Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 4А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 67 часов.
Цель уроков окружающего природного мира – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: « Растительный мир», «Животный мир», « Временные представления», «Объекты неживой природы».
Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные и предметные результаты)
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по окружающему природному миру в 3 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
Возможные личностные результаты:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
Формирование уважительного отношения к окружающим
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
Возможные предметные результаты:
Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).
Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.
Указывать жестами , узнавать предметы и явления природы(яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)
Проявление интереса к природным объектам.
Узнавание природного объекта, показывание.
Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных
3. Содержание программы учебного курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема | Количество часов |
Сезонные изменения | 29 |
Растительный мир | 14 |
Животный мир | 10 |
Человек | 7 |
Неживая природа | 7 |
Итого | 67 |
Неживая природа
Представления о явлениях и объектах неживой природы (вода, вода горячая и холодная, температура воды, вода в природе (озеро, река) влияние солнца на смену времен года, сутки).
Растительный мир
Представления о явлениях и объектах неживой природы. Узнавание (различение) части растений: корень, стебель (ствол). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, слива) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение и называние овощей: моркови и картофеля, помидоров и огурцов, а так же фруктов: яблока, банана, лимона. Различение сада и огорода, сравнение и показ по картинкам.
Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Сбор природного материала, знакомство с его свойствами. Выполнение игрушек из природного материала, подбор деталей игрушки, сборка больших игрушек из деталей, заготовленных учащимися.
Животный мир
Представления о животном мире, их значении в жизни человека.
Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (кот, собака). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание (различение) диких животных (рысь, волк). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Сравнение жизни диких и домашних животных
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Влияние солнца на смену времен года. | 01.09 | |
2 | Сутки. | 06.09 | |
3 | Долгота дня летом. | 08.09 | |
4 | Долгота дня зимой. | 13.09 | |
5 | Времена года. Осень. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе. | 15.09 | |
6 | Осенние месяцы. | 20.09 | |
7 | Растения осенью. | 22.09 | |
8 | Животные осенью. | 27.09 | |
9 | Птицы осенью. | 29.09 | |
10 | Одежда людей осенью. | 04.10 | |
11 | Занятия людей осенью. | 06.10 | |
12 | Растения. Части растений: корень, стебель (ствол). | 11.10 | |
13 | Части растений: листья, цветы. | 13.10 | |
14 | Жизнь растений. | 18.10 | |
15 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. | 20.10 | |
16 | Растения светолюбивые и тенелюбивые. | 25.10 | |
17 | Комнатные растения. | 27.10 | |
18 | Уход за комнатными растениями. | 08.11 | |
19 | Овощи. | 10.11 | |
20 | Огород. | 15.11 | |
21 | Овощи в питании человека. | 17.11 | |
22 | Сад. | 22.11 | |
23 | Фрукты. | 24.11 | |
24 | Фрукты в питании человека. | 29.11 | |
25 | Уход за растениями сада и огорода. | 01.12 | |
26 | Времена года. Зима. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе. | 06.12 | |
27 | Зимние месяцы. | 08.12 | |
28 | Растения зимой. | 13.12 | |
29 | Животные зимой. | 15.12 | |
30 | Птицы зимой. | 20.12 | |
31 | Одежда людей зимой. | 22.01 | |
32 | Занятия людей зимой. | 10.01 | |
33 | Помощь животным в зимнее время. | 12.01 | |
34 | Животные дикие и домашние. | 17.01 | |
35 | Рысь- дикое животное. | 19.01 | |
36 | Кошка и рысь. | 24.01 | |
37 | Собака и волк. | 26.01 | |
38 | Породы собак. | 31.01 | |
39 | Рыбы. Строение рыбы. | 02.02 | |
40 | Речные рыбы: щука и окунь. | 07.02 | |
41 | Аквариумные рыбки. Уход за ними. | 09.02 | |
42 | Неживая природа. Вода. | 14.02 | |
43 | Вода горячая и холодная. | 16.02 | |
44 | Температура воды. | 21.02 | |
45 | Вода в природе (озеро, река). | 28.02 | |
46 | Вода в природе (снег, дождь). | 02.03 | |
47 | Значение воды. | 07.03 | |
48 | Времена года. Весна. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе. | 09.03 | |
49 | Весенние месяцы. | 14.03 | |
50 | Растения весной. | 16.03 | |
51 | Животные весной. | 30.03 | |
52 | Одежда людей весной. | 04.04 | |
53 | Занятия людей весной. | 06.04 | |
54 | Человек. Гигиена тела человека. | 11.04 | |
55 | Органы пищеварения. | 13.04 | |
56 | Питание человека (молочные и рыбные продукты). | 18.04 | |
57 | Питание человека (мясные и хлебобулочные продукты). | 20.04 | |
58 | Питание человека (овощи и фрукты). | 25.04 | |
59 | Правила питания. | 27.04 | |
60 | Профилактика отравлений. | 02.05 | |
61 | Времена года. Лето. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе. | 04.05 | |
62 | Летние месяцы. | 11.05 | |
63 | Растения летом. | 16.05 | |
64 | Животные летом. | 18.05 | |
65 | Одежда людей летом. | 23.05 | |
66 | Труд людей летом. | 25.05 | |
67 | Итоговый урок. | 30.05 | |
5. Методические материалы.
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. МаллерА,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. МаллерА,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
аудиомагнитофон, мультимедиапроектор, экран;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);
видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
цифровые образовательные ресурсы:
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;
пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;
учебно -практическое оборудование:
игровой материал для сюжетных дидактических игр;
оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).