МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕТЛОРЕЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от 27.08.2020г. №137
Директор МБОУ Светлоречной СОШ
_________ Е.А.Задорожняя
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень общего обучения (класс) начальное общее образование 1 класс
Количество часов 165 часов
Учитель Коваленко Анна Ильинична
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам с учётом авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, «Русский язык» - М: «Просвещение», 2015и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»
Учебник: «Русский язык. 1 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, - М: «Просвещение», 2015
Раздел 1. Планируемые результаты освоения предмета «русский язык».
Личностнымирезультатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметнымирезультатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты начального образования по предмету
|
Раздел | В процессе обучения учащиеся научатся | Примеры учебных ситуаций уч-ся могут самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых |
Система языка. Коммуникация. Познание. Язык. Речь | Уважать и ценить могущество устной и письменной речи, ее воздействие на окружающих, обнаруживать возрастающее понимание ее возможностей; более осознанно и ответственно использовать язык для: # более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений; # социального взаимодействия с целью информировать окружающих, развлечь их или оказать на них влияние; # получения удовольствия от чтения и письма для себя, от общения со сверстниками; # углубления понимания действительности, получения новых знаний; # организации своего процесса учения и рефлексии. | Учащиеся могут продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и слушание как эффективные стратегии учения. Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени читать художественную и нехудожественную литературу, вести дневник впечатлений. Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени писать, преследуя различные цели - информативные или творческие, писать для себя и для других. Учащиеся могут участвовать в обсуждении организационных, бытовых или учебных проблем, выдвигая свои идеи, убедительно защищая высказываемую ими точку зрения и проявляя внимание и уважение к чужой точке зрения. Они могут использовать письменную речь для фиксации, структурирования и организации мыслей, например, перед выступлением. Учащиеся могут фиксировать, обсуждать и оценивать свое продвижение в обучении |
Система языка. Коммуникация. Познание. Звуки и буквы: графика | Понимать, что знаки и надписи, символы и пиктограммы несут в себе смысл, выделять среди различных способов символьного обозначения буквы, отличать их от звуков. | Учащиеся, изучая в группах, каким образом различные знаки (например, иконки на мониторе компьютера) передают значение, выдвигают гипотезы о том, что делает эти знаки понятными и эффективными. Они могут написать сообщение разными способами (собственными условными значками, буквами, рисунками и т. д.), оценить на этой основе значение букв. Они могут сравнивать различные используемые способы записи информации (пиктограммы, иероглифы, буквы и т. п.). Учащиеся на основе сопоставления устной и письменной речи сравнивают звуки и буквы, выделяя их сходство и различие. Они могут прокомментировать смысл пословицы «Что написанопером…», выдвинуть гипотезы о назначение букв и требованиях к их написанию |
| Демонстрировать понимание звуко-буквенных соотношений: # узнавать и называть все буквы русского языка; # различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых звуков; # читать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе устанавливать, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение. | Учащиеся, работая в парах или группах, могут вести наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением, в каждом случае объясняя несовпадение. Они участвуют в коллективном составлении списка подобных слов, выписывая их на настенные плакаты. Учащиеся, работая в парах или группах, могут определять соотношение звуков и букв в словах типа мел—мель, яма, ель и т. п. Учащиеся, работая в парах или группах и пользуясь различными словарями, справочниками и т. п., составляют списки слов с разделительными ь и ъ, которые затем объединяют в настенные плакаты, располагая слова тематически и/или по алфавиту |
| Правильно называть и располагать по порядку все буквы русского алфавита и уметь пользоваться алфавитом для упорядочивания и поиска слов и названий | Учащиеся могут принять участие в составлении классной алфавитной книги. На основе знакомства с разными вариантами оформления алфавитных книжек они могут предложить свой вариант оформления классной алфавитной книги, подбирать к ней иллюстрации, делать рисунки. Они могут участвовать в составлении тематических списков слов, располагая их по алфавиту внутри каждой группы. |
Система языка. Коммуникация. Познание. Части речи. Классификация. Морфологические признаки | Связывать смыслоразличительную функцию слов с их лексическим значением и грамматическими признаками на основе морфологического анализа и анализа употребления слов в речи: # выявлять самостоятельные (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения) и служебные (предлоги, союзы) части речи; # сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их морфологическим признакам, различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные; # выделять неизменяемые и изменяемые части речи, устанавливать начальные формы существительных, прилагательных, личных местоимений, глаголов и способы их изменения; # определять: — род, число, падеж, склонение имен существительных; — род, число, падеж имен прилагательных; — форму, спряжение и время глаголов, число и лицо глаголов в настоящем и будущем времени, род глаголов в единственном числе прошедшего времени. | Работая в группах со списками существительных, прилагательных и глаголов в начальной форме, учащиеся сравнивают возможности передачи информации с помощью слов только одной части речи, двух и трех частей речи. Они могут установить значение и вопросы, на которые отвечают слова отдельных частей речи, необходимость и способы изменения форм слов для более полной и точной передачи информации. Они могут обсуждать и выдвигать предположения о наиболее эффективных способах организации речи, о необходимости служебных слов. Работая в парах, учащиеся могут выявлять и фиксировать количество существительных, прилагательных, глаголов, личных местоимений, предлогов, союзов в небольших отрывках художественных и учебных текстов, в знакомых текстах одного и того же автора и текстах на одну тему разных авторов, в текстах-описаниях и текстах-рассуждениях, в устной речи мальчиков и девочек (например, привзаимном пересказе соседу одного и того же текста). Работая в группах со специально подобранными предложениями, учащиеся изучают возможные способы изменения существительных, прилагательных, глаголов. Они могут обсуждать и сравнивать грамматические признаки этих частей речи, сравнивать способы их изменения в русском и ином языке (например, родном или изучаемом иностранном), с помощью учителя устанавливать и применять основные грамматические правила. |
Система языка. Коммуникация. Познание. Правописание | Правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать: # характер затруднения: — правописание гласной/согласной или их сочетания; — употребление ь/ъ; — употребление строчной/прописной буквы; —слитное/раздельное написание слова; # лексическое значение слова; # часть речи, которой выражено слово; # морфему (корень, приставка, окончание), в написании которой возникло затруднение; # вид орфограммы и орфографическое правило; # орфографическое правило, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания: — звукослоговой анализ и/или послоговое чтение; — изменение формы слова, подбор однокоренного слова; — постановка вопроса (падежного, к определяемому прилагательному, к глаголу); — сличение с образцом; — обращение к памяткам и/или орфографическому словарю; — перефразирование текста, с использованием синонимов и контекстных замен. Писать (самостоятельно и под диктовку) предложения и небольшие тексты, правильно расставляя в них знаки препинания (в объеме изученных правил); в затруднительных случаях: # устанавливать характер затруднения (знаки конца предложения и/или употребление запятой) и соответствующую пунктограмму; # применять нужное правило, выбирая адекватный способ проверки (интонирование, определение грамматических основ, выявление однородных членов, определение характера связи между простыми предложениями в составе сложного и т. п.) | Учащиеся, работая в группах над предложенными текстами, могут находить и выделять в словах орфограммы, соотносить их с изученными морфемами, объяснять написание слов. Они могут: группировать выделенные слова по видам орфограмм, подбирать слова на данное правило; находить и выделять в предложениях и текстах изученные пунктограммы, пояснять расстановку знаков препинания. Работая в группах, учащиеся с помощью учителя ведут работу по составлению классного справочника по правописанию (орфографии и пунктуации). Они могут предлагать и обсуждать удобный для поиска рубрикатор, пополнять по мере изучения грамматических правил справочник новыми примерами и рубриками; при необходимости пользоваться составленным справочником. Учащиеся могут обсуждать порядок действий при различных затруднениях в написании слов и постановке знаков препинания, составлять с помощью учителя памятки и алгоритмы. Они могут обсудить и выработать с помощью учителя критерии и нормы оценки навыка правописания, использовать их в процедурах само и взаимооценки с тем, чтобы определить свои сильные и слабые стороны, совершенствоваться в правописании. Учащиеся могут аккуратно, без ошибок списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, несложный текст объемом 70—90 слов. Они могут аккуратно, без ошибок списать, расставляя пропущенные знаки препинания, несложный текст объемом 70—90 слов. Они могут самостоятельно составить небольшой текст и/или написать под диктовку слова, предложения и несложный текст объемом 70—90 слов с изученными орфограммами и пунктограммами, перечесть написанное, и аккуратно исправить допущенные неточности и ошибки. |
Универсальные учебные действия, формируемые на предмете
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Обще учебные умения и навыки
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
Результаты обучения
В конце 1 классе обучающиеся должны знать:
название букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные ударные и безударные;
согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие;
деление на слоги;
правила переноса;
правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Обучающиеся должны иметь представление:
о грамматических группах слов;
о различии предложений по цели высказывания;
о признаках текста и его оформлении;
об основных признаках согласных звуков и букв.
Обучающиеся должны уметь:
вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно называть мягкие и
четко, без искажений писать строчные и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;
делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
переносить слово по слогам;
вычленять слова из предложений;
заглавные буквы, соединения, слова;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;
употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения.
писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских передач, аудиозаписей);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме предложений по рисунку;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общенияустно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.
К концу 1 класса учащиеся должны различать и сравнивать:
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и интонации (восклицательные и невосклицательные);
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
буквы и звуки;
гласные и согласные звуки;
звук [и] и букву и;
гласные ударные и безударные;
согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.
Обучающиеся должны уметь:
передавать различную интонацию предложения в устной речи;
оформлять предложение на письме: знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), прописная буква в начале предложения;
вычленять слова из предложения;
устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;
делить слова на слоги;
соотносить число звуков с числом букв в словах;
находить ударный слог;
переносить слова;
соблюдать орфоэпические нормы (нормы литературного произношения) в наиболее употребительных словах; использовать прописную букву в именах собственных;
писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу,
обозначать в словах мягкость согласных звуков на письме;
писать слова с непроверяемыми написаниями;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным или рукописным шрифтом;
четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
писать под диктовку текст в 15—17 слов с изученными орфограммами.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Раздел 2. Содержание предмета « русский язык»
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика.
Орфография и пунктуация.
Развитие речи.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
Интеллектуальных. Познавательных. Организационных.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей иструктуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)
Раздел 3. Тематическое планирование.
обучение письму
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по теме | Дата фактически |
| |
1 ЧЕТВЕРТЬ. Добукварный период -17ч |
1 | Пропись — первая учебная тетрадь. | 1 | 01.09 | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | 02.09 | |
3 | Письмо овалов и полуовалов. Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме. | 1 | 03.09 | |
4 | Рисование бордюров. Подготовка руки к письму | | 1 | 04.09 | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. Освоение правил правильной посадки при письме. | | 1 | 07.09 | |
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Соблюдение правил правильной посадки при письме. | | 1 | 08.09 | |
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | | 1 | 09.09 | |
8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | | 1 | 10.09 | |
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | | 1 | 11.09 | |
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | | 1 | 14.09 | |
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | | 1 | 15.09 | |
12 | Строчная и заглавная буквы А, а. | 1 | 16.09 | |
13 | Строчная и заглавная буквы О, о. Сравнение строчной и заглавной букв. | 1 | 17.09 | |
14 | Строчная буква и. Сравнение печатной и письменной букв. | 1 | 18.09 | |
15 | Заглавная буква И. Сравнение строчной и заглавной букв. Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. | 1 | 21.09 | |
16 | Строчная буква ы. Сравнение печатной и письменной букв. | 1 | 22.09 | |
17 | Строчная и заглавная буквы У, у. Сравнение строчной и заглавной букв. | 1 | 23.09 | |
Букварный период. |
18 | Строчная буква н. Сравнение печатной и письменной букв. | | | 1 | 24.09 | |
19 | Заглавная буква Н Сравнение строчной и заглавной букв | | | 1 | 25.09 | |
20 | Строчная и заглавная буквы с, С Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв | | | 1 | 28.09 | |
21 | Строчная и заглавная буквы с, С | | | 1 | 29.09 | |
22 | Строчная изаглавная буквы К,к. Сравнение строчной и заглавной | 1 | 30.09 | | |
23 | Строчная буква т | | | 1 | 01.10 | |
24 | Заглавная буква Т | | | 1 | 02.10 | |
25 | Строчная буква л | | | 1 | 05.10 | |
26 | Заглавная буква Л | | | 1 | 06.10 | |
27 | Написание слов и предложений с изученными буквами | 1 | 07.10 | |
28 | Строчная буква р Заглавная буква Р | 1 | 08.10 | |
29 | Строчная буква в | 1 | 09.10 | |
30 | Заглавная буква В | 1 | 12.10 | |
31 | Строчная буква е | 1 | 13.10 | |
32 | Заглавная буква Е | 1 | 14.10 | |
33 | Строчная буква | | | 1 | 15.10 | |
34 | Заглавная буква П | | | 1 | 16.10 | |
35 | Строчная буква м | | | 1 | 19.10 | |
36 | Заглавная буква М | | | 1 | 20.10 | |
37 | Строчная буква з | | | 1 | 21.10 | |
38 | Заглавная буква З | | | 1 | 22.10 | |
39 | Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами | | | 1 | 23.10 | |
40 | 2 ЧЕТВЕРТЬ. Строчная буква б | | | 1 | 05.11 | |
41 | Заглавная буква Б | | | 1 | 06.11 | |
42 | Строчная и заглавная буквы б, Б | | | 1 | 09.11 | |
43 | Строчная буква д | | | 1 | 10.11 | |
44 | Заглавная буква Д | | | 1 | 11.11 | |
45 | Строчная и прописная буквы д, Д | | | 1 | 12.11 | |
46 | Строчная буква я | | | 1 | 13.11 | |
47 | Заглавная буква Я | | | 1 | 16.11 | |
48 | Строчная и заглавная буквы я, Я | | | 1 | 17.11 | |
49 | Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами | | | 1 | 18.11 | |
50 | Строчная буква г | | | 1 | 19.11 | |
51 | Заглавная буква Г | | | 1 | 20.11 | |
52 | Строчная и заглавная буквы г, Г | | | 1 | 23.11 | |
53 | Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу | 1 | 24.11 | | |
54 | Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу | | | 1 | 25.11 | |
55 | Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу . | | | 1 | 26.11 | |
56 | Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | | | 1 | 27.11 | |
57 | Буква ь (мягкий знак) – знак мягкости. Буква ь в середине слова | | | 1 | 30.11 | |
58 | Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук | | | 1 | 01.12 | |
59 | Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук | | | 1 | 02.12 | |
60 | Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши | 1 | 03.12 | | |
61 | Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук | | | 1 | 04.12 | |
62 | Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук | | | 1 | 07.12 | |
63 | Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетанием жи | | | 1 | 08.12 | |
64 | Строчная и прописная буквы ж, Ж (закрепление). Написание слов с сочетаниями жи – ши | | | 1 | 09.12 | |
65 | Строчная буква ё | | | 1 | 10.12 | |
66 | Строчная буква ё, после согласных | | | 1 | 11.12 | |
67 | Заглавная буква Ё | 1 | 14.12 | | |
68 | Строчная буква й. Слова с буквой й | | | 1 | 15.12 | |
69 | Строчная и заглавная буквы й,ЙСлова с буквой й | | | 1 | 16.12 | |
70 | Строчная буква х | | | 1 | 17.12 | |
71 | Заглавная буква Х | | | 1 | 18.12 | |
72 | Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление) | | | 1 | 21.12 | |
73 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | | | 1 | 22.12 | |
74 | Строчная буква ю | | | 1 | 23.12 | |
75 | Заглавная буква Ю | | | 1 | 24.12 | |
76 | Строчная и заглавнаябуквы ю, Ю | | | 1 | 25.12 | |
77 | Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук | | | 1 | 24.12 | |
78 | Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук | | | 1 | 28.12 | |
79 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 1 | 29.01 | |
80 | 3 ЧЕТВЕРТЬ Строчная буква э | 1 | 11.01 | |
81 | Заглавная буква Э | | | 1 | 12.01 | |
|
82 | Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу | 1 | 13.01 | | |
83 | Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу | | | 1 | 14.01 | |
84 | Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу | | | 1 | 15.01 | |
85 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | | | 1 | 18.01 | |
86 | Строчная буква ф | | | 1 | 19.01 | |
87 | Заглавная буква Ф | | | 1 | 20.01 | |
88 | Строчные буквы ь, ъ. | | 1 | 21.01 | |
89 | Строчные буквы ь, ъ | | 1 | 22.01 | |
90 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | | | 1 | 25.01 | |
91 | Контрольное списывание | | | 1 | 26.01 | |
Послебукварный период. Обучение письму -24ч. |
92 | Оформление предложений в тексте | 1 | 27.01 | |
93 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | | | 1 | 28.01 | |
94 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | | | 1 | 29.01 | |
95 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать? | | 1 | 01.02 | |
96 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | | 1 | 02.02 | |
97 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | | 1 | 03.02 | |
98 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | | 1 | 04.02 | |
99 | Предлоги и местоимения. | 1 | 05.02 | |
100 | Проверочный диктант | 1 | 08.02 | |
101 | Правописание безударных гласных в корне слова | | 1 | 09.02 | |
102 | Правописание безударных гласных в корне слова | | 1 | 10.02 | |
103 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | | | | 1 | 11.02 | |
104 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | | . | | 1 | 12.02 | |
105 | Правописание жи-ши | | | 1 | 15.02 | |
106 | Правописание ча-ща | | | | 1 | 16.02 | |
107 | Правописаниечу-щу | | | | 1 | 24.02 | |
108 | Правописание чк-чн, щн | | 1 | 25.02 | | |
109 | Правописание чк-чн, щн | | 1 | 26.02 | |
110 | Правописание гласных после шипящих | 1 | 01.03 | | 28.02 |
111-112 | Заглавная буква в именах собственных | 2 | 02.03-03.03 | | 02.03-03.03 |
113 | Заглавная буква в именах собственных | 1 | 04.03 | | 04.03 |
114 | Контрольное списывание | 1 | 05.03 | | 05.03 |
115 | Алфавитный порядок слов | 1 | 09.03 | | 06.03 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку- 50ч.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по теме | Дата фактически |
Наша речь (2 ч.) | |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей. | | | 1 | 10.03 | |
2 | Язык и речь. Устная и письменная речь | | | 1 | 11.03 | |
Текст, предложение, диалог ( 3 ч. ) | |
3 | Текст. Заголовок текста.(общее представление) | | | 1 | 12.03 | |
4 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | | | 1 | 15.03 | |
5 | ДиалогЗнаки препинания конца предложения | 1 | 16.03 | | |
Слова, слова, слова… (5 ч. ) |
6 | Слово как единица языка и речи. Роль слов в речи. | 1 | 17.03 | |
7 | Слова- названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 1 | 18.03 | |
8 | 4 четверть.Тематические группы слов. Вежливые слова. | 1 | 19.03 | |
9 | Слова однозначные и многозначные (общее представление). | 1 | 29.03 | |
10 | Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | 30.03 | |
Слово и слог. Ударение ( 6 ч. ) |
11 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | 31.03 | |
12 | Деление слов на слоги. | 1 | 01.04 | |
13 | Перенос слов. | 1 | 02.04 | |
14 | Перенос слов. | 1 | 05.04 | |
15 | Ударение Работа с «Орфоэпическим словарем» | | | 1 | 06.04 | |
16 | Ударение. Словообразующая роль ударения | | | 1 | 07.04 | |
Звуки и буквы ( 34 ч. ) |
17 | Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове | 1 | 08.04 | |
18 | Звуки и буквы Условные звуковые обозначения звуков | 1 | 09.04 | |
19 | Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. | | | | 1 | 12.04 | |
20 | Алфавит. Алфавитный порядок слов. | | | 1 | 13.04 | |
| |
21 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | | | 1 | 14.04 | |
22 | Гласные звуки, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | | | 1 | 15.04 | |
23 | Слова с буквой .Словарь иностранных слов | 1 | 16.04 | |
24 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | 19.04 | |
25 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. | 1 | 20.04 | |
26 | Ударные и безударные гласные звуки | 1 | 21.04 | |
27 | Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Знакомство с «орфографическим словарем». | 1 | 22.04 | |
28 | Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя | 1 | 23.04 | |
29 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | | 1 | 26.04 | |
30 | Удвоенные согласные Перенос слов с удвоенными согласными. | | 1 | 27.04 | |
31 | Буквы Й и й. Слова со звуком [j’] и буквой «и краткое». | 1 | 28.04 | |
32 | Мягкие и твердые согласные звуки. | 1 | 29.04 | |
33 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами. | 1 | 30.04 | |
34 | Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами. | 1 | 04.05 | |
35 | Буква «мягкий знак» (ь) как показатель мягкости согласного звука | 1 | 05.05 | |
36 | Перенос слов с буквой «мягкий знак» (ь) | 1 | 06.05 | |
37 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | 07.05 | |
38 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова | 1 | 11.05 | |
39 | Обозначение буквой парного по глухости- звонкости согласного звука на конце слова. | 1 | 12.05 | |
40 | Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова | 1 | 13.05 | |
41 | Шипящие согласные звуки. | 1 | 14.05 | |
42 | Итоговый диктант | 1 | 17.05 | |
43 | Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт. | 1 | 18.05 | |
44 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 19.05 | |
45 | Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши. | 1 | 20.05 | |
46 | Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. | 1 | 21.05 | |
47 | Заглавная буква( общее представление) | 1 | 24.05 | |
48 | Заглавная буква в именах, отчествах,фамилиях людей, в географических названиях | 1 | | |
49 | Заглавная буква в кличках животных. | | 1 | | |
50 | Повторение изученного материала. | | 1 | | . |
СОГЛАСОВАНА методическим советом МБОУ Светлоречной СОШ протокол от 29.08. 2020года № 1 Руководитель МС________/ Г.В.Рябова/ Подпись Ф.И.О | СОГЛАСОВАНА Заместителем директора по УВР ______________ Г.В.Рябова 29.08. 2020 года |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
1 | Согласно рабочей программе | 02.11.2020 | Приказ МБОУ Светлоречной СОШ от 30.10.2020 №237 «О внесении изменений в календарный график на 2020-2021 уч.год» | Перенос занятий: 02.11.2020 и 03.11.2020 на 28.12.2020 и 29.11.2020 | Согласно рабочей программе |
1 | Согласно рабочей программе | 03.11.2020 | Приказ МБОУ Светлоречной СОШ от 30.10.2020 №237 «О внесении изменений в календарный график на 2020-2021 уч.год» | Перенос занятий: 02.11.2020 и 03.11.2020 на 28.12.2020 и 29.11.2020 | Согласно рабочей программе |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |