СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для 4 класса вариант 2 Сипр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для 4 класса вариант 2 Сипр»



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 4А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 67 часов.


Цель уроков окружающего природного мира – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами: « Растительный мир», «Животный мир», « Временные представления», «Объекты неживой природы».


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные и предметные результаты)

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по окружающему природному миру в 3 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

Возможные личностные результаты:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности

  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей

  • Формирование уважительного отношения к окружающим

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.

Возможные предметные результаты:

  • Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).

  • Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.

  • Указывать жестами , узнавать предметы и явления природы(яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)

  • Проявление интереса к природным объектам.

  • Узнавание природного объекта, показывание.

  • Производить практические действия с различными природными материалами

Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных


3. Содержание программы учебного курса

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Тема

Количество часов

Сезонные изменения

29

Растительный мир

14

Животный мир

10

Человек

7

Неживая природа

7

Итого

67


Неживая природа

Представления о явлениях и объектах неживой природы (вода, вода горячая и холодная, температура воды, вода в природе (озеро, река)  влияние солнца на смену времен года, сутки).

Растительный мир

Представления о явлениях и объектах неживой природы. Узнавание (различение) части растений: корень, стебель (ствол). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, слива) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Различение и называние овощей: моркови и картофеля, помидоров и огурцов, а так же фруктов: яблока, банана, лимона. Различение сада и огорода, сравнение и показ по картинкам.

Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Сбор природного материала, знакомство с его свойствами. Выполнение игрушек из природного материала, подбор деталей игрушки, сборка больших игрушек из деталей, заготовленных учащимися.

Животный мир

Представления о животном мире, их значении в жизни человека.

Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (кот, собака). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание (различение) диких животных (рысь, волк). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Сравнение жизни диких и домашних животных


4. Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Влияние солнца на смену времен года.

01.09


2

Сутки.

06.09


3

Долгота дня летом.

08.09


4

Долгота дня зимой.

13.09


5

Времена года. Осень. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе.

15.09


6

Осенние месяцы.

20.09


7

Растения осенью.

22.09


8

Животные осенью.

27.09


9

Птицы осенью.

29.09


10

Одежда людей осенью.

04.10


11

Занятия людей осенью.

06.10


12

Растения. Части растений: корень, стебель (ствол).

11.10


13

Части растений: листья, цветы.

13.10


14

Жизнь растений.

18.10


15

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

20.10


16

Растения светолюбивые и тенелюбивые.

25.10


17

Комнатные растения.

27.10


18

Уход за комнатными растениями.

08.11


19

Овощи.

10.11


20

Огород.

15.11


21

Овощи в питании человека.

17.11


22

Сад.

22.11


23

Фрукты.

24.11


24

Фрукты в питании человека.

29.11


25

Уход за растениями сада и огорода.

01.12


26

Времена года. Зима. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе.

06.12


27

Зимние месяцы.

08.12


28

Растения зимой.

13.12


29

Животные зимой.

15.12


30

Птицы зимой.

20.12


31

Одежда людей зимой.

22.01


32

Занятия людей зимой.

10.01


33

Помощь животным в зимнее время.

12.01


34

Животные дикие и домашние.

17.01


35

Рысь- дикое животное.

19.01


36

Кошка и рысь.

24.01


37

Собака и волк.

26.01


38

Породы собак.

31.01


39

Рыбы. Строение рыбы.

02.02


40

Речные рыбы: щука и окунь.

07.02


41

Аквариумные рыбки. Уход за ними.

09.02


42

Неживая природа. Вода.

14.02


43

Вода горячая и холодная.

16.02


44

Температура воды.

21.02


45

Вода в природе (озеро, река).

28.02


46

Вода в природе (снег, дождь).

02.03


47

Значение воды.

07.03


48

Времена года. Весна. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе.

09.03


49

Весенние месяцы.

14.03


50

Растения весной.

16.03


51

Животные весной.

30.03


52

Одежда людей весной.

04.04


53

Занятия людей весной.

06.04


54

Человек. Гигиена тела человека.

11.04


55

Органы пищеварения.

13.04


56

Питание человека (молочные и рыбные продукты).

18.04


57

Питание человека (мясные и хлебобулочные продукты).

20.04


58

Питание человека (овощи и фрукты).

25.04


59

Правила питания.

27.04


60

Профилактика отравлений.

02.05


61

Времена года. Лето. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе.

04.05


62

Летние месяцы.

11.05


63

Растения летом.

16.05


64

Животные летом.

18.05


65

Одежда людей летом.

23.05


66

Труд людей летом.

25.05


67

Итоговый урок.

30.05







5. Методические материалы.

  1. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. МаллерА,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.

  3. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с  выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.

  4. Обучение, воспитание и трудовая подготовка  детей   с глубокими нарушениями интеллекта. МаллерА,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

Средства обучения:

    1. технические и электронные средства обучения:

автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

аудиомагнитофон, мультимедиапроектор, экран;

экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);

видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;

классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  1. наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;

  2. пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

  3. объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

  4. модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;

  5. конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;

натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;

  1. учебно -практическое оборудование:

игровой материал для сюжетных дидактических игр;

оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;

оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!