Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________Ю.И. Долмантова ___________________________ | ПРИНЯТА педагогическим советом ГБОУ школы № 502 Протокол № 1 от 30.08.2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 502 Приказ № 145 от 30.08.2020 г. ___________ Л.А. Свердлова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
для 5 а класса
на 2020 / 2021 учебный год
учитель: Пушкарь Сергей Михайлович
Санкт-Петербург
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – это предмет, на котором осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня интеллектуального развития.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 5 а класса составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений, предметная линия учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А. Т. Смирнова, рабочие программы 5-9 классы.
Для реализации Рабочей программы используется Учебно-методический комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Т. Смирнова.
Данный комплект включает учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класса для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. Т. Смирнова издательство «Просвещение», 2013 года издания (Академический школьный учебник).
1. Место учебного предмета в учебном плане
В случае совпадения дат проведения уроков с перенесенными выходными и праздничными днями (количества учебных дней, менее 34), выполнение программы реализуется за счет уплотнения тем и объединения часов.
Таким образом учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обеспечивает учащимся школы потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.
2. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ):
-
содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни;
-
знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях, безопасностью в быту, в транспорте, в природе.
В учебный план 5 а класса ВКЛЮЧЕНО:
по распоряжению Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008г. № 04-2247/08 введен учебный модуль «Дорожная безопасность» 8 часов,
В том числе: - 4 часа имеются в существующем курсе ОБЖ для 5 класса;
- 4 часа Модуль 3 «Дорожная безопасность»
Из учебного плана 5 а класса ИСКЛЮЧЕНО:
Модуль 1, раздел 1. Основы комплексной безопасности, Модуль 2, разделу 5 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» 8 часов, по теме 9 «Первая помощь и правила её оказания» » составляет 4 часа.
Программа учебного модуля «Дорожная безопасность»
№ | Наименование темы | Часы |
1 | Дорожно-транспортные происшествия | 1 |
2 | Современные транспортные средства – источник повышенной опасности | 1 |
3 | Дорога – зона повышенной опасности | 1 |
4 | Чрезвычайные ситуации на транспорте* | 4 |
5 | Государственные службы безопасности и спасения Глава | 1 |
6 | Зачет | |
| ИТОГО | 8 |
* - темы, уже имеющиеся в существующем курсе ОБЖ для 5 класса.
Содержание учебного модуля «Дорожная безопасность» 5 а класс – 8 часов
1. Дорожно-транспортные происшествия (1 час)
Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Виды ДТП. Причины и последствия ДТП. ДТП, связанные с велосипедистами, катанием на роликах и др. Зависимость ДТП от поведения на дороге человека, от конструкции автомобиля, от состояния дороги Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП.
2. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности (1 час)
Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля. Активная и пассивная безопасность автомобиля. Из истории конструкции автомобиля.
3. Дорога – зона повышенной опасности (1 час)
Что такое дорога. Элементы дороги. Наиболее опасные места на дороге. Опасности по дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. Из истории дорог.
4. Чрезвычайные ситуации на транспорте (4 часа)
Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Отличие ЧС от аварии, дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Поведение при столкновении автомобилей, при пожаре в автомобиле. Средства пожаротушения в автомобиле. Падение автомобиля в воду, попадание молнии в автомобиль.
Виды наземного общественного транспорта. Метро и опасности при пользовании им (на эскалаторе, на платформе в вагоне метро). Железнодорожный транспорт и опасности при пользовании им. Поведение при пожаре в поезде. Водный транспорт. Средства спасения. Действия при пожаре, эвакуация. Нахождение в море. Воздушный транспорт. Предварительные меры безопасности. Поведение во время аварии, при пожаре в самолете. Из истории развития видов транспорта.
5. Государственные службы безопасности и спасения (1 час)
Государственная противопожарная служба Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (МЧС). ГИБДД. Скорая медицинская помощь. Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Рабочая программа рассчитана на учащихся 5 а класса.
Изучение учебной программы направлено на решение следующих задач:
-
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
-
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
-
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
-
Изучение учебной программы направлено на достижение следующих целей:
1. усвоение знаний:
-
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
-
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
-
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
-
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
-
о здоровом образе жизни,
-
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
-
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
-
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
-
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
2. развитие умений:
-
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
-
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
(Учебное издание Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа Программы общеобразовательных учреждений 5—11 классы Издательство «Просвещение», 2011г.)
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
4. Виды контроля
Учебный период Вид контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Самостоятельные работы | | (С.р. № 1) | (С.р. № 2) | | 2 |
Практические занятия | | | | (П/з. № 1,2,3) | 3 |
Тестирование | (Тест № 1) | | | (Тест № 2) | 2 |
Количество | 1 | 1 | 1 | 4 | 7 |
Основные формы контроля:
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
по Основам безопасности жизнедеятельности
При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:
-
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
-
полнота ответа;
-
умение практически применять свои знания;
-
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценочные показатели
Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует помощь учителя.
5. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Интернет-ресурсы |
5 а | Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс под общей редакцией А.Т. Смирнова, Просвещение, 2013г. | 1. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г. 2. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5 классов. ОАО «Печатный двор», СПб 2008 г. 3. «Проверь себя». Учебное пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Комитет по образованию СПб, АППО. СПб 2011 г. | -
http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; -
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; -
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; -
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; -
http://www.uroki.net/ -
http://www.obzh.ru/ -
http://www.school-obz.org/ -
http://www.metodichka.net/ |
Учебно-тематический план
5 а класс (пятница)
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Модуль, раздел, тема | I четверть кол-во часов | II четверть кол-во часов | III четверть кол-во часов | IV четверть кол-во часов | Год кол-во часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч.) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч.) |
Глава 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч.). | 5 | | | | 5 |
Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера (2 ч). Модуль «Дорожная безопасность» (4 часа). | 3 | 3 | | | 6 |
Глава 3. Опасные ситуации природного характера (2 ч.). | | 2 | | | 2 |
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч.). | | 2 | | | 2 |
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ (7 ч.) |
Глава 5.Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч.). | | 1 | 2 | | 3 |
Глава 6.Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч.). | | | 4 | | 4 |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 8 ч.) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч) |
Глава 7.Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч.). | | | 3 | | 3 |
Глава 8.Факторы, разрушающие здоровье (2 ч.). | | | 1 | 1 | 2 |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч.) |
Глава 9. Первая помощь и правила её оказания (3 ч.). | | | | 3 | 3 |
Модуль 3. Дорожная безопасность (4 ч.) |
Глава 10. «Дорожная безопасность» (4 ч.). | | | | 4 | 4 |
Итого: | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
5 а класс (пятница)
I четверть – 8 часов
№ п.п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата проведения | Планируемый результат |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (21 ч.) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч.) |
-
| Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч.). | Город как среда обитания. | 1 | 06.09.2020 | 06.09.2020 | Уметь сравнивать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные ситуации. |
-
| Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | 1 | 13.09.2020 | 13.09.2020 | Уметь анализировать особенности жизнеобеспечения жилища. |
-
| Особенности природных условий в городе. | 1 | 20.09.2020 | 20.09.2020 | Уметь анализировать особенности природных условий в городе. |
-
| Взаимоотношения людей, проживающих в городе, их безопасность. | 1 | 27.09.2020 | 27.09.2020 | Уметь характеризовать взаимоотношения людей, проживающих в городе. |
-
| Безопасность в повседневной жизни. | 1 | 04.10.2020 | 04.10.2020 | Уметь оценивать безопасность в повседневной жизни. |
-
| Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера, (3 ч.). | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | 1 | 11.10.2020 | 11.10.2020 | Уметь характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий.. |
-
| Пешеход. Безопасность пешехода. | 1 | 18.10.2020 | 18.10.2020 | Знать правила безопасного поведения пешехода. |
-
| Пассажир. Безопасность пассажира. | 1 | 25.10.2020 | 25.10.2020 | Знать правила безопасного поведения пассажира. |
II четверть –8 часов
№ п.п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата провед. | Планируемый результат |
-
| Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера, (1 ч.). | Водитель. Безопасность водителя. (Тест № 1) | 1 | 08.11.2020 | 08.11.2020 | Знать правила безопасного поведения водителя на дорогах. |
-
| Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (2 ч.). | Пожарная безопасность. | 1 | 15.11.2020 | 15.11.2020 | Знать правила безопасного поведения при пожаре. |
-
| Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | 1 | 22.11.2020 | 22.11.2020 | Знать правила безопасного поведения в быту. |
-
| Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 ч.). | Погодные условия и безопасность человека | 1 | 29.11.2020 | 29.11.2020 | Знать правила безопасного поведения в различных погодных условиях (ветер, дождь, гололёд). |
-
| Безопасность на водоёмах. | 1 | 06.12.2020 | 06.12.2020 | Уметь различать состояние водоёмов в различное время года, применяют правила само- и взаимопомощи на воде. |
-
| Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч.). | Чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | 13.12.2020 | 13.12.2020 | Уметь различать чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализировать правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации. |
-
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера. (С.р. № 1) | 1 | 20.12.2020 | 20.12.2020 | Уметь различать чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализировать правила своего возможного поведения в чрезвычайной ситуации. |
Раздел 2 Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (6 ч.) |
-
| Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч.). | Антиобщественное поведение и его опасность. | 1 | 27.12.2020 | 27.12.2020 | Уметь характеризовать виды анти общественного поведения. Вырабатывать отрицательное отношение к нему. |
III четверть – 10 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата провед. | Планируемый результат |
-
| Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч.). | Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | 17.01.2021 | 17.01.2021 | Уметь распознать признаки возникновения опасной ситуации дома. |
-
| Обеспечение личной безопасности на улице. | 1 | 24.01.2021 | 24.01.2021 | Уметь распознать признаки возникновения опасной ситуации на улице. |
-
| Тема 6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч.). | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. | 1 | 31.02.2021 | 31.02.2021 | Уметь объяснить общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. |
-
| Виды экстремистской и террористической деятельности | 1 | 07.02.2021 | 07.02.2021 | Уметь анализировать виды террористических актов и их характерные особенности. |
-
| Виды террористических актов и их последствия | 1 | 14.02.2021 | 14.02.2021 | Знать виды террористических актов и их последствия |
-
| Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. | 1 | 21.02.2021 | 21.02.2021 | Уметь характеризовать ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение. |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч.) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч.) |
-
| Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч.). | О здоровом образе жизни. | 1 | 28.02.2021 | 28.02.2021 | Уметь объяснить основные положения о здоровом образе жизни. |
-
| Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья. | 1 | 06.03.2021 | 06.03.2021 | Уметь объяснить виды двигательной активности и закаливания. |
-
| Рациональное питание. Гигиена питания. | 1 | 13.03.2021 | 13.03.2021 | Уметь характеризовать сущность рационального питания. |
-
| Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье (2 ч.). | Вредные привычки и их влияние на здоровье. (С.р. № 2) | 1 | 20.03.2021 | 20.03.2021 | Уметь объяснить пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника. |
IV четверть – 8 часов
№ п.п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата провед. | Планируемый результат |
27 | Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье (2 ч.). | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | 1 | 03.04.2021 | 03.04.2021 | Уметь вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам. |
28 | Тема 9. Первая помощь и правила её оказания (3 ч.). | Первая помощь при различных видах повреждений. (П/з.№ 1) | 1 | 10.04.2021 | 10.04.2021 | Уметь оказать первую помощь. |
29 | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (П/з. № 2) | 1 | 17.04.2021 | 17.04.2021 | Уметь оказать первую помощь. |
30 | Первая помощь при отравлениях (П/з. № 3) | 1 | 24.04.2021 | 24.04.2021 | Уметь оказать первую помощь. |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности |
31 | Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера. Модуль «Дорожная безопасность» (4 ч.). | Дорожно-транспортные происшествия. | 1 | 08.05.2021 | 08.05.2021 | Уметь характеризовать виды дорожно-транспортных происшествий |
32 | Современные транспортные средства – источник повышенной опасности. | 1 | 01.05.2021 | 15.05.2021 | Уметь характеризовать технические характеристики транспортных средств. |
33 | Дорога – зона повышенной опасности. (Тест № 2) | 1 | 15.05.2021 | Уметь характеризовать ситуацию на дороге. |
34 | Государственные службы безопасности спасения. | 1 | 22.05.2021 | 22.05.2021 | Знать Государственные службы безопасности и спасения. |