РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.
5 КЛАСС.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению.
Структура документа
Рабочая программа по природоведению включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, перечнем демонстраций и ученических практических работ; требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс.
Общая характеристика учебного предмета
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Рабочая программа включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни». Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы включены в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
В рабочей программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 час)
Как человек изучает природу (10 час) Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
Конструирование простейших измерительных приборов.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
Многообразие тел, веществ и явлений природы (47 час) Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Карта звездного неба.
Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Глобус.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
Опыты, демонстрирующие горение веществ.
Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].
Работа с подвижной картой звездного неба.
Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].
Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды].
Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков].
Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].
Здоровье человека и безопасность жизни (11 час) Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].
Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен
Задачи:
формировать глубокие знания по основам естественных наук;
воспитывать у обучающихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
укрепления
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание раздела | Количество часов | Выполнение практической части программы |
Примерная программа | Рабочая программа | демонстрации | Практические работы |
1. | Как человек изучает природу | 10 | 10 | 4 | 4 |
2. | Многообразие тел, веществ и явлений природы | 40 | 47 | 8 | 11 |
3. | Здоровье человека и безопасность жизни | 10 | 11 | 3 | 5 |
4. | Резерв свободного времени | 10 | | | |
| Итого | 70 | 68 | 15 | 20 |
УМК:
Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа,2007. Плешаков А.А.
Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение» / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
Иванова Т.В. и др. Природоведение. 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение» / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 1999.
Сонин Н.И. и др. Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь для учителя / Н.И. Сонин, Г.С. Калинова, Т.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2001.
Плешаков А.А. Твои открытия: альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 5 класс / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2009.
Автор-составитель Е.Ю. Щелчкова. Природоведение. 5 класс: рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение». – Волгоград: Учитель, 2010.
Тематическое планирование по природоведению 5 класс
№ урока | Тема урока | Демонстрации | Домашнее задание |
| Как человек изучает природу (10 часов) | | |
1/1 | Изучение природы человеком. Естественные науки. | | стр.6-13, в.1-4 |
2/2 | Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. | Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. | стр. 15-17 |
3/3 | Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений, постановке опытов. | | |
4/4 | Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы) | Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов. | Стр.18,19 |
5/5 | Практическая работа «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования». | | |
6/6 | Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений. | Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов. | |
7/7 | Практическая работа «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени» | | измерить размеры комнаты, температуру воздуха |
8/8 | Практическая работа «Конструирование простейших измерительных приборов». | | изготовить измерительный прибор |
9/9 | Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. | Портреты великих ученых-естествоиспытателей. | Стр.21, 22 |
10/10 | Практическая работа «Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты». | | |
| Многообразие тел, веществ и явлений природы (47 часов) | | |
11/1 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | | Стр.24-25 |
12/2 | Модель Вселенной по Аристотелю. | | Стр. 26-27 |
13/3 | История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) | | Стр. 28-33 |
14/4 | Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. | | Стр.34, 35 |
15/5 | Планеты земной группы. | Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и их основные характеристики. | стр.36-38, в 1-7 |
16/6 | Планеты – гиганты. Плутон. | Рис.в учебнике на стр. 39, 41, подумайте с.42 вопрос 1-3 | стр.39-42, в. 1-8 |
17/7 | Обобщающее повторение по теме «Планеты Солнечной системы». | | Наблюдение Луны, рисунки видимой фазы Луны. |
18/8 | Астероиды, кометы | Рис. в учебнике на стр.43,44,46 подумайте с.47 вопрос 1 Модель Солнечной системы, фотографии и рисунки астероидов и комет Таблица «Малые тела Солнечной системы» СD-ROM часть 2 п. 11 | стр.43, 44, в. 1- 4 |
19/9 | Метеориты, метеоры. | Рис. в учебнике на стр.45, подумайте с.47 вопрос 2 Модель Солнечной системы, СD-ROM часть 2 п. 12 | Стр. 45, 46, в.5 |
20/10 | Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. | | стр. 48, 49, в.1-3 |
21/11 | Представление о Солнце как одной из звезд. | | Стр. 50 |
22/12 | Практическая работа «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд» | | |
23/13 | Созвездия. | Рис. в учебнике на стр.50 подумайте с.51 вопрос 1 | в. 4, подумайте с.51 вопрос 1 |
24/14 | Практическая работа «Работа с подвижной картой звездного неба» | | |
25/15 | Гипотезы о возникновении Земли. | | с.54-59. ответить на вопрос: «Чем отличаются современные представления о происхождении Земли?» |
26/16 | Внутреннее строение Земли | | с.60-63, отвечать на вопросы Подумайте, с 63 |
27/17 | Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые. | | с.61-63, рассказ о домашней коллекции камней |
28/18 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Практическая работа «Описание и сравнение признаков 2-3 веществ». | | с.64-65, |
29/19 | Простые и сложные вещества, смеси. | | с.66, |
30/20 | Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Практическая работа «Наблюдение признаков химической реакции» | | с.67 |
31/21 | Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Практическая работа «Исследование 1-2-х физических явлений» | | с.68-71, |
32/22 | Землетрясения и вулканы. | | с. 72-77, составить рассказ о землетрясениях и вулканах, дополняя его материалами из СМИ и Интернета |
33/23 | Строение Земли. Природные явления. | | с. 78-84, составить 2-3 вопроса с показом географических объектов на карте. |
34/24 | Суша планеты. Материки. Острова. Характеристика природных условий материков. | | с. 82-84, составить памятку туристу, отправляющемуся в Австралию (по желанию). |
35/25 | Погодные явления. Воздушная оболочка Земли. | | с. 85-87, с.90 зад. «Подумай» №1-3 Практическая работа «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра» |
36/26 | Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Климат. Погода. Беспокойная атмосфера. | | с. 86-90, Практическая работа «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян» |
37/27 | Примеры влияния погоды на организм человека. | | Практическая работа «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей)» |
38/28 | Гидросфера Земли. Мировой океан. Воды суши. | | с.91-95, задания Подумай ! с. 96 в тетради составить кроссворд со словом «вода» |
39/29 | Неповторимая планета. | | с. 96 |
40/30 | Обобщающий урок по теме «Земля». | | с. 97-99 Подумайте, с. 99 |
41/31 | Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Животные прошлого. | | с.102-105 |
42/32 | Разнообразие живых организмов: живые клетки. Методы их изучения. Практическая работа «Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа» | | с.107-109, составить кроссворд «Клетка» |
43/33 | Разнообразие живых организмов: разнообразие клеток. | | с.109-112 |
44/34 | Практическая работа « Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев)» | | с.113 |
45/35 | Разнообразие живых организмов: одноклеточные организмы. | | с. 113-114 |
46/36 | Разнообразие живых организмов: многоклеточные организмы - растения. | | с.114 |
47/37 | Разнообразие живых организмов: многоклеточные организмы - животные. | | с. 114-117 |
48/38 | Разнообразие живых организмов: грибы. | | |
49/39 | Три среды обитания организмов. | | с.118–122, читать, вопросы с.122 |
50/40 | Организмы различных сред обитания. | | Привести примеры приспособленности организмов к жизни в разных средах |
51/41 | Жизнь на разных материках. | | с.123–125, вопросы «Проверь себя» с. 128 |
52/42 | Растения и животные разных материков. | | с.126–128, |
53/43 | Природные зоны Земли. | | с.129-133, сообщение о природной зоне России (по выбору) |
54/44 | Растения различных природных зон. | | с.129-133, задания «Подумайте», с. 134 |
55/45 | Жизнь в морях и океанах. | | сообщения |
56/46 | Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. | | Повторение: «Жизнь на Земле». |
57/47 | Практическая работа «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии) | | |
| Здоровье человека и безопасность жизни (10 часов) | | |
58/1 | Происхождение человека. Древние предки человека. | | с.142-144 |
59/2 | Первые люди. Жизнь наших предков. | | с.144-147 |
60/3 | Как человек открывал Землю. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники-первооткрыватели. Практическая работа «Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности» | | с.149-153 |
61/4 | Три подарка человека самому себе и планете. Пути сохранения биологического разнообразия. | | с.157-165, сообщение об экологических проблемах города |
62/5 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). | | |
63/6 | Практическая работа «Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами». | | |
64/7 | Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. | | Практическая работа «Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, и др.)» |
65/8 | Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Практическая работа «Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение пульса, температуры тела, частоты дыхания» | | с.166 - 167 |
66/9 | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). | | с.167 - 172 |
67/10 | Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). | | |
68/11 | Практическая работа «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений» | | |