Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов:
Базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 210 часов (6 часа в неделю), в 8 классе – 105 часов (3 часа в неделю).
№ п/п | № в теме | Дата | Тема урока | Прим. |
план | факт |
1 ЧЕТВЕРТЬ |
Тема 1.1(1ч) Введение |
1 | 1 | 01.09 | | Введение. Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире. | |
Тема 1.2 Повторение изученного в V – VII классах (5ч.+1РР+1КР) |
2 | 1 | 02 | | Пунктуация и синтаксис. Синтаксические условия употребления знаков препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | |
3 | 2 | 03 | | Знаки препинания в сложном предложении. Типы сложных предложений и средства связи в них. | |
4 | 3 | 07 | | Пунктуация и орфография. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | |
5 | 4 | 09 | | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Условия написание частиц не и ни. | |
6 | 5 | 14 | | УРР №1. Сочинение-рассказ по данному началу (упр.36). | |
7 | 6 | 15 | | Повторение изученного, подготовка к контрольному диктанту | |
8 | 7 | 16 | | Контрольный диктант №1. | |
Тема 2(9ч) Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
Тема 2.1 Понятие о синтаксисе как разделе грамматики (2ч.+4РР+1КР) |
9 | 1 | 21 | | Анализ контрольной работы. Основные единицы синтаксиса. | |
10 | 2 | 22 | | УРР №2. Текст как единица синтаксиса. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи. | |
11 | 3 | 23 | | УРР №3. Письменный ответ на вопрос с использованием данного материала (упр. 48). | |
12 | 4 | 28 | | Предложение как единица синтаксиса: функция предложения, виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения, смысловая функция интонации, простое и сложное предложение. Отличие слова и словосочетания от предложения. | |
13 | 5 | 29 | | УРР №4. Текст как одно предложение. Смысловая особенность такого текста. Сжатое изложение по данному тексту с грамматическим заданием (упр.52). | |
14 | 6 | 30 | | УРР №5. Поэтический язык как особый вид художественной речи. Средства выразительности языка. Подготовка к контрольному сочинению. | |
15 | 7 | 05.10 | | Контрольное сочинение. | |
Тема 2.2 Словосочетание. Простое предложение. (7ч.+1КР) |
16 | 1 | 06 | | Словосочетание как единица синтаксиса, его отношение к слову и предложению. Главное и зависимое слово в словосочетании. Свободные и несвободные словосочетания. | |
17 | 2 | 07 | | Типы словосочетаний по способу выражения главного слова: именные, глагольные, местоимённые и наречные. Синонимия словосочетаний, употребление словосочетаний в разных стилях. | |
18 | 3 | 12 | | Виды синтаксической связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | |
19 | 4 | 13 | | Синтаксический разбор словосочетания. | |
20 | 5 | 14 | | Тестовые контрольные задания №1. | |
21 | 6 | 19 | | Культура речи. Правильное употребление форм зависимого слова при согласовании и управлении, использование в речи синонимических по значению словосочетаний. | |
22 | 7 | 20 | | Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Виды простого предложения (двусоставные и односоставные). Предложения реальной и ирреальной модальности, утвердительные и отрицательные. | |
23 | 8 | 21 | | Порядок слов и логическое ударение в предложении как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. | |
2 ЧЕТВЕРТЬ |
Тема 3 (13ч) Двусоставные предложения Тема 3.1 Главные члены предложения (5ч.+2РР+2КР) |
24 | 1 | 02.11 | | УРР №6. Публицистический стиль. Описание памятника культуры. Сочинение-сравнительная характеристика картин художников, изображающих один и тот же памятник культуры. | |
25 | 2 | 03 | | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | |
26 | 3 | 09 | | Типы сказуемого в двусоставном предложении. | |
27 | 4 | 10 | | УРР №7. Подготовка к контрольному изложению. | |
28 | 5 | 11 | | Контрольное изложение. | |
29 | 6 | 16 | | Простое глагольное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. | |
30 | 7 | 17 | | Составное глагольное сказуемое. Особенности грамматического выражения и строения. | |
31 | 8 | 18 | | Составное именное сказуемое. Пунктуация при составном именном сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. | |
32 | 9 | 23 | | Контрольный диктант. | |
Тема 3.2 Второстепенные члены предложения, способы их выражения (8ч.+1РР+1КР) |
33 | 1 | 24 | | Роль второстепенных членов предложения Дополнение прямое и косвенное. | |
34 | 2 | 25 | | Дополнение прямое и косвенное. Варианты форм, связанные с управлением: беспредложное и предложное управление, выбор предлога, выбор падежной формы, управление при однородных членах предложения; родительный падеж при глаголах с отрицанием; управление при словах, близких по значению | |
35 | 3 | 30 | | Определение, согласованное и несогласованное. | |
36 | 4 | 01.12 | | Приложение как разновидность определения. | |
37 | 5 | 02 | | Написание одиночных приложений через дефис; приложения, выделяемые кавычками | |
38 | 6 | 07 | | Обстоятельство, виды обстоятельств по значению, способы их выражения | |
39 | 7 | 08 | | Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи. | |
40 | 8 | 09 | | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | |
41 | 9 | 14 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
42 | 10 | 15 | | УРР №8. Смешанные типы речи. Характеристика человека (упр.162, 165). | |
Тема 4. Односоставные предложения. Неполные предложения (6ч.+2РР+1КР*) |
43 | 1 | 16 | | Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные односоставные предложения). | |
44 | 2 | 21 | | Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определённо-личные) | |
45 | 3 | 22 | | Односоставные предложения с главным членом сказуемым (неопределённо-личные). | |
46 | 4 | 23 | | УРР №9. Инструкция. Официально-деловой стиль речи. Составление инструкций. | |
3 ЧЕТВЕРТЬ |
47 | 5 | 11.01 | | Односоставные предложения с главным членом сказуемым (безличные односоставные предложения). Культура речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. | |
48 | 6 | 12 | | УРР №10. Рассуждение. Элементы рассуждения в сочинении и изложении. | |
49 | 7 | 13 | | Понятие о неполных предложениях. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи. | |
50 | 8 | 18 | | Синтаксический разбор односоставного предложения. | |
51 | 9 | 19 | | УРР №11. Контрольное изложение* с элементами рассуждения. | |
Тема 5 (17ч). Простое осложненное предложение Тема 5.1 Понятие об осложнённом предложении. Однородные члены предложения (8ч+1РР+2КР) |
52 | 1 | 20 | | Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении. | |
53 | 2 | 25 | | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | |
54 | 3 | 26 | | Однородные и неоднородные определения, пунктуация при них. | |
55 | 4 | 27 | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |
56 | 5 | 01.02 | | УРР №12. Сравнительная характеристика двух людей в тексте, в том числе по личным наблюдениям (упр.264). | |
57 | 6 | 02 | | Контрольный диктант. | |
58 | 7 | 03 | | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | |
59 | 8 | 08 | | Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах. | |
60 | 9 | 09 | | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | |
61 | 10 | 10 | | Тестовые контрольные задания №2. | |
62 | 11 | 15 | | Культура речи. Синонимика рядов однородных членов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. | |
Тема 5.2 Обособленные члены предложения (9ч.+2РР+1КР) |
63 | 1 | 16 | | Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения, их роль в речи. | |
64 65 | 2 3 | 17 22 | | Общие условия обособления определений. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. | |
66 | 4 | 24 | | УРР №13. Рассуждение на дискуссионную тему. Подготовка к контрольному сочинению. | |
67 | 5 | 01.03 | | Контрольное сочинение в форме ответа писателю Ю.Яковлеву (упр.303, 304). Можно ли жить без Родины? | |
68 | 6 | 02 | | Обособление приложения как разновидности согласованных определений. Выделительные знаки препинания при них. | |
68 70 | 7 8 | 03 09 | | Обособление обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | |
71 | 9 | 10 | | Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения. Выделительные знаки препинания при них. | |
72 | 10 | 15 | | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | |
73 | 11 | 16 | | Культура речи. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. | |
74 | 12 | 17 | | УРР №14. Аудирование. Определение композиции «смешанного» текста. | |
4 ЧЕТВЕРТЬ |
Тема 6. Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения (7ч+1РР+2КР) |
75 | 1 | 29 | | Предложения с обращениями. Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения, назначение обращения, способы его выражения. Распространенные обращения и нераспространённые. Выделительные знаки препинания при обращении. | |
76 | 2 | 30 | | Культура речи. Употребление обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. | |
77 | 3 | 31 | | УРР №15. Подготовка к контрольному изложению. | |
78 | 4 | 05.04 | | Контрольное изложение. | |
79 | 5 | 06 | | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | |
80 | 6 | 07 | | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | |
81 | 7 | 12 | | Вставные слова, словосочетания и предложения | |
82 | 8 | 13 | | Междометия в предложении, выделительные знаки препинания при них. | |
83 | 9 | 14 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Культура речи. Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. | |
84 | 10 | 19 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
Тема 7 Способы передачи чужой речи (5ч.+1РР+1КР) |
85 | 1 | 20 | | Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части. | |
86 | 2 | 21 | | Прямая речь и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. | |
87 | 3 | 26 | | Диалог. Пунктуация: знаки препинания при диалоге. | |
88 | 4 | 27 | | УРР №16. Сжатое изложение художественного стиля с диалогической речью (упр.418). | |
89 | 5 | 28 | | Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования, пунктуационное оформление | |
90 | 6 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью | |
91 | 7 | | | Контрольный диктант. | |
Тема 8 Повторение и систематизация изученного (5ч) |
92 | 1 | | | Синтаксис и морфология. | |
93 | 2 | | | Синтаксис и пунктуация. | |
94 | 3 | | | Синтаксис и культура речи. | |
95 | 4 | | | Синтаксис и орфография. | |
96 | 5 | | | Итоговый урок в конце года. | |