СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку "Перспективная начальная школа" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку  "Перспективная начальная школа" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку "Перспективная начальная школа" 2 класс»

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

Департамент образования Администрации города Омска

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 104»

(БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104»)


РАССМОТРЕНО

Заседанием методического объединения учителей

Протокол от 31.08.2020 № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор


________________ М.Г. Рябикова

1 сентября 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора


________________ Ф.Ф. Глущенко

1 сентября 2020 г.




Рабочая программа

учебного курса

по русскому языку

для 2 «А» класса



Составитель: учитель

Подгурская Кристина Сергеевна


Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Русский язык» для  2   класса составлена на основе примерной программы  начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений, программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» Н.А.Чураковой и УМК «Перспективная начальная школа». Программы по учебным предметам .-М.:Академкнига/Учебник 2015.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей первоклассников. 


Цель: Обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

 Задачи:

  • Развивать речь, мышление, воображение школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развивать интуицию и «чувства языка»

  • Осваивать первоначальные знания о лексике, фонетика, грамматике русского языка

  • Овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять не сложные монологические высказывания

  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному языку


Общая характеристика учебного курса

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение русским языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни. 

Изучение курса русского языка в начальной школе направлено на достижение познавательной и социокультурной целей: 

  • познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников; 

  • социокультурная цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. 

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:  

  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; 

  • развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;        

  • освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; 

  • овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема; 

  • воспитание  позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; 

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению. 

 

 

Объем и сроки изучения

В соответствии с базисным планом, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю . 

Количество часов в 1 четверти-43

Количество часов во 2 четверти-37

Количество часов в 3 четверти-52

Количество часов в 4 четверти-38.


 Предметные результаты:


Личностными результатами изучения курса «Русский язык» во 2-м классе является формирования следующих умений:  

- самоопределение - система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на  оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;  

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - организация участия  детей в действиях интриги, ориентирующей  младшего школьника помогать  героям  интриги с  целью решить интеллектуальные задачи. 

Обучающиеся получат возможность для формирования: 

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; 

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; 

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; 

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; 

 

            В области познавательных УУД (общеучебных) обучающийся научится:  

- работать с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; 

- анализ и интерпретация информации; 

- применение и представление информации; 

- оценка получаемой информации; 

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. 

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 

  • моделировать 

  • подводить под понятие; 

  • устанавливать причинно-следственные связи; 

 

В области коммуникативных УУД  обучающийся  должен уметь: 

- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы,  

- в рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.  

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • осуществлять взаимопроверку выполненной работы;  

  • выполнять работу по цепочке; 

  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.  

В области регулятивных УУД: 

- контроль и самоконтроль учебных действий; 

- самоконтроль процесса и результатов деятельности. 

(Обучающийся научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается);   

 Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную; 

  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками. 

 

Предметными результатами изучение курса «Русский язык» во 2классе являются формирование следующих умений 

 

Содержательная линия «Система языка» 

Раздел «Фонетика и графика» 

Обучающиеся научатся: 

  • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги; 

  • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков. 

 

Раздел «Орфоэпия» 

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; 

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы…). 

 

Раздел «Состав слова (морфемика)» 

Обучающиеся научатся: 

  • различать изменяемые и неизменяемые слова; 

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; 

  • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); 

  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; 

  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова; 

  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным); 

  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс); 

  • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме); 

  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова. 

 

Раздел «Лексика» 

Обучающиеся научатся: 

▪ выявлять слова, значение которых требует уточнения;  

▪ определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. 

  

Раздел «Морфология» 

Обучающиеся научатся: 

  • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий; 

  • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род; 

  • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам; 

 

Раздел «Синтаксис» 

Обучающиеся научатся: 

  • различать предложение, словосочетание и слово; 

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;  

  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; 

  • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;  

  • задавать вопросы к разным членам предложения. 

 

Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 

Обучающиеся научатся: 

проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; 

  • выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова; 

  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; 

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»); 

  • различать на письме приставки и предлоги; 

  • употреблять разделительные ь и ъ; 

  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно; 

 

Содержательная линия «Развитие речи» 

Обучающиеся научатся: 

  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложениях; 

  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; 

  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания; 

  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.). 

  • соблюдать орфоэпические нормы речи; 

  • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.); 

  • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета. 

 

  • Обучающиеся получат возможность научиться

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • работы со словарями; 

  • соблюдения орфоэпических норм речи; 

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.); 

написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета. «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со 

взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. 

 

Критерии и нормы оценки:


Особенности организации контроля по русскому языку 

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. 

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. 

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. 

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). 

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. 

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. 

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции. 

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. 

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. 

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. 

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п. 

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки 

Ошибки: 

нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах; 

неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями); 

отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); 

наличие ошибок на изученные правила по орфографии; 

существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения; 

отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте; 

употребление слов в несвойственном им значении (в изложении). 

Недочеты: 

отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки; 

неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило; 

незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения. 

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы необходимо принимать во внимание каллиграфический навык. 

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы. 

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. 

Характеристика цифровой оценки (отметки) 

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. 

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. 

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок  или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. 

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. 

Оценка письменных работ по русскому языку. 

Диктант 

«5» – за работу, в которой нет ошибок. 

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки. 

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок. 

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок. 

Примечание: 

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две. 

Грамматическое задание 

«5» – без ошибок. 

«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий. 

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий. 

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий. 

Контрольное списывание 

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений. 

«4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления. 

«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки. 

«2» – за работу, в которой допущены 4 ошибки. 

Словарный диктант 

«5» – без ошибок. 

«4» – 1 ошибка и 1 исправление. 

«3» – 2 ошибки и 1 исправление. 

«2» – 3 – 5 ошибок. 

Тест 

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.  

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.  

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.  

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий. 

Изложение 

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления. 

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления. 

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления. 

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений. 

Сочинение 

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления. 

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления. 

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления. 

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений. 

Примечание: 

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения. 

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) 

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. 

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. 

 

Формы реализации программы: 

- фронтальная; 

- парная; 

- групповая; 

- индивидуальная. 

 

Методы реализации программы: 

- практический; 

- объяснительно-иллюстративный; 

- частично-поисковый; 

- проектный 

- наблюдение 

- исследовательский 

 

Способы и средства: 

- технические средства; 

- модели и таблицы; 

- рисунки; 

- дидактический материал. 

- технологии: информационные (ИКТ), здоровьесбережение,  деятельностный подход, РКМЧП (критическое мышление), личностно-ориентированное обучение 

 

Формы диагностики уровня предметных знаний и УУД 

 

 

1 четверть 

2 четверть 

3 четверть 

4 четверть 

Итого 

2 класс 

 

 

 

 

 

Контрольное списывание 

 

 

Контрольные диктанты, контрольные работы 

Словарные диктанты 

Развитие речи  

 

 Содержание курса:


Фонетика и орфография (10ч +  39ч) 

  • Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды — в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. 

  • Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. 

  • Правописание сочетаний чк, чн, нч.  

  • Написание ы или и после ц в разных частях слова. 

  • Написание частицы не со словами, называющими действия. 

  • Разграничение на письме приставок и предлогов. 

  • Написание разделительных ь и ъ.  

  • Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук. 

Лексика (изучается на протяжении всего курса) 

  • Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. 

  •  Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов.  

  • Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.  

  • Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. 

Морфемика и словообразование  25ч 

  • Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.   Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.  

  • Корень слова. Понятие о родственных словах.  

  • Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). 

  • Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.  

  • Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. 

  • Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.  

  • Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.  

  • Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).  

  • Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. 

  • Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.  

  • Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.  

  • Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).  

Морфология  50ч 

  • Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. 

  • Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам. 

Синтаксис   15ч 

  • Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. 

  • Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.  

  • Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.  

  • Понятие об обращении и способах его оформления на письме.  

Лексикография ( изучается на протяжении всего курса) 

  • Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях 

Развитие речи с элементами культуры речи   31ч 

  • Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.  

  • Текст-описание и текст-повествование. 

  • Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.  

  • Определение темы и основной мысли живописного произведения.  

  • Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).  

  • «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. 

  • Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать. 

 

Для реализации программного содержания используются:

  1. Чуракова Н.А.  Русский  язык.  2  класс:  Учебник. В  3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 

  1. Каленчук  М.Л.,  Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык.  2  класс:  Учебник. В 3 ч. Часть  2.  —  М.: Академкнига/Учебник, 2013 

  1. Чуракова Н.А.  Русский  язык.  2  класс:  Учебник. В  3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 

  1. Байкова  Т.А.,   Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы № 1. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник. 

  1. Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык: тетрадь для самостоятельной  работы  №  2.  2  класс.  —  М.: Академкнига/Учебник. 

  1. Чуракова  Н.А.,  Каленчук  М.Л.,   Малаховская  О.В., Байкова Т.А. Русский  язык.  2  класс:  Методическое  пособие.  —  М.: Академкнига/Учебник, 2012 

  1. Лаврова Н.М. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы в тетради. – М.: Академкнига/Учебник, 2015 

  1. Русский язык. Литературное чтение. 2 класс: рабочие программы по учебникам М.Л.Каленчук, О.В.Малаховской, Н.А.Чураковой. – Волгоград: Учитель, 2014 



Учебно-тематический план

п/п

Дата

план

Дата факт

Количество часов

Тема урока






1

1.09


1

Толковый словарь.

2

2.09


1

Обратный словарь.

3

3.09


1

Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно».

4

4.09


1

Словарь «Происхождение слов».

5

7.09


1

Фонетика и орфография. Звуко-буквенная зарядка.

6

8.09


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Какие бывают предложения.

7

9.09


1

Главные и неглавные слова в предложении.

8

10.09


1

Главные и неглавные слова в предложении.

9

11.09


1

Главные и неглавные слова в предложении.

10

14.09


1

Главные и неглавные слова в предложении.

11

15.09


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Что такое текст.

12

16.09


1

Окончания слов-названий предметов.

13

17.09

18.09


1

Что такое словосочетание.


14

21.09


1

Что такое словосочетание.

15

22.09


1

Основа

слова и его окончание.

16

23.09


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Что такое текст.

17

24.09


1

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

18

25.09


1

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.


19

28.09


1

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.


20

29.09


1

Слова-названия предметов, у ко­торых нет окон­чаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов.

21

30.09


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Что такое текст.

22

1.10


1

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.

23

2.10


1

Слова-названия предметов разного рода.

24

5.10


1

Слова-названия предметов разного рода.

25

6.10


1

Слова-названия предметов разного рода.

26

7.10


1

Слова-названия предметов разного рода.

27

8.10


1

Слова-названия предметов разного рода.

28

9.10


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне».

29

13.10


1

Слова-названия предметов разного рода.

30

14.10


1

Слова-названия предметов разного рода.

31

15.10


1

Начальная форма слова.

32

16.10


1

Начальная форма слова.

33

19.10


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Азбука вежливости.

Как писать письмо.

34

20.10


1

Начальная форма слова.

35

21.10


1

Это слово и другое слово.

36

22.10


1

Это слово и другое слово.

37

23.10


1

Это слово и другое слово.

38

26.10


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Устное

изложение «Утята».

39

27.10


1

Слово и формы этого слова.

Родственные слова.

40

28.10


1

Слово и формы этого слова.

Родственные слова.

41

29.10



1

Слово и формы этого слова.

Родственные слова.

42

10.11



1

Слова,

у которых несколько значений.


43

11.11


1

Слова,

у которых несколько значений.

44

12.11


1

Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста.

45

13.11


1

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и

пишутся.

46

16.11


1

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и

пишутся.

47

17.11


1

Слова со сходным

значением, которые

по-разному звучат и

пишутся.

48

18.11


1

Слова и их дальние родственники.

49

19.11


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Тема и основная мысль текста.

50-51

20.11


1

Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.

52

23.11


1

Чередование звуков в

корнях слов,

которое мы не видим на письме.

53

24.11


1

Чередование звуков в

корнях слов,

которое мы не видим на письме.


54

25.11


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костер во дворе».

55

26.11


1

Составь свой диктант. Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.

56

27.11


1

Работа над ошибками. Чередование звуков в корнях слов.

57

30.11


1

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.

58

1.12


1

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.

59

2.12


1

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.

60

3.12


1

Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста.

61

4.12


1

Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА­-ЩА, ЧУ-ЩУ.

62

7.12.


1

Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА­-ЩА, ЧУ-ЩУ.

63

8.12


1

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

64

9.12


1

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

65

10.12


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Работа с

картиной А. Рылова «Полевая рябинка».

66-67

11.12


1

Повторение по теме «Родственные слова и формы

слова».

68

14.12


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Азбука

вежливости.

Как писать письмо.

69

15.12


1

Повторение

по теме

«Лексика».

70

16.12


1

Повторение по теме

«Лексика».

71

17.12


1

Контрольное списывание.

72

18.12


1

Повторение по теме «Орфография».

73

21.12


1

Повторение по теме «Синтаксис».

74

22.12


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Устное изложение.

75

23.12


1

Контрольный диктант «Снеж­ные загадки» с грамматиче­ским заданием.

76

24.12


1

Работа над ошибками. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

77

25.12


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Как написать поздравление.

78

28.12


1

Повторение по теме «Орфография».

79

29.12


1

Повторение по теме «Орфография».

80

30.12


1

Задание для членов клуба «Ключ и

заря».

81

11.01


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Письменное изложение «Весенний звон».

82

12.01


1

Заседание клуба, на котором все учились

задавать

вопросы.

83

13.01


1

Развитие речи с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте (хокку).

84

14.01


1

Заседание клуба, на

котором все учились

задавать

вопросы.

85

15.01


1

Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа.

86

18.01


1

Учимся

определять начальную форму слов. Словарная работа.

87-88


19.01


1

Учимся

определять начальную форму слов. Словарная работа.

89

20.01


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Что мы знаем о тексте.

90

21.01


1

Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.

91

22.01


1

Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.

92

25.01


1

Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.

93

26.01


1

Как делаются слова. Что такое суффикс (суффиксы слов, называющих предметы).

94

27.01


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Деление текста на части.

95

28.01


1

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы

96

29.01


1

Как делаются слова.

Что такое суффикс.

Суффиксы слов, называющих предметы.

97

1.02


1

Как делаются слова.

Что такое суффикс.

Суффиксы слов, называющих предметы.

98

2.02


1

Как делаются

слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК.

99

3.02


1

Как делаются

слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

100

4.02


1

Развитие речи с элементами культуры

речи.

Деление текста на части.

101

5.02


1

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

102

8.02


1

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

103-104

9.02


1

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

105

10.02


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Деление текста на части. Работа

с картиной

А. Матисса «Разговор».

106

11.02


1

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

107

12.02


1

Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы

108

15.02


1

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

109

16.02


1

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

110

17.02


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Работа с картиной

К. Петрова-Водкина

«Утренний натюрморт».


111-112

18.02


1

Что такое

обращение.


113

19.02


1

Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.

114

22.02


1

Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.

115

24.02


1

Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.

116

25.02


1

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к

8 Марта.

117

26.02


1

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.

118

1.03


1

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.

119

2.03


1

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.

120

4.03


1

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.

121

5.03


1

Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение.

Как писать изложение.

122

9.03


1

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.

123

10.03


1

Состав слова.

124

11.03


1

Состав

слова.

125

12.03


1

Состав

слова.

126

15.03


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Типы текстов.

Описание и повествование.

127

16.03


1

Состав слова.

128

17.03


1

Образование слов с

помощью приставки и суффикса.

129

18.03


1

Образование слов с

помощью приставки и суффикса.

130

19.03


1

Образование слов с

помощью приставки и суффикса.

131

1.04


1

Правильное употребление приставок НА-, О- в словах

«надеть», «надевать»; «одеть», «одевать».

132

2.04


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Типы текстов. Описание и повествование.

133

5.04


1

Правильное употребление приставок НА-, О- в словах

«надеть», «надевать»; «одеть», «одевать».

134

6.04


1

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

135

7.04


1

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

136

8.04


1

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

137

9.04


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Типы текстов. Научный и художественный текст.

138

12.04


1

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

139

13.04


1

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

140

14.04


1

Диктант «Птичьи

хлопоты» с граммати-ческим

заданием.

141

15.04


1

Работа над ошибками. Разделительный

мягкий знак.

142

16.04


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Научный и художественный текст.

143

19.04


1

Разделительный твердый знак.

144

20.04


1

Написание разделительных Ь и Ъ знаков.

145

21.04


1

Написание разделительных Ь и Ъ знаков.

146

22.04


1

Написание разделительных Ь и Ъ знаков.

147

23.04


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи».

148

26.04


1

Написание разделительных Ь и Ъ знаков.

149

27.04


1

Написание разделительных Ь и Ъ знаков.

150

28.04


1

Написание разделительных Ь и Ъ знаков.

151

29.04


1

Написание разделительных Ь и Ъ знаков.

152

30.04


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи».

153

3.05


1

Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком.


154-155

4.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

156

5.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

157

6.05


1

Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение. Работа

с картиной Ван Гога «Церковь в Овере».

158

7.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

159

10.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

160

11.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

161

12.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. Проверочная работа.

162

14.05


1

Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Ступеньки».

163

17.05


1

Итоговая

контрольная работа за

II полугодие.

164

18.05


1

Работа над ошибками. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

165

19.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

166

20.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

167

21.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

168

24.05


1

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

169

25.05


1

Лексикография. Тест.

170

26.05


1

Развитие речи с элементами культуры речи.

Задание для членов клуба «Ключ и

заря».


Материально-техническое обеспечение программы


Специфическое оборудование:

  1. алфавит;

  2. таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

  3. наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

  4. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  5. проектор;

  6. настольные развивающие игры;

  7. слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!