Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 4А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов.
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы под контролем учителя.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Основные задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги;
- обучение умению делить предложения на слова;
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию слов, предложений по образцу;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру;
- обучению разных видов штриховок: вертикальной, горизонтальной, боковой.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Овладевать начальными навыками адаптации в классе.
Положительно относиться к учебным занятиям.
Стать более успешным в учебной деятельности.
С заинтересованностью воспринимать учебный материал.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Мотивировать свои действия.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Метапредметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу.
Сохранять учебную задачу.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.
Контролировать свои эмоции.
Познавательные УУД:
Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Использовать по назначению учебные материалы.
Выполнять действия сопряжено с учителем по образцу.
Выполнять действия по подражанию.
Выполнять действия по словесной инструкции.
Выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
Коммуникативные УУД:
Осуществлять учебное поведение:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),
- выполнять инструкции учителя.
Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.
Стремиться к налаживанию с ними общения.
Предметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Уметь самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограммы, другие графические знаки.
Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.
Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей.
Понимать смысл узнаваемых слов.
Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавать и различать образы графем (букв).
Копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова, предложения.
Знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «учитель»;
-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «учитель», знать символы или жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;
Уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка» , «я», «ты».
Чтение:
Неречевые звуки:
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);
-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).
Речевые звуки:
-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар, р – рычит собака, у –воет волк);
-уметь имитировать речевые звуки с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика;
-уметь определять принадлежность имитационных речевых звуков конкретному человеку;
-уметь различать неречевые и речевые звуки.
Буквы и звуки.
- уметь узнавать, конструировать и выделять букву;
- уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки.
Слово:
- уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;
- уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью учителя.
Предложение:
- уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;
- уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;
- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;
- уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;
- уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью учителя.
- уметь составлять предложения из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графически изображать с последующим «чтением» бегло и отдельными словами;
- уметь составлять предложения из трёх слов по двум предметным картинкам и условно-графически изображать с подстановкой различных слов- действий с последующим «чтением» предложения бегло и отдельными словами.
Слог:
- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги самостоятельно;
- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги с помощью учителя.
Письмо:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);
- знать и соблюдать правила письма (прописная буква в начале предложения, точка в конце предложения, правописание имен собственных).
3. Содержание программы учебного курса
Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Коммуникация
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.
Чтение и письмо
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Речевая практика. Составление предложений по картинкам. | 01.09 | |
2 | Буква «Ее». Чтение текста «Трудные примеры». Письмо слов и предложений с буквой «е». | 07.09 | |
3 | Чтение текста Письмо прописной буквы «Е» по образцу. | 08.09 | |
4 | Чтение текста «Повара». Письмо слов и предложений с буквой «Ее». | 14.09 | |
5 | Входная контрольная работа. | 15.09 | |
6 | Чтение текста «кто слабый? Кто сильный?». Письмо слов и предложений с буквой «Ее». | 21.09 | |
7 | Речевая практика. Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Слушание и рассказывание сказки по опорным картинкам. | 22.09 | |
8 | Знакомство с буквой «Яя». Письмо строчной буквы «я» по образцу. | 28.09 | |
9 | Чтение текста «Вы узнали героев?». Письмо слогов с буквой «я». | 29.09 | |
10 | Чтение текста «Наша любимая песня». Письмо прописной буквы «Я» по образцу. | 05.10 | |
11 | Чтение текста «Яхта, якорь». Письмо слов с буквой «Яя». | 06.10 | |
12 | Чтение текста «Яблонька». Письмо предложений с буквой «Яя». | 12.10 | |
13 | Чтение текста «Гном». Письмо слов и предложений с буквой «Яя». | 13.10 | |
14 | Знакомство с буквой «Юю». Письмо строчной буквы «ю» по образцу. | 19.10 | |
15 | Чтение слов с буквой «ю» в конце слова. Письмо слогов с буквой «ю». | 20.10 | |
16 | Чтение текста «Давай запомним». Письмо прописной буквы «Ю» по образцу. | 26.10 | |
17 | Чтение текста «Прятки». Письмо слов с буквой «Юю». | 27.10 | |
18 | Чтение текста «Кто кем будет?» Письмо предложений с изученными буквами. | 09.11 | |
19 | Чтение текста «Добавь слово». Письмо слов и предложений. | 10.11 | |
20 | Чтение текста «Разгром». Письмо предложений под диктовку. | 16.11 | |
21 | Знакомство с буквой «Ёё». Письмо строчной буквы «ё» по образцу. | 17.11 | |
22 | Чтение текста «Кто, где живёт?». Письмо слогов с буквой «ё». | 23.11 | |
23 | Чтение текста «Давай запомним». Письмо прописной буквы «Ё» по образцу. | 24.11 | |
24 | Чтение текста «Вот так Тёпа!». Письмо слов с буквой «Ёё». | 30.11 | |
25 | Чтение текста «Шутка». Письмо предложений с изученными буквами. | 01.12 | |
26 | Чтение текста «Зайка». Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 07.12 | |
27 | Чтение текста «Опасная работа». Списывание с печатного текста. | 08.12 | |
28 | Знакомство с буквой «Чч». Письмо строчной буквы «ч» по образцу. | 14.12 | |
29 | Проверочная контрольная работа за 1 полугодие. | 15.12 | |
30 | Чтение текста «Жучок». Письмо слогов с буквой «ч». | 21.12 | |
31 | Чтение текста « Красная Шапочка». Письмо слов и предложений с буквой «ч». | 22.12 | |
32 | Чтение текста «Чучело». Письмо прописной буквы «Ч» по образцу. | 11.01 | |
33 | Чтение чистоговорки «Чайка». Письмо слов с буквой «Чч». | 12.01 | |
34 | Чтение текста «Хитрая лисичка». Письмо предложений с изученными буквами. | 18.01 | |
35 | Чтение текста «Шутка». Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 19.01 | |
36 | Отгадай. Чтение слов с буквой «ч» в середине слова. Списывание с печатного текста. | 25.01 | |
37 | Знакомство с буквой «Фф». Письмо строчной буквы «ф» по образцу. | 26.01 | |
38 | Чтение текста «Лесная школа». Письмо слогов с буквой «ф». | 01.02 | |
39 | Составление предложений по схемам. Письмо прописной буквы «Ф» по образцу. | 02.02 | |
40 | Чтение текста «Давай запомним!». Письмо слов с буквой «Фф». | 08.02 | |
41 | Чтение текста «Три поросенка». Письмо предложений с буквой «Фф». | 09.02 | |
42 | Чтение текста «Кто на картинках?». Письмо слов и предложений с буквой «Фф». | 15.02 | |
43 | Чтение текста «Хвастун Федя». Списывание слов с печатного текста. | 16.02 | |
44 | Чтение текста «Попугай Фомка». Письмо предложений под диктовку. | 22.02 | |
45 | Знакомство с буквой «Цц». Письмо строчной буквы «ц» по образцу. | 01.03 | |
46 | Чтение текста «Кто где живёт?». Письмо слогов с буквой «ц». | 02.03 | |
47 | Чтение текста «Ловкий заяц». Письмо прописной буквы «Ц» по образцу. | 09.03 | |
48 | Чтение текста «На арене цирка». Письмо слов с буквой «Цц». | 15.03 | |
49 | Чтение текста «Аленький цветочек». Письмо предложений с буквой «Цц». | 16.03 | |
50 | Читай и показывай. Списывание слов и предложений с печатного текста. | 29.03 | |
51 | Чтение текста «Родина - Россия». Письмо под диктовку предложений. | 30.03 | |
52 | Знакомство с буквой «Ээ». Письмо строчной буквы «э» по образцу. | 05.04 | |
53 | Чтение текста «Это мой класс». Письмо слогов с буквой «э». | 06.04 | |
54 | Чтение текста «Эстафета». Письмо прописной буквы «Э» по образцу. | 12.04 | |
55 | Чтение текста «Что хорошо? Что плохо?». Письмо слов с буквой «Ээ». | 13.04 | |
56 | Чтение текста «Профессии». Письмо предложений с буквой «Ээ». | 19.04 | |
57 | Знакомство с буквой «Щщ». Письмо строчной буквы «щ» по образцу. | 20.04 | |
58 | Буква «Щщ». Чтение текста «Добавь быстро». Письмо слогов с буквой «щ». | 26.04 | |
59 | Чтение текста «Помнишь сказку?» Письмо прописной буквы «Щ» по образцу. | 27.04 | |
60 | Подбери слова к схеме. Письмо слов с буквой «Щщ». | 03.05 | |
61 | Чтение текста «Назови сказку». Письмо предложений с буквой «Щщ». | 04.05 | |
62 | Знакомство с буквой «ъ». Письмо строчной буквы «ъ» по образцу | 10.05 | |
63 | Чтение текста «Кто это?». Письмо слов с буквой «ъ». | 11.05 | |
64 | Чтение текста «Без терпенья нет ученья». Письмо предложений с буквой «ъ». | 17.05 | |
65 | Чтение текста «Моя семья». Списывание слов с печатного текста. | 18.05 | |
66 | Годовая проверочная контрольная работа. | 24.05 | |
67 | Составление предложений. Списывание предложений с печатного текста. | 25.05 | |
68 | Стихотворение «В гости к бабушке». Заучивание наизусть. | 31.05 | |
5. Методические материалы.
Перечень учебной литературы:
Учебники:
•Аксенова А.К., С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» в 2 ч., Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.
• Комарова С.В. «Речевая практика» 1 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
• игрушки дидактические и сюжетные:
• магнитная доска;
• наборы сказочных персонажей;
• набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
• трафареты с изображением животных;
• графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
• сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
• презентации;
• книги с иллюстрациями русских народных сказок
• настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»)
• технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
• компьютерные устройства:
• информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания презентации.