Рисование
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Рабочая программа ориентирована на УМК «Изобразительное искусство» Рау М.Ю., Зыковой М.А.: Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы отражено в пяти разделах:
1. «Подготовительный период обучения».
2. «Обучение композиционной деятельности».
3. «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию».
4.«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
5.«Обучение восприятию произведений искусства»
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч в неделю.
Образовательная область – изобразительная деятельность
Цель: осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
- формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
- формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
- учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
- корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
- развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д);
- обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
-воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;
-воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.
Календарно тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | | |
|
1 четверть - 8 ч | |
1. | Наблюдения сезонных изменений в природе. Экскурсия. | 1 | | |
2. | Лето. Осень. Лепка. Рисование. | 1 | | |
3. | Осень. Птицы улетают. Рисование. | 1 | | |
4. | Бабочка и цветы. Рисование. | 1 | | |
5. | Рисование узора "Бабочка на ткани". | 1 | | |
6. | Разные способы изображения бабочек. | 1 | | |
7. | Одежда ярких и нежных цветов. Рисование. | 1 | | |
8. | Рисование акварельной краской. Цветное пятно. | 1 | | |
2 четверть - 8 ч | | |
1. | Чего не хватает? Рисование, дорисовывание. | 1 | | |
2. | Зимние игры детей. Лепка из пластилина. | 1 | | |
3. | Рисование выполненной лепки. | 1 | | |
4. | Дети лепят снеговиков. Рисунок. | 1 | | |
5. | Деревья зимой в лесу. Рисование. Гуашь. | 1 | | |
6. | Рисование угольком. Зима. | 1 | | |
7. | Лошадка. Лепка и зарисовка фигурки. | 1 | | |
8. | Лошадка. Лепка и зарисовка фигурки. | 1 | | |
3 четверть - 10 ч | | |
|
1. | Лошадка везет дрова. Рисунок. | 1 | | |
2. | Натюрморт: кружка, яблоко, груша. | 1 | | |
3. | Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. Рисунок по описанию. | 1 | | |
4. | Элементы косовской росписи. Рисование. | 1 | | |
5. | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. | 1 | | |
6. | Орнамент в круге. Рисование. | 1 | | |
7. | Сказочная птица. Рисование. | 1 | | |
8. | Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка. | 1 | | |
9. | Встречай птиц-вешай скворечники! Лепка, рисование. | 1 | | |
10. | Закладка для книги. Рисование. | 1 | | |
| 4 четверть - 8 ч |
1. | Беседа на тему "Красота вокруг нас. Посуда". | | 1 |
2. | Аппликация. Украшение посуды узором. | | 1 |
3. | Пасха. Украшение узором яиц. Рисование. | | 1 |
4. | Городецкая роспись. Беседа. Рисование. | | 1 |
5. | Кухонная доска. Рисование. | | 1 |
6. | Иллюстрация в книге. Беседа. Рисунок к сказке "Колобок". | | 1 |
7. | Вспоминание и рисование эпизодов к сказке. | | 1 |
8. | Помечтаем о лете. Рисование. | | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности
-приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию.
-аккуратно использовать в своей деятельности разные материалы и инструменты, проявлять дисциплину и выполнять правила гигиены и безопасного труда;
-проверять работу, сверяясь с образцом;
- оценивать результат собственной деятельности.
- ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве;
-уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
-узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;
-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
-в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель);
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
-знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
-применение разных способов лепки;
-рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
-различать и называть цвета;
-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Список литературы.
Основная:
М.Ю Рау., М.А Зыкова «Изобразительное искусство. 3 класс». (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2018.-96с..
Дополнительная.
Василевский А. К. Искусство и школа. Книга для учителя – М.: Просвещение, 1981.
Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2007.
Некрасова О. И. Сказка про краски. Альбом для раскрашивания. – М.: Малыш, 1990.
Рау М. Ю. Обучение изобразительному искусству в школе для детей с умственной отсталостью. Методические рекомендации для учителя 0 – 4 классов школы VIII вида. – М.: Московский институт повышения квалификации, 2000.
Грошенков И. А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1970.