Рабочая программа учебного курса русского языка для 11 классов (далее – Рабочая программа) составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы МО РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» авторов Н.Г. Гольцовой, М.А. Мищериной (М.: Русское слово, 2016). Календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) составлено к учебнику по русскому языку Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной (М.: Русское слово, 2016).
Рабочая программа «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 11 классе на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов. При разработке программы использовано примерное планирование при 2-х часах в неделю, предложенное авторами учебной программы курса.
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и способствовать восприятию языка как системы.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания тестовой и творческой частей, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор старшеклассников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка.
Словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
Система практических и контрольных работ, включающих задания тестовой части и творческой части ЕГЭ, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
№ п/п | Наименование разделов курса, тем уроков | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД)/ основные требования к уровню подготовки учащихся | Формы и виды контроля | Домашнее задание |
Знать | Уметь | | |
I полугодие (32 часа) |
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ – повторение (2 часа) |
-
| Из истории русского языкознания. Урок-семинар. | 1 | | Сообщения на лингвистическую тему, составление тезисного плана, анализ текста | Место русского языка среди других языков мира, имена выдающихся ученых-лингвистов и их вклад в развитие русского языка | Создавать письменные и устные высказывания на лингвистическую тему, использовать разные виды чтение (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) | Комплексный анализ текста | Упр. 544. |
-
| Стилистика. Функциональные стили речи. Урок развития речи | 1 | Составление таблицы «Функциональные стили речи и их отличительные особенности», составление тезисного плана, определение стилистической принадлежности текста (упр. 519, 530-531, 541), составление диалога и монолога | Классификацию функциональных стилей речи, их отличительные признаки и жанровое своеобразие | Аргументированно определять функционально-стилевую принадлежность текста; создавать тексты определенного вида и жанра | Комплексный анализ текста «Проверь себя» | Стр. №84 -403, упр. 532. |
-
| К/Р Входной контроль знаний (диктант, комплексный анализ текста) | 2 | | Определение уровня изученного материала по теме «Орфография, грамматика и пунктуация», Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков. | Основные принципы русской орфографии и пунктуации, правила русского правописания, грамматические признаки частей речи | Применять знания, умения, навыки, контролировать себя | Диктант, комплексный анализ текста | СамоанализРНО. |
-
|
Тема 2. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 42 часа |
-
| Повторение. Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Повторительно-обобщающий урок. | 1 | | Пунктуационный и синтаксический разбор предложений, объяснительный диктант с графическим обозначением пунктограмм, конструирование схем простых и сложных предложений. | Основные синтаксические единицы, основные принципы русской пунктуации, две группы знаков препинания (разделительные и выделительные). Пунктуационный анализ предложений. | Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений, графически обозначать пунктограммы | «Проверь себя» | Упр. 327. |
-
| СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Урок усвоения нового материала. Синтаксический разбор словосочетаний | Основные синтаксические единицы, особенности подчинительной и сочинительной связи, строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. | Вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний | Самостоятельная работа. | Упр. 329. |
-
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие о предложении как единице синтаксиса. Пр/р: по теме «Словосочетание» | 1 | | Контрольные упражнения | Основные единицы языка, их признаки. Строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. | Осознавать предложение как минимальное речевое высказывание | Проверочная работа по теме «Словосочетание» (повторение) | Карточки |
-
| ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Классификация предложений (Типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и др.). Простое предложение. Виды и типы ПП. Презентация. Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. | Основные единицы языка, их признаки. | Употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений. Осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | Конспект лекции | Упр. 336. |
-
| Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. | Основные единицы языка, их признаки. | Находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые | Конспект лекции | Упр. 341. |
-
| Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационное тире. | 1 | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. | Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, соединительного и интонационного тире; случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении | Определять неполные предложения. | Карточки. |
-
| Практикум. Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | | Тренировочное упражнения | Классификацию предложений по структуре | Опознавать виды ПП. Выполнять синтаксический разбор ПП | Синтаксический разбор простого предложения | Задания тестовой части. |
-
| ПР/Р: Проверочная работа по теме «Словосочетание. Простое предложение. Постановка тире в простом предложении» | 1 | Самостоятельная проверочная работа | Основные единицы языка, их признаки (словосочетание и простое предложение) | Различать СС и ПП. Определять из типы и виды. Употреблять тире в ПП. | Проверочная работа по теме «Словосочетание. Простое предложение. Постановка тире в простом предложении» | Упр. 357 |
-
| ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. ПР/Р: Словарный диктант | 1 | | Урок усвоения нового материала. Составление таблицы, схемы «Пунктуация при однородных членах предложения» | Правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Основные единицы языка, их признаки; вводные | Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | Словарный диктант | Упр. 358. |
-
| Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | 1 | Тренировочные упражнения. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Комментированное письмо с графическим обозначением пунктограмм. «Проверь себя» | Задания тестовой части. |
-
| Однородные и неоднородные определения и приложения, знаки препинания. | 1 | | Тренировочные упражнения. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Конструирование предложения, составление схем однородных членов предложения, однородных и неоднородных определений. | Карточки |
-
| ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Решение заданий типа ЕГЭ (тестовая часть). Практикум | 1 | Тест, индивидуальные задания | Решение теста в формате ЕГЭ | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | Тест | Задания тестовой части. |
-
| Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. | 1 | | Тренировочные упражнения. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами | Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | Конструирование предложения, составление схем однородных членов предложения, «Проверь себя» | Упр. 360 |
-
| Обобщающие слова при однородных членах, пунктуация. Знаки препинания при обобщающих словах. | 1 | Тренировочные упражнения. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами | Правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | Сочинение-миниатюра в форме описания (упр.364) | Упр. 380 |
-
| К/Р Контрольный диктант по теме «Простое осложнённое предложение» | 1 | | Самостоятельная работа | Воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора. Основные признаки ПП, однородных и обособленных членов предложения, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности предложений | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии пунктуации, грамматические и речевые нормы | Диктант | РНО |
-
| ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Р/Р: Сочинение-рассуждение по исходному тексту | 1 | Организация совместной учебной деятельности. Комплексный анализ текста. Домашнее сочинение | Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Определения темы и проблемы текста. Структуру сочинения-рассуждения | Определять тему, проблему, основную мысль, позицию автора..Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. | Сочинение-рассуждение по исходному тексту | Задания тестовой части. |
-
| Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. | 1 | | Составление таблицы «Обособленные члены предложения» | Определение обособленных членов предложения, правила постановки знаков препинания | Определять обособленные члены предложения, отличать их, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях | Синтаксический разбор осложненных обособленными членами ПП | Задания тестовой части. |
-
| Обособленные и необособленные определения. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами предложения | Определение обособленных членов предложения, правила постановки знаков препинания | Определять обособленные члены предложения, отличать их, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях. Применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Синтаксический разбор осложненных обособленными членами ПП. «Проверь себя» | Упр.390 |
-
| Обособленные и необособленные приложения. | 1 | | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами предложения | |
-
| Обособленные обстоятельства. | 1 | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами предложения | Карточки |
-
| Обособленные обстоятельства. Практикум | 1 | | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами предложения | Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами | Применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Синтаксический разбор осложненных обособленными членами ПП | Упр. 398 |
-
| ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Решение заданий ЕГЭ. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием и причастным оборотом). Практикум | 1 | Решение заданий ЕГЭ | Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами | Применять изученные правила при решении грамматических и пунктуационных задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Тест | Задания тестовой части. |
-
| ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. К/Р Контрольный тест в формате ЕГЭ | 2 | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Основные нормы русского литературного языка | Применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Тест в формате ЕГЭ (180 мин.) | Карточки |
-
| |
-
| ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Анализ контрольного теста в формате ЕГЭ | 1 | | Классификация ошибок, анализ и самоконтроль | Основные нормы русского литературного языка | Выполнять аргументированную работу над ошибками | Работа над ошибками | РНО |
-
| РР Обучающее сочинение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ | 1 | Написание сочинения в формате ЕГЭ | Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). | Совершенствовать и редактировать собственный текст | Сочинение по прочитанному тексту | Задания тестовой части. |
-
| Обособленные дополнения. | 1 | | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами предложения | Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами | Применять изученные правила при решении грамматических и пунктуационных задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Синтаксический разбор осложненных обособленными членами ПП | Упр. 401 |
-
| Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. | 1 | Синтаксический разбор предложений с обособленными, пояснительными и уточняющими членами предложения | Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными, присоединительными и уточняющими членами | Синтаксический разбор осложненных обособленными, уточняющими, пояснительными, присоединительными членами ПП. «Проверь себя» | Упр. 406 |
II полугодие (36 часов) |
-
| Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. Практикум | 1 | | Синтаксический разбор предложений с обособленными, пояснительными и уточняющими членами предложения | Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными, присоединительными и уточняющими членами | Применять изученные правила при решении грамматических и пунктуационных задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Синтаксический разбор осложненных обособленными, уточняющими, пояснительными, присоединительными членами ПП | Карточки |
-
| Знаки препинания при сравнительных оборотах. | 1 | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. | Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами | Синтаксический разбор осложненных обособленными, уточняющими, пояснительными, присоединительными членами ПП | Задания тестовой части. |
-
| Знаки препинания при обращениях. | 1 | | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. | Основные единицы языка, их признаки, определения. | Находить обращение; анализировать предложение. | «Проверь себя» | Упр. 414 |
-
| Вводные слова и вставные конструкции. | 1 | Тренировочные упражнения. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания | Находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений. Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах | «Проверь себя» | Упр. 423 |
-
| Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | 1 | | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. | Основные единицы языка, их признаки; междометия, утвердительные и отрицательные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания | Находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений. Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах | «Проверь себя» | Упр. 428 |
-
| К/Р Диктант с творческим заданием | 1 | Самостоятельная работа | Основные признаки ПП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности предложений | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии пунктуации, грамматические и речевые нормы | Диктант с творческим заданием | СамоанализРНО |
-
| Сложное предложение. Типы сложных предложений. | 1 | | Работа по схеме «Сложное предложение». Беседа, проблемные задания | Типы СП, признаки сложных предложений | Различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них | Объяснительный диктант | Задания тестовой части. |
-
| Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор ССП. | 1 | Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП | Основные группы ССП по значению союзам. | Объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор предложении | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Задания тестовой части. |
-
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 | | Беседа, проблемные задания | Отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным | Правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Упр. 447 |
-
| ПР/Р: Проверочная работа по теме «Пунктуация в ССП и СПП, типы сочинительных и подчинительных союзов, виды придаточных» | 1 | | Проверочная работа | Отличительные признаки СП, средства связи в СП, пунктуация | Проверочная работа по теме «Пунктуация в ССП и СПП, типы сочинительных и подчинительных союзов, виды придаточных» | Карточки |
-
| Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | 1 | | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. проблемные задания | Различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, | Конструировать предложения, аргументировать постановку знаков препинания, составлять схемы, производить, синтаксический разбор | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Упр. 453 |
-
| Практикум по теме «Последовательное, однородное, неоднородное, смешанное подчинение в СПП с несколькими придаточными». | 1 | Тренировочные упражнения. Комментированное письмо. | Объяснительный диктант, «Проверь себя» | РНО |
-
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | | Составление таблицы «Знаки препинания в БСП». Работа с учебником. | Отличительные признаки БСП, средства связи в БСП, пунктуация | Объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте БСП и производить их пунктуационный разбор | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Карточки |
-
| ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Решение заданий типа ЕГЭ. Тестовая часть. Практикум. | 1 | Самостоятельная работа | Основные нормы русского литературного языка | Применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Задания тестовой части. |
-
| Синтаксический разбор БСП. Значение частей сложного бессоюзного предложения. | 1 | | Тренировочное упражнения. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, тире и двоеточия, выразительные возможности БСП. | Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Объяснительный диктант, «Проверь себя» | Упр. 458 |
-
| Сложные предложения с разными видами связи. | 1 | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. проблемные задания | Отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи | Видеть сложные предложения с разными видами связи, определять виды придаточных. | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Карточки |
-
| Сложное синтаксическое целое. Абзац. | 1 | | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. проблемные задания | Строение ССЦ. Выразительные возможности периода и ССЦ | Ставить знаки препинания при оформлении ССЦ | Объяснительный диктант | Карточки |
-
| ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Анализ исходного текста, написание сочинения. | Структуру сочинения. Схему анализа исходного текста. | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста. Умение работать с текстом. | Сочинение в формате ЕГЭ (домашняя работа) | Задания тестовой части и части С. |
-
| ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. К/Р в формате ЕГЭ. Пробный экзамен (180 минут) | 2 | | Самостоятельная работа | Основные нормы и правила. | Правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ | Пробный экзамен (180 или 210 минут) | Самоанализ РНО |
-
|
-
| Способы передачи чужой речи. Чужая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь, диалог, единицы прямой речи. Презентация. Повторение: обращение, части речи. | 1 | | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. проблемные задания | Правила постановки знаков препинания при прямой речи | Находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции русского литературного языка. | Схематический диктант | Упр. 480 |
-
| Знаки препинания при прямой речи. | 1 | Тренировочные упражнения, проблемные задания. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Правила постановки знаков препинания при прямой речи | Ставить знаки препинания при оформлении прямой речи | Схематический диктант | Упр. 484 |
-
| Знаки препинания при диалоге. | 1 | | Тренировочные упражнения, проблемные задания. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Правила постановки знаков препинания при диалоге | Ставить знаки препинания при оформлении диалога | Схематический диктант | Задания тестовой части. |
-
| Знаки препинания при цитатах. | 1 | Тренировочные упражнения, проблемные задания. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Правила постановки знаков препинания при цитатах | Ставить знаки препинания при оформлении цитат | Схематический диктант | Карточки |
-
| Сочетание знаков препинания. Факультативные, альтернативные, вариативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | 1 | | Урок усвоения нового материала. Тренировочные упражнения. проблемные задания | О факультативности обособлений, альтернативных знаках препинания | Различать факультативные, альтернативные, вариативные знаки препинания | «Проверь себя» | Задания тестовой части. |
-
| К/Р: Контрольный диктант по теме «Способы передачи чужой речи» | 1 | Самостоятельная работа | Воспринимать текст на слух, безошибочно писать | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии пунктуации, грамматические и речевые нормы | Проверочная работа по теме «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях, включающих чужую речь. Сочетание знаков препинания» | РНО |
Тема 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 4 часа | | | | | | |
-
| Культура речи. Нормы речи. | 1 | | Тренировочные упражнения, проблемные задания. Комментированное письмо. Работа с учебником. | Нормы литературного языка | Строить речь с применением различных способов в зависимости от условий. | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Задания тестовой части и части С. |
-
| Речевые нормы: орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, синтаксис. Практикум | 1 | Тренировочные упражнения. проблемные задания. Работа со словарями. | Основные нормы литературного языка | Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи | Диктант с самопроверкой | Задания тестовой части. |
-
| Качества речи хорошей речи. Риторика. | 1 | | Анализ исходного текста, составление цитатного плана, объяснительный диктант. | Схему анализа исходного текста. Различия между понятиями язык и речь, основные требования к речи, нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Соблюдать нормы построения текста. Умение работать с текстом. Соблюдать культуру учебно-научного и разговорного общения. | Анализ отрывка | Карточки |
-
| Р/Р: Комплексный анализ текста | 1 | Анализ исходного текста. Комплексный анализ текста | Схему анализа исходного текста. Основные элементы содержания текста. | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Соблюдать нормы построения текста. Умение работать с текстом. | Тест по тексту (формат ЕГЭ) | Задания тестовой части. |
Тема 4. СТИЛИСТИКА | 4 часа | | | | | | |
-
| Функциональные стили речи и их особенности. | 1 | | Работа с деформированным текстом | Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы | Работа с таблицей «Функциональные стили речи», составление тезисного плана. | Карточки |
-
| Стиль речи, тип речи. | 1 | Определение стилистической и типовой принадлежности текста | Анализ текста |
-
| Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | | Тренировочные упражнения, проблемные задания. Комментированное письмо. Работа с учебником. | | | Анализ отрывка с точки зрения изобразительно-выразительных средств | Анализ текста |
-
| Р/Р: Комплексный анализ текста | 1 | Анализ исходного текста. Комплексный анализ текста | Схему анализа исходного текста. Основные элементы содержания текста. | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Соблюдать нормы построения текста. Умение работать с текстом. | Тест по тексту (формат ЕГЭ) | Задания тестовой части. |
-
| Резервные уроки. Повторение и обобщение пройденного | 2 часа | | Тренировочные упражнения, проблемные задания. Комментированное письмо. Работа с учебником. | | | Решение заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ | Карточки |
68 |
Тема 5. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ | 14 часов | | | | | В течение года |
К/Р – контрольная работа (диктант, тест в формате ЕГЭ, домашняя контрольная работа)