СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 11 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 322

Фрунзенского района Санкт-Петербурга


РАССМОТРЕНА

На заседании МО

_____________ __________________

«______»______________ 2020__г.

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета ГБОУ СОШ №322

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

протокол № .… от ….. ____________ г

секретарь Педагогического совета

__________ _________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку


основное общее образование


Класс: 11 а

Учитель: Гажева Т.В.


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента

Государственного образовательного стандарта основного общего образования.





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 322

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

_________ Е.Н. Лебедева

«______»______________ 2020г.









Санкт-Петербург


2020/2021 учебный год
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка.

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 ;

  3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 11-го класса);

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для 5-9 классов);

  5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  6. Распоряжение Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;

  7. Распоряжение Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год».

  8. Инструктивно-методическое письмо № 03-28-3775/20-0-0 от 23.04.2020 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»;







10.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

11.

Рабочая программа  по русскому языку для 11 класс составлена на основе Закона РФ «Об Образовании»,  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2019 г. (учебник:  Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2019).


12.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, реализующих программы общего образования в 2020/2021учебном году

13. .

Уставом ГБОУ СОШ № 322 Фрунзенского района Санкт - Петербурга



Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю).

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

  • соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку;

  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и   преемственности;

  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Цели обучения русскому языку:                                                                                                          

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;

  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

           Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:

  • воспитать гражданина и патриота;

  • сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;

  • развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;

  • углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

Затруднения и  пути их решения:

  • низкий уровень мотивации учащихся к изучению русского языка;

  • два часа русского языка в неделю мало;

  • материал в учебниках недостаточно четко изложен, мало практических заданий, особенно текстов, способствующих  подготовке к ЕГЭ;

  • нарушение принципа текстоцентрического подхода к преподаванию русского языка, что выражается в недостаточном внимании к работе с текстом как важнейшей единицей в обучении русскому языку; на основе текста осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система лингвистических понятий;

  • отсутствие системы  подготовки учащихся к итоговой аттестации по  русскому языку;

  • отсутствие  должного внимания  к  формированию речевой культуры  ученика.

            Поэтому учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства, настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволит освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции. Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов.

Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык - речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д. Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в наш век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков в частности.

 

       Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.

  • Технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

  • Технология разноуровневого  обучения

  • Технология обучения как учебного исследования

  • Технология обучения в сотрудничестве

  • Метод проектов

  • Информационные технологии.

  • Технологии оценивания  достижений учащихся

  • Технология "Портфолио"         Рейтинговые технологии

  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  • Технология проведения дискуссий

  • Тренинговые технологии


 





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

О русском языке, о русской речи

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

Русский язык и русская литература.

Эстетическая функция русского языка.

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Типы речи (повествование, рассуждение, описание; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Русский литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма.

Культура речи. Качества хорошей речи (с учетом стиля высказывания, ситуации общения).

Русский язык и наука о языке.

Словари.

Слово в словаре и слово в тексте.

Примерные практические задания

  1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

  • Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.

  • Слово – это поступки.

  • «Родному языку мы учимся всю жизнь». Согласны ли вы с этим утверждением?

  • Словари как отражение истории и культуры народа.

  1. Вспомните (отберите из учебников, других книг) несколько высказываний о русском языке. Составьте текст рассуждение, используя одно из высказываний (дайте развернутый комментарий).

Текст как речевое произведение

Текст как результат речевой деятельности.

Тема, основная мысль. Микротема.

Абзац. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Ключевые слова.

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.

Средства выразительности в художественном тексте:

  • Фонетические, интонационные;

  • Лексические;

  • Грамматические.

Стилистические возможности языковых средств.

Понимание текста – процесс творческий.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.

Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Анализ текста при подготовке к изложению.

Сочинение – это тоже текст.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь:

- проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства ( лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.); производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснение орфограмм и знаков препинания.

Умение самостоятельно сформулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержание, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней.

Умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы, сопоставление двух редакций одного текста и т.д.).

При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Создание текста (в устной и письменной форме).

Умение пересказывать текст (разных стилей), писать изложение (подробное, сжатое, выборочное, с дополнительным творческим заданием); составлять тезисы, конспект.

Писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи и разных жанров композиционных форм. Писать рецензию на сочинение.

Самостоятельно формулировать тему сочинения.

Писать сочинение на самостоятельно сформулированную тему. Строить устные сообщения (доклады) и выступать на уроках-семинарах, при защите рефератов.

Совершенствовать написанное.

Умение работать с черновиком сочинения, изложения, редактируя текст.

Система языка

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис).

Единицы языковой системы, их иерархия.

Выдающиеся ученые лингвисты.

Примерные практические задания

  1. Составьте таблицу, отражающую сведения о языковой системе (о языковых единицах, уровнях языка, их соотношении).

  2. Расскажите о взаимодействии языковых единиц в речи (показать это на примере анализа текста).

  3. Подготовьте сообщение на тему «Сложность, красота и гармония языковой системы».

  4. Составьте словарь терминов науки о языке (одного из разделов).

  5. Подготовьте сообщение об одном из выдающихся ученых лингвистов.

 

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.

Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.

Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит.

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Соотношение фонетики, графики и орфоэпии.

Основные словари и справочники.



Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении;

  • Различать сильную и слабую позицию звуков;

  • Находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;

  • Классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;

  • Анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

Примерные практические задания

  1. Подготовить сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями».

  2. Составить личный орфографический словарик, включающий слова, трудные для ученика – автора этого словарика.

  3. Составлять словарный диктант в процессе анализа текста, включив в него слова (словосочетания), которые могут служить опорным материалом при подготовке к изложению.

  4. Находить звуковые средства художественной изобразительности при анализе текста, уметь характеризовать их роль в тексте.


Лексика. Фразеология

Слово. Словарное богатство русского языка.

Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов.

Группы слов по смысловым отношениям.

Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы.

Группы слов по особенностям употребления и происхождения.

Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.

Слово в тексте. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость.

Лексические средства связи между предложениями в тексте.

Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова.

Словари.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

  • Производить лексический разбор слова, текста;

  • Находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

  • Редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с выбором слова.

Примерные практические задания

  1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

    • Словарное богатство русского языка;

    • Синонимы очень часто «то же, да не то же»;

    • Об этом слове хочется рассказать;

    • Загадки знакомых слов.

  2. Составьте словарь лингвистических терминов по разделу «Лексика и фразеология».

  3. Подготовьте сообщение об одном из словарей.

  4. Составьте текст-рассуждение на тему «Слово – Солнце языковой системы» (Л.Ю.Максимов).




Состав слова и словообразование

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие.

Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов.

Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.

Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический Анализ слов.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа.

Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов.

Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.

Роль однокоренных слов в создании текста.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Различать морфемы в слове и их значение;

  • Объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

  • Устанавливать способ словообразования и приводить примеры слов данной словообразовательной модели, учитывая ее продуктивность;

  • Пользоваться школьными словарями (морфемным, словообразовательным, этимологическим).

Примерные практические задания

  1. Произведите морфемный и словообразовательный разбор лов из текста подберезовик, подосиновик. Какова роль повтора в тексте однокоренных слов к данным словам?

  2. Как образованы слова прилет, языкознание, подберезовик? Каково значение устаревшей части слова досто- в прилагательном достославный? Обратитесь к словарю и подберите ряд слов с этой морфемой.

  3. Каково значение приставки в глаголах закружат, запели? Какие еще значения может иметь эта морфема? Приведите примеры.

  4. Запишите группу однокоренных слов, начиная со слова смех, вынесенного в заголовок стихотворения. Подчеркните в списке авторские неологизмы. Какими языковыми способами пользуется поэт в своем стихотворчестве?

Морфология

Знаменательные и служебные части речи их текстообразующая роль.

Именные части речи: что и как они «именуют». Основные категории частей речи. Словоизменение: типы склонения.

Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.

Местоимение. Разряды местоимений.

Местоимение как средство связи между предложениями. Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряжения. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени.

Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.

Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.

Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Текстообразующая роль наречий.

Слова категории состояния.

Служебные части речи. Непроизводные и производные слова. Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов.

Междометие. Звукоподражательные слова как особый разряд лексических единиц, отражающих природный фон русской жизни. Их эстетическая ценность.

Морфологический анализ слов.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

  • Определять роль слов, принадлежащих к разным частям речи, в предложении;

  • Склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;

  • Употреблять слова разных частей речи в качестве языковых средств в соответствии с разными типами и стилями речи;

  • Пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

Примерные практические задания

  1. Выпишите глаголы из текста и укажите их наклонение и время. Сделайте вывод о соотношении времени глаголов в разных предложениях.

  2. Укажите, какое из знаменательных слов не является в тексте членом предложения. Почему? В каких ещё случаях знаменательные слова не выполняют функцию членов предложения?

  3. Определите вид и время глаголов-сказуемых. Совпадают ли их грамматические формы? Что они обозначают – действие или состояние?

  4. Найдите в тексте опорные оценочные слова, являющиеся одним из средств описания природы. К каким частям речи они относятся?

Синтаксис

Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.

Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.

Простое предложение

Строение грамматической основы и способы выражения главных членов.

Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Простое осложненное предложение. Стилистические возможности предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Обособленные второстепенные члены.

Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.

Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи.

Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.

Полные и неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.

Сложное предложение

Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов. Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении.

Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов.

Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.

Прямая и косвенная речь. Диалог. Синтаксические особенности диалога. Различные способы цитирования. Синонимия различных способов передачи чужой речи.

Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений разных видов, предложения с прямой речью.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных типов;

  • Строить предложения заданной конструкции;

  • Использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой;

  • Соблюдать синтаксическую норму и учитывать коммуникативную уместность при использовании различных единиц синтаксиса в текстах разных стилей.

Примерные практические задания

  1. Замените причастные обороты синонимическим конструкциями. Изменился ли смысл предложения? Какая конструкция и почему уместнее, на ваш взгляд, в этом тексте?

  2. Выпишите словосочетания с переходными глаголами. Каковы значения и структура этих словосочетаний?

  3. Запишите два-три высказывания, используя предложения с косвенной речью.

  4. Придумайте несколько примеров зачинов текстов на разные темы, используя конструкцию «Нельзя не…».

Орфография

Орфограмма, типы и виды.

Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические). Орфографическая норма. Строение орфографических правил. Алгоритмы применения орфографических правил.

Пунктуация

Группы знаков препинания по их функции. Двойные знаки препинания. Авторские знаки препинания.

Интонация и ее связь с пунктуацией. Обособление как способ выделения особых речевых ситуаций.

Знаки препинания в простом и сложном предложении, в тексте. Многофункциональность отдельных знаков препинания.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Объяснить условия выбора орфограммы, знаков препинания;

  • Применить алгоритм при выборе написания;

  • Составить пунктуационную схему, поясняющую постановку знаков препинания в предложении и тексте;

  • Разрешить орфографические затруднения с помощью словаря;

  • Производить орфографический и пунктуационный анализ.

Примерные практические задания

  1. Расскажите, в какой мере выбор написаний в тексте (слитного, раздельного, дефисного) связан с определением части речи. Подтвердите свой ответ с помощью таблицы.

  2. Расскажите, какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

  3. Обратите внимание на постановку тире в двух предложениях текста. Сопоставьте их. Какова функция тире в этих предложениях?

  4. Проанализируйте пунктуацию текста. Какой из знаков препинания является авторским? С какой целью он употреблен?

Обобщение и систематизация изученного

Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Производить комплексный анализ текста;

  • Создавать высказывание о языке как уникальной культуре русского народа;

  • Целесообразно отбирать языковые средства и изобразительно-выразительные средства при создании текстов разных типов речи и функциональных стилей.

Примерные практические задания

  1. Запишите предложения, восстановив порядок их следования так, чтобы получился текст – один из афоризмов Л.Н.Толстого. Какие языковые средства служат для связи предложений в тексте?

  2. Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования. Как осуществляется связь цитаты с предшествующей и последующей частями текста? Какова роль частичного цитирования?

  3. Подготовьтесь к пересказу текста. Используйте материал словарного диктанта как опорную запись.

  4. Выберите два-три высказывания и включите их в свой текст на заданную тему, используя способы цитирования. Сопоставьте синонимические конструкции.

  5. Напишите рассуждение на тему «Мудрый закон творчества», включив в него сжатый пересказ текста Бальмонта.

 

Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

  1. Гольцова Н.Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2019.

  2. Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина.  Русский язык 10-11кл.: Книга для учителя. - М., «Русское слово», 2019.

  3. Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина.  Русский язык. 10-11классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. -  М., «Русское слово», 2019.

  4. Будникова Н. Н., Дмитриева Н. И., Холявина Т. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2017.

  5. Петровская С. С. и др. Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2017.

  6. Журнал «Русский язык в школе».

  7. Бежанова С. В., Ганина Е. В. Сборник тестов по русскому языку. – Москва - Воронеж, 2018.

  8. Огай О. Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2019

  9. Трошева Т. Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учеб. пособие. – Пермь: Перм. ун-т; Краснодар: Мир Кубани, 2017.

  10. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2017.

  11. Андрей Тихов. Русский язык на отлично. - Редакция сайта Педсовет.org, Белгород, 2017


Содержание тем учебного курса (68 ч.)

Повторение изученного в 10 классе

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое неосложненное предложение

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.

Простое неосложненное предложение

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение

        Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

        Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

        Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

        Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

        Период. Знаки препинания в периоде.

        Сложное синтаксическое целое и абзац.

          Синонимия разных типов сложного предложения.

   Предложения с чужой речью

        Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

        Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

        Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи

        Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

        Правильность речи.

        Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

        Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

        Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика

        Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

        Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

        Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Тематическое планирование 11 класс

Дата

Основные разделы.

Тема урока.

Кол-во часов

Элементы

содержания

Требования к уровню

 подготовки

Элементы

дополнительного содержания

Вид

контроля

внутрипредметные

межпредметные


1

2

3

4

5

6

7

8

9

I полугодие – 33 часа

Синтаксис и пунктуация – 33 часа

1 -2

5.09

5.09


Основные принципы русской пунктуации.

2

Синтаксис, пунктуация, пунктуационный анализ предложения, основные принципы синтаксиса (словосочетание, простое предложения, сложное предложения).

Умение производить синтаксический и  пунктуационный анализ словосочетаний и предложений, применять основные правила постановки знаков препинания.

Ф. И. Буслаев «Историческая грамматика русского языка»,  согласование, падежные окончания имен существительных, слова – паронимы, части речи, типы словосочетаний.

М. Забелин «Праздники и обряды», А. С. Пушкин «Барышня - крестьянка», отрывки из стихотворений И. Токмаковой, Ф. Глинки,  Л. Татьяничевой, М. Лермонтова.  


3-4

12.09

12.09


Предложение

2

Классификация предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.    

Знать основные единицы языка, их признаки. Умение осознавать предложение как минимальное речевое высказывание, давать характеристику предложений, делать пунктуационный разбор предложений, закрепление навыков разборов.

Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания.  Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант «Краткий справочник по современному русскому языку», тип речи (описание, повествование, рассуждение), основная мысль текста.  

М. Пришвин «Перелетные птицы», отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», отрывки из стихотворений Л. Рахманова, В. Обручева, В. Маяковского,  Б. Пастернака, В. Высоцкого, А. Ахматовой, А. Блока, С.  Есенина,  


5-6

19.09

19.09


Грамматическая основа предложения.

2

Обобщение сведений о способах выражения главных членов предложения, согласование подлежащего и сказуемого, Типы сказуемых.

Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить главные члены в предложении, определять способ их выражения.

Многозначные слова, словосочетания, правописание проверяемы безударных гласных в корне слова, правописание приставок пре- и при-, гласные и – ы после приставок.

Дидактический материал из произведений А. Блока, А. Ахматовой. Б. пастернака, В. Маяковского, В. Высоцкого, А. Пушкина, Н. Гоголя.


7-8

26.09

26.09


Тире в простом предложении

2

Обобщение сведений о способах выражения подлежащего, нахождение сказуемого, выраженного именем существительным, Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значения.

Нахождение подлежащего в предложении, определение способа его выражения, находить сказуемое и подлежащее в текстах различных типов, определять способы выражения именной части, стилистически различать.

Фразеологизмы, синонимы, синтаксический разбор простого предложения. осложненного обособленными согласованными определениями, пунктуационный анализ изобразительно – выразительных средств языка, интонационный рисунок простого предложения.

Дидактический материал из произведений  К. Паустовского, Н. Сладкова,  С. Есенина, В. Белинского, А. Толстого, К. Федина, В. Солоухина, Н. Клюева, К. Паустовского, В. Хлебникова, М. Волошина,  С. Надсона, И. Сельвинского.


9-10

3.10

3.10


Готовимся к ЕГЭ

2

Обобщение и систематизация изученного по теме «Простое предложение»

Умение комментировать постановку знаков препинания   и умение работать с тестом.

Словосочетание, способы связи в словосочетании, типы сказуемых, тире между подлежащим и сказуемым.

 А. С. Пушкин «Капитанская дочка»,  «Медный всадник», А. П. Чехов «Вишневый сад»,

Тест

11-12

10.10

10.10


Предложения с однородными членами.

2

Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания; составление схемы с однородными членами. Пунктуация при повторяющихся союзах.  Случаи отсутствия запятой перед союзом как.

Правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами, закрепить навыки пунктуационного анализа.

 Главные и второстепенные члены предложения, непроизносимые проверяемые гласные в корне слова, правописание наречий, чередующиеся  о – а гласные в корне слова, правописание - ться и – тся в глаголах, проверяемые гласные в корне.

Дидактический материал из произведений         Л. Толстого,  М. Е. Салтыкова Щедрина,  В. Тушновой,  К. Паустовского, М. Горького, М. Пришвин, В. Обручева, В. Короленко, Н. Гумилева, Н. Некрасова, К. Бальмонта.  


13-14

17.10

17.10


Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

2

Повторение и закрепление навыков пунктуационного анализа предложений с однородными членами, выявлять однородные и неоднородные определения и приложения.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях,

Синтаксис словосочетания, строение словосочетания, стилистика, культура речи. Синтаксический разбор простого предложения,

Дидактический материал из произведений А. С. Пушкина, Л. Толстого, В. Короленко, М. Е. Салтыкова - Щедрина, В. Тушновой, В. Обручева, К. Паустовского.


15

24.10


Обобщающие слова при однородных членах

1

Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания, составление схемы предложения с обобщающими словами при однородных членах. Пунктуация при повторяющихся союзах. Решение тестовых задач.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

Средства художественной выразительности.  Грамматическая основа предложения, неоднородные и однородные определения, виды сказуемых, текст,  типы речи, правописание падежных окончаний имен существительных.

Дидактический материал из произведений Н. Сороткина, А. Куприна, В. Обручева, К. Паустовского. М. Горького, Н. Гоголя,  А. Пушкина, К. Паустовского, И. Гончарова,  И. Тургенева, В. Солоухина, М. Горького .


16-17

24.10

31.10


Обособление определений

2

Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные члены предложения». Совершенствования навыка правильной постановки знаков препинания.

Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными  членами, применение изученных правил при решении грамматических задач.

Морфология: имена прилагательные, существительные ( морфологическая форма выражения определения). Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

Дидактический материал из произведений  А. Твардовского, М. Пришвина, Н. Лейкина, Н. Сороткина, А. Грина, И. Бунина, А. Тарковского, К. Паустовского.


18-19

31.10

14.11


Обособленные приложения

2

Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные приложения». Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания. Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями.

Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными приложениями. Производить синтаксический и пунктуационный разбор: использовать разнообразные конструкции в связной речи.

Синтаксис: приложение как второстепенный член предложения. Стилистика, культура речи: изобразительно - выразительные возможности обособленных членов предложения. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

Дидактический материал из произведений  А. Пушкина, И. Тургенева, К. Паустовского, Э. Казакевича, и. Ефремова,  Ф. Тютчева, И. Гончарова, М. Горького, А. Чехова,  М. Пришвина, М. Е. Салтыкова – Щедрина.


20-21

14.11

21.11


Обособленные обстоятельства

2

 Систематизировать знания  по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания.

Знать грамматические формы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Применять изученные правила при решении задач.

Деепричастие и деепричастный оборот, знаки препинания в сложносочиненных предложениях,  употребление гласных после шипящих в корне слова, правописание сложных имен существительных, склонение имен числительных.

Дидактический материал из произведений Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Толстого, И. Бунина, А. Чехова, В. Обручева, В. Брюсова, М. Лермонтова, А. Грина,  М. Булгакова, Н. Заболоцкого.


22-23

21.11

28.11


Обособленные дополнения

2

Закрепить и систематизировать знания по теме «Обособленные дополнения». Совершенствование навыков постановки знаков препинания.

Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями, уметь применять изученные правила.

Противопоставление, синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями,  знаки препинание  в предложениях с однородными членами.

Дидактический материал из произведений К. Паустовского, А. Куприна, В. Арсеньева, А. Чехова, В. Обручева.


24-25

28.11

5.12


Уточняющие конструкции.

2

Обобщить и углубить знания по теме. Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами.

Анализ структуры простого предложения. Умение выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.

Стилистика, культура речи: синонимия обособленных членов предложения. логическая связь между членами предложения, оксюморон,

Дидактический материал из произведений Ф. Сологуба,  А. Пушкина,  и. Гончарова, Л. Андреев,  А. Грин.


26-27

5.12

12.12


Вводные и вставные конструкции.

2

Совершенствовать понятие о вводных словах и вставных конструкциях. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Отличие вводных слов от членов предложения.

Уметь находить в художественных  произведениях предложения с вводными словами, выписывать их. Производить синтаксический разбор предложений с вводными словами, выписывать их, делать разбор.

Предложения с междометиями и словами да, нет, стилистически окрашенные слова, знаки препинания в предложениях с прямой речью, правописание проверяемых  безударных гласных в корне слова.

Дидактический материал из произведений М. Пришвина, К. Паустовского, Л. Андреева, В. Обручева, М. Горького, В. Солоухина, Н. Гоголя. М. Булгакова, А. Чехова, И.  Тургенева, А. Грина, М. Шолохова.


28-29

12.12

19.12


Обращения.

2

Обращение, способы выражения обращений. Место обращений в предложении. Знаки препинания при обращении. Понятие вставной конструкции. Стилистические разновидности обращений. Риторическое обращение. Распространенное обращение.

Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания.

Чередующиеся гласные в корне, правописание гласных и согласных в приставках, гласные в суффиксах имен существительных, правописание суффиксов причастий н и нн в причастиях, правописание производных союзов, правописание наречий.

Дидактический материал из произведений А. Пушкина, Е. Баратынского, А. Толстого, Э. Багрицкого, М. Лермонтова, А. Фета, В. Кюхельбекера, Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Жуковского, А. Дельвига,  Я. Полонского, А. Кольцова.


30-31

19.12

26.12


Конструкция с союзом как.

2

Закрепление и систематизация знаний по теме «Сравнительный оборот» Грамматические нормы построения предложений со сравнительными оборотами. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания.

Знать грамматические нормы построения предложений с сравнительными оборотами, уметь применять изученные правила при выполнении упражнений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор

Повторение орфографии, лексическое значение  слов,  стили речи, правописание производных  и непроизводных союзов, правописание приставок пре- и при-, правописание местоимений, правописание наречий, правописание частиц.

Дидактический материал из произведений А. Пушкина, А. Фета, Н. Гоголя, А. Толстого, К. Паустовского, М. Лермонтова, К. Федина, Н. Добролюбова, А. Грина, Ф. Тютчева, Ф. Достоевского, И. Бунина, В. Распутина, Н. Заболоцкого.


32-33

26.12

26.12


Итоговое тестирование

2

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков. Классификация ошибок, анализ и самоконтроль. Тренинг – практикум.

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации.

 Словосочетание, типы связи, грамматическая основа предложений, правописание приложений, пунктуационный разбор предложений, осложнение обособленных определений и обстоятельств.          

Дидактический материал из произведений М. Исаковского, В. Каверина, Л. Кассиля, Л. Якименко, П. Проскурякова, Ю. Трифонов, Я. Смеляков, Ю. Яковлева.

Тест











II полугодие – 35 часа

Сложное предложение – 35 часа.

34-35

16.01

16.01


 Понятие о сложном предложении.


2

Повторение характеристики сложного предложения, сведения о сочинительных союзах (деление на три разряда), условия постановки знаков препинания в сложном предложении.

Основные группы сложных предложений по значению и союзам, уметь объяснять значение сложного предложения, находить их в тексте. производить пунктуационный разбор.

Создание текстов определенного функционально - смыслового типа, правописание удвоенных согласных, правописание производных и непроизводных союзов.

Дидактический материал из произведений А. Чехова, А. Пушкина, С. Аксакова, А. Яшина, В. Шаламова, В. Ходасевича, Д. Фонвизина, Н. Тихонова, И. Северянина.


36-37

23.01

23.01


Классификация сложных предложений.

2

Повторить классификацию сложных предложений, постановку знаков препинания в союзных предложениях, общий второстепенный член.

Основные группы ССП по значению и союзам, Объяснять и находить ССП в тексте и производить пунктуационный разбор.

 Собственные имена существительные, сочинительные союзы, тире между подлежащим и сказуемым, средства выразительности.

Дидактический материал из произведений  М. Пришвина, А. Пушкина, К. Паустовского, М. Лермонтова. А. Куприна.


38-39

30.01

30.01


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

2

Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строение СПП, разграничение союзов и союзных слов.  Роль  указательных слов в СПП, строение СПП.

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.

Фразеологизмы, звуки и буквы, орфоэпия, синтаксический разбор сложного предложения, разговорные слова, чередующиеся гласные в корне слова, правописание сложных   существительных.

Дидактический материал из произведений И. Тургенева, А. Куприна, В. Солоухина, Н. Некрасова, В. Каверина, В. Арсеньева, И. Тургенева, Л. Толстого, К. Паустовского.


40-41

6.02

6.02


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Р.р. Анализ текста.

2

Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения. Знаки препинания между однородными  придаточными, соединёнными союзами и, или, либо, да(=и). Комплексный  анализ.

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями, главное и придаточное предложение, правописание звонких и глухих согласных.

Дидактический материал из произведений А.. Пушкина, М. Горького, А. Грина. С. Аксакова,  К. Бальмонта, А. Чехова, Н. Гоголя, К. Паустовского, А. Толстого, М. . Салтыкова – Щедрина, В. Солоухина.


42-43

13.02

13.02


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2

Основные признаки сложных бессоюзных предложений, условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП. Особенности интонации сложных бессоюзных предложений.

Знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Изобразительно - выразительные возможности предложений с разными видами связи, правописание числительных, предложения с вводными словами, словообразовательный разбор слов, правила переноса, местоимение как часть речи.

Дидактический материал из произведений К. Паустовского, Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Лермонтова, М. Пришвина, Н. Некрасова,  А. Фета, А. Чехова, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Новикова – Прибоя, Е. Носова.


44-45

20.02

20.02


Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Р.р. Анализ текста.

2

Особенности пунктуации в сложных предложениях  с сочинительной и подчинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи

Отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

Изобразительно - выразительные возможности предложений  с разными видами связи, правописание личных окончаний глаголов, правописание наречий.

Дидактический материал из произведений А. Пушкина, А. Чехова, Л. Толстого, И. Бунин, А. Фета. Ф. Тютчева, И. Куприна, Б. Заходера.


46

27.02


Период.

2

Знакомство с понятием период и алгоритмом синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи.

Знать понятие периода в сложном предложении. Уметь ставить знаки препинания в многочленных СП.

Значение фразеологических оборотов с точки зрения сферы их употребления, грамматические основы предложений.

Дидактический материал из произведений  А. Пушкина, Л. Толстого, С. Есенина, В. Жуковского, А. Дельвига,  Я. Полонского.


47-48

27.02

6.03


Способы передачи чужой речи.

2

Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно - прямая речь. Знаки препинания при передаче чужой речи.

Правила постановки знаков препинания. Уметь находить предложения в тексте, объяснять знаки препинания.

Синтаксис: повторение обращения. Морфология: повторение частей речи, фонетический разбор слов, правописание союзов.

Дидактический материал из произведений И. Бунина, М. Пришвина, М. Лермонтова, А. Куприна, Л. Толстого.


49

6.03


Знаки препинания при диалоге

2

Формирование пунктуационных навыков при диалоге, конструирование предложений, реплики.

Правила постановки знаков препинания при диалоге. Уметь составлять диалог на произвольную тему.

Тире между подлежащим и сказуемым, правописание производных и непроизводных союзов.

Дидактический материал из произведений Б. Пастернака, А. Пушкина, И. Тургенева.


50-51

13.03

13.03


Знаки препинания при цитатах.

2

Цитаты. Способы оформления цитат. Знаки препинания при цитатах. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование, вводить различные виды цитирования в текст.

Основные способы цитирования.  Знать постановку знаков препинания. Уметь видеть цитаты в тексте. Грамотно оформлять их на письме.

Эпиграф, способы его оформления, стилистика: цитаты разных стилей, правописание безударных гласных в корне, правописание падежных окончаний существительных.

Дидактический материал из произведений В. Белинского, А. Островского, А. Герцена, В. Солоухина, Л. Толстого, Ф. Булгарина, В. Каверина.


52-53

20.03

20.03


Готовимся к ЕГЭ


1

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков. Классификация ошибок, анализ и самоконтроль.  

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации.

Способы передачи чужой речи, косвенная речь, способы цитирования, правописание падежных окончаний имен существительных, грамматические основы

Дидактический материал из произведений Н. Добролюбова, А. Герцена, М. Антоновича, П. Чайковского, И. Гончарова, Л. Толстого.

Тест

54-55

3.04

3.04


Сочетание знаков препинания

.

2

Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания, скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Знать основные виды пунктограмм. Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского языка.

Анализ структуры простого предложения. Орфоэпические нормы русского языка. Предложения с вводными словами, словообразовательный разбор слов.

Дидактический материал из произведений М. Лермонтова, А. Блока, М. Цветаевой, Е. Носова, К. Паустовского,  А. Бека, Н. Майорова.


56-57

10.04

10.04


Факультативные знаки препинания.

2

Собственно факультативные знаки препинания, альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. Эмоционально - экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и индивидуальный стиль писателя.

Знать о взаимозаменяемости знаков препинания, о факультативном использовании знаков препинания (собственно факультативный знак, альтернативный, вариативный), уметь производить их синонимическую замену в тексте.

Экспрессивно - стилистические авторских знаков препинания. Многоточие как сигнал присоединительной связи, тире перед сравнительным союзом, полный и частичный отказ от знаков препинания,  знаки препинания при обращении.

Дидактический материал из произведений В. Брюсова. Е. Тарасова, М. Максимова, К. Бальмонта, М.  Горького,  М. Цветаевой, В. Маяковского, В. Пескова, П. Потемкина, В. Набокова, С. Черного, Ю. Трифонова, В. Шаламова.


58

17.04


Подготовка к контрольной работе

1

Обобщить полученные знания, закрепить на практике основные пунктуационные правила по разделу «сложное предложение».

Уметь определять количество знаков препинания в тексте, объяснять и х, выполнять пунктуационный разбор предложений.

Составление схем предложения, Основные группы сложных предложений по значению и союзам,   значение сложного предложения.

Дидактический материал из произведений А. Пушкина, А. Фета, Н. Гоголя, А. Толстого, К. Паустовского, М. Лермонтова, К. Федина


59

17.04


Контрольное тестирование


1

Определение уровня освоения изученного материала. Проверить знания. Используя материал теста.

Умение применять изученные орфограммы и пунктограммы, правильное графическое объяснение.

Отработка навыка работы с тестом, работа по заданной схеме ЕГЭ, умение правильного оформления.

Дидактический материал из произведений М.  Исаковского, В. Каверина, Л. Кассиля.

Тест

60 -61

24.0424.04


Р.Р. Анализ текста.


2

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению.

Основные нормы литературного языка(грамматические, орфографические, пунктуационными).

Отрывок из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».

Диктант

62

8.05


Культура речи

1

Повторение основных понятий, относящихся к культуре речи. Национальный язык(диалекты, жаргоны, просторечия, литературный язык).

Умение применять на практике речевого общения основные нормы литературного языка. Расширение руга используемых средств.

Орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, синтаксис. Тезис, конспект. Стили речи. Типы речи. Толковый словарь С. Ожегова.

Статья М. Львова «О стилистической норме», Риторика. Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»,  М. Осоргин «Заметки старого книгоеда».


63

8.05


Функциональные стили речи.

1

Обобщение знаний о функциональных стилях речи, их чертах. Анализ текста с точки зрения стилистики.

Умение анализировать текст с точки зрения его стилистической принадлежности.

Лексическое значение слова, стилистика, стиль речи, фразеологические средства, стилистические фигуры.

 Отрывки  из романов И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».


64

15.05


Подготовка к итоговому тестированию

1

Разбор заданий теста ЕГЭ, повторение сложных вопросов. орфографических и пунктуационных правил

Знать правила выполнения теста, умение грамотно заполнять бланки.

Правописание непроверяемых гласных в корне, одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных.

Дидактический материал из произведений В. Шекспира, М. Булгакова, А. Пушкина, М. Лермонтова.

Тест

65-67

18.05

18.05

18.05


Итоговое тестирование.

2

Определение уровня освоения изученного материала за курс 5 – 11 класса. Проверка и тематический контроль знаний.

Знать правила выполнения теста, выполнение теста в режиме он – лайн,  умение грамотно заполнять бланки.

Предложения с обращениями, вводными словами, сложные предложения, сложные предложения с разными видами связи.

Дидактический материал из произведений Ю. Нагибина, М. Пришвина, И. Бунина, В. Солоухина.

Тест

68

22.05


Анализ итогового тестирования.




































Календарно-тематическое планирование

11 класс

п/п

Дата

Раздел

в учебнике

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

Рекомендуемые задания

для подготовки к ЕГЭ

1


Вводный урок

Русский язык в современном мире. Значение языка в жизни каждого человека

1

общие сведения об итоговой аттестации в форме ЕГЭ; текст-рассуждение

2


О русском языке, о русской речи

Язык и культура. Слово как «первоэлемент литературы». Эстетическая функция языка

2

языковые средства – В8; лексическое значение слова – А12;


Подготовка к урокам-семинарам, урокам-практикумам. Повторение орфограмм.

3



Художественная литература как вершина национального языка. Культура чтения. Слово в словаре и слово в тексте.

2

лексика – А12; лексикология – А31; особенности анализ текста научно-популярного стиля – С1 (К1, К3)


Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей.

2

типы и стили речи – А30; особенности анализ художественного стиля – С1 (К1, К3); средства связи предложений в тексте – В7


Своеобразие художественного стиля. Изобразительно-выразительные средства. Основные признаки текста.

4

анализ текстов – С1 (К1-К3, К4-К6)

3


Текст как речевое произведение

Контрольный диктант.

2

композиция сочинения – С1 (К5); средства связи предложений в тексте – В7


В творческой лаборатории читателя: от текста – к авторскому замыслу. Средства художественной выразительности

3

средства художественной выразительности – В8; стиль и тип речи – А29; лексика – А12; лексикология – А31


От анализа текста – к изложению (подробному, выборочному или сжатому).

2

Н и НН в причастиях и прилагательных – А14; анализ текста – С1 (К1-К3)

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 40, 46


Анализ изложений. Работа над речевыми ошибками. Приемы редактирования.

2

анализ текста – С1 (К6, К10)


Сочинение – это тоже текст: от анализа текста – к авторскому замыслу, от авторского замысла – к тексту.

2

средства связи предложений в тексте – В7; средства художественной выразительности – В8; анализ текста С1 (К3)


Р.Р.Сочинение - рассуждение. Подготовка к ЕГЭ.


4

средства связи предложений в тексте – В7; средства художественной выразительности – В8; анализ текста С1 (К3)

4


Система языка

Система языка: взаимодействие языковых единиц разных уровней.

2

основа предложения – А10, В4; состав слова; пунктуация при ОЧ – А6, А21


Лингвистика: разделы науки о языке. Выдающиеся ученые-лингвисты, их вклад в развитие лингвистической науки.

2

лексика – А12; лексикология – А31; словосочетание – В3

5


Фонетика. Орфоэпия. Графика

Звуковая организация поэтического текста. Звуковой символизм.

2

задания А1, А2

6


Лексика. Фразеология

Слово в тексте. Слово и стиль. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова. Лексический разбор текста.

2

грамматика – задания А4, А5, А6; тип и стиль речи – А29;

7


Словообразование

Словообразовательные (морфемные) языковые средства как способ создания художественной выразительности.

2

словообразование – В1; лексика – А12; лексикология – А31; анализ текста публицистического стиля речи – С1 (К1-К3)

8


Морфология

Морфологические средства выразительности. Морфологические средства связи в тексте.

2

слитное и раздельное написание НЕ – А19; правописание предлогов, союзов, частиц – А20; части речи – А12 В2; средства художественной выразительности – В8;

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 29, 58, 121


Практическая работа по лексике, словообразованию и морфологии.

2

средства связи предложений в тексте – А8, В7; средства художественной выразительности – В8; анализ текста С1 (К3)

9


Синтаксис

Синтаксические единицы. Словосочетание: основные типы.

2

словосочетание – В3


Предложение как единица синтаксиса. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

2

основа предложения – А9; характеристика предложения – А10; односоставные предложения – В4; сложное предложении – А21, А25, А26


Синонимия простых предложений с ОЧ и ССП, простых предложений с обособленными членами и СПП. Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.


2

пунктуация при ОЧ – А6, А21; предложения с обособленными членами – А22, В5; языковые средства – В8; синонимия на уровне строения предложении – А28

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 34, 38


Порядок слов как языковое средство выразительности и как средство связи между предложениями в тексте.

3

языковые средства – В8; односоставные предложения – В4; сложное предложении – А21, А26; роль тире и двоеточия - А25; вводные слова и конструкции – А23;

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.71, 19,80


Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

4

сложное предложение – А21, А22, А24 – А28; связь предложений в тексте – В7

10


Пунктуация

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность отдельных знаков препинания. Обобщение наиболее трудных правил пунктуации.

4

пунктуация – А21 – А28; анализ текста публицистического стиля речи С1 (К1-К4)

11


Повторение. Контрольные упражнения

Повторение. Контрольный диктант.

8

сочинение на основе исходного текста – С1



Учебные сервисы:

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

2 Газета «1 сентября» www.1september.ru

3 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

4.ФИПИ http://www.fipi.ru

5 Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/

6.Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»


http://www.rus.1september.ru

7.Завуч. инфо www . zavuch . info

8.Педсовет http://pedsovet.org

9 Этимология и история слов русского языка http://etymolog.ruslang.ru/

10.Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/

11 Справочно-информационный портал "Грамота.ру"( Словари, игры, материалы к уроку, новости, журнал, материалы олимпиад):

http://www. gramota.ru ;

12 Сайт «Культура письменной речи» http://www.gramma.ru

13.Школа цифрового века http://digital.1september.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!