СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению. 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,  примерной программы  основного общего образования по природоведению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению. 5 класс.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.


5 КЛАСС.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению.

Структура документа

Рабочая программа по природоведению включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, перечнем демонстраций и ученических практических работ; требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс.

Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Рабочая программа включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни». Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы включены в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.

В рабочей программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 час) Как человек изучает природу (10 час)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

Конструирование простейших измерительных приборов.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

Многообразие тел, веществ и явлений природы (47 час)

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Карта звездного неба.

Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Глобус.

Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)

Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

Практические работы:

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].

Работа с подвижной картой звездного неба.

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].

Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды].

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков].

Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].

Здоровье человека и безопасность жизни (11 час)

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен

Задачи:

  • формировать глубокие знания по основам естественных наук;

  • воспитывать у обучающихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.

Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

укрепления

Учебно-тематическое планирование


Содержание раздела

Количество часов

Выполнение практической части программы

Примерная программа

Рабочая программа

демонстрации

Практические работы

1.

Как человек изучает природу

10

10

4

4

2.

Многообразие тел, веществ и явлений природы

40

47

8

11

3.

Здоровье человека и безопасность жизни

10

11

3

5

4.

Резерв свободного времени

10





Итого

70

68

15

20


УМК:


  1. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных  учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа,2007. Плешаков А.А.

  2. Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение» / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.


Дополнительная литература:


  1. Иванова Т.В. и др. Природоведение. 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение» / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 1999.

  2. Сонин Н.И. и др. Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь для учителя / Н.И. Сонин, Г.С. Калинова, Т.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2001.

  3. Плешаков А.А. Твои открытия: альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 5 класс / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Автор-составитель Е.Ю. Щелчкова. Природоведение. 5 класс: рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение». – Волгоград: Учитель, 2010.



Тематическое планирование по природоведению 5 класс


урока

Тема урока

Демонстрации

Домашнее задание


Как человек изучает природу (10 часов)



1/1

Изучение природы человеком. Естественные науки.


стр.6-13, в.1-4

2/2

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы.

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

стр. 15-17

3/3

Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений, постановке опытов.



4/4

Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы)

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Стр.18,19

5/5

Практическая работа «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования».



6/6

Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений.

Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.


7/7

Практическая работа «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени»


измерить размеры комнаты, температуру воздуха

8/8

Практическая работа «Конструирование простейших измерительных приборов».


изготовить измерительный прибор

9/9

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Стр.21, 22

10/10

Практическая работа «Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты».




Многообразие тел, веществ и явлений природы (47 часов)



11/1

Как древние люди представляли себе Вселенную.


Стр.24-25

12/2


Модель Вселенной по Аристотелю.


Стр. 26-27

13/3

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)


Стр. 28-33

14/4

Строение Солнечной системы: Солнце и планеты.


Стр.34, 35

15/5

Планеты земной группы.

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и их основные характеристики.


стр.36-38, в 1-7


16/6

Планеты – гиганты. Плутон.

Рис.в учебнике на стр. 39, 41, подумайте с.42 вопрос 1-3

стр.39-42, в. 1-8


17/7

Обобщающее повторение по теме «Планеты Солнечной системы».


Наблюдение Луны, рисунки видимой фазы Луны.

18/8

Астероиды, кометы

Рис. в учебнике на стр.43,44,46 подумайте с.47 вопрос 1

Модель Солнечной системы, фотографии и рисунки астероидов и комет Таблица «Малые тела Солнечной системы»

СD-ROM часть 2 п. 11

стр.43, 44, в. 1- 4


19/9

Метеориты, метеоры.

Рис. в учебнике на стр.45, подумайте с.47 вопрос 2

Модель Солнечной системы, СD-ROM часть 2 п. 12

Стр. 45, 46, в.5

20/10

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд.


стр. 48, 49, в.1-3

21/11

Представление о Солнце как одной из звезд.



Стр. 50



22/12

Практическая работа «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»



23/13

Созвездия.

Рис. в учебнике на стр.50 подумайте с.51 вопрос 1


в. 4, подумайте с.51 вопрос 1


24/14

Практическая работа «Работа с подвижной картой звездного неба»



25/15

Гипотезы о возникновении Земли.


с.54-59.

ответить на вопрос: «Чем отличаются современные представления о происхождении Земли?»

26/16

Внутреннее строение Земли


с.60-63, отвечать на вопросы Подумайте, с 63

27/17

Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые.


с.61-63, рассказ о домашней коллекции камней

28/18

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Практическая работа «Описание и сравнение признаков 2-3 веществ».


с.64-65,

29/19

Простые и сложные вещества, смеси.


с.66,

30/20

Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Практическая работа «Наблюдение признаков химической реакции»




с.67

31/21

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Практическая работа «Исследование 1-2-х физических явлений»


с.68-71,

32/22

Землетрясения и вулканы.


с. 72-77, составить рассказ о землетрясениях и вулканах, дополняя его материалами из СМИ и Интернета

33/23

Строение Земли. Природные явления.


с. 78-84,

составить

2-3 вопроса с показом географических объектов на карте.

34/24

Суша планеты. Материки. Острова. Характеристика природных условий материков.


с. 82-84, составить памятку туристу, отправляющемуся в Австралию (по желанию).

35/25

Погодные явления. Воздушная оболочка Земли.


с. 85-87, с.90

зад. «Подумай» №1-3 Практическая работа «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра»

36/26

Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Климат. Погода. Беспокойная атмосфера.


с. 86-90, Практическая работа «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян»

37/27

Примеры влияния погоды на организм человека.



Практическая работа «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей)»

38/28

Гидросфера Земли. Мировой океан.

Воды суши.


с.91-95, задания Подумай ! с. 96 в тетради составить кроссворд со словом «вода»

39/29

Неповторимая планета.


с. 96

40/30

Обобщающий урок по теме «Земля».


с. 97-99

Подумайте, с. 99

41/31

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Животные прошлого.


с.102-105

42/32

Разнообразие живых организмов: живые клетки. Методы их изучения. Практическая работа «Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа»


с.107-109, составить кроссворд «Клетка»

43/33

Разнообразие живых организмов: разнообразие клеток.


с.109-112

44/34

Практическая работа « Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев)»


с.113

45/35

Разнообразие живых организмов: одноклеточные организмы.


с. 113-114

46/36

Разнообразие живых организмов: многоклеточные организмы - растения.


с.114


47/37

Разнообразие живых организмов: многоклеточные организмы - животные.


с. 114-117

48/38

Разнообразие живых организмов: грибы.



49/39

Три среды обитания организмов.


с.118–122,

читать, вопросы с.122

50/40

Организмы различных сред обитания.


Привести примеры приспособленности организмов к жизни в разных средах

51/41

Жизнь на разных материках.


с.123–125, вопросы «Проверь себя» с. 128

52/42

Растения и животные разных материков.


с.126–128,

53/43

Природные зоны Земли.


с.129-133, сообщение

о природной зоне России (по выбору)

54/44

Растения различных природных зон.


с.129-133, задания «Подумайте», с. 134

55/45

Жизнь в морях и океанах.


сообщения

56/46

Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.




Повторение: «Жизнь на Земле».

57/47

Практическая работа «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии)




Здоровье человека и безопасность жизни (10 часов)




58/1

Происхождение человека. Древние предки человека.

с.142-144

59/2

Первые люди. Жизнь наших предков.


с.144-147

60/3

Как человек открывал Землю. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники-первооткрыватели. Практическая работа «Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности»


с.149-153


61/4

Три подарка человека самому себе и планете. Пути сохранения биологического разнообразия.


с.157-165, сообщение об экологических проблемах города

62/5

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.).



63/6

Практическая работа «Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами».


64/7

Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.


Практическая работа «Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, и др.)»

65/8

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Практическая работа «Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение пульса, температуры тела, частоты дыхания»


с.166 - 167

66/9

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.).


с.167 - 172

67/10

Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

68/11

Практическая работа «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!