СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 5 -9 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  по родному русскому языку является общеобразовательной и предназначена для обучения учащихся 5-9  классов Учреждения.

Программа  составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 5 -9 классов»





Составлено на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ (авторы программы О. М. Александрова и др. )

Рассмотрено

на заседании методического совета

протокол № ___от «___»_____________2020 г.


Принято

на заседании Педагогического

совета

Протокол № ____ от «____»_____________2020 г


Утверждено:

Приказом № _____

от «___» ________________2020 г.

Директор:___________ (О.В.Вершинин)


МКОУ «Кожильская СОШ

с/х направления»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному (русскому) языку для 5 -9 классов





Учителя: Поздеева Е.М., учитель русского языка и литературы, 1 категория

Спирина М.А., учитель

русского языка и литературы, 1 категория





Кожиль 2020-2021 уч.год



Раздел 1. Планируемые результаты освоения предмета

Рабочая программа по родному русскому языку является общеобразовательной и предназначена для обучения учащихся 5-9 классов Учреждения.

Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.



Требования к результатам освоения примерной программы основного общего образования по русскому родному языку


Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:

-воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

-приобщение к литературному наследию своего народа;

-формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

-осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

-получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.


Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

-Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

-осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

-осознание роли русского родного языка в жизни человека;

-осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

-осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

-понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

-понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно- характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов- символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание и характеристика;

-понимание и истолкование значений фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

-понимание значений пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений и умение истолковать эти значения; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

-понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно- характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов- символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание и характеристика;

-понимание и истолкование значений фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

-понимание значений пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений и умение истолковать эти значения; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения

-умение охарактеризовать слова с точки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;

-умение распознавать и характеризовать с помощью словарей заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);

-понимание особенностей старославянизмов и умение распознавать их, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка;

-понимание стилистических различий старославянизмов и умение дать стилистическую характеристику старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

-понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание с помощью словарей слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;

-понимание общих особенностей освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

-понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

-умение определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

-умение определять значения современных неологизмов и характеризовать их по сфере употребле-ния и стилистической окраске;

-умение определять различия между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально- культурного своеобразия диалектизмов;

-осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; наличие общего представления об активных процессах в современном русском языке;

-соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

-приобретение опыта использования словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

-осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

-умение проводить анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учётом её соответствия основным нормам литературного языка;

-соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-стремление к речевому самосовершенствованию;

-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

-осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

-соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

-произношение имён существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий;

-произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;

-произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед [э] в словах иностранного происхождения;

-произношение безударного [а] после ж и ш;

-произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на-ична, -инична;

-произношение твёрдого [н] перед мягкими [фʼ] и [вʼ];

-произношение мягкого [нʼ] перед ч и щ;

-постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных глаголов (в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

-осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

-осознание произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

-различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

-употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

-понимание активных процессов в области произношения и ударения;

-соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

-правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

-соблюдение норм употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

-употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

-употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи;

-опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

-распознавание слов с различной стилистической окраской; употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических норм современного русского литературного языка;

-употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических норм современного русского литературного языка;

-различение типичных речевых ошибок;

-редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

-выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

-соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

-употребление сложных существительных, имён собственных (географических названий), аббревиатур‚ обусловленное категорией рода;

-употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имён и фамилий, названий географических объектов; употребление отдельных грамматических форм имён существительных, прилагательных (в рамках изученного);

-склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевлённости- неодушевлённости;

-употребление форм множественного числа имени существительного (в том числе форм именительного и родительного падежа множественного числа); форм 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов, форм повелительного наклонения глаголов; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида;

-употребление имён прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме;

-употребление в речи однокоренных слов разных частей речи;

-согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание;

-согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского пола;

- согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительного;

-согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования;

-управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания; употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением;

-построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

-определение типичных грамматических ошибок в речи;

-различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода; форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу; литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

-различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

-правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;

-правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

-выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

-соблюдение основных норм русского речевого этикета:

-этикетные формы и формулы обращения;

-этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;

-соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

-соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

-использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

-использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

-соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

-понимание активных процессов в русском речевом этикете;

-соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

-соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

-использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

-использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

-использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

-использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; для опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

-использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения с помощью современных средств устной и письменной коммуникации):

-владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

-умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

-умение проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т. д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

-владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

-уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление и др.; сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

-умение участвовать в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

-умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ- группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

-владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

-умение создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;

-умение создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

-умение создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

-умение выполнять комплексный анализ текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений) и создавать их;

-умение выполнять комплексный анализ текстов фольклора, художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.) и интерпретировать их;

-умение определять фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильные позиции;

-умение создавать объявления (в устной и письменной форме); деловые письма;

-умение оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, -умение понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-умение редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст.



Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся в 5-9 классах

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки. Метатапредметные УУД через комплексные диагностические работы. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, словарная работа, контрольный диктант и т.д





Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родной (Русский) язык» 5 класс

   

Великий и могучий. Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Ребусы, занимательные вопросы, шарады.

  Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.

 Почему мы так называемся? Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. (Исследовательские сообщения).

Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.)

Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.



















Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Название раздела, тем

Количество часов

1

Великий и могучий русский язык

1

2

Жизнь слов. Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др. Полногласие и неполногласие.

1

3

Почему мы так называемся? Неологизмы и историзмы.

1

4

История происхождения названий населенных пунктов, улиц (мини-исследования по названиям деревень Глазовского района)

1

5

Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота

1

6

Фразеологические обороты. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма

1

7

Анализ отрывков из художественных произведений русских поэтов и писателей

1

8

Анализ отрывков из художественных произведений русских поэтов и писателей

1

9

Защита исследовательских работ

1






















Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родной (Русский) язык» 6 класс


Вглубь слова. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества.

Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько. Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов. О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.

Национально окрашенные слова в языке.

Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета русского народа: тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.

Крылатые слова

Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова( А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др.)

Золотые россыпи народной мудрости

Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей русского народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.

Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.

Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.

Слово поэтическое.

Образность и вдохновенность поэтического слова. Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.

Звучащее слово.

Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний.

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.

Слово сквозь призму написания.

Загадки правописания в корне слова. Постоянство и непостоянство приставок.

Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.


Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Название раздела, тем

Количество часов

1

Назначение слов в языке

1

2

Национально окрашенные слова.

1

3

Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.

1

4

Золотые россыпи народной мудрости. Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей русского народа

1

5

Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок.


6

Слово поэтическое. Образность и вдохновенность поэтического слова. Слово как изобразительное средство в стихотворении

1

7

Звучащее слово. Правильность и интонационная выразительность звучащего слова.

1

8

Слово сквозь призму написания. Загадки правописания в корне слова.

1

9

Повторение и обобщение изученного

1






























Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родной (Русский) язык» 7 класс


Слово и словесность

Разновидности употребления языка. Разговорный язык и его разновидности. Стили литературного языка. Язык художественной литературы.

Стилистика как раздел лингвистики. Стилистические возможности лексики и фразеологии. Стилистические возможности морфологии и синтаксиса. Повторение и обобщение изученного.

Эпиграф. Цитата. Использование чужого слова в произведении.


Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Название раздела, тем

Количество часов

1

Слово и словесность

1

2

Разговорный язык и его разновидности.

1

3

Стили литературного языка

1

4

Стили литературного языка

1

5

Язык художественной литературы.


6

Стилистика как раздел лингвистики. Стилистические возможности лексики и фразеологии

1

7

Стилистические возможности морфологии и синтаксиса.

1

8

Эпиграф. Цитата. Использование чужого слова в произведении.

1

9

Повторение и обобщение изученного.

1




















Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родной (Русский) язык» 8 класс


1.Письменная речь. Ее специфика и принципы организации. Виды письменной речи.

Письмо как особый вид речевой деятельности. Особенности письменной речи в сопоставлении с речью разговорной.

Специфика языковых средств книжно-письменной речи.

Письменная речь как монолог.

Жанрово-стилистические разновидности письменной речи, актуальные для языковой личности учащегося:

а) научная сфера: конспект, реферат, тезисы, статья, резюме, аннотация;

б) официально-деловая сфера: заявление, справка, доверенность ,протокол собрания, выписка из протокола, деловое письмо, отчет, автобиография;

в) сфера публицистики: письменный доклад на общественно-политическую тему, публицистический очерк, заметка в газету, письмо в редакцию, интервью;

г) литературно-художественнаясфера:загадка,сказка,басня,стихотворение,рассказ,сценарий,литературный монтаж.

д) дидактическая(учебная) сфера: сочинение по литературе (русскому языку) как самостоятельная письменная работа учащегося.




2. Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста по законам жанра.

Жанрово-типологический подход к теории и практике школьного сочинения. Принципы моделирования текста по законам жанра, определяемые тремя планами:

1)идейно-тематическое содержание,

2)композиция,

3)характеристики языка и стиля.

Оригинальные(«первичные»)тексты школьных сочинений. Сочинения эпистолярного жанра(письма). Дневник. Путевой дневник. Литературный дневник. Биография(жизнеописание реального человека). Очерк и его разновидности. Сказка. Рассказ. Стихотворение.

«Вторичные»тексты школьных сочинений(созданные как отклик на некий исходный текст). Сочинение-характеристика. Сопоставительная характеристика. Литературно-критическая статья.

Отзыв. Рецензия. Эссе. Интерпретация художественного текста.

Жанры сочинений на литературные и свободные темы. Специфика воплощения этих тем.









Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Название раздела, тем

Количество часов

Дата проведения

1

Письмо как особый вид речевой деятельности. Особенности письменной речи в сопоставлении с речью разговорной.

1


2

Жанрово-стилистические разновидности письменной речи, актуальные для языковой личности учащегося

1


3

Жанрово-типологический подход к теории и практике школьного сочинения. Принципы моделирования текста по законам жанра

1


4

Оригинальные(«первичные»)тексты школьных сочинений. Сочинения эпистолярного жанра(письма). Дневник. Путевой дневник. Литературный дневник.

1


5

Практическое занятие. Создание собственного текста эпистолярного жанра.

1


6

Очерк и его разновидности. Сказка. Рассказ. Стихотворение.

1


7

Практическое занятие. Создание собственного текста .

1


8

«Вторичные»тексты школьных сочинений(созданные как отклик на некий исходный текст). Сочинение-характеристика. Сопоставительная характеристика. Литературно-критическая статья. Отзыв. Рецензия. Эссе. Интерпретация художественного текста.

1


9

Жанры сочинений на литературные и свободные темы. Специфика воплощения этих тем.

1























Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родной (Русский) язык» 9 класс


Раздел 1. Язык и культура (2 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (4 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.




Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Название раздела, тем

Количество часов

Дата проведения

1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение

1


2

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

1


3

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

1


4

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью

1


5

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

1


6

Практическое занятие по теме «Грамматические ошибки современного рус.яз»

1


7

Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

1


8

Текст. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

1


9

Итоговое практическое занятие по теме « Текст как единица языка и речи»

1


















Рекомендуемая литература

1.Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.

2.Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.

3.Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.

4.Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.

5.Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.

6.Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989


Словари

1.Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.

2.Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).

3.Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.

4.Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.

5.Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.

6.Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).

7.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.

8.Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

9.Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).

10.Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).














Контрольно-измерительные материалы



Комплексный анализ текста

Текст №1

Если хоч..ш.. душу леса постигнуть найди лесной ручей и отправляйся берегом его (в)верх или (в)низ.

Водная дрож… от солнца броса…тся тенью на ствол ели на травы и тени б…гут по стволам и по травам и в дрож… этой рожда..тся звук и чуд…(т,ть)ся будто травы р..стут под музыку и вид..ш.. согласие теней.

А вот б..л..шой завал и тут вода как(бы) ропщ..т и д..леко слыш..н этот ропот и переплеск. Но это (не)слабость и (не)отч..яние и (не)жалоба вода этих чу…ств (не)знает каждый ручей увер..н в том что он добежит до свободной воды и если встрет..тся даже гора как Эльбрус то он разреж..т пополам Эльбрус а рано(ли) поздно(ли) добежит.

Задания:

1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).

2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.

3.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.

4.Составьте перечень орфограмм, с которыми вы встретились в этом тексте.

5.Составьте схему первого предложения, выполните его синтаксический разбор

Текст №2

Точно из д..лёкого детства кто(то) взгл..нул на меня г..лубыми гл..зами – с такою радос..ной силой почу..ствовал я тонкую красоту нашей пр..роды. Л..ловая дымка накрывала луга и поля. Г..л..сами.. певчих птиц зв..нели з..лёные перелески. Широко ра(с,сс)т..лались луга осыпа(н,нн)ые цветами. По закрайкам дорог.. (по)прежнему цв..ла м..дуница а в её пышных (м..дово)ж..лтых с..цветиях (не)движно др..мали осыпа(н,нн)ые цветочною пылью жуки. На вен(?)чиках скл..нившихся цветов л..ниво в..зились шм..ли. Прониз..вая воздух над головой зв..нели пч..лы напр..ж..нная деловитость чу..ствовалась в их полёте. Праз..нуя брачные дни п..рхали над цветами бабочки и (не)стерпимый стон стоял от кузнеч..ков дождём ра(с,сс)ыпавш..хся из(под) моих ног. Радуя глаз б..гатая ур..дилась.на полях рож… . Вдыхая м..довые запахи этих трав я проходил полевыми тр..пинками по плечи утопая в нежно(зелёных) хлебах.

Задания:

1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).

2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.

3.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.

4.Определите тему, идею текста, озаглавьте его.

5.Найдите тропы. Какие виды тропов преобладают?

7.По толковому словарю В.Дала найдите толкование слова ЗАКРАЕК.

8.Расскажите о правописании сложных прилагательных в этом тексте.

9.Объясните знаки препинания в последнем предложении и сделайте его синтаксический разбор



Текст №3

В воздухе в саду было пусто и только нежная музыка наполняла эту пустоту какой(то) (не)передаваемой прелестью.

Наташа кончила играть и ра(с,сс)ея(н,нн) пр..гнувшись к роялю задумчиво засмотрелась в окно. Апл..д..сменты слушателей с те(р,рр)а(с,сс)ы вывели её из задумчивости.

Она встала вышла на те(р,рр)а(с,сс)у весело поздоровалась и заявила А мамы и Зины нет дома.

Это конечно очень грус..но пр..небрежительно ответил Корнев но так и быть могут подоьше на этот раз (не)являя(т,ть)ся.

Ну пожалуйста махнула рукой Наташа. И пр..сев на ступеньки заглядывая на небо и в сад сказала Скоро потянет прохладой.

А пока положительно дышать (не)чем ответил Корнев пр..саживась около неё.

Задания:

1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).

2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.

3.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.

4.Объясните значение слова ТЕ(Р,РР)А(С,СС)А.

5.Найдите русский синоним французскому слову АПЛ..Д..СМЕНТЫ. К какой группе лексики относится это слово?

6.В каком значении употреблено в тексте слово ПОЛОЖИТЕЛЬНО? Какие ещё значения может иметь это слово? Как такие слова называются?

7.Расскажите о постановке знаков препинания при прямой речи и диалоге в данном тексте.

8.Найдите односоставные предложения, определите их тип.

9.Найдите в тексте слово, в котором нет согласной буквы, но есть согласный звук.



Текст №4

Тем врем..нем море обведё(н,нн)оепо г..р..зонту золотой нитью ещ.. спало лиш.. под обрывом в лужах береговых ям вздымалась и оп..дала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в серый и ч..рный. За золотой нитью небо вспыхивая сияло огромным веером света белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие божестве(н,нн)ые цвета светились в них. На ч..рной дали легла уже треп..тная снежная бел..зна пена бл..стела и б..гровый разрыв вспыхнув средь золотой нити бросил по океану к ногам алую рябь.

Из зар..сли поднялся к..рабль он всплыл и (а,о)ст(а,о)новился на самой середине з..ри. Из этой дали он был виден ясно как обл..ка. Ра..брасывая веселье он пылал как вино роза кровь уста алый бархат и пунц..вый огонь.

Задания:

1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).

2.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.

3.Подберите синонимы к слову УСТА. К какой группе лексики относится это слово? В каких устойчивых выражениях употребляется в современном языке?





4.Найдите в тексте обособленные обстоятельства, объясните постановку знаков препинания.

5.Найдите уточняющие обособленные члены предложения. Какой второстепенный член предложения уточняется?

6.Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

7.Как связаны предложения последнего абзаца?

8.Какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте?

9.Найдите в тексте устаревшие слова.

10.Найдите в тексте частицы.

11.Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте.

12.Расскажите о правописании –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях.



Текст №5

Томление и зной усиливались.

Замолкли птиц.. мухи осоловели на окнах. К вечеру ни..кое солнце скрылось в р(а,о)скалё(н,нн)ой мгле…

Сумерки настали быстро. Было совсем темно н(и,е) одной звезды и вот в мертвее(н,нн)ой тишине глухо и важно зашумели вётлы долетели и(с,з)пуга(н,нн)ые крики грачей. Шум становился всё крепче торжестве(н,нн)ее. Нал..тевший ветер засв..стел завыл в трубах и углах дома. Где-то бухнуло окно зазвенели ра..битые стёкла.

Весь сад теперь шумел скр..пели стволы к..чались (не)вид..мые вершины.

И вот бело(синим) осл..пительным светом ра..крылась ноч.. . (На)мгновение ч..рными очертаниями появились ни..ко накл..нивш..ся деревья. И снов.. тьма. И грохнуло обрушилось всё небо. Хлынул дождь сильный обильный потоком.

Задания:

1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).

2.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.

3.Подберите синонимы к словам БУХНУЛО, ОСОЛОВЕЛИ.

4.Объясните особенности произношения и правописания слов низкое, солнце, разбитые.

5.Проведите анализ предложений текста по их структуре.

6.Найдите в тексте служебные части речи и охарактеризуйте их.

7.Приведите примеры слов, употреблённых в переносном значении.

8.Расскажите о постановке (,) и (;) в БСП



Текст №6

Прошла неделя другая. Дни были ещё жаркие а ночи – прохладные и в городе наступила такая тишина что было слышно как рвё(ться, тся) под лёгким ветерком первая сентябрьская паутина. И вот в такую(то) бе..шумную ночь Таня проснувшись услышала… Трудно сказать что она услышала потому что это были (не)звуки а как(бы) (полу)забытые воспоминания (не)заметно переходившие одно в другое.

И хотя Таня условилась ра..будить Петьку она полежала ещё (не)много думая о том как трепещ..т листья осины как зелёный поблескивающий листве(н,нн)ый дым окружает берёзу.

Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в речку и Таня вспомнила как она с одной девочкой проплыла поз..ним вечером по по серебря(нн,н)ой дорожке которую по Немухинке прол..жила луна.

Задания:

1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).

2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.

3.Как вы понимаете выражения звуки стали влажными, лиственный дым?

4.Какую роль играет в этом тексте многоточие? Когда ещё оно ставится?

5.Найдите в тексте обособленные члены предложения и охарактеризуйте их.

6.В СПП найдите придаточные предложения и определите их вид.

7.Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки звонкие.



Текст №7

Какие сильные живые бл..годарные впеч..тления возбуждает один Кремль. Над его св..ще(н,нн)ыми стенами над его высокими башнями пролетело несколько веков. Я (не)могу истолковать себе тех чу..ств которые возбуждаются во мне при взгляде на Кремль!.. Одна ст..р..на Кремля открылась перед нами. Шумные клики говор народа треск экипажей и частый лес мачт с разв..вающимися разноцветными флагами белокаме(нн,н)ые стены Кремля его высокие башни всё это вместе пор..жало меня возбуждало в душе уд..вление и тёмное смеш..(н,нн)ое чу..ство удовольствия. Я почу..ствовал что нахожусь в первопр..стольном граде в сер..це царства русского.

Задания:

1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).

2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.

3.Объясните значение слова клики, подберите к нему синонимы.

4.Объясните значение выражений первопр..стольный град, сер..це царства русского.

5.Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки глухие.

6.Найдите в тексте сложные слова, объясните, как они образовались.

7.Определите способы образования слов первопр..стольный, несколько, истолковать, разноцветными.

8.Объясните постановку знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения, подчеркните однородные члены.



Текст №8

Можно ис..ледовать химический состав технологию производства р..цепты тайны мастерства и всё точно узнать почему ф..рфоровая чашка звенит красиво и ярко а просто глиня(нн,н)ая издаёт глухой звук.

Но мы (ни,не)когда (не)узнаем почему одни фразы стихотворные строки строфы бывают звонкими а другие глухими.

Дело (во)все не в глухих согласных ш..пящих закрытых и открытых звуках. Каждое слово (без)исключения может звенеть будучи поставле(н,нн)ым на своё место. Слова одни и те(же) но в одном случае из них получается ф..рфор бронза медь а в другом случае сырая клёклая глина.

Один поёт а другой хрипит. Один чеканит а другой мямлит. Одна строка как(бы) светится (из)нутрии другая тускла и даже гр..зна. Одна похожа на драгоце(н,нн)ый камень другая на к..мок зама..ки.

Задания:

1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).

2.Определите тип текста и докажите своё мнение.

3.Текст построен на антитезе. Какие языковые средства (лексические, синтаксические) «работают» на этот приём?

4.Найдите в тексте профессиональную лексику. Для чего автор использует её?

5.Объясните значение слова клёклая. К какой группе лексики относится это слово?

6.Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв.

7.Укажите неполные предложения. Какой член предложения в них пропущен?

8.Начертите схему первого предложения. Расскажите о видах связи в нём.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!