СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для 4 класса вариант 2 Сипр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы -  формирование представлений о человеке и его социальном и предметном мире.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для 4 класса вариант 2 Сипр»







  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для 4 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 66 часов.


Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель уроков окружающего социального мира  – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Основными задачами программы являются:

1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),

2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном поселке, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам.

Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по окружающему социальному миру в 4 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Возможные личностные результаты:

- Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.

- Представление о дружеских взаимоотношениях.

- Соблюдение правил учебного поведения.

- Соблюдение очередности. Следование правилам игры.

- Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

- Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.

Возможные предметные результаты:

- Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы.

- Соблюдение правил учебного поведения.

- Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

- Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

- Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).

- Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

- Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, электрический чайник).

- Ориентация во дворе.

- Представления о профессиях людей, работающих в школе.

- Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).

- Представление о часах.

- Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).

- Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).

- Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).

-Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

3. Содержание программы учебного курса.

Тема

Количество часов

Школа

11

Квартира, дом, двор

9

Предметы быта

8

Продукты питания

6

Предметы и материалы, изготовленные человеком

4

Город

6

Транспорт

8

Традиции, обычаи

9

Страна

5

Итого

66


Программа представлена следующими разделами:

Школа.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией.

Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание

(различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец,

учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,

линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,

пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный),

каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание

(различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд,

лестничная площадка, лифт).

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса.

Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода),

канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран,

трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет,

электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме.

Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание

(соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание

(различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож,

кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов

(механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные).

Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание

(различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер,

планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, пользование функцией (связь, игра и т.п.), выключение).

Продукты питания.

Узнавание (различение напитков, молочных продуктов, мясных, рыбных продуктов готовых к употреблению, мучных изделий, готовых к употреблению кондитерских изделий.

Предметы быта.

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул).

Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.

Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические,

электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки,

циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание

(различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит).

Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).

Посёлок.

Узнавание (различение) элементов поселковой инфраструктуры

улицы (переулки), площади, здания, парки). Узнавание (различение),

назначение зданий (кафе, магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), жилой дом.

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий.

Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).

Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения

(дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).

Знание (соблюдение) правил перехода улицы.

Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

Узнавание (различение) достопримечательностей своего поселка.

Транспорт.

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии. Следование общепринятым традициям на похоронах.

Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская галерея, Большой театр) на фото, видео.


4. Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Школа. Здравствуй, школа! Я - ученик.

05.09


2

Нахождение помещений школы.

07.09


3

Представление о профессиях людей, работающих в школе (учитель, врач, дворник, повар).

12.09


4

Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы.

14.09


5

Предметы и материалы, изготовленные человеком. Свойства бумаги (рвется, мнется, намокает).

19.09


6

Виды бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.).

21.09


7

Виды бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).

26.09


8

Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).

28.09


9

Поселок. Элементы городской инфраструктуры (улицы, здания, парки).

03.10


10

Элементы городской инфраструктуры (парки, набережная, центральная площадь).

05.10


11

Назначение зданий: больница, поликлиника.

10.10


12

Назначение зданий: парикмахерская, почта.

12.10


13

Транспорт. Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый).

17.10


14

Воздушный транспорт.

19.10


15

Водный транспорт.

24.10


16

Страна. Название государства, в котором мы живем.

26.10


17

Название столицы России: Москва.

07.11


18

Название городов России: Курск.

09.11


19

Название посёлков России: Тёткино.

14.11


20

Школа. Зоны класса

16.11


21

Назначение зон класса.

21.11


22

Распорядок школьного дня.

23.11


23

Квартира, дом, двор. Части дома (стена, крыша, окно дверь, пол, потолок).

28.11


24

Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный).

30.11


25

Места общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд).

05.12


26

Места общего пользования в доме (лестничная площадка, лифт).

07.12


27

Помещения квартиры (спальная, детская, гостиная, прихожая, кухня).

12.12


28

Помещения квартиры (ванная, туалет, балкон).

14.12


29

Функциональное назначение помещений квартиры (спальная, детская, гостиная, прихожая, кухня).

19.12


30

Функциональное назначение помещений квартиры (ванная, туалет, балкон).

21.12


31

Традиции, обычаи. Традиции и атрибуты праздников (Новый год).

09.01


32

Предметы быта. Электробытовые приборы (телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, электрический чайник).

11.01


33

Назначение электробытовых приборов.

16.01


34

Правила безопасности при использовании электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа).

18.01


35

Правила безопасности при использовании электробытовых приборов: микроволновая печь, электрический чайник).

23.01


36

Продукты питания. Различение напитков (вода, чай, сок, какао, компот) по внешнему виду, на вкус.

25.01


37

Узнавание упаковок с напитком.

30.01


38

Предметы и материалы, изготовленные человеком. Свойства дерева (прочность, твёрдость).

01.02


39

Свойства дерева (плавает в воде, дает тепло, когда горит).

06.02


40

Предметы, изготовленные из дерева (стол, полка).

08.02


41

Предметы, изготовленные из дерева (игрушки, двери).

13.02


42

Поселок. Различение магазинов: одежда, посуда.

15.02


43

Различение магазинов: продукты, цветы, мебель.

20.02


44

Профессия: продавец.

22.02


45

Традиции, обычаи. Традиции и атрибуты праздников (23 февраля).

27.02


46

Особенности деятельности людей разных профессий.

01.03


47

Страна. Государственная символика (герб, флаг, гимн).

06.03


48

Традиции и атрибуты праздников (8 марта).

13.03


49

Узнавание президента РФ (на фото, видео). Традиции, обычаи.

15.03


50

Поселок. Правила перехода улицы.

29.03


51

Технические средства организации дорожного движения (дорожный знак «Пешеходный переход»).

03.04


52

Технические средства организации дорожного движения: разметка «зебра», светофор.

05.04


53

Продукты питания. Различение молочных продуктов питания по внешнему виду, вкусу.

10.04


54

Узнавание упаковок с молочным продуктом.

12.04


55

Традиции и атрибуты праздников: Пасха.

17.04


56

Транспорт. Космический транспорт.

19.04


57

Профессии людей, работающих на космическом транспорте: космонавт.

24.04


58

Назначение космического транспорта.

26.04


59

Традиции, обычаи. Традиции и атрибуты праздников: День Победы.

03.05


60

Школа. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь.

10.05


61

Представление о себе как члене коллектива группы.

15.05


62

Знание положительных качеств человека.

17.05


63

Назначение школьных принадлежностей.

22.05


64

Положительные качества человека.

24.05


65

Квартира, дом, двор. Сообщение своего домашнего адреса.

29.05


66

Узнавание своего домашнего адреса.

31.05




  1. Методические материалы

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  2. Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение,
    2013 г.

  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;

  4. Федеральный Государственный Основной Образовательный стандарт

При изучении разделов  рекомендуется использовать:

  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

  • детские наборы посуды, предметы быта;

  • предметные, сюжетные  картинки

  • дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»  

  • аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,   правила поведения в общественных местах.

  • тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.

  • комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

  • детские наборы «Больница», «Магазин». 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!