СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 4 класса вариант 2 Сипр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель обучения - формирование коммуникативно - речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни.ю занять адекватное социальное положение в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 4 класса вариант 2 Сипр»







  1. Пояснительная записка

   Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 4А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов.


   Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы под контролем учителя.

Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Основные задачи:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения выполнять несложные инструкции;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование правильной артикуляции и дикции;

- формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

- обучение умению делить слова на слоги;

- обучение умению делить предложения на слова;

- обучение правильной посадке при письме;

- обучение правильному захвату карандаша;

- обучение написанию слов, предложений по образцу;

- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру;

- обучению разных видов штриховок: вертикальной, горизонтальной, боковой.

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 4-м классе является формирование следующих умений:

Овладевать начальными навыками адаптации в классе.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Мотивировать свои действия.

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Метапредметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу.

Сохранять учебную задачу.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

Познавательные УУД:

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Использовать по назначению учебные материалы.

Выполнять действия сопряжено с учителем по образцу.

Выполнять действия по подражанию.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

Коммуникативные УУД:

Осуществлять учебное поведение:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),

- выполнять инструкции учителя.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

Стремиться к налаживанию с ними общения.

Предметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 4-м классе является формирование следующих умений:

Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

Уметь самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограммы, другие графические знаки.

Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.

Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей.

Понимать смысл узнаваемых слов.

Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

Узнавать и различать образы графем (букв).

Копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова, предложения.

Знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «учитель»;

-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «учитель», знать символы или жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;


Уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка» , «я», «ты».

Чтение:

Неречевые звуки:

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);

-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).

Речевые звуки:

-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар, р – рычит собака, у –воет волк);

-уметь имитировать речевые звуки с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика;

-уметь определять принадлежность имитационных речевых звуков конкретному человеку;

-уметь различать неречевые и речевые звуки.

Буквы и звуки.

- уметь узнавать, конструировать и выделять букву;

- уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки.

Слово:

- уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;

- уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью учителя.

Предложение:

- уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;

- уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;

- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;

- уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;

- уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью учителя.

- уметь составлять предложения из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графически изображать с последующим «чтением» бегло и отдельными словами;

- уметь составлять предложения из трёх слов по двум предметным картинкам и условно-графически изображать с подстановкой различных слов- действий с последующим «чтением» предложения бегло и отдельными словами.

Слог:

- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги самостоятельно;

- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги с помощью учителя.

Письмо:

- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);

- знать и соблюдать правила письма (прописная буква в начале предложения, точка в конце предложения, правописание имен собственных).

3. Содержание программы учебного курса

       Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Коммуникация

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.  

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.

Чтение и письмо

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).


4. Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Речевая практика. Составление предложений по картинкам.

01.09


2

Буква «Ее». Чтение текста «Трудные примеры». Письмо слов и предложений с буквой «е».

07.09


3

Чтение текста Письмо прописной буквы «Е» по образцу.

08.09


4

Чтение текста «Повара». Письмо слов и предложений с буквой «Ее».

14.09


5

Входная контрольная работа.

15.09


6

Чтение текста «кто слабый? Кто сильный?». Письмо слов и предложений с буквой «Ее».

21.09


7

Речевая практика. Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Слушание и рассказывание сказки по опорным картинкам.

22.09


8

Знакомство с буквой «Яя». Письмо строчной буквы «я» по образцу.

28.09


9

Чтение текста «Вы узнали героев?». Письмо слогов с буквой «я».

29.09


10

Чтение текста «Наша любимая песня». Письмо прописной буквы «Я» по образцу.

05.10


11

Чтение текста «Яхта, якорь». Письмо слов с буквой «Яя».

06.10


12

Чтение текста «Яблонька». Письмо предложений с буквой «Яя».

12.10


13

Чтение текста «Гном». Письмо слов и предложений с буквой «Яя».

13.10


14

Знакомство с буквой «Юю». Письмо строчной буквы «ю» по образцу.

19.10


15

Чтение слов с буквой «ю» в конце слова. Письмо слогов с буквой «ю».

20.10


16

Чтение текста «Давай запомним». Письмо прописной буквы «Ю» по образцу.

26.10


17

Чтение текста «Прятки». Письмо слов с буквой «Юю».

27.10


18

Чтение текста «Кто кем будет?» Письмо предложений с изученными буквами.

09.11


19

Чтение текста «Добавь слово». Письмо слов и предложений.

10.11


20

Чтение текста «Разгром». Письмо предложений под диктовку.

16.11


21

Знакомство с буквой «Ёё». Письмо строчной буквы «ё» по образцу.

17.11


22

Чтение текста «Кто, где живёт?». Письмо слогов с буквой «ё».

23.11


23

Чтение текста «Давай запомним». Письмо прописной буквы «Ё» по образцу.

24.11


24

Чтение текста «Вот так Тёпа!». Письмо слов с буквой «Ёё».

30.11


25

Чтение текста «Шутка». Письмо предложений с изученными буквами.

01.12


26

Чтение текста «Зайка». Письмо слов и предложений с изученными буквами.

07.12


27

Чтение текста «Опасная работа». Списывание с печатного текста.

08.12


28

Знакомство с буквой «Чч». Письмо строчной буквы «ч» по образцу.

14.12


29

Проверочная контрольная работа за 1 полугодие.

15.12


30

Чтение текста «Жучок». Письмо слогов с буквой «ч».

21.12


31

Чтение текста « Красная Шапочка». Письмо слов и предложений с буквой «ч».

22.12


32

Чтение текста «Чучело». Письмо прописной буквы «Ч» по образцу.

11.01


33

Чтение чистоговорки «Чайка». Письмо слов с буквой «Чч».

12.01


34

Чтение текста «Хитрая лисичка». Письмо предложений с изученными буквами.

18.01


35

Чтение текста «Шутка». Письмо слов и предложений с изученными буквами.

19.01


36

Отгадай. Чтение слов с буквой «ч» в середине слова. Списывание с печатного текста.

25.01


37

Знакомство с буквой «Фф». Письмо строчной буквы «ф» по образцу.

26.01


38

Чтение текста «Лесная школа». Письмо слогов с буквой «ф».

01.02


39

Составление предложений по схемам. Письмо прописной буквы «Ф» по образцу.

02.02


40

Чтение текста «Давай запомним!». Письмо слов с буквой «Фф».

08.02


41

Чтение текста «Три поросенка». Письмо предложений с буквой «Фф».

09.02


42

Чтение текста «Кто на картинках?». Письмо слов и предложений с буквой «Фф».

15.02


43

Чтение текста «Хвастун Федя». Списывание слов с печатного текста.

16.02


44

Чтение текста «Попугай Фомка». Письмо предложений под диктовку.

22.02


45

Знакомство с буквой «Цц». Письмо строчной буквы «ц» по образцу.

01.03


46

Чтение текста «Кто где живёт?». Письмо слогов с буквой «ц».

02.03


47

Чтение текста «Ловкий заяц». Письмо прописной буквы «Ц» по образцу.

09.03


48

Чтение текста «На арене цирка». Письмо слов с буквой «Цц».

15.03


49

Чтение текста «Аленький цветочек». Письмо предложений с буквой «Цц».

16.03


50

Читай и показывай. Списывание слов и предложений с печатного текста.

29.03


51

Чтение текста «Родина - Россия». Письмо под диктовку предложений.

30.03


52

Знакомство с буквой «Ээ». Письмо строчной буквы «э» по образцу.

05.04


53

Чтение текста «Это мой класс». Письмо слогов с буквой «э».

06.04


54

Чтение текста «Эстафета». Письмо прописной буквы «Э» по образцу.

12.04


55

Чтение текста «Что хорошо? Что плохо?». Письмо слов с буквой «Ээ».

13.04


56

Чтение текста «Профессии». Письмо предложений с буквой «Ээ».

19.04


57

Знакомство с буквой «Щщ». Письмо строчной буквы «щ» по образцу.

20.04


58

Буква «Щщ». Чтение текста «Добавь быстро». Письмо слогов с буквой «щ».

26.04


59

Чтение текста «Помнишь сказку?» Письмо прописной буквы «Щ» по образцу.

27.04


60

Подбери слова к схеме. Письмо слов с буквой «Щщ».

03.05


61

Чтение текста «Назови сказку». Письмо предложений с буквой «Щщ».

04.05


62

Знакомство с буквой «ъ». Письмо строчной буквы «ъ» по образцу

10.05


63

Чтение текста «Кто это?». Письмо слов с буквой «ъ».

11.05


64

Чтение текста «Без терпенья нет ученья». Письмо предложений с буквой «ъ».

17.05


65

Чтение текста «Моя семья». Списывание слов с печатного текста.

18.05


66

Годовая проверочная контрольная работа.

24.05


67

Составление предложений. Списывание предложений с печатного текста.

25.05


68

Стихотворение «В гости к бабушке». Заучивание наизусть.

31.05



5. Методические материалы.

Перечень учебной литературы:

Учебники:

•Аксенова А.К., С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» в 2 ч., Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.

• Комарова С.В. «Речевая практика» 1 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

• игрушки дидактические и сюжетные:

• магнитная доска;

• наборы сказочных персонажей;

• набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

• трафареты с изображением животных;

• графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

• сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

• презентации;

• книги с иллюстрациями русских народных сказок

• настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»)

• технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

• компьютерные устройства:

• информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания презентации.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!