Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждена
Приказом по школе
от 31 августа 2022 №164-О
Рабочая программа
по родному (русскому) языку
(3 класс)
Количество часов 17
Программа разработана на основе программы курса «Русский родной язык» Л.В.Кибиревой, И.Г.Громовик, 2022
г. Югорск
2022 год
Составитель: Юкляевских С.Л.
учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
Согласовано:
зам. директора по УВР
_______/ Стародубцева Л.А./
Дата: 31.08.2022 год
Рекомендации:
Дата: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 8 |
3. | Тематическое планирование программы | 10 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Результаты освоения курса «Русский родной язык» в начальной школе направлены на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Так, содержание УМК «Русский родной язык» (авт. Л.В. Кибирева, Г.И. Мелихова, В.Л. Склярова) и заложенная в учебный материал система ценностно-смысловых установок нацелена на достижение личностных результатов:
формирование гражданской идентичности, чувства сопричастности к жизни своего народа и гордости за свою Родину — Россию, её историю и культуру;
уважительное отношение и интерес к культурным традициям
и народному творчеству своих соотечественников и представителей других народов России и мира;
осознание русского языка как своего родного языка и как основного средства общения народов Российской Федерации;
восприятие русского родного языка как основной, главной составляющей культуры русского народа;
понимание богатства русского языка, разнообразия его языковых средств, внимание к народной речи;
стойкую познавательную мотивацию к русскому родному языку как к учебному предмету и пробуждение интереса к самостоятельному постижению тайн родного языка во внеурочное время;
принятие ценности познавательной деятельности, понимание
ценности научных знаний и осознание необходимости их приобретения;
задачи и усвоении учебного материала;
способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
ориентацию в нравственном содержании и мотивах собственных поступков и поступков окружающих людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский родной язык» отражают универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные, — формирование которых осуществляется не только на уроках родного языка, но и в рамках целостного образовательного процесса.
Регулятивные УУД:
принимать, понимать и сохранять учебную цель и задачи, а также выделенные в сотрудничестве с учителем ориентиры действия в учебном материале;
планировать свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей, продумывать способ и пошаговый алгоритм её решения;
действий, соответствие результатов требованиям поставленной задачи;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками, родителями и другими людьми;
корректировать свои действия на основе характера сделанных ошибок и вносить в свою работу необходимые дополнения и исправления.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения учебной задачи с использовани ем учебной и справочной литературы, электронных и цифровых ин- формационных ресурсов, сети Интернет;
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
использовать схемы, таблицы и другие знако-символические средства для представления информации;
владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации, установления аналогии и причинно-следственных связей при получении информации и её пере- работке;
сравнивать и осуществлять классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выделенному критерию, делать выводы и обобщение;
осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в устной и письменной формах в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
проводить по своему или предложенному плану небольшие
лингвистические исследования и формулировать выводы по его результатам;
и групповой).
Коммуникативные УУД:
владеть речевыми средствами общения и адекватно речевой ситуации строить монологическое высказывание, вести диалог;
участвовать в диалоге, соблюдая правила его ведения (слушать,
не перебивая собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно аргументировать свои возражения и т.п.);
ния и взаимодействия, находить конструктивное компромиссное решение при столкновении мнений и интересов;
выступить в роли лидера, исполнителя, критика;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивая свой вклад и вклад других участников в общее дело.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных повседневных жизненных условиях и отражают определённые языковые компетенции:
осознание роли языка как основного средства человеческого общения и русского языка как государственного языка России, родного языка русского народа и как явления русской культуры, для которой он является одной из главных духовно-нравственных ценностей;
осознание значения родного языка для сохранения и дальнейшего развития родной культуры и традиций своего народа;
освоение первоначальных знаний о русском родном языке как системе, о его нормах (орфоэпических, лексических, грамматических) и практическое овладение данными нормами (в пределах изученного);
распознавание слов с национально-культурным компонентом
значения и их толкование (лексика, связанная с особенностями ми
ровосприятия и отношений между людьми, слова, обозначающие предметы и явления русского быта, фольклорная лексика);
отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, и их уместное употребление в современных речевых ситуациях;
определение лексического значения слова с помощью словарной статьи в учебнике или учебных словарях;
использование орфографического словаря для определения нормативного написания слов;
оценивание устного или письменного высказывания, текста
в точки зрения точности, уместности и выразительности словоупотребления;
ста, определение его темы, главной мысли, озаглавливание, составление плана текста;
составление текстов разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с поставленной темой и ситуацией речевого общения;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
умение соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка, выявлять и исправлять допущенные ошибки.
Таким образом, в процессе обучения предмету «Русский род- ной язык» должны быть сформированы понятия о русском языке и представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; усвоены первоначальные научные знания о родном языке, нормы русского литературного языка и правила речевого этикета. Младшие школьники должны расширить не только свой словарный запас, но и увеличить объём лексических и грамматических средств, используемых в речи, научиться свободно выражать мысли и чувства на родном языке, овладеть учебными действиями с языковыми единицами родного языка и уметь использовать знания при решении познавательных, практических и коммуникативных задач в соответствии с поставленными целями. И самое главное: должно быть выработано позитивное отношение к совершенствованию устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение. Русский язык как отражение русской культуры (1 ч) Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, характеризующие отношение людей друг к другу и к жизни. Ремесло. Слова, называющие занятия людей в старину.
Песни на Руси. Слова, называющие старинные музыкальные инструменты. Колокольный звон.
Слова, называющие природные явления. Народные названия растений.
Русские традиционные сказочные образы. Эпитеты и сравнения в произведениях фольклора и художественной литературы.
Старинные русские города. Происхождение названий русских городов.
Особенности именования людей в старину. Отчества и фамилии на Руси. Происхождение фамилий.
Сказано русским языком (4 ч)
Правильное произношение и употребление слов. Орфоэпия. Произношение окончаний имён прилагательных. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Правильное употребление в речи отдельных грамматических форм глаголов.
Суффиксы, выражающие оттенки значения и оценку в русском языке: уменьшительно-ласкательные, увеличительные, выражающие презрение. Употребление слов с суффиксами оценки в речи.
Грамматические категории в русском языке. Число. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Особенности изменения имён существительных по падежам в русском языке. Предлог. Нормы употребления предлогов и образования предложно-падежных форм существительных. Предлоги с пространственным значением.
Секреты речи и текста (6 ч)
Монолог. Устное выступление. Подготовка к выступлению. План выступления.
Особенности текстов различных типов речи. Создание текста- повествования. Создание текста-рассуждения. Создание текста- описания.
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов.
тематическое планирование
по предмету Русский (родной) язык 3а класса
на 2022/2023 учебный год
Учитель: Юкляевских С.Л.
Количество учебных часов по программе 17, количество учебных часов в неделю 0,5 ч
№ урока | Дата | Тема | Содержание | Основные виды деятельности учащихся | Примечание |
1 | | Русский язык как отражение русской культуры | Ключевые понятия: язык как средство общения, язык как хранитель культуры, нравственные ценности, традиции, история страны, родная природа, национальная культура | Работа с текстом: чтение, определение основной мысли, придумывание заголовков, поиск и толкование выделенных слов; классификация элементов речевого общения; работа с пословицами: чтение, толкование, рассуждение. Работа с пословицами и поговорками о предметах традиционного русского быта: поиск и толкование, составление предложений со словами — названиями предметов русского быта; работа с текстами об игрушках и бережном отношении к ним: ответы на вопросы, составление рассказа на заданную тему, рассуждение, формулирование правил поведения; работа с наглядным материалом: рассматривание и анализ иллюстрации о зимних забавах, ответы на вопросы, составление рассказа о старинных зимних играх, в которые играют современные дети | |
Русский язык: прошлое и настоящее |
2 | | Правда светлее солнца и дороже золота | Слова, характеризующие отношение людей друг к другу и к жизни | Работа с текстом о правде: чтение по ролям, осмысление названия произведения, рассуждение по заданным вопросам, аргументирование своей позиции, предположение о конце сказки и её дочитывание, выписывание из текста фразеологических выражений и их осмысление; чтение и толкование пословиц о правде; записывание однокоренных слов и выделение в них корня; придумывание юмористического рассказа с использованием заданных пословиц; работа с устойчивыми выражениями: толкование, замена, поиск. Работа с поэтическим текстом о дружбе: чтение, выпи сывание однокоренных слов, толкование устойчивых выражений, размышление на заданную тему и участие в диспуте; работа с пословицами: чтение, толкование; подбор синонимов к устаревшему слову; выписывание однокоренных слов из предложений басен и толкование заданного слова по контексту; письменная классификация слов по указанным тематическим группам и составление словосочетаний и предложений со словами из каждой группы; работа с пословицами о дружбе: чтение, написание сочинения-рассуждения с использованием одной из пословиц в качестве заглавия | |
3 | | Всякое дело человеком ставится, человеком и славится | Ремесло. Слова, называющие занятия людей в старину | Работа с пословицами о ремесле: чтение, осмысление, рассуждение; работа с текстом о ремесленниках: чтение, толкование непонятных слов (работа с толковым словарём); работа с поэтическими текстами: выразительное чтение, ответы на вопросы, толкование выделенных слов, рассматривание иллюстрации и со- отнесение её с содержанием текста, нахождение общего и различного, классификация; работа с текстом о ямщиках: чтение, определение темы, объяснение происхождения слова; работа с наглядным материалом: рассматривание репродукций картин, ответы на вопросы, описание картины; работа по развитию орфографической зоркости в рамках рубрики «Пишу на 5!» | |
4 | | Извечно песня русская звучала на все раскаты и на все лады | Песни на Руси. Слова, называ ющие старинные музыкальные инструменты. Колокольный звон | Работа с поэтическими текстами о русской песне, гуслярах, музыкальных инструментах: чтение, формулирование темы и главной мысли, ответы на вопросы, аргументирование, рассуждение, работа с толковым словарём, поиск слов с необычным ударением и произношением; работа с наглядным материалом: сравнение репродукции картины с аналогичным ей по тематике и сюжету современной фотографии, размышление над увиденным, описывание заданного предмета; работа с текстами: чтение, толкование выделенных слов и предложений, рассматривание репродукции картины и соотнесение её с содержанием текста, исследовательская работа по поиску частушек; выписывание неизвестных слов и определение их значения, составление плана, участие в групповой исследовательской работе; выписывание однокоренных слов с выделением корня и суффикса; чтение поговорок и шуток о колоколах и колокольном звоне; работа по развитию орфографической зоркости в рамках рубрики «Пишу на 5!» | |
5 | | У природы нет плохой погоды | Слова, называющие природные явления | Работа с пословицами и народными приметами о пого де: чтение, толкование; работа с текстом об отношении человека к природе: чтение, совместное обсуждение по вопросам, озаглавливание; работа с текстами о дожде: чтение, выписывание заданных слов-названий, составление юмористического рассказа (творческая работа), участие в конкурсе рассказчиков; анализ картин с оди наковым названием и аргументирование собственного мнения; работа с текстом о ветре: чтение, поиск названий, творческая исследовательская работа по заданному алгоритму; работа с текстами о природных явлениях: чтение, характеристика описываемых явлений, аргументирование своей точки зрения, подбор синонимов и примеров, озаглавливание, определение главной мысли, рассматривание репродукций, описание, участие в групповой работе; работа по развитию орфографической зоркости в рамках рубрики «Пишу на 5!» | |
6 | | Не красна сказка письмом, красна вымыслом | Русские традиционные сказочные образы | Работа с художественными образами и символами (дуб, соловей, Заря-Заряница, Снегурочка и др.); работа с прозаическими и поэтическими текстами: озаглавливание, формулирование темы и основной мысли текста, составление плана теста, характеристика героев; работа по систематизации и закреплению знаний по орфографии и морфологии на примере названий сказок; толкование пословиц, знакомство с народны- ми приметами и др.; сравнительная работа по картине и стихотворному тексту; работа по развитию орфографической зоркости в рамках рубрики «Пишу на 5!» | |
7 | | Коротко да ясно, оттого и прекрасно | Языковые средства выразительности. Эпитеты и срав- нения в произведениях фольклора и художественной литературы. Старинные русские города. Происхождение названий рус ских городов. Особенности называния людей в старину. Отчества и фамилии на Руси. Происхождение фамилий | Работа с эпитетами и сравнениями: поиск эпитетов и сравнений в текстах русских сказок и стихотворений; творческая исследовательская работа: поиск небольшого текста с большим количеством эпитетов и сравнений, записывание данного текста без выразительных средств и сопоставление текстов, формулирование выводов. Работа с текстом о том, как называли Русь соседние государства: чтение и размышление по опорному вопросу; работа с пословицами, поговорками и высказываниями о русских городах: чтение, поиск, записывание, участие в конкурсе на знание пословиц и поговорок о городах; выписывание из текста названий населённых пунктов, рассуждение и формулирование гипотезы; работа с текстом о старинных русских городах: чтение, творческая исследовательская работа о происхождении названия города или населённого пункта; работа по развитию орфографической зоркости в рамках рубрики «Пишу на 5!» | |
Сказано русским языком |
8 | | Хорошему говорку всегда рады | Правильное произношение и употребление слов. Орфоэпия. Произношение окончаний имён прилагательных. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Употребление форм глаголов «класть» и «положить» в речи | Работа с текстом о культуре речи: чтение и пересказ; правильное употребление слов в речи (ударение, употребление глаголов с приставкой и без неё, произношение окончаний), выписывание однокоренных слов и расстановка ударения, составление и разыгрывание диалогов по заданию, оценивание друг друга, чтение стихотворных отрывков и формулирование правил произношения с опорой на рифмы и др.; работа с пословицами: чтение с правильным логическим ударением (выделением голосом опорных слов), толкование, поиск; чтение советов о совершенствовании устной речи, анализ | |
9 | | Из малого рождается великое | Суффиксы, выражающие оттенки значения и оценку, в русском языке: уменьшительно-ласкательные, увеличительные, выражающие презрение. Употребление слов с суффиксами оценки в речи | Работа с суффиксами оценки: выписывание из текстов выделенных слов, обозначение в них суффиксов и объяснение их значения; работа по развитию орфографической зоркости в рамках рубрики «Пишу на 5!» | |
10 | | Одному страшно, а двоим нет | Грамматические категории в русском языке. Число. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Особенности изменения имён существительных по падежам в русском языке. Предлог. Нормы употребления предлогов | Письменное преобразование слов в форму множественного и единственного числа, выделение окончаний, формулирование вывода по теме; работа со словами, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе: поиск лишнего слова, выписывание из текста, отгадывание загадок и классификация ответов по заданному признаку. Работа, направленная на закрепление знаний об употреблении предлогов: составление и записывание словосочетаний с заданными предлогами, чтение с преобразованием слов в нужную форму, выписывание словосочетаний и выделение окончаний существительных по заданию, работа с опорными словами с предлогами (текст былины), поиск примеров, списывание пословиц и поговорок с нужными предлогами | |
11 | | Ни убавить, ни прибавить | Грамматические категории в русском языке. Падеж. Особенности изменения имён существительных по падежам в русском языке. Предлог. Нор мы употребления предлогов и образования предложно-падежных форм существительных. Предлоги с простран ственным значением | Работа, направленная на закрепление знаний об употреблении предлогов: составление и записывание словосочетаний с заданными предлогами, чтение с преобразованием слов в нужную форму, выписывание словосочетаний и выделение окончаний существительных по заданию, работа с опорными словами с предлогами (текст былины), поиск примеров, списывание пословиц и поговорок с нужными предлогами, | |
Секреты речи и текста |
12 | | Красную речь красно и слушать | Монолог. Устное выступление. Подготовка к выступлению. План выступления | Работа, направленная на развитие речи (выразительность, грамотность, чёткость и др.): выбор варианта ответа и аргументирование, сравнение монологов, рассуждение по заданию, выступление перед одноклассниками по выбранной теме, составление памятки | |
13 | | Большая ты, Россия, и вширь и в глубину | Особенности текстов различных типов речи. Создание тек- ста-повествования | Работа с наглядным материалом: рассматривание гербов городов, сопоставление с названием города, рисование герба своего города или населённого пункта, аргументирование выбора образа изображения, проведение конкурса рисунков; работа с текстом | |
14 | | Не дом хозяина красит, а хозяин дом | Особенности текстов различных типов речи. Создание текста-рассуждения | Отгадывание тематических загадок; работа с текстом о деревянных домах: чтение, поиск ответа на заданный вопрос, поиск значения заданного слова, определение типа текста, аргументирование, ответы на вопросы; работа над сочинением-размышлением с опорой на текст: чтение, формулирование темы, поиск в тексте заданных аргументов, рассуждение по вопросам; творческая работа: написание сочинения-рассуждения на тему «В каком доме мне хотелось бы жить» | |
15 | | На ошибках учатся | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы. Ошибки в тексте | Работа с текстом: выразительное чтение и самоанализ своей работы по вопросам, сопоставление выделенных слов из текста с заданными словами; редактирование текста: чтение мини-сочинения, придумывание заголовка, списывание текста с заменой выделенных слов, сравнение с первоначальным вариантом, анализ; работа с наглядным материалом: рассматривание репродукции картины, ответы на вопросы, сравнение предложенных сочинений по картине, выбор понравившегося варианта, аргументирование (собственное мнение и работа по критериям оценивания двух вариантов сочинения); творческая работа: написание мини-сочинения на одну из тем с анализом работы по заданным критериям, переписывание (редактирование); работа по развитию орфографической зоркости в рамках рубрики «Пишу на 5!» | |
16 | | Русский в словах горд, в делах твёрд | Русский характер. Мастерство. Особенности текстов различных типов речи. Создание тек- ста-описания | Работа с текстом о русском характере: чтение, ответы на вопросы, толкование непонятных слов, подбор синонимов к выделенным словам, определение типа текста; работа с пословицами о значении труда в жизни человека: чтение и толкование, поиск, записывание; работа с текстом по теме: чтение, озаглавливание, составление плана, определение типа текста и аргументирование выбора, толкование заданного слова, написание сочинения-рассуждения о личном отношение к труду; творческая работа на тему народных промыслов: наблюдение, рассуждение, написание сочинения с определением типа текста; работа в группе: рассматривание фотографий изделий народных промыслов, совместное обсуждение и размышление, подготовка сообщения; сравнительный анализ предмета (по тексту и фотографии): чтение стихотворения и первичное рассматривание фотографии, соотнесение содержания с изображением, последующее рассматривание предмета для описывания с использованием опорных слов и выражений; работа по развитию орфографической зоркости в рамках рубрики «Пишу на 5!» | |
17 | | Языком мож но кружево плести | Языковые особенности фольклорных и художественных текстов | Работа с текстом авторской сказки: чтение, толкование непонятных слов, выделение выражений, характерных для жанра сказки, рассуждение, поиск, аргументирование выбора, наблюдение за словами с необычными суффиксами; работа со словами-повторами и парными сочетаниями слов: чтение и анализ заданных предложений, выписывание слов-повторов и парных сочетаний, рассуждение, поиск в других текстах; списывание текста с пропущенными буквами в словах, поиск вырази- тельных средств языка, выделение слов и выражений, характерных для произведений устного народного творчества, поиск слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; работа в группе: чтение текста, поиск и определение признаков разных типов речи в тексте, поиск выразительных средств языка, письменная классификация эпитетов и сравнений, толкование неизвест ных слов; работа с поэтическим текстом: определение темы и основной мысли стихотворения, поиски и определения средств языковой выразительности, поиск слов на заданную тематику в тексте и их толкование | |