СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (рускому) языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатамиосновной образовательной программы начального общего образования МБОУ Лицей № 185. 2023-2024 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (рускому) языку»

Приложение к основной образовательной программе





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ



Родной (русский язык)



Учебный год: 2023-2024

Классы: 3-4





«26» августа 2023г.























Родной (русский) язык

Рабочая программа

1-4 классы

Уровень начального общего образования


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатамиосновной образовательной программы начального общего образования МБОУ Лицей № 185.

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку объёме 60 часов:17 часов- 1-3 классах классе (по 0,5 ч. в неделю), в 4 классе - 9 часов (по 0,5 часа в неделю)

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Русский родной язык. 1-4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны быть ориентированы на формирование: -уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическоевоспитание); - способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностныхотношений; - проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание); -позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание); - понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира). Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной русский язык» должны отражать: 1)овладение познавательными универсальными учебными действиями: -использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; - проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; -формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта; -устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; -объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты; -использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; -осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного). 2) овладение умениями работать с информацией: -выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет); -анализировать текстовую, изобразительную, звуковуюинформацию в соответствии с учебной задачей; -использовать схемы, таблицы для представления информации; -подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,плакаты) к тексту выступления; -соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет. 3)овладение регулятивными учебными действиями: -понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности; -планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций; -контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности; -оценивать различные способы достижения результата,определять наиболее эффективные из них; -устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 4)овладение коммуникативными универсальными учебными действиями: -осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного); - использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения; -участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение); -осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшемушкольнику; -готовить небольшие публичные выступления; -соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств. 5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности: -понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; -распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения; -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело; -проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечиватьдостижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии«Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • при реализации содержательной линии«Язык в действии»:произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;

  • при реализации содержательной линии«Секреты речи и текста»:различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и

  • неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного

  • речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые

  • средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке

  • адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания

  • научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и

  • культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и

  • прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.



2 класс.

Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечиватьдостижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии«Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • при реализации содержательной линии«Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • при реализации содержательной линии«Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

• использовать в речи языковые средства для свободного выражения

мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

• владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и

художественных текстов об истории языка и о культуре русского

народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного

текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее

существенные факты;

• устанавливать логическую связь между фактами;

• создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

• создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в

народных праздниках.



3 класс

Изучение предмета «Русский родной язык» в 3-м классе должно обеспечиватьдостижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками,а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 3-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии«Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

● при реализации содержательной линии«Язык в действии»:произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

● при реализации содержательной линии«Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

• использовать в речи языковые средства для свободного выражения

мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

• владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и

художественных текстов об истории языка и о культуре русского

народа;

• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:

отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее

существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

• создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах,

связанных с народными промыслами;

• оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения

точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• соотносить части прочитанного или прослушанного текста:

устанавливать причинно-следственные отношения этих частей,

логические связи между абзацами текста; приводить объяснения

заголовка текста;

• редактировать письменный текст с целью исправления речевых

ошибок или с целью более точной передачи смысла.



4 класс

Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечиватьдостижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками,а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии«Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

● при реализации содержательной линии«Язык в действии»:

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебнымэтимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

● при реализации содержательной линии«Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:

отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее

существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

• пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-

повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках,

об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

• оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения

точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• редактировать письменный текст с целью исправления речевых

ошибок или с целью более точной передачи смысла.




II.Содержание учебного предмета

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета

  • владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

  • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

  • умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

  • уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

  • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов;

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

  • соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

III.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на усвоение каждой темы



Примерное распределение учебных часов по темам

(возможны изменения при сохранении общего количества часов)

1 класс

Тема

Количество часов

Контроль

(количество часов)

1.

Секреты речи и текста и текста

5

0

2.

Язык в действии

5

0

3.

Русский язык: прошлое и настоящее

7

1


Итого

17

1









Тематическое планирование, 1 класс

Раздел

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Секреты речи и текста

5 ч

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).


Язык в действии

5 ч

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).


Русский язык: прошлое и настоящее

7 ч

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Проектное задание. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

  1. дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.);

  2. как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).






2 класс

Тема

Количество часов

Контроль

(количество часов)

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

7

1

2.

Язык в действии

5

0

3.

Секреты речи и текста

5

0


Итого

17

1



Тематическое планирование, 2 класс

Раздел

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Русский язык: прошлое и настоящее

7 ч

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

  1. слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

  2. слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;

  3. слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).

Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».


Язык в действии

5 ч

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Практическая работа.Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Секреты речи и текста

5 ч

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.




3 класс

Тема

Количество часов

Контроль

(количество часов)

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

5

1

2.

Язык в действии

4

0

3.

Секреты речи и текста

5

0

4.

Резерв учебного времени

3

0


Итого

17

1







Тематическое планирование, 3 класс

Раздел

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Русский язык: прошлое и настоящее

5 ч

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений)

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

(например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).


Язык в действии

4 ч

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенностьрусского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.


Секреты речи и текста

5 ч

Особенности устного выступления

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).


Резерв учебного времени

3 ч






4 класс

Тема

Количество часов

Контроль

(количество часов)

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

4

1

2.

Язык в действии

3

0

3.

Секреты речи и текста

2

0


Итого

9

1





Тематическое планирование, 4 класс

Раздел

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Русский язык: прошлое и настоящее

4 ч

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?

(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.


Язык в действии

3 ч

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.


Секреты речи и текста

2 ч

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!