Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
Рабочая программа
по русскому языку
Уровень общего образования (класс) 5 «А, 5 «Б»
Количество часов 170
Учитель: Козлова Светлана Николаевна
г.Семикаракорск
2021г.
Раздел 1. «Пояснительная записка»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования.
Цели рабочей программы в области формирования системы знаний, умений соотнесены с целями и задачами учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования, что позволяет обеспечить средствами учебного предмета возможности для
— воспитания гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитания интереса и любви к русскому языку;
— совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
— освоения знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в разных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка; нормах русского литературного языка, русском речевом этикете.
Цель рабочей программы конкретизируется задачами, которые решаются при изучении курса «Русский язык». Они соотнесены с главными задачами реализации Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1:
— осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства;
— формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности в речевом самосовершенствовании;
— усвоение системы знаний о русском языке;
— формирование метапредметных умений и способов деятельности (определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; уметь извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её).
Рабочая программа к учебнику под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С. Г. Бархударова «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С. Г. Бархударова для 5—9 классов общеобразовательных организаций (Просвещение, 2021 г.).
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, соотнесено с объёмом курса. Содержание курса русского языка в 5 классе (5 ч в неделю, 35 учебных недель) – 175 часов. По календарному учебному графику школы в 5 «А» классе – 136 часов. Уроки, выпавшие на праздничные дни, будут компенсированы за счет уплотнения программы.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык»
У выпускника будут сформированы следующие компетенции:
Личностные:
представление о родном языке как важнейшем средстве общения;
появление устойчивого интереса к собственному языку, стремление его совершенствовать;
установка на понимание собеседника;
уважительное отношение к собеседнику; установка на неагрессивное речевое поведение.
Метапредметные:
умение определять границы своей компетентности (коммуникативной, языковой, культуроведческой) и ставить учебные цели;
умение оценивать успешность коммуникации, достижение цели, анализировать причины неудач;
умение организовать учебные и другие формы сотрудничества;
способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; работать с информацией, представленной в разных источниках и в разном виде (тексты разных жанров, словарные статьи, таблицы, схемы и т. п.);
умение обобщать информацию и делать выводы;
умение выделять общие и индивидуальные признаки объекта и создавать на этой основе классификацию;
умение обнаружить противоречие (н-р, между информацией из разных словарей, между описанием из разных учебников, между результатами наблюдения и данными словаря или учебника);
умение отвечать на поставленный вопрос (удерживать тему/проблему);
умение выстроить доказательство;
умение представить результаты своей исследовательской и практической деятельности.
Предметные:
говорение
готовность и умение переформулировать высказывание в зависимости от речевой ситуации;
овладение нормами речевого поведения в учебном диалоге;
умение передать содержание чужого высказывания разными способами (дословное воспроизведение, пересказ);
умение выступить с устным сообщением на лингвистическую тему, изложить результаты собственных наблюдений, выстроить доказательство гипотезы.
слушание
умение определять цель высказывания собеседника;
умение различать завершенное и незавершенное высказывание;
умение слушать и задавать вопросы, проясняющие позицию собеседника;
умение различать слова говорящего (рассказчика) и передаваемые им слова третьего лица.
чтение
умение определять границы реплики по формальным признакам (знакам препинания), по чередованию обращений, по речевым особенностям говорящих, по смыслу высказываний;
умение различать слова автора (рассказчика) и героя, записанные разными способами, в том числе в виде косвенной речи;
умение извлекать информацию из лингвистических словарей (орфографического, орфоэпического, словообразовательного, этимологического, толкового и т.п.) и преобразовывать полученную информацию в развернутое устное или письменное высказывание.
письмо
умение передать содержание чужого высказывания с комментариями и без них: нормативное использование знаков препинания для передачи диалога или отдельных реплик, включение чужой речи в собственную с использованием разных способов разграничения чужой и собственной речи;
участие в письменном обсуждении: умение сформулировать вопрос, создать развернутое письменное сообщение в форуме;
умение создавать тексты разных типов и жанров: письмо, описание предмета или явления, рассуждение на лингвистическую тему, правило, словарное толкование и т. п.
умение записать текст под диктовку, самостоятельно определяя границы реплик, предложений, частей сложного предложения, границ слов в составе фонетического слова;
умение редактировать текст, исправляя ошибки, связанные с неверным членением текста на предложения, предложения на части;
умение расставлять знаки препинания в тексте несколькими способами и объяснять, как при этом изменяется смысл;
соблюдение в практике письма основных орфографических правил с использованием всех способов проверки (общий принцип, частное правило, словари);
умение предотвращать ошибки в незнакомых словах (видеть возможность ошибки);
умение использовать синонимы, антонимы, однокоренные слова для связи предложений в тексте;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
В процессе изучения курса «Русский язык» необходимым является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Раздел 3. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №1 г. Семикаракорска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку и программой учебного курса авторов-составителей Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С. Г. Бархударова
I. Язык и общение (2 ч + 1 ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
II. Вспоминаем, повторяем, изучаем (20 ч + 4 ч)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
III. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (25 ч + 9 ч)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
IV. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13 ч + 4 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
V. Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
VI. Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 6 ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
VII. Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (16 ч + 4 ч)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
VIII. Имя прилагательное (6 ч + 3 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
ХIХ. Глагол (17 ч + 4 ч)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
ХХ. Повторение и систематизация изученного в 5 классе (8 ч)
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложениях с прямой речью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | К/р (работ) | Р/р (часов) | Словарные диктанты (работ) |
1 | Язык и общение | 3 | | 1 | |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 24 | 1 | 4 | |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 34 | 1 | 9 | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 17 | 1 | 4 | 1 |
5 | Лексика. Культура речи | 10 | | 2 | |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 24 | 1 | 6 | 1 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное | 20 | 1 | 4 | 1 |
8 | Имя прилагательное | 9 | 1 | 3 | 1 |
9 | Глагол | 21 | 1 | 4 | 1 |
10 | Повторение и систематизация изученного | 8 | 1 | 0 | |
Итого | | 175 | 8 | 37 | 5 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование 2021 – 2022 учебный год
по предмету «Русский язык» 5 «А», 5 «Б» классах
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
5 А | 5 Б |
I. Язык и общение (2 ч +1 ч) |
1. | Язык и человек. Общение устное и письменное | 1 | | |
2. | Р/Р. Читаем учебник. Слушаем на уроке | 1 | | |
3. | Научный стиль речи. Разговорная речь. Язык художественной литературы | 1 | | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (21 ч + 2 ч) |
4. | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | | |
5. | Орфограмма | 1 | | |
6. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | | |
7. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | | |
8. | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | | |
9. | Буквы и, у, а после шипящих. Обобщение и систематизация материала, изученного в 1-4 классах. | 1 | | |
10. | Входной контроль (Всероссийская проверочная) (контроль №1) | 1 | | |
11. | Анализ ВПР. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | | |
12-13. | Подготовка к изложению. Р/Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение | 2 | | |
14-15. | Анализ творческих работ. Части речи. Глагол | 2 | | |
16. | -Тся и -ться в глаголах | 1 | | |
17. | Тема текста | 1 | | |
18. | Личные окончания глаголов | 1 | | |
19. | Имя существительное | 1 | | |
20. | Имя прилагательное | 1 | | |
21. | Р/Р. Подготовка к сочинению по картине А. Пластова «Летом» | 1 | | |
22. | Р/Р. Сочинение-описание по картине А. Пластова «Летом» | 1 | | |
23-24. | Анализ творческих работ. Местоимение. Основная мысль текста | 2 | | |
25-26. | Обобщение и систематизация материала, изученного в 1-4 классах. | 2 | | |
27. | Самостоятельная работа | 1 | | |
Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (28 ч + 6 ч) |
28. | Анализ самостоятельной работы. Синтаксис. Пунктуация | 1 | | |
29. | Словосочетание | 1 | | |
30. | Разбор словосочетания | 1 | | |
31. | Предложение | 1 | | |
32. | Р/Р. Подготовка к сжатому изложению по тексту В. Катаева | 1 | | |
33. | Р/Р. Сжатое изложение по тексту В. Катаева | 1 | | |
34. | Анализ творческих работ. Виды предложений по цели высказывания | 1 | | |
35. | Восклицательные предложения | 1 | | |
36. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое | 1 | | |
37. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | |
38-39. | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение | 2 | | |
40-41. | Р/Р. Подготовка к сжатому изложению по тексту Е. Мурашовой. Р/Р. Сжатое изложение по тексту Е. Мурашовой | 2 | | |
42. | Анализ творческих работ. Определение | 1 | | |
43. | Обстоятельство | 1 | | |
44. | Предложения с однородными членами | 1 | | |
45. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Орфографические, пунктуационные нормы | 1 | | |
46-47. | Предложения с обращениями | 2 | | |
48. | Р/Р. Письмо | 1 | | |
49. | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | | |
50. | Р/Р. Подготовка к сочинению по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» | 1 | | |
51. | Р/Р. Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» | 1 | | |
52. | Анализ творческих работ. Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | | |
53. | Простые и сложные предложения | 1 | | |
54. | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | | |
55-56. | Р/р Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении | 2 | | |
57. | Анализ творческих работ. Прямая речь | 1 | | |
58. | Диалог | 1 | | |
59. | Обобщение и систематизация изученного материала по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | | |
60. | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | | |
61. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч + 4 ч) |
62. | Фонетика. Гласные звуки | 1 | | |
63. | Согласные звуки | 1 | | |
64. | Изменение звуков в потоке речи | 1 | | |
65. | Согласные твердые и мягкие | 1 | | |
66. | Р/Р. Повествование. Подготовка к написанию изложения с элементами описания (К. Паустовский. «Шкатулка») | 1 | | |
67. | Р/Р. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский. «Шкатулка») | 1 | | |
68. | Анализ творческих работ. Согласные звонкие и глухие | 1 | | |
69. | Графика. Алфавит | 1 | | |
70. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Подготовка к словарному диктанту | 1 | | |
71. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Словарный диктант | 1 | | |
72. | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | | |
73-74. | Орфоэпия. Обобщение и систематизация изученного материала по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | 2 | | |
75. | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | 1 | | |
76. | Анализ контрольного диктанта. Р/Р. Подготовка к сочинению. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой. «Цветы, фрукты, птица») | 1 | | |
77. | Р/Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой. «Цветы, фрукты, птица») | 1 | | |
78. | Анализ творческих работ. Слог. Ударение. Орфоэпия. Фонетический разбор слова | 1 | | |
Раздел 5. Лексика. Культура речи (9 ч + 1 ч) |
79. | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
80. | Прямое и переносное значение слов. | 1 | | |
81. | Омонимы и их разновидности. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы | 1 | | |
82. | Омонимы | 1 | | |
83. | Синонимы | 1 | | |
84. | Р/Р. Подготовка к сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | | |
85. | Р/Р. Сочинение-описание по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | | |
86. | Анализ творческих работ. Антонимы | 1 | | |
87. | Паронимы | 1 | | |
88. | Повторение изученного раздела | 1 | | |
Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 5 ч) |
89. | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | | |
90. | Окончание | 1 | | |
91. | Основа слова | 1 | | |
92. | Корень слова | 1 | | |
93-94. | Р/Р. Подготовка к сочинению-рассуждению Р/Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем | 2 | | |
95. | Анализ творческих работ. Суффикс | 1 | | |
96. | Приставка | 1 | | |
97. | Чередование звуков. Беглые гласные | 1 | | |
98. | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | 1 | | |
99-100. | Р/Р. Подготовка к выборочному изложению с изменением лица Р/Р. Выборочное изложение с изменением лица | 2 | | |
101. | Анализ творческих работ. Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | |
102. | Буквы з, с на конце приставок | 1 | | |
103. | Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 | | |
104. | Буквы а-о в корне -раст-рос- Подготовка к контрольному словарному диктанту | 1 | | |
105. | Буквы ё-о после шипящих в корне. Контрольный словарный диктант | 1 | | |
106. | Буквы и-ы после ц. | 1 | | |
107-108. | Обобщение и систематизация изученного материала по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 2 | | |
109. | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | | |
110. | Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
111. | Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | | |
112. | Р/Р. Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | | |
Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя Существительное (16 ч + 4 ч) |
113. | Анализ творческих работ. Имя существительное как часть речи | 1 | | |
114. | Доказательства в рассуждении | 1 | | |
115. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | | |
116. | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных | 1 | | |
117. | Род имен существительных | 1 | | |
118. | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | | |
119. | Р/Р. Подготовка к сжатому изложению по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница» | 1 | | |
120. | Р/Р. Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница» | 1 | | |
121. | Анализ творческих работ. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | | |
122-123. | Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных | 2 | | |
124-125. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 2 | | |
126. | Множественное число имен существительных. Подготовка к словарному диктанту | 1 | | |
127. | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Контрольный словарный диктант | 1 | | |
128. | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | |
129. | Р/Р. Подготовка к сочинению по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | | |
130. | Р/Р. Написание сочинения по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | | |
131. | Анализ творческих работ. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имя существительное» | 1 | | |
132. | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Имя существительное» | 1 | | |
Раздел 8. Имя прилагательное (6 ч + 4 ч) |
133. | Анализ контрольного диктанта. Имя прилагательное как часть речи | 1 | | |
134. | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Словарный диктант | 1 | | |
135. | Р/Р. Описание животного | 1 | | |
136. | Прилагательные полные и краткие | 1 | | |
137-138. | Р/Р. Подготовка к изложению по тексту А. И. Куприна «Ю-ю». Р/Р. Написание изложения по тексту А. И. Куприна «Ю-ю» | 2 | | |
139-140. | Анализ творческих работ. Морфологический разбор имени прилагательного. Обобщение и систематизации материала по теме «Имя прилагательное» | 2 | | |
141. | Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Имя прилагательное» | 1 | | |
Раздел 9. Глагол (17 ч + 4 Р/Р) |
142. | Анализ контрольного диктанта. Глагол как часть речи | 1 | | |
143-144. | Не с глаголами | 2 | | |
145. | Р/Р. Рассказ | 1 | | |
146. | Неопределенная форма глагола и ее употребление | 1 | | |
147. | Виды глагола. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 | | |
148. | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | | |
149. | Р/Р. Невыдуманный рассказ о себе | 1 | | |
150. | Анализ творческих работ. Время глагола | 1 | | |
151. | Прошедшее время | 1 | | |
152. | Настоящее время | 1 | | |
153. | Будущее время. Подготовка к словарному диктанту | 1 | | |
154. | Спряжение глаголов. Контрольный словарный диктант | 1 | | |
155. | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | | |
156. | Правописание мягкого знака в глаголах во 2-ом лице единственного числа | 1 | | |
157. | Морфологический разбор глагола | 1 | | |
158. | Р/Р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица (А. Савчук. «Шоколадный торт») | 1 | | |
159. | Р/Р. Написание сжатого изложения с изменением формы лица (А. Савчук. «Шоколадный торт») | 1 | | |
160. | Анализ творческих работ. Обобщение и систематизация материала по теме «Глагол» | 1 | | |
161. | Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Глагол» | 1 | | |
162. | Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
Раздел 10. Повторение и систематизация изученного (9 ч + 1 Р/Р) |
163. | Разделы науки о языке | 1 | | |
164. | Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 | | |
165. | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | | |
166. | Употребление букв ъ и ь | 1 | | |
167. | Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью | 1 | | |
168. | Подготовка к итоговому контрольному диктанту. Обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе | 1 | | |
169. | Итоговый контрольный диктант № 8 «Обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе» | 1 | | |
170. | Анализ контрольного диктанта. Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного материала за 5 класс | 1 | | |
171 | Повторение. Орфография | 1 | | |
173 | Повторение. Синтаксис. | | | |
174 | Повторение. Пунктуация. | 1 | | |
175 | Обсуждение проектов. | 1 | | |
График проведения контрольных диктантов
№ п/п | Виды работ | Дата проведения |
План | Факт |
1. | Входной контроль (Всероссийская проверочная работа) (контрольная работа №1) | 14.09-18.09 | |
2. | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 30.11-04.12 | |
3. | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | 21.12-25.12 | |
4. | Контрольный диктант №4 по итогам изученного раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 22.02-26.02 | |
5. | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Имя существительное» | 22.03-26.03 | |
6 | Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Прилагательное» | 12.04-16.04 | |
7. | Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по итогам изученного раздела «Глагол» | 10.05-14.05 | |
8. | Итоговый контрольный диктант № 8 «Обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе» | 24.05-28.05 | |