СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса УМК Гармония

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по русскому языку для 4 «Б» класса составлена на основе ФГОС НОО; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области; авторской программы М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык», издательство г. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013г.

Программа по русскому языку реализуется по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, издательство г. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013г.  (УМК «Гармония»)

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса УМК Гармония»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Вязьмы Смоленской области



РАССМОТРЕНО

на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

протокол № 1

от «28» августа 2019 года

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2019 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

01-01/99

от «30» августа 2019 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для обучающихся 4Б класса

(базовый уровень)







Учитель Пятница Елена Вячеславовна

высшей категории












2019/2020 учебный год

пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 4 «Б» класса составлена на основе ФГОС НОО; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области; авторской программы М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык», издательство г. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013г.


Программа по русскому языку реализуется по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, издательство г. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013г. (УМК «Гармония»)


В учебном плане МБОУ СОШ №3 на 2019-2020 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 4 «Б» классе отведено 136 часов (4 часа в неделю). Из них 102 часа (3 часа в неделю) являются обязательной частью ООП НОО, а 34 часа (1 час в неделю) добавлены из части, формируемой участниками образовательных отношений. Добавленные часы будут использованы на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; на развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой и проектно-исследовательской деятельности; на усиление практической направленности, корректировки знаний и работе с одарёнными детьми.


Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и способствовать формированию у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

  • создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

  • заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

  • сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

  • средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

  • обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.



На уроках будут использованы фронтальные, групповые и индивидуальные методы работы, метод системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников, технология развивающего и проблемного обучения, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии; технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку.


Промежуточная аттестация по русскому языку будет проведена в форме контрольного диктанта.


планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)


В результате изучения курса русского языка по данной программе у четвероклассников будут сформированы личностные и метапредметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • представление о русском языке как языке его страны;

  • осознание языка как средства общения;

  • элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

  • желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку;

  • сознательного отношения к качеству своей речи.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

  • действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

  • самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

  • находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

  • применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

  • владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

  • подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

  • находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

  • делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

  • анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

  • проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

  • понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

  • осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

  • создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Предметные результаты

В результате изучения русского языка по данной программе у четвероклассников будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой.



Общие результаты освоения программы

Выпускники начальной школы:

  • овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

  • освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

  • овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

  • приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.



Результаты освоения основных содержательных линий курса

Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности

Выпускник научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

  • самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

  • пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

  • замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

  • соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

  • озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);

  • замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

  • находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

  • письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

  • понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

  • конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

  • делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

  • самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

  • создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

  • соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.



Формирование языковых умений

В области фонетики и графики

Выпускник научится:

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

  • понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

  • сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;

  • объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;

  • определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

  • определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных гласных;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).

Выпускник получит возможность научиться:

  • обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

  • сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

  • классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • письменно выполнять полный звукобуквенный анализ слова.

В области словообразования

Выпускник научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;

  • выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

  • ­конструировать слова из заданных частей слова;

  • сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;

  • соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных моделей слова к заданной модели;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

  • отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

  • самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

  • выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики

Выпускник научится:

  • осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

  • стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

  • понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии

Выпускник научится:

  • выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

  • ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

  • определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

  • сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

  • пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

  • правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

  • под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

  • находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

  • выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия; выделять наречия среди слов других частей речи;

  • соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

  • видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;

  • замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

  • пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

  • понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

В области синтаксиса и пунктуации

Выпускник научится:

  • различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

  • ставить от главного слова к зависимому слову смысловые вопросы;

  • составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

  • различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

  • выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

  • устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами, а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);

  • проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

  • по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;

  • строить словосочетания разных видов;

  • строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;

  • создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;

  • различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);

  • различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);

  • осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.

Формирование орфографических умений

Выпускник научится:

  • по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

  • разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

  • пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

  • применять изученные орфографические правила (в объёме программы);

  • пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

  • писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

  • списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;

  • проверять написанный материал и вносить коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

  • оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

  • применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

  • эффективно осуществлять проверку написанного материала, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.


содержание учебного предмета (курса)

4 класс (136 часов)



В четвертом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».

Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются одновременно.

Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса.

Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью. Правописание наречий специально не изучается – запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся знакомятся со значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального развития детей и развития их речи – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания четвероклассников о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях. Кроме того, теперь, после знакомства со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения.

Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом – вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведётся без изучения теории, её цель – общее и речевое развитие учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.

На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др. В конце года в качестве системного обобщающего понятия вводится понятие «сочинение». Оно является общим по отношению ко всем тем видам текстов, которые учились создавать младшие школьники. Вводится и общая памятка «Как писать сочинение», которая будет и в дальнейшем, в основной школе, помогать учащимся осознанно планировать свои действия при подготовке к сочинениям.

В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить плавный переход к успешному продолжению лингвистического образования в основной школе.

В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.



Разделы курса

Речь, развитие речи, практика речевой деятельности

Речь как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Речь устная и письменная, особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Средства выразительности устной речи. Правильность и аккуратность письма как важнейшие условия понятности и вежливости письменной речи.

Практическое овладение диалогической формой речи: умением отвечать на вопросы и задавать свои; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения (просьбы, благодарности и др.), начинать и завершать разговор, соблюдать правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя). Практическое овладение устной формой монологической речи в ситуации общения на уроке: понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения. Практическое овладение умением работать с текстами и справочными материалами учебника: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач.

Правильность и точность как важные качества хорошей речи, как проявление культуры человека. Обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.

Родной язык и иностранные языки; речь на родном и иностранном языках; роль переводчиков.

Текст: общее знакомство с признаками; отличие текста от предложения. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи.

Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения. Предложения со значением оценки чего-либо; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.

Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, чтои др.)

Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его создания; составление плана предложенного текста. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.

Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ. Освоение подробного и выборочного изложения, добавления в текст собственных суждений. Общее представление о сжатом изложении.

Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: записка, письмо, телеграмма, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка (этюд), простая инструкция, объявление, дневниковая запись, рассказ, сказка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.

Фонетика

Характеристика звуков: гласный или согласный; гласный ударный или безударный; согласный твёрдый или мягкий, парный или непарный по твёрдости-мягкости; согласный глухой или звонкий, парный или непарный по глухости-звонкости. Выделение отдельных звуков слова и их последовательности; установление количества звуков, их различение; элементарная транскрипция (без использования термина) как способ обозначения звукового состава слова. Полный фонетический анализ слова как компонент фонетико-графического разбора. Деление слов на слоги, выделение ударного звука. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Буквы как знаки звуков; различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных (с помощью букв гласных и ь). Обозначение звука [й,] разными способами (буквами е, ё, ю, я, а также й); освоение использования при обозначении звука [й,] разделительных ь и ъ. Установление соотношения звуков и букв в словах с ь для обозначения мягкости, с буквами е, ё, ю, я для обозначения звука [й,], с непроизносимыми согласными. Полный фонетико-графический анализ слова. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки.

Алфавит: названия букв и их последовательность; использование алфавита при работе со словарями, справочниками.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятиями «родственные (однокоренные) слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; общее представление об основе слова, о нулевом окончании, о сложных словах, о значении основы (лексическом) и значении окончания (грамматическом) как двух значениях слова.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса; овладение необходимыми для этого способами действия. Разбор слова по составу.

Разграничение однокоренных слов, форм одного и того же слова, синонимов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.) Представление о значении некоторых суффиксов и приставок, наблюдение за использованием этих морфем для повышения точности и выразительности речи.

Лексика

Слово и его значение (значение его основы – лексическое), осознание важности его понимания; выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Представление о прямом и переносном значении, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.

Морфология

Части речи как группы слов, отличающиеся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Общее представление о форме слова, о понятии «начальной форма», об окончании как выразителе одного из значений слова.

Имя существительное, его значение и употребление в речи. Собственные имена: их значения и написание. Значение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода; использование словаря учебника «Какого рода и числа слово?» Изменение имён существительных по числам; имена существительные, не имеющие пары по числу. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное; овладение необходимым для этого способом действия. Различение падежных и смысловых вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Морфологический анализ имён существительных. Соблюдение правил культуры речи при использовании имён существительных: не имеющих форм единственного или множественного числа (очки, санки, молоко, сахар), несклоняемых (пальто, метро, кино, шоссе), с окончанием (-у) в предложном падеже (рот – во рту, лоб – на лбу, лёд – на льду и др.), с нулевым окончанием или окончанием (-ей) в родительном падеже множественного числа (место – мест, дело – дел, ёж – ежей); форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?»

Имя прилагательное, его значение и употребление в речи, полная зависимость от имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам; наблюдения за изменением имён прилагательных на (–ий, -ья, -ин). Использование имён прилагательных в речи для повышения её точности и выразительности. Морфологический анализ имён прилагательных.

Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа уровне культуры речи и правописания).

Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.

Местоимение как часть речи (общее представление). Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; правило употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи.

Глагол, его назначение в речи и возможные значения. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Два спряжения глаголов, способы определения спряжения. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Окончания глаголов личные и родовые.

Морфологический анализ глаголов.

Работа над правильностью речи: над правильным ударением (звонит, позвонишь, послала, начала…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят); наблюдения за использованием форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи.

Наречие: основные особенности; значение и употребление в речи.

Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).

Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи. Отличие предлогов от приставок; участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.

Синтаксис

Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с) и т.п.).

Предложение, его назначение, признаки. Общее представление о понятии «член предложения». Виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); их оформление при письме.

Общее представление о диалоге. Правила вежливости при разговоре по телефону. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?». Практическое освоение побудительных предложений с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.

Нахождение главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) как его основы. Различение главных и второстепенных членов предложения. Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений.

Однородные члены предложения: их назначение, признаки, употребление (на практическом уровне); использование бессоюзной связи, союзов и, а, но. Сложные предложения, их отличие от простых предложений: общее представление.

Орфография и пунктуация

Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм: для гласных – положение без ударения, для согласных – парность по глухости-звонкости и положение на конце слова или перед другим согласным, кроме сонорных (без термина) и [в,в,]. Признаки других распространённых орфограмм: гласные в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; первая буква в начале предложения и в собственном имени; граница между словами. Формирование орфографической зоркости на основе знания опознавательных признаков основной части орфограмм. Приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмо с «окошками») как способ самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок. Понятие «орфографическое правило», применение правила и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.

Освоение правил выбора написания на месте следующих орфограмм:

  • прописная буква в начале предложения, в собственных именах;

  • раздельное написание слов, предлоги с другими словами, в том числе с местоимениями;

  • перенос слов;

  • сочетания жи-ши, чаща, чу-щу в положении под ударением;

  • ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим согласным (в сочетаниях ,т,, з,д,, н,т,,щ,, нч]; чк, чн, чт, щн);

  • проверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные звуки;

  • непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные (в пределах списка);

  • гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах;

  • разделительные ь и ъ;

  • ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);

  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные гласные в окончаниях имён прилагательных;

  • безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;

  • раздельное написание не с глаголами;

  • ь в неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании ться;

  • ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа;

  • написание суффиксов -ек – -ик;

  • написание сочетаний ци – цы в положении под ударением и без ударения;

  • соединительные гласные в сложных словах.

Освоение правил пунктуационного оформления конца предложения; постановка запятой в предложении с однородными членами (простые случаи).

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, аллея, альбом, апельсин, апрель, аптека, арбуз, балкон, бассейн, береза, библиотека, билет, ботинки, бросить, быстро, вагон, валенки, ванна, варежки, вверх, велосипед, весело, вечер, веять, видеть, влево, вниз, вокзал, вокруг, волейбол, воробей, ворона, воскресенье, восток, впереди, вправо, встретить, вторник, гараж, гладить, город, горох, группа, двадцать, девочка, декабрь, деревня, диван, дождь, дорога, до свидания, ездить, желать, жёлтый, жжёт, животное, жужжит, завод, завтра, завтрак, заметить, запад, заяц, здесь, знакомиться, здоровье, здравствуй(те), земляника, извините, интересно, исправить, календарь, каникулы, капуста, карандаш, карман, картошка, касса, кастрюля, картофель, кефир, килограмм, кипеть, класс, клеить, колбаса, коллекция, комбайн, комната, компот, конфета, кончить, коридор, коричневый, корова, котлета, красиво, красить, кровать, лазить, лапша, лаять, лестница, лопата, магазин, макароны, мальчик, мандарин, математика, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, минута, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, налево, направо, неделя, ноябрь, обед, обидеть, облако, огород, огромный, огурец, одиннадцать, октябрь, орех, отдых, падать, пальто, пассажир, пенал, печенье, пиджак, пирог, плавать, платок, полотенце, помидор, помнить, понедельник, портить, портфель, пошёл, праздник, прекрасный, приветливо, природа, прыгать, прямо, пшеница, пятница, пятьдесят, рано, растение, ребята, Россия, русский, рюкзак, сапоги, сарай, сахар, сверху, сегодня, сейчас, сентябрь, сеять, сзади, синица, сковорода, скоро, слева, слушать, слышать, снизу, снова, сметана, сначала, собака, солдат, соловей, сорок, сорока, сосиски, спасибо, спокойно, справа, среда, ставить, стакан, строить, суббота, тарелка, таять, товарищ, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, украсить, улица, урожай, ученик, учительница, фамилия, февраль, футбол, хозяин, хоккей, хорошо, цыплёнок, человек, четверг, чёрный, чувство, шоссе, щенок, экскурсия, электричество, этаж, яблоко, ягода, язык, январь.



учебно-тематический план



п/п

Содержание программного материала


Количество часов

1

Знаем – повторим, не знаем – узнаем

17

2

«Знакомимся со словосочетаниями»

12

3

«Представляем ещё одну часть речи. Наречие»

7

4

Пишем объявления

3

5

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

23

6

Части речи: что мы о них знаем?

12

7

«Учимся писать личные окончания глаголов»

17

8

Новое о строении предложений

10

90

Учимся рассуждать

4

10

«И снова о главном работнике в языке – слове»

19

11

Размышляем, рассказываем, сочиняем

5

12

Перелистаем учебник

5


Резервные уроки

2

ИТОГО:

136 часов














Календарно-тематическое планирование по русскому языку

(4 «Б» класс; 136 часов; 4 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Вид контроля

Дата

План

Факт

Раздел 1. «Знаем – повторим, не знаем – узнаем» (17ч)

1

1.«Перечитываем письмо». Начинаем повторять…

(№1-7)






2

2.«Обо всём понемногу». Повторение основных грамматических понятий

(№8-11)




3

3.Систематизация основных орфографических правил

(№12-15)




4

4.«Всё ли ты помнишь о речи?» Повторение изученного материала о частях речи

(№16-23)




5

5.«Всё ли ты помнишь о речи?». Повторение изученного материала о частях речи

(№24-25)




6

6.«Делаем дневниковые записи». Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению

(№26-31)




7

7.«Что ты знаешь о словах?». Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения

(№32-36)




8

8.«Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора». Звуки и буквы в слове: значение и строение слова

(№37-42)




9

9.Состав слова и его значение

(№43-49)




10

10.Разграничение слов по частям речи

(№50-55)




11

11.Повторение изученного материала о формах глагола. Упражнение в выполнении различных грамматических действий

(№56-60)




12

12.«Готовимся к проверке своих умений». Совершенствование грамматических и орфографических умений. Словарный диктант №1

(№61-64)




13.

13.Закрепление изученного материала. Совершенствование грамматических и орфографических умений

(№65-68)




14

14.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по теме «Повторение»




15


15.Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение»



16

16.Развитие речи. Обучающее изложение. Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

(№69-72)




17

17.Написание воспоминаний «Летние встречи»

(№73-75)




Раздел 2. «Знакомимся со словосочетаниями» (12ч)

18

1.«Как предметы, признаки, действия назвать точнее?» Знакомство с понятием «словосочетание»

(№76-86)




19

2.Продолжаем знакомство со словосочетанием. Составление словосочетаний и включение их в предложение

(№87-91)




20

3.«Наблюдаем за значениями словосочетаний». Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами

(№92-96)




21

4.«Наблюдаем за значениями словосочетаний». Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из речи

(№97-100)




22

5.«Что приказывает имя существительное имени прилагательному?» Связь имени прилагательного с именем существительным. Работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний

(№101-107)




23

6.«Что приказывает имя существительное имени прилагательному?» Связь имени прилагательного с именем существительным. Работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний

(№108-112)




24

7.«Кому и в чём подчиняются имена существительные». Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей

(№113-118)




25

8.«Кому и в чём подчиняются имена существительные». Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей

(№119-121)




26

9.«Учимся правильной речи». Обучение выбору падежной формы имени существительного

(№122-128)




27

10.Закрепление изученного материала о словосочетании и решение различных орфографических задач

(№129-134)




28

11.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по теме «Предложение. Словосочетание»




29


12.

Контрольное списывание №1



Раздел 3. «Представляем ещё одну часть речи. Наречие» (7 ч)

30

1.«Представляем ещё одну часть речи». Знакомство с особенностями наречия как части речи. Словарный диктант №2

(№135-141)




31

2.Использование и правописание наречий

(№142-144)




32

3.Закрепление изученного материала о наречии. Тренировка в использовании и правописании наречий

(№145-149)




33

4.Развитие речи. Обучающее изложение. Обучение пересказу с изменением лица рассказчика

(№150-152)




34

5.«Проверяем себя». Совершенствование и самопроверка приобретённых умений по теме «Наречие»

(№153-157)





35

6.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по теме «Наречие»




36


7.

Контрольный диктант №2 по итогам 1 триместра



Раздел 4. Пишем объявления (3 ч)

37

1.Знакомство с особенностями построения объявлений

(№158-163)




38

2.Создание текстов-объявлений

(№164-167)




39

3.Создание текстов-объявлений

(№168-170)




Раздел 5. Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (23 ч)

40

1.«Что ты знаешь об именах существительных?». Повторение изученного материала об именах существительных. Подготовка к изучению новой темы

(№171-178)




41

2.«Открываем новый секрет имён существительных». Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения. Словарный диктант №3

(№179-184)








42

3.Формирование умения определять склонение имени существительного.

(№185-189)




43

4.Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении

(№190-197)




44

5.«Известное правило подсказывает новое». Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных

(№198-209)




45

6.«Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных». Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных

(№210-217)




46

7.Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

(№218-225)




47

8.Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

(№226-233)




48

9.Закрепление изученного материала Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

(№234-239)




49

10.«Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?» Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

(№240-245)




50

11.«Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?»

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

(№246-252)




51

12.Закрепление изученного материала. Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных

(№253-257)




52

13.Развитие речи. Обучающее изложение

(№258)




53

14.Развитие речи. Сочинение-этюд по картине А. Пластова «Первый снег»

(№259-260)




54

15.«Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?». Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе

(№261-268)




55

16.«Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?». Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе. Словарный диктант № 4

(№269-272)




56

17.«Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа». Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём

(№273-279)




57

18.«Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа». Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём

(№280-285)




58

19.«Повторяем, тренируемся в правильном письме». Закрепление изученных вопросов правописания окончаний имён существительных и имён прилагательных

(№286-293)




59


20.

Рубежный контроль. Контрольный диктант №3 по итогам 1 полугодия



60

21.«Повторяем, тренируемся в правильном письме». Закрепление изученных вопросов правописания окончаний имён существительных и имён прилагательных. Проверочная работа по пройденному материалу

(№294-296)




61

22. «Открываем ещё несколько секретов правильной речи». Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных

(№297-315)




62

23. Развитие речи. «Размышляем, фантазируем, рисуем…» Создание словесных этюдов

(№316-320)




Раздел 6. Части речи: что мы о них знаем? (12 ч)

63

1.«Части речи-имена». Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении

(№321-324, ч.2)




64

2.Развитие речи. Знакомство с понятием «выборочное изложение». Написание выборочного изложения

(№325-327)




65

3.«Секреты имён числительных». Изменение имён числительных по падежам

(№328-334)




66

4.Правописание сложных числительных и особенности их изменения

(№335-340)




67

5.Употребление имён числительных в речи. Совершенствование различных орфографических умений

(№341-346)




68

6.«Учимся пользоваться личными местоимениями». Особенности местоимения как части речи. Написание и употребление личных местоимений в речи. Словарный диктант №5

(№347-351)




69

7.«Учимся пользоваться личными местоимениями». Написание и употребление личных местоимений в речи

(№352-357)




70

8.«Повторение изученного материала о глаголе». Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание

(№358-364)




71

9.Образование неопределённой формы глагола. Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать

(№365-371)




72

10.«О чём рассказывают глагольные окончания?». Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания

(№372-380)




73

11.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по пройденному материалу




74


12.

Контрольное списывание №2

(№464)



Раздел 7. Правописание личных окончаний глаголов (17 ч)

75

1.«Имена склоняются, а глаголы…» Введение понятия «спряжение»

(№381-389)




76

2.«Склонений – три, а спряжений?» «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами

(№390-397)




77

3.Определение спряжения по ударным окончаниям. Упражнение в написании ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме глагола

(№398-403)




78

4.«Зачем и как узнавать спряжение глагола?» Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием

(№404-411)




79

5.«Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?» Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме

(№412 -417)




80

6. Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола. Словарный диктант №6

(№418-424)




81

7.«Правильные действия – правильная буква». Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов

(№425-432)




82

8.Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов

(№433-438)




83

9.Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов

(№439-443)




84

10.Дополняем памятку характеристики глагола сведениями о спряжении

(№444-452)




85

11.«Применяем знания, совершенствуем умения»

(№453-456)




86

12.«Проверяем себя». Совершенствование и самопроверка приобретённых умений. Объяснительный диктант

(№457-462)




87


13.

Контрольный диктант №4 по итогам 2 триместра



88

14.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по пройденному материалу




89

15.Развитие речи. Обучающее изложение. Обучение деловому повествованию

(№463)




90

16.Закрепление изученного материала. Совершенствование грамматических и орфографических умений




91


17.

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание личных окончаний глаголов»



Раздел 8. Новое о строении предложений. Однородные члены предложения.

Простые и сложные предложения (10 ч)

92

1.«Пополним знания о членах предложения». Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения

(№465-472)




93

2.«Однородные члены предложения». Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

(№473-475)




94

3.Союзы и знаки препинания при однородных членах

(№476-480)




95

4.Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами. Словарный диктант №7 (№481-486)




96

5.Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами. Использование в речи предложений с однородными членами

(№487-495)




97

6. «Предложения бывают сложными». Общее знакомство со сложными предложениями

(№496-502)




98

7.Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами

(№503-507)




99

8.Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»

(№508-512)




100

9.Закрепление изученного материала по теме «Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения». Проверочная работа по пройденному материалу




101


10.

Контрольный диктант №6 по теме «Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения»



Раздел 9. Учимся рассуждать (4 ч)

102

1.Знакомство с построением рассуждения

(№513-518)




103

2.Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления

(№519-523)




104

3.Обучение написанию объяснительной записки

(№524-531)




105

4.Развитие речи. Обучающее изложение. Учимся письменному пересказу текста-рассуждения

(№532-535)




Раздел 10. Повторение, систематизация и расширение знаний о слове (19 ч)

106

1. «Слово и его значение». Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?

(№536-541)




107

2.О словах, которые выходят из употребления. Объясняем происхождение некоторых слов. Словарный диктант №8

(№542-549)




108

3. «Поговорим о значении слов». Правильное употребление слов в речи. Обучение сжатому письменному пересказу текста

(№550-554)




109

4.Об использовании слов в речи. Совершенствование умения пользоваться толковым словарём. Многозначные слова

(№555-561)




110

5.Синонимы и антонимы; выбор точного слова

(№562-567)




111

6. Развитие речи. Обучающее изложение. Обучение словесному рисованию

(№568-569)




112

7.«От значения слова – к правильному написанию». Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне

(№570-576)




113

8.История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

(№577-580)




114

9.Рассказываем истории некоторых выражений

(№581-585)




115

10.«Что мы знаем о словах?» Слово с разных точек зрения

(№586-591)




116

11.Систематизация знаний о слове. Упражнение в различных видах разбора

(№592-596)




117

12.Систематизация знаний о слове. Упражнение в различных видах разбора

(№597-601)




118

13.«Чтобы писать грамотно, нужно…» Систематизация знаний, умений и навыков

(№602-605)




119


14.

Пром-ная

аттестация. Контрольный диктант



120

15.Совершенствование комплекса орфографических умений

(№606-613)




121

16.«Проверяем себя». Совершенствование и самопроверка приобретённых умений. Итоговый словарный диктант №9

(№614-617)




122


17.

Контрольное списывание №3

(№544)



123

18. «Знаешь, как правильно?» Культура речи: повторение и обобщение изученного материала

(№618-624)




124


19.

Контрольная работа, состоящая из грамматических заданий



Раздел 11. Размышляем, рассказываем, сочиняем (5 ч)

125

1.«Предложение в тексте». Наблюдения за способами связи предложений в тексте

(№625-630)




126

2.Обучение связи предложений в тексте

(№631-634)




127

3.«Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем». Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения. Обучение словесному рисованию.

(№635-643)




128

4. Введение термина «сочинение». Знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение

(№646-649)




129

5.Развитие речи. Учимся письменным пересказам и написанию сочинений-этюдов, сочинений-сказок, сочинений-рассуждений

(№650-654)




Раздел 12. Перелистаем учебник (5 ч)

130

1.Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка. Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

(№655-662)




131-

2.Повторение и обобщение изученного материала. Систематизация полученных знаний, умений и навыков




132

3.Повторение и обобщение изученного материала. Систематизация полученных знаний, умений и навыков




133

4.Обобщение изученного материала по предмету. Защита проектов по русскому языку




134

5.Подводим итоги.




135136

Резервные часы (2 часа)











31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!