1 | |
| Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | 27 ч | |
63. | Приемы умножения и деления для случаев 20.3, 60:3 | 1 | |
64. | Случаи деления 80:20 | 1 | |
65. | Умножение суммы на число | 1 | |
66. | Способы умножения суммы на число | 1 | |
67. | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 | |
68. | Закрепление. Умножение двузначного числа на однозначное | 1 | |
69. | Контрольная работа по теме «Умножение двузначного числа на однозначное» №7 | 1 | |
70. | Работа над ошибками. Выражения с двумя переменными | 1 | |
71. | Деление суммы на число | 1 | |
72. | Закрепление. Деление суммы на число | 1 | |
73. | Приемы деления вида 69:3, 78:2 | 1 | |
74. | Связь между числами при делении | 1 | |
75. | Проверка деления | 1 | |
76. | Прием деления для случаев 87:29, 66:22 | 1 | |
77. | Проверка умножения делением | 1 | |
78. | Решение уравнений | 1 | |
79. | Закрепление пройденного. Самостоятельная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | |
80. | Что узнали? Чему научились? | 1 | |
81. | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» №8 | 1 | |
82. | Работа над ошибками. Деление с остатком | 1 | |
83. | Решение примеров на деление с остатком | 1 | |
84. | Закрепление. Деление с остатком. | 1 | |
85. | Задачи на деление с остатком | 1 | |
86. | Самостоятельная работа по теме «Деление с остатком» | 1 | |
87. | Проверка деления с остатком | 1 | |
88. | Закрепление. Проверка деления с остатком. | | |
89. | Тест № 3 Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | |
| Числа от 1 до 1000. Нумерация | 14 ч | |
90. | Устная нумерация чисел в пределах 1000 | 1 | |
91-92. | Состав чисел в пределах 1000 | 2 | |
93. | Разряды счетных единиц | 1 | |
94. | Закрепление. Разряды счетных единиц | 1 | |
95. | Письменная нумерация чисел в пределах 1000 | 1 | |
96. | Запись и чтение чисел в пределах1000 | 1 | |
97. | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз. | 1 | |
98. | Контрольная работа за 3 четверть №9 | 1 | |
99. | Работа над ошибками | 1 | |
100. | Сравнение трехзначных чисел | 1 | |
101. | Самостоятельная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 1000» | 1 | |
102. | Единицы массы | 1 | |
103. | Тест № 4 Проверим себя и оценим свои достижения «Что узнали и чему научились?» | 1 | |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 11 ч | |
104. | Приемы устных вычислений | 1 | |
105. | Приемы устных вычислений вида: 450+30,620-200 | 1 | |
106. | Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90 | 1 | |
107. | Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140 | 1 | |
108. | Приемы письменных вычислений | 2 | |
109. | Письменное сложение трехзначных чисел | 1 | |
110. | Письменное вычитание трехзначных чисел | 1 | |
111. | Виды треугольников | 1 | |
112 | Закрепление. Решение задач | 1 | |
113. | Контрольная работа «Приемы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел» №10 | 1 | |
114. | Работа над ошибками. | 1 | |
| Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 17 ч | |
115 | Приемы устных вычислений вида: 180.4, 900:3 | 1 | |
116 | Приемы устных вычислений вида: 240.4, 960:3, 203.4 | 1 | |
117 | Приемы устных вычислений вида: 100:50, 800:400 | 1 | |
118 | Виды треугольников | 1 | |
119 | Приемы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление | 1 | |
120 | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 1 | |
121 | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 1 | |
122 | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 1 | |
123 | Самостоятельная работа по теме «Умножение трехзначного числа на однозначное» | 1 | |
124 | Приемы письменного деления на однозначное число | 1 | |
125 | Решение примеров на деление на однозначное число | 2 | |
126 | Проверка деления | 1 | |
127 | Самостоятельная работа по теме «Деление на однозначное число» | 1 | |
128 | Знакомство с калькулятором | 1 | |
129 | Тест № 5 Проверим себя и оценим свои достижения «Что узнали и чему научились?» | 1 | |
130 | Контрольная работа «Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000» №11 | 1 | |
131. | Работа над ошибками. Анализ контрольной работы. | 1 | |
| Итоговое повторение | 5 ч | |
132. | Решение задач | 1 | |
133. | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры | 2 | |
134 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за год №12 | 1 | |
135 | Геометрические фигуры и величины | 1 | |
136 | Правила о порядке выполнения действий | 1 | |
| Итого | 136ч | |
Приложение.
Система оценивания и нормы оценок по предмету «Математика».
Оценивание письменных работ (в основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания).
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные выделения в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов (в основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота).
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов.
Нормы оценок по математике:
Математические диктанты
Работа, состоящая из примеров:
«5» – без ошибок.
«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 негрубых ошибки.
«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1–2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2–3 грубые и 3–4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счет:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 ошибки.
«3» – 3–4 ошибки.
«2» - 5 и более ошибок.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида):
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
- при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры):
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения одной из задач или
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач или
- допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или
- допущено в решении.
Математический диктант:
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" ставится:
- не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" ставится:
- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Тест (тестирование):
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий