Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Вязьмы Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № 1 от «28» августа 2019 года | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2019 года | УТВЕРЖДЕНО приказом директора № 01-01/99 от «30» августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для обучающихся 4Б класса
(базовый уровень)
Учитель Пятница Елена Вячеславовна
высшей категории
2019/2020 учебный год
пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 «Б» класса составлена на основе ФГОС НОО; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области; авторской программы М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык», издательство г. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013г.
Программа по русскому языку реализуется по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, издательство г. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013г. (УМК «Гармония»)
В учебном плане МБОУ СОШ №3 на 2019-2020 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 4 «Б» классе отведено 136 часов (4 часа в неделю). Из них 102 часа (3 часа в неделю) являются обязательной частью ООП НОО, а 34 часа (1 час в неделю) добавлены из части, формируемой участниками образовательных отношений. Добавленные часы будут использованы на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; на развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой и проектно-исследовательской деятельности; на усиление практической направленности, корректировки знаний и работе с одарёнными детьми.
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и способствовать формированию у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
На уроках будут использованы фронтальные, групповые и индивидуальные методы работы, метод системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников, технология развивающего и проблемного обучения, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии; технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Промежуточная аттестация по русскому языку будет проведена в форме контрольного диктанта.
планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
В результате изучения курса русского языка по данной программе у четвероклассников будут сформированы личностные и метапредметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
представление о русском языке как языке его страны;
осознание языка как средства общения;
элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;
желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность для формирования:
понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку;
сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
В результате изучения русского языка по данной программе у четвероклассников будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой.
Общие результаты освоения программы
Выпускники начальной школы:
овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Результаты освоения основных содержательных линий курса
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности
Выпускник научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений
В области фонетики и графики
Выпускник научится:
различать понятия «звук» и «буква»;
определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;
определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных гласных;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).
Выпускник получит возможность научиться:
обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
письменно выполнять полный звукобуквенный анализ слова.
В области словообразования
Выпускник научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
конструировать слова из заданных частей слова;
сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных моделей слова к заданной модели;
различать изменяемые и неизменяемые слова.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики
Выпускник научится:
осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Выпускник получит возможность научиться:
выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Выпускник научится:
выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.
Выпускник получит возможность научиться:
различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия; выделять наречия среди слов других частей речи;
соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации
Выпускник научится:
различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
ставить от главного слова к зависимому слову смысловые вопросы;
составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами, а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
строить словосочетания разных видов;
строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Выпускник научится:
по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;
проверять написанный материал и вносить коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
эффективно осуществлять проверку написанного материала, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.
содержание учебного предмета (курса)
4 класс (136 часов)
В четвертом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».
Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.
Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются одновременно.
Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса.
Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью. Правописание наречий специально не изучается – запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.
Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся знакомятся со значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального развития детей и развития их речи – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.
Знания четвероклассников о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях. Кроме того, теперь, после знакомства со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения.
Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом – вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведётся без изучения теории, её цель – общее и речевое развитие учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.
На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др. В конце года в качестве системного обобщающего понятия вводится понятие «сочинение». Оно является общим по отношению ко всем тем видам текстов, которые учились создавать младшие школьники. Вводится и общая памятка «Как писать сочинение», которая будет и в дальнейшем, в основной школе, помогать учащимся осознанно планировать свои действия при подготовке к сочинениям.
В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить плавный переход к успешному продолжению лингвистического образования в основной школе.
В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
Разделы курса
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности
Речь как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Речь устная и письменная, особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Средства выразительности устной речи. Правильность и аккуратность письма как важнейшие условия понятности и вежливости письменной речи.
Практическое овладение диалогической формой речи: умением отвечать на вопросы и задавать свои; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения (просьбы, благодарности и др.), начинать и завершать разговор, соблюдать правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя). Практическое овладение устной формой монологической речи в ситуации общения на уроке: понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения. Практическое овладение умением работать с текстами и справочными материалами учебника: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач.
Правильность и точность как важные качества хорошей речи, как проявление культуры человека. Обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.
Родной язык и иностранные языки; речь на родном и иностранном языках; роль переводчиков.
Текст: общее знакомство с признаками; отличие текста от предложения. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи.
Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения. Предложения со значением оценки чего-либо; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.
Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.)
Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).
Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его создания; составление плана предложенного текста. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.
Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ. Освоение подробного и выборочного изложения, добавления в текст собственных суждений. Общее представление о сжатом изложении.
Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: записка, письмо, телеграмма, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка (этюд), простая инструкция, объявление, дневниковая запись, рассказ, сказка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.
Фонетика
Характеристика звуков: гласный или согласный; гласный ударный или безударный; согласный твёрдый или мягкий, парный или непарный по твёрдости-мягкости; согласный глухой или звонкий, парный или непарный по глухости-звонкости. Выделение отдельных звуков слова и их последовательности; установление количества звуков, их различение; элементарная транскрипция (без использования термина) как способ обозначения звукового состава слова. Полный фонетический анализ слова как компонент фонетико-графического разбора. Деление слов на слоги, выделение ударного звука. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Буквы как знаки звуков; различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных (с помощью букв гласных и ь). Обозначение звука [й,] разными способами (буквами е, ё, ю, я, а также й); освоение использования при обозначении звука [й,] разделительных ь и ъ. Установление соотношения звуков и букв в словах с ь для обозначения мягкости, с буквами е, ё, ю, я для обозначения звука [й,], с непроизносимыми согласными. Полный фонетико-графический анализ слова. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки.
Алфавит: названия букв и их последовательность; использование алфавита при работе со словарями, справочниками.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятиями «родственные (однокоренные) слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; общее представление об основе слова, о нулевом окончании, о сложных словах, о значении основы (лексическом) и значении окончания (грамматическом) как двух значениях слова.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса; овладение необходимыми для этого способами действия. Разбор слова по составу.
Разграничение однокоренных слов, форм одного и того же слова, синонимов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.) Представление о значении некоторых суффиксов и приставок, наблюдение за использованием этих морфем для повышения точности и выразительности речи.
Лексика
Слово и его значение (значение его основы – лексическое), осознание важности его понимания; выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Представление о прямом и переносном значении, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.
Морфология
Части речи как группы слов, отличающиеся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Общее представление о форме слова, о понятии «начальной форма», об окончании как выразителе одного из значений слова.
Имя существительное, его значение и употребление в речи. Собственные имена: их значения и написание. Значение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода; использование словаря учебника «Какого рода и числа слово?» Изменение имён существительных по числам; имена существительные, не имеющие пары по числу. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное; овладение необходимым для этого способом действия. Различение падежных и смысловых вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Морфологический анализ имён существительных. Соблюдение правил культуры речи при использовании имён существительных: не имеющих форм единственного или множественного числа (очки, санки, молоко, сахар), несклоняемых (пальто, метро, кино, шоссе), с окончанием (-у) в предложном падеже (рот – во рту, лоб – на лбу, лёд – на льду и др.), с нулевым окончанием или окончанием (-ей) в родительном падеже множественного числа (место – мест, дело – дел, ёж – ежей); форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?»
Имя прилагательное, его значение и употребление в речи, полная зависимость от имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам; наблюдения за изменением имён прилагательных на (–ий, -ья, -ин). Использование имён прилагательных в речи для повышения её точности и выразительности. Морфологический анализ имён прилагательных.
Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа уровне культуры речи и правописания).
Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.
Местоимение как часть речи (общее представление). Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; правило употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи.
Глагол, его назначение в речи и возможные значения. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Два спряжения глаголов, способы определения спряжения. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Окончания глаголов личные и родовые.
Морфологический анализ глаголов.
Работа над правильностью речи: над правильным ударением (звонит, позвонишь, послала, начала…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят); наблюдения за использованием форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи.
Наречие: основные особенности; значение и употребление в речи.
Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).
Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи. Отличие предлогов от приставок; участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.
Синтаксис
Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с) и т.п.).
Предложение, его назначение, признаки. Общее представление о понятии «член предложения». Виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); их оформление при письме.
Общее представление о диалоге. Правила вежливости при разговоре по телефону. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?». Практическое освоение побудительных предложений с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Нахождение главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) как его основы. Различение главных и второстепенных членов предложения. Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений.
Однородные члены предложения: их назначение, признаки, употребление (на практическом уровне); использование бессоюзной связи, союзов и, а, но. Сложные предложения, их отличие от простых предложений: общее представление.
Орфография и пунктуация
Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм: для гласных – положение без ударения, для согласных – парность по глухости-звонкости и положение на конце слова или перед другим согласным, кроме сонорных (без термина) и [в,в,]. Признаки других распространённых орфограмм: гласные в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; первая буква в начале предложения и в собственном имени; граница между словами. Формирование орфографической зоркости на основе знания опознавательных признаков основной части орфограмм. Приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмо с «окошками») как способ самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок. Понятие «орфографическое правило», применение правила и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.
Освоение правил выбора написания на месте следующих орфограмм:
прописная буква в начале предложения, в собственных именах;
раздельное написание слов, предлоги с другими словами, в том числе с местоимениями;
перенос слов;
сочетания жи-ши, чаща, чу-щу в положении под ударением;
ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим согласным (в сочетаниях [с,т,, з,д,, н,т,,н,щ,, нч]; чк, чн, чт, щн);
проверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова;
непроизносимые согласные звуки;
непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные (в пределах списка);
гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах;
разделительные ь и ъ;
ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные гласные в окончаниях имён прилагательных;
безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;
раздельное написание не с глаголами;
ь в неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании ться;
ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа;
написание суффиксов -ек – -ик;
написание сочетаний ци – цы в положении под ударением и без ударения;
соединительные гласные в сложных словах.
Освоение правил пунктуационного оформления конца предложения; постановка запятой в предложении с однородными членами (простые случаи).
Проверка написанного: практическое овладение.
Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, аллея, альбом, апельсин, апрель, аптека, арбуз, балкон, бассейн, береза, библиотека, билет, ботинки, бросить, быстро, вагон, валенки, ванна, варежки, вверх, велосипед, весело, вечер, веять, видеть, влево, вниз, вокзал, вокруг, волейбол, воробей, ворона, воскресенье, восток, впереди, вправо, встретить, вторник, гараж, гладить, город, горох, группа, двадцать, девочка, декабрь, деревня, диван, дождь, дорога, до свидания, ездить, желать, жёлтый, жжёт, животное, жужжит, завод, завтра, завтрак, заметить, запад, заяц, здесь, знакомиться, здоровье, здравствуй(те), земляника, извините, интересно, исправить, календарь, каникулы, капуста, карандаш, карман, картошка, касса, кастрюля, картофель, кефир, килограмм, кипеть, класс, клеить, колбаса, коллекция, комбайн, комната, компот, конфета, кончить, коридор, коричневый, корова, котлета, красиво, красить, кровать, лазить, лапша, лаять, лестница, лопата, магазин, макароны, мальчик, мандарин, математика, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, минута, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, налево, направо, неделя, ноябрь, обед, обидеть, облако, огород, огромный, огурец, одиннадцать, октябрь, орех, отдых, падать, пальто, пассажир, пенал, печенье, пиджак, пирог, плавать, платок, полотенце, помидор, помнить, понедельник, портить, портфель, пошёл, праздник, прекрасный, приветливо, природа, прыгать, прямо, пшеница, пятница, пятьдесят, рано, растение, ребята, Россия, русский, рюкзак, сапоги, сарай, сахар, сверху, сегодня, сейчас, сентябрь, сеять, сзади, синица, сковорода, скоро, слева, слушать, слышать, снизу, снова, сметана, сначала, собака, солдат, соловей, сорок, сорока, сосиски, спасибо, спокойно, справа, среда, ставить, стакан, строить, суббота, тарелка, таять, товарищ, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, украсить, улица, урожай, ученик, учительница, фамилия, февраль, футбол, хозяин, хоккей, хорошо, цыплёнок, человек, четверг, чёрный, чувство, шоссе, щенок, экскурсия, электричество, этаж, яблоко, ягода, язык, январь.
учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | |
Количество часов |
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем | 17 |
2 | «Знакомимся со словосочетаниями» | 12 |
3 | «Представляем ещё одну часть речи. Наречие» | 7 |
4 | Пишем объявления | 3 |
5 | Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 23 |
6 | Части речи: что мы о них знаем? | 12 |
7 | «Учимся писать личные окончания глаголов» | 17 |
8 | Новое о строении предложений | 10 |
90 | Учимся рассуждать | 4 |
10 | «И снова о главном работнике в языке – слове» | 19 |
11 | Размышляем, рассказываем, сочиняем | 5 |
12 | Перелистаем учебник | 5 |
| Резервные уроки | 2 |
ИТОГО: | 136 часов |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
(4 «Б» класс; 136 часов; 4 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Вид контроля | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. «Знаем – повторим, не знаем – узнаем» (17ч) |
1 | 1.«Перечитываем письмо». Начинаем повторять… (№1-7) | | | |
2 | 2.«Обо всём понемногу». Повторение основных грамматических понятий (№8-11) | | | |
3 | 3.Систематизация основных орфографических правил (№12-15) | | | |
4 | 4.«Всё ли ты помнишь о речи?» Повторение изученного материала о частях речи (№16-23) | | | |
5 | 5.«Всё ли ты помнишь о речи?». Повторение изученного материала о частях речи (№24-25) | | | |
6 | 6.«Делаем дневниковые записи». Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению (№26-31) | | | |
7 | 7.«Что ты знаешь о словах?». Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения (№32-36) | | | |
8 | 8.«Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора». Звуки и буквы в слове: значение и строение слова (№37-42) | | | |
9 | 9.Состав слова и его значение (№43-49) | | | |
10 | 10.Разграничение слов по частям речи (№50-55) | | | |
11 | 11.Повторение изученного материала о формах глагола. Упражнение в выполнении различных грамматических действий (№56-60) | | | |
12 | 12.«Готовимся к проверке своих умений». Совершенствование грамматических и орфографических умений. Словарный диктант №1 (№61-64) | | | |
13. | 13.Закрепление изученного материала. Совершенствование грамматических и орфографических умений (№65-68) | | | |
14 | 14.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по теме «Повторение» | | | |
15 | | 15.Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | | |
16 | 16.Развитие речи. Обучающее изложение. Учимся передавать рассказы других и говорить о себе (№69-72) | | | |
17 | 17.Написание воспоминаний «Летние встречи» (№73-75) | | | |
Раздел 2. «Знакомимся со словосочетаниями» (12ч) |
18 | 1.«Как предметы, признаки, действия назвать точнее?» Знакомство с понятием «словосочетание» (№76-86) | | | |
19 | 2.Продолжаем знакомство со словосочетанием. Составление словосочетаний и включение их в предложение (№87-91) | | | |
20 | 3.«Наблюдаем за значениями словосочетаний». Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами (№92-96) | | | |
21 | 4.«Наблюдаем за значениями словосочетаний». Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из речи (№97-100) | | | |
22 | 5.«Что приказывает имя существительное имени прилагательному?» Связь имени прилагательного с именем существительным. Работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний (№101-107) | | | |
23 | 6.«Что приказывает имя существительное имени прилагательному?» Связь имени прилагательного с именем существительным. Работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний (№108-112) | | | |
24 | 7.«Кому и в чём подчиняются имена существительные». Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей (№113-118) | | | |
25 | 8.«Кому и в чём подчиняются имена существительные». Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей (№119-121) | | | |
26 | 9.«Учимся правильной речи». Обучение выбору падежной формы имени существительного (№122-128) | | | |
27 | 10.Закрепление изученного материала о словосочетании и решение различных орфографических задач (№129-134) | | | |
28 | 11.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по теме «Предложение. Словосочетание» | | | |
29 | | 12. Контрольное списывание №1 | | |
Раздел 3. «Представляем ещё одну часть речи. Наречие» (7 ч) |
30 | 1.«Представляем ещё одну часть речи». Знакомство с особенностями наречия как части речи. Словарный диктант №2 (№135-141) | | | |
31 | 2.Использование и правописание наречий (№142-144) | | | |
32 | 3.Закрепление изученного материала о наречии. Тренировка в использовании и правописании наречий (№145-149) | | | |
33 | 4.Развитие речи. Обучающее изложение. Обучение пересказу с изменением лица рассказчика (№150-152) | | | |
34 | 5.«Проверяем себя». Совершенствование и самопроверка приобретённых умений по теме «Наречие» (№153-157) | | | |
35 | 6.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по теме «Наречие» | | | |
36 | | 7. Контрольный диктант №2 по итогам 1 триместра | | |
Раздел 4. Пишем объявления (3 ч) |
37 | 1.Знакомство с особенностями построения объявлений (№158-163) | | | |
38 | 2.Создание текстов-объявлений (№164-167) | | | |
39 | 3.Создание текстов-объявлений (№168-170) | | | |
Раздел 5. Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (23 ч) |
40 | 1.«Что ты знаешь об именах существительных?». Повторение изученного материала об именах существительных. Подготовка к изучению новой темы (№171-178) | | | |
41 | 2.«Открываем новый секрет имён существительных». Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения. Словарный диктант №3 (№179-184) | | | |
42 | 3.Формирование умения определять склонение имени существительного. (№185-189) | | | |
43 | 4.Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении (№190-197) | | | |
44 | 5.«Известное правило подсказывает новое». Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных (№198-209) | | | |
45 | 6.«Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных». Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных (№210-217) | | | |
46 | 7.Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе (№218-225) | | | |
47 | 8.Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе (№226-233) | | | |
48 | 9.Закрепление изученного материала Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе (№234-239) | | | |
49 | 10.«Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?» Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного (№240-245) | | | |
50 | 11.«Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?» Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного (№246-252) | | | |
51 | 12.Закрепление изученного материала. Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных (№253-257) | | | |
52 | 13.Развитие речи. Обучающее изложение (№258) | | | |
53 | 14.Развитие речи. Сочинение-этюд по картине А. Пластова «Первый снег» (№259-260) | | | |
54 | 15.«Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?». Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе (№261-268) | | | |
55 | 16.«Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?». Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе. Словарный диктант № 4 (№269-272) | | | |
56 | 17.«Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа». Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём (№273-279) | | | |
57 | 18.«Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа». Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём (№280-285) | | | |
58 | 19.«Повторяем, тренируемся в правильном письме». Закрепление изученных вопросов правописания окончаний имён существительных и имён прилагательных (№286-293) | | | |
59 | | 20. Рубежный контроль. Контрольный диктант №3 по итогам 1 полугодия | | |
60 | 21.«Повторяем, тренируемся в правильном письме». Закрепление изученных вопросов правописания окончаний имён существительных и имён прилагательных. Проверочная работа по пройденному материалу (№294-296) | | | |
61 | 22. «Открываем ещё несколько секретов правильной речи». Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных (№297-315) | | | |
62 | 23. Развитие речи. «Размышляем, фантазируем, рисуем…» Создание словесных этюдов (№316-320) | | | |
Раздел 6. Части речи: что мы о них знаем? (12 ч) |
63 | 1.«Части речи-имена». Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении (№321-324, ч.2) | | | |
64 | 2.Развитие речи. Знакомство с понятием «выборочное изложение». Написание выборочного изложения (№325-327) | | | |
65 | 3.«Секреты имён числительных». Изменение имён числительных по падежам (№328-334) | | | |
66 | 4.Правописание сложных числительных и особенности их изменения (№335-340) | | | |
67 | 5.Употребление имён числительных в речи. Совершенствование различных орфографических умений (№341-346) | | | |
68 | 6.«Учимся пользоваться личными местоимениями». Особенности местоимения как части речи. Написание и употребление личных местоимений в речи. Словарный диктант №5 (№347-351) | | | |
69 | 7.«Учимся пользоваться личными местоимениями». Написание и употребление личных местоимений в речи (№352-357) | | | |
70 | 8.«Повторение изученного материала о глаголе». Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание (№358-364) | | | |
71 | 9.Образование неопределённой формы глагола. Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать (№365-371) | | | |
72 | 10.«О чём рассказывают глагольные окончания?». Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания (№372-380) | | | |
73 | 11.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по пройденному материалу | | | |
74 | | 12. Контрольное списывание №2 (№464) | | |
Раздел 7. Правописание личных окончаний глаголов (17 ч) |
75 | 1.«Имена склоняются, а глаголы…» Введение понятия «спряжение» (№381-389) | | | |
76 | 2.«Склонений – три, а спряжений?» «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами (№390-397) | | | |
77 | 3.Определение спряжения по ударным окончаниям. Упражнение в написании ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме глагола (№398-403) | | | |
78 | 4.«Зачем и как узнавать спряжение глагола?» Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (№404-411) | | | |
79 | 5.«Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?» Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме (№412 -417) | | | |
80 | 6. Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола. Словарный диктант №6 (№418-424) | | | |
81 | 7.«Правильные действия – правильная буква». Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов (№425-432) | | | |
82 | 8.Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов (№433-438) | | | |
83 | 9.Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов (№439-443) | | | |
84 | 10.Дополняем памятку характеристики глагола сведениями о спряжении (№444-452) | | | |
85 | 11.«Применяем знания, совершенствуем умения» (№453-456) | | | |
86 | 12.«Проверяем себя». Совершенствование и самопроверка приобретённых умений. Объяснительный диктант (№457-462) | | | |
87 | | 13. Контрольный диктант №4 по итогам 2 триместра | | |
88 | 14.Закрепление изученного материала. Проверочная работа по пройденному материалу | | | |
89 | 15.Развитие речи. Обучающее изложение. Обучение деловому повествованию (№463) | | | |
90 | 16.Закрепление изученного материала. Совершенствование грамматических и орфографических умений | | | |
91 | | 17. Контрольный диктант №5 по теме «Правописание личных окончаний глаголов» | | |
Раздел 8. Новое о строении предложений. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения (10 ч) |
92 | 1.«Пополним знания о членах предложения». Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения (№465-472) | | | |
93 | 2.«Однородные члены предложения». Знакомство с понятием «однородные члены предложения» (№473-475) | | | |
94 | 3.Союзы и знаки препинания при однородных членах (№476-480) | | | |
95 | 4.Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами. Словарный диктант №7 (№481-486) | | | |
96 | 5.Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами. Использование в речи предложений с однородными членами (№487-495) | | | |
97 | 6. «Предложения бывают сложными». Общее знакомство со сложными предложениями (№496-502) | | | |
98 | 7.Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами (№503-507) | | | |
99 | 8.Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» (№508-512) | | | |
100 | 9.Закрепление изученного материала по теме «Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения». Проверочная работа по пройденному материалу | | | |
101 | | 10. Контрольный диктант №6 по теме «Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения» | | |
Раздел 9. Учимся рассуждать (4 ч) |
102 | 1.Знакомство с построением рассуждения (№513-518) | | | |
103 | 2.Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления (№519-523) | | | |
104 | 3.Обучение написанию объяснительной записки (№524-531) | | | |
105 | 4.Развитие речи. Обучающее изложение. Учимся письменному пересказу текста-рассуждения (№532-535) | | | |
Раздел 10. Повторение, систематизация и расширение знаний о слове (19 ч) |
106 | 1. «Слово и его значение». Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? (№536-541) | | | |
107 | 2.О словах, которые выходят из употребления. Объясняем происхождение некоторых слов. Словарный диктант №8 (№542-549) | | | |
108 | 3. «Поговорим о значении слов». Правильное употребление слов в речи. Обучение сжатому письменному пересказу текста (№550-554) | | | |
109 | 4.Об использовании слов в речи. Совершенствование умения пользоваться толковым словарём. Многозначные слова (№555-561) | | | |
110 | 5.Синонимы и антонимы; выбор точного слова (№562-567) | | | |
111 | 6. Развитие речи. Обучающее изложение. Обучение словесному рисованию (№568-569) | | | |
112 | 7.«От значения слова – к правильному написанию». Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне (№570-576) | | | |
113 | 8.История слова и непроверяемые безударные гласные в корне (№577-580) | | | |
114 | 9.Рассказываем истории некоторых выражений (№581-585) | | | |
115 | 10.«Что мы знаем о словах?» Слово с разных точек зрения (№586-591) | | | |
116 | 11.Систематизация знаний о слове. Упражнение в различных видах разбора (№592-596) | | | |
117 | 12.Систематизация знаний о слове. Упражнение в различных видах разбора (№597-601) | | | |
118 | 13.«Чтобы писать грамотно, нужно…» Систематизация знаний, умений и навыков (№602-605) | | | |
119 | | 14. Пром-ная аттестация. Контрольный диктант | | |
120 | 15.Совершенствование комплекса орфографических умений (№606-613) | | | |
121 | 16.«Проверяем себя». Совершенствование и самопроверка приобретённых умений. Итоговый словарный диктант №9 (№614-617) | | | |
122 | | 17. Контрольное списывание №3 (№544) | | |
123 | 18. «Знаешь, как правильно?» Культура речи: повторение и обобщение изученного материала (№618-624) | | | |
124 | | 19. Контрольная работа, состоящая из грамматических заданий | | |
Раздел 11. Размышляем, рассказываем, сочиняем (5 ч) |
125 | 1.«Предложение в тексте». Наблюдения за способами связи предложений в тексте (№625-630) | | | |
126 | 2.Обучение связи предложений в тексте (№631-634) | | | |
127 | 3.«Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем». Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения. Обучение словесному рисованию. (№635-643) | | | |
128 | 4. Введение термина «сочинение». Знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение (№646-649) | | | |
129 | 5.Развитие речи. Учимся письменным пересказам и написанию сочинений-этюдов, сочинений-сказок, сочинений-рассуждений (№650-654) | | | |
Раздел 12. Перелистаем учебник (5 ч) |
130 | 1.Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка. Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды… (№655-662) | | | |
131- | 2.Повторение и обобщение изученного материала. Систематизация полученных знаний, умений и навыков | | | |
132 | 3.Повторение и обобщение изученного материала. Систематизация полученных знаний, умений и навыков | | | |
133 | 4.Обобщение изученного материала по предмету. Защита проектов по русскому языку | | | |
134 | 5.Подводим итоги. | | | |
135136 | Резервные часы (2 часа) | |
31