Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ключевская общеобразовательная школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНА:
Приказ №_____от______2019года
Директор КГБОУ «Ключевская
общеобразовательная школа-интернат»
___________/Г.В.Колтукова /
Адаптированная рабочая
программа
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для 4 года обучения
Рабочая программа разработана
на основе программы
«Обучение обучающихся с умеренной умственной отсталостью»
Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель:
Золотарева И.Н.
учитель высшей категории
СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УР _________И.Г.Катюк | РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей №____ от _______________2019 года Руководитель МО С.Г. Большакова |
«Сенсорное развитие»
4 класс
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» разработана на основе следующих документов:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная основная общеобразовательной программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Ключевская общеобразовательная школа интернат» (Вариант 2).
Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065- «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
Программа «Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г;
СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Учебного плана образовательного учреждения;
Программа рассчитана на 105 часов в год, 3часа в неделю.
Календарный учебный график составлен на основе письма Министерства образования и науки Алтайского края от 02.08.2019 г. № 23-02/02/2551 «О начале 2019/2020 учебного года».
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Цели программы:
Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы;
Задачи программы:
Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности:
Формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
Развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно – величинных отношениях окружающей действительности;
Формирование пространственно-временных ориентировок;
Развитие слуховых и голосовых координаций;
Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;
Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Содержание каждого раздела представлено по принципу: от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно - перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Направления реализации рабочей программы.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:
Диагностика;
Зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез;
Слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память и фонематический слух;
Кинестетическое восприятие;
Развитие восприятия формы, величины и цвета, конструирование предметов;
Развитие восприятия запаха и вкуса;
Развитие восприятия пространства и времени;
Развитие моторики и графомоторных навыков;
Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей;
Раздел 1. Развитие зрительного восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
фиксация взгляда на лице человека;
фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;
фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;
прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);
прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Далее следует работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;
сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.
Раздел 2. Развитие слухового восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;
прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
локализация неподвижного удаленного источника звука.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
соотнесение звука с его источником;
нахождение объектов, одинаковых по звучанию;
различение речевых и неречевых звуков.
Раздел 3. Развитие кинестетического восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
адекватная реакция на давление на поверхность тела;
адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),
адекватная реакция на положение частей тела.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);
согласованность действий и движений разных частей тела;
целенаправленность и выразительность движений.
Раздел 4. Развитие восприятия формы, величины и цвета
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
фиксация внимания на форме предмета;
фиксация внимания на цвете предмета;
фиксация внимания на величине предмета;
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
различение объектов по форме (круглый, квадратный);
различение объектов по величине (большой, маленький);
различение объектов по цвету (основные цвета радуги);
Раздел 5. Восприятие запаха и вкуса.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
адекватная реакция на запахи;
адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
различение объектов по запаху;
узнавание продукта по вкусу;
различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Раздел 6. Развитие моторных навыков
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;
фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;
фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.) ;
выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)
использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
Формирование минимального интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру.
Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослым.
Минимальное умение взаимодействовать с учителем в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
Формирование интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру.
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослым.
Умение взаимодействовать с учителем в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Потребность участвовать в совместной деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи..
Проявляет способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Проявляет положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Проявляет целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
Проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Имеет ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
Проявляет эмоции в процессе слушания произведений, выражает эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
Позитивно реагирует на соблюдение санитарно-гигиенических норм, проявляет стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
Проявляет эстетические потребности, ценности и чувства.
Осознает установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности.
Умеет организовывать рабочее место и соблюдает правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.
Использует простейшие навыки самообслуживания.
Коммуникативные учебные действия
Вступает в контакт; работает совместно с учителем;
Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем.
Обращается за помощью и принимает помощь.
Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные учебные действия
Входит и выходит из учебного помещения со звонком.
Доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с учителем;
Пользуется учебной мебелью.
Адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
Работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место.
Передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия
Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов.
Устанавливает видовые - родовые отношения предметов.
Делает простейшие сравнение предметов на наглядном материале;
Наблюдает, (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).
В качестве показателей развития учащихся рассматриваются даже элементарные сдвиги и изменения в сенсорном развитии, которые происходят в результате обучения.
Предполагается сформировать эмоциональный контакт с каждым ребенком, направленность на сотрудничество, обучение каждого ребенка способам усвоения общественного опыта;
Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности;
Сформировать у детей в контексте сенсорного и когнитивного содержания следующие умения:
Сформировать способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
Уметь классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
Знание основных цветов радуги;
Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
Умение составлять предмет из 2—3 частей;
Способность различать речевые и неречевые звуки;
Умение соотносить звук с его источником;
Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
Знание частей суток и названий дней недели;
Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый);
Способность узнавать продукт по вкусу;
Способность различать объект по запаху;
Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре);
Способность согласовывать свои действия и движения;
Способность опосредовать свою деятельность речью.
Принципы планирования работы:
Деятельностный подход к планированию работы;
Последовательное нарастание требований к восприятию детей;
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
Систематичность и комплексность воздействия на все органы чувств ребенка;
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности с обучающимся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и ребёнка.
Основные методы и приемы обучения:
Использование познавательных игр;
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;
Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
Практические методы: упражнения, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, практические действия (конструирование, аппликация, выполнение работ из различных материалов, опыты);
Основные виды деятельности учащихся:
занятия с элементами игры;
игры – имитации, жестово – образные игры;
наблюдение;
упражнения по инструкции, подражанию, аудиально – визуальные (слушание, показ);
практические занятия;
рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
предметно – практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, обводка;
Предметно – развивающая образовательная среда:
детские книги, раскраски;
диафильмы, видео и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей;
распечатки педагога с заданиями, текстами, иллюстрациями;
дидактические большие куклы (девочка, мальчик);
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;
сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;
наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;
наборы палочек; магнитные доски;
сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;
наборы геометрических фигур; штампы, трафареты;
пуговицы разного размера и различных цветов;
природный материал: ракушки, камушки, шишки;
муляжи овощей и фруктов;
материал для лепки: цветное тесто, пластилин;
палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;
наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;
детские музыкальные инструменты, оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.).
Методы и средства оценки результативности программы:
Диагностируемые характеристики | Психодиагностические методики (см. Приложение 2) |
Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций | -упражнения на оценку статистического и динамического равновесия; -упражнения на оценку моторики рук; -тесты зрительно-моторной координации. |
Зрительно восприятие | -упражнения на оценку зрительного восприятия |
Слуховое восприятие | -упражнения на оценку развития слухового восприятия |
Восприятие формы, величины, цвета | -упражнения на оценку способности к различению формы; -упражнения на оценку способности воспринимать величину; -тесты цветоразделения. |
Тактильные ощущения | -упражнения на оценку тактильных ощущений |
Пространственно-временное восприятие | -упражнения на оценку пространственной ориентировки; -упражнения на оценку восприятия времени |
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. «Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Развитие сенсорных процессов»
№ | Кол-во часов | Название темы | Коррекционно-развивающая составляющая урока | Тип урока | Методическое обеспечение | Дата |
1 четверть – 24 час. |
Раздел 1 Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза |
1.1 | 1 | Знакомство с преподавателем. | Формировать навыки эмоционального общения с педагогом | Организационный урок | | 4.09.19 |
1.2 | 1 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | | Диагностика | | 5.09 |
1.3 | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) | Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий педагога | Урок-игра | Сюжетные (предметные) картинки | 6.09 |
1.4 | 1 | Нахождение нелепиц на картинках | Развивать зрительное внимание, зрительную память; | Урок-игра | Наглядный материал: красочные парные картинки с признаками различия | 11.09 |
1.5 | 1 | Дидактическая игра «Лабиринт» | Развивать зрительное внимание и зрительную память; | Урок-игра | Бумажная дидактическая игра «Лабиринт» | 12.09 |
1.6 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук | Урок-игра | Сюжетные и предметные картинки | 13.09 |
1.7 | 1 | Формирование произвольности зрительного восприятия: дорисовывание незаконченных изображений. | Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук; | Урок-игра | Незаконченные изображения на предметных картинках | 18.09 |
1.8 | 1 | Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях. Задание «Найди одинаковую пару», «Расшифруй письмо», «Найди отличия», корректурная проба. | Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук | Урок-игра | 5 картинок со сходными изображениями, карты с зашифрованным письмом, бланки с корректурной пробой. | 19.09 | |
1.9 | 1 | Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. | Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук; | Урок-игра | Игрушки, предметы обихода | 20.09 | |
1.10 | 1 | Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. | Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук | Урок-игра | Наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; | 25.09 | |
1.11 | 1 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | | Урок-игра | Видео: «Гимнастика для глаз». | 26.09 | |
Раздел 2 Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха | |
2.1 | 1 | Прослушивание, запоминание и воспроизведение ритмического рисунка. Игры «Молоточки», «Ритмические рисунки». | Развивать слуховое восприятие и слуховую память, расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов. | Урок-игра | Погремушка, барабан, колокольчик, ложки, бубен | 27.09 | |
2.2 | 1 | «Откуда звук?» Учащийся закрывает глаза, учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук. | Развивать слуховое восприятие и слуховую память, расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. | Урок-игра | Колокольчики | 2.10 | |
2.3 | 1 | Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого. | Развивать слуховое восприятие и слуховую память, расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. | Урок-игра | | 3.10 | |
2.4 | 1 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов. | Урок-игра | Музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас, труба, трещетки, барабан и т.п.), | 4.10 | |
2.5 | 1 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Различать мелодии по характеру. | Урок-игра | Музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас, труба, трещетки, барабан и т.п.), | 9.10 | |
2.6 | 1 | «Повтори» Учитель производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить. Как вариант игры учитель показывает звучание музыкального инструмента – ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещеток, маракас, свистка и т.п.) | Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Различать мелодии по характеру. | Урок-игра | Музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас, труба, трещетки, барабан и т.п.), | 10.10 | |
2.7 | 1 | «Танцуй - замри» Учитель включает различную танцевальную музыку, дети должны двигаться под музыку или танцевать, как только музыка замолкает, дети должны сесть на стульчики и не двигаться. | Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Различать мелодии по характеру. | Урок-игра | Танцевальная музыка | 11.10 | |
2.8 | 1 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). | Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Различать мелодии по характеру. | Урок-игра | Аудиозапись звуков окружающей среды | 16.10 | |
2.9 | 1 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | Развивать слуховое восприятие и слуховую память. | Урок-игра | Музыкальные инструменты. | 17.10 | |
2.10 | 1 | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. Дидактическая игра «Угадай по голосу» | Развивать слуховое восприятие и слуховую память, расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. | Урок-игра | | 18.10 | |
Раздел 3 Кинестетическое развитие. | |
3.1 | 1 | Адекватная эмоционально – двигательная реакция на прикосновения человека. Игра «Узнай, кто это?» | Развитие адекватной реакции на прикосновения | Урок-игра | Оборудование сенсорной комнаты: мягкие кресла, ковер, осветительные приборы. | 23.10 | |
3.2 | 1 | Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Зеркало». | Развитие адекватной реакции ощущения с соприкосновением дерева | Урок-игра | Большое зеркало | 24.10 | |
3.3 | 1 | Адекватная реакция на положение частей тела. Движения и позы всего тела. | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, развитие адекватной реакции на прикосновения человека | Урок-игра | | 25.10 | |
2 четверть – 24 часа | |
3.4 | 1 | Адекватная реакция на положение частей тела. Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, развитие адекватной реакции на прикосновения человека | Урок-игра | Видеофильмы о природных явлениях, животных и т.д. | 6.11 | |
3.5 | 1 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | Активизация интереса к соприкосновению с различными материалами | Урок-игра | | 7.11 | |
3.6 | 1 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | Активизация интереса к соприкосновению с различными материалами | Урок-игра | | 8.11 | |
Раздел 4 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | |
4.1 | 1 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности: - фиксация внимания на форме предмета, фиксация внимания на величине предмета; Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный); -различение объектов по величине (большой, маленький). | Урок-игра | Объёмные геометрические фигуры (шар, куб). | 13.11 | |
4.2 | 1 | Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные). | Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный); -различение объектов по величине (большой, маленький, объемный и плоский). | Урок-игра | Объёмные геометрические фигуры | 14.11 | |
4.3 | 1 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий) | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности: - фиксация внимания на форме предмета, фиксация внимания на величине предмета; Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный); -различение объектов по величине (большой, маленький). | Урок-игра | Предметы различной формы и длинны | 15.11 | |
4.4 | 1 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности: - фиксация внимания на форме предмета, фиксация внимания на величине предмета; Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный); -различение объектов по величине (большой, маленький).) | Урок-игра | Мерная лента, линейка | 20.11 | |
4.5 | 1 | Сравнение 3-4 предметов по длине и ширине. Игра «Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно. | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности: - фиксация внимания на форме предмета, фиксация внимания на величине предмета; Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный); -различение объектов по величине (большой, маленький).) | Урок-игра | Наборы строительных конструкторов | 21.11 | |
4.6 | 1 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) | Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный); -различение объектов по величине (большой, маленький). | | Акварельные краски, бумага, кисти, вода | 22.11 | |
4.7 | 1 | Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» | Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по цвету (основные цвета радуги) | Урок - игра | Цветные карточки | 27.11 | |
4.8 4.9 | 1 | Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку. | Развивать тактильные ощущения, осязательное восприятие, мелкую моторику рук. Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный); -различение объектов по величине (большой, маленький). | Урок – игра Урок - игра | Наборы из геометрических кругов одного цвета, различной насыщенности цвета Наборы геометрических фигур | 28.11 29.11 | |
4.10 | 1 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по цвету (основные цвета радуги) | Урок - игра | Игрушки различных геометрических форм и размеров, окраски | 4.12 | |
4.11 | 1 | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. | Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по цвету (основные цвета радуги) | Урок - игра | Наборы цветов различного спектра | 5.12 | |
4.12 | 1 | Конструирование предметов из геометрических фигур (5-10 деталей). | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок - игра | Наборы конструкторов | 6.12 | |
4.13 | 1 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей). | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок | Наглядный материал | 11.12 | |
4.14 | 1 | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок | Набор предметов | 12.12 | |
Раздел 5 Развитие восприятия запаха и вкуса | |
5.1 | 1 | Адекватная реакция на запахи. Узнавание и различение объектов по запаху. | Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи, мелкую моторику рук | Урок | Лимон, банан, хвоя, кофе. | 13.12 | |
5.2 | 1 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение | Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи и вкус, мелкую моторику рук | Урок | | 18.12 | |
5.3 | 1 | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. | Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи и вкус | Урок - игра | Различные виды термометров | 19.12 | |
5.4 | 1 | Восприятие консистенции продуктов (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи и вкус | | Игровой набор «Кухня» | 20.12 | |
5.5 | 1 | «Съедобное-несъедобное» Перед детьми выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы. | Развивать тактильные ощущения, развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок-игра | Съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). | 25.12 | |
5.6 | 1 | Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». | Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи и вкус | Урок-игра | Баночки с крышками, в которых собраны разные пахучие вещества (ванилин, кусочек свежей булки, дольки апельсина, кусочек подгнившей картофелины, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода или зеленки), цветок и т.п.) | 26.12 | |
Раздел 6 Развитие восприятия пространства и времени | |
6.1 | 1 | Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности | Урок | Выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.) | 27.01 | |
3 четверть – 30 час | |
6.2 | 1 | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности, | Урок | Ориентировка в школьном помещении (вербализация пространственных отношений с использованием предлогов) | 15.01 | |
6.3 | 1 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.) | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности | Урок | Ориентировка в школьном помещении | 16.01 | |
6.4 | 1 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). «Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево. | Развивать тактильные ощущения Развитие и коррекция зрительного восприятия | Урок-игра | Изображения аквариума и контуры рыбок | 17.01 | |
6.5 | 1 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета. | Урок | | 22.01 | |
6.6 | 1 | Деление листа на глаз на 5-6 частей | Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета. | Урок | Листы бумаги, карандаши | 23.01 | |
6.7 | 1 | Игра «Следопыт» Дети должны найти в комнате спрятанную игрушку, следуя устным указаниям учителя (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.) | Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы | Урок-игра | Игрушки | 24.01 | |
6.8 | 1 | Пространственная ориентировка на поверхности парты | Развивать тактильные ощущения Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы | Урок | Плоскостные и объёмные предметы. | 29.01 | |
6.9 | 1 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» | Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы | Урок-игра | Набор игрушечной мебели | 30.01 | |
6.10 | 1 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном направлении листа | Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок | Листы бумаги, картинки | 31.01 | |
6.11 | 1 | Порядок месяцев в году | Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок-игра | Бумажная разрезная модель «12 месяцев» | 5.02 | |
6.12 | 1 | Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок | Графическая модель «Времена года». | 6.02 | |
6.13 | 1 | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час) | Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок | Секундомер, часы | 7.02 | |
6.14 | 1 | Последовательность основных жизненных событий Возраст людей | Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок | | 12.02 | |
6.15 | 1 | Дидактическая игра «Успей за 1, 2,5 минут» | Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок | Секундомер | 13.02 | |
6.16 | 1 | Меры времени (секунда, минута, час, сутки). Для закрепления понятия «Части суток» дети собирают модель частей суток, разрезанную на 4 части (в форме круга). | Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок-игра | Модель частей суток, разрезанная на 4 части (в форме круга). | 14.02 | |
6.17 | 1 | Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» | Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок-игра | Модель часов | 19.02 | |
Раздел 7 Развитие моторики и графомоторных навыков | |
7.1 | 1 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности: формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок | | 20.02 | |
7.2 | 1 | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности: формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок-игра Урок-игра | | 21.02 | |
7.3 | 1 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности: формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок-игра | Шнурки, пуговицы. | 26.02 | |
7.4 | 1 | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.) | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности: формирование сенсорно-перцептивных действий | Урок | | 27.02 | |
7.5 | 1 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок-игра | Пальчиковая гимнастика: «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика. «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить. «Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед. | 28.02 | |
7.6 | 1 | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок | Шнуры, бусы | 4.03 | |
7.7 | 1 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок | Карандаши, трафареты | 5.03 | |
7.8 | 1 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур | Развивать мелкую моторику рук | Урок | Карандаши, трафареты | 6.03 | |
7.9 | 1 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | Развитие крупной и мелкой моторики рук, координации движений, равновесия | Урок | Листы бумаги, ножницы | 11.03 | |
7.10 | 1 | Графический диктант (по показу, зрительный). | Развитие крупной и мелкой моторики рук | Урок | | 12.03 | |
7.11 | 1 | Дорисовывание симметричной половины изображения | Развитие крупной и мелкой моторики рук, координации движений | Урок | Шаблон прямоугольных, квадратных, треугольных форм, ножницы, бумага | 13.03 | |
7.12 | 1 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) | Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета. | Урок | Ножницы, бумага | 18.03 | |
7.13 | 1 | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые). | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок | Предметы с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые) | 19.03 | |
7.14 | 1 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра: «Что бывает..(пушистое) ?» | Развитие внимания, памяти, мышления | Урок | Сюжетные картинки | 20.03 | |
4 четверть – 27 час | |
7.15 | 1 | Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние) | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок | Пластилин, глина | 31.03 | |
7.16 | 1 | Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок | Набор кукольная мебели | 1.04 | |
7.17 | 1 | Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек. | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок-игра | Предметы, игрушки | 2.04 | |
7.18 | 1 | Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) | Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок-игра | | 3.04 | |
7.19 | 1 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок | Мячи кушболы (ежики) | 8.04 | |
7.20 | 1 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук. | Урок | Шнуры, бусы, ленты | 9.04 | |
7.21 | 1 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук. | Урок | Предметные изображения, ножницы | 10.04 | |
7.22 | 1 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук. | Урок | Игрушки | 15.04 | |
7.23 | 1 | Движения и позы всего тела. Дидактическая игра "Зеркало". Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) | Выполнять упражнения по инструкции педагога | Урок-игра | Зеркало | 16.04 | |
7.24 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Профилактика зрения. Гимнастика для глаз | Развивать чувствительность различных частей тела; | Урок | Бумага, карандаши | 17.04 | |
7.25 | 1 | «Зрительная гимнастика» | Развитие и коррекция зрительного восприятия | Урок | Мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал | 22.04 | |
7.26 | | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). Узнавание предмета по одному элементу | Развивать чувствительность различных частей тела; | Урок | «Технический конструктор», мелкие пазлы | 23.04 | |
7.27 | | Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук. | Урок | Звуковые и шумовые мухзыкальные инструменты | 24.04 | |
7.28 | | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок | Мелкая мозаика | 29.04. | |
7.29 | | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок-игра | Наборы предметов различной формы | 30.04 | |
7.30 | | «Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно. | Развитие координации движений | Урок-игра | | 6.05 | |
7.31 | | Игра «Самый, самый быстрый, точный и внимательный» | Развитие внимания, памяти, мышления | Урок игра | Сюжетные картинки, геометрические пластмассовые фигуры | 7.05 | |
7.32 | | «Собираем – разбираем» | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок игра | Пластмассовые конструкторы «Лего» | 8.05 | |
7.33 | | Игра «Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево. | Развитие внимания, памяти, мышления | Урок игра | Изображения аквариума и контуры рыбок | 13.05 | |
7.34 | | Графический диктант (по показу, зрительный). | Развитие внимания, памяти, мышления | Урок игра | | 14.05 | |
7.35 | | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | Развитие внимания, памяти, мышления | Урок игра | | 15.05 | |
7.36 | | Составление узора из различных мозаик; | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук | Урок игра | Мозаики детские бумажные, пластмассовые. | 20.05 | |
7.37 | | Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Игры с мячом: подбрасывание вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу. | Развивать чувствительность различных частей тела; | Урок | Мячи | 21.05 | |
7.38 | | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) Вырезание ножницами на глаз изображений предметов | Развивать тактильные ощущения Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук. | Урок | Шнуры, бусы, ленты | 22.05 | |
7.39 | | Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей | | | Использование тестов из приложения к рабочей программе | 27.05 | |
7.40 | | Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей | | | Использование тестов из приложения к рабочей программе | 28.05 | |
7.41 | | Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей | | | Использование тестов из приложения к рабочей программе | 29.05 | |
Итого – 105 часов | |
Тематическое планирование
№ | Программная тема | Кол-во часов | Формы организации занятий |
теоретическое | практическое | Самостоятельная работа |
Раздел 1 Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза - часов |
1.1 | Знакомство с преподавателем. | 1 | 1 | | |
1.2 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 1 | | 1 | |
1.3 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) | 1 | | 1 | |
1.4 | Нахождение нелепиц на картинках | 1 | | 1 | |
1.5 | Дидактическая игра «Лабиринт» | 1 | | 1 | |
1.6 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | 1 | | 1 | |
1.7 | Формирование произвольности зрительного восприятия: дорисовывание незаконченных изображений. | 1 | | 1 | |
1.8 | Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях. Задание «Найди одинаковую пару», «Расшифруй письмо», «Найди отличия», корректурная проба. | 1 | | 1 | |
1.9 | Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. | 1 | | 1 | |
1.10 | Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. | 1 | | 1 | |
1.11 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | | 1 | |
Раздел 2 Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха |
2.1 | Прослушивание, запоминание и воспроизведение ритмического рисунка. Игры «Молоточки», «Ритмические рисунки». | 1 | | 1 | |
2.2 | «Откуда звук?» Учащийся закрывает глаза, учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук. | 1 | | 1 | |
2.3 | Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого. | 1 | | 1 | |
2.4 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | 1 | | 1 | |
2.5 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | 1 | | 1 | |
2.6 | «Повтори» Учитель производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить. Как вариант игры учитель показывает звучание музыкального инструмента – ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещеток, маракас, свистка и т.п.) | 1 | | 1 | |
2.7 | «Танцуй - замри» Учитель включает различную танцевальную музыку, дети должны двигаться под музыку или танцевать, как только музыка замолкает, дети должны сесть на стульчики и не двигаться. | 1 | | 1 | |
2.8 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). | 1 | | 1 | |
2.9 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | 1 | | 1 | |
2.10 | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. Дидактическая игра «Угадай по голосу» | 1 | | 1 | |
Раздел 3 Кинестетическое развитие. |
3.1 | Адекватная эмоционально – двигательная реакция на прикосновения человека. Игра «Узнай, кто это?» | 1 | | 1 | |
3.2 | Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Зеркало». | 1 | | 1 | |
3.3 | Адекватная реакция на положение частей тела. Движения и позы всего тела. | 1 | | 1 | |
3.4 | Адекватная реакция на положение частей тела. Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | 1 | | 1 | |
3.5 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | 1 | | 1 | |
3.6 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 | | 1 | |
Раздел 4 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
4.1 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. | 1 | | 1 | |
4.2 | Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные). | 1 | | 1 | |
4.3 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий) | 1 | | 1 | |
4.4 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | 1 | | 1 | |
4.5 | Сравнение 3-4 предметов по длине и ширине. Игра «Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно. | 1 | | 1 | |
4.6 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) | 1 | | 1 | |
4.7 | Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» | 1 | | 1 | |
4.8 | Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку. | 1 | | 1 | |
4.9 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 1 | | 1 | |
4.10 | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. | 1 | | 1 | |
4.11 | Конструирование предметов из геометрических фигур (5-10 деталей). | 1 | | 1 | |
4.12 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей). | 1 | | 1 | |
4.13 | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | 1 | | 1 | |
4.14 | Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку. | 1 | | 1 | |
Раздел 5 Развитие восприятия запаха и вкуса |
5.1 | Адекватная реакция на запахи. Узнавание и различение объектов по запаху. | 1 | | 1 | |
5.2 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение | 1 | | 1 | |
5.3 | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. | 1 | | 1 | |
5.4 | Восприятие консистенции продуктов (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | 1 | | 1 | |
5.5 | «Съедобное-несъедобное» Перед детьми выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы. | 1 | | 1 | |
5.6 | Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». | 1 | | 1 | |
Раздел 6 Развитие восприятия пространства и времени |
6.1 | Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения | 1 | | 1 | |
6.2 | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | 1 | | 1 | |
6.3 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.) | 1 | | 1 | |
6.4 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). «Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево. | 1 | | 1 | |
6.5 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | 1 | | 1 | |
6.6 | Деление листа на глаз на 5-6 частей | 1 | | 1 | |
6.7 | Игра «Следопыт» Дети должны найти в комнате спрятанную игрушку, следуя устным указаниям учителя (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.) | 1 | | 1 | |
6.8 | Пространственная ориентировка на поверхности парты | 1 | | 1 | |
6.9 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» | 1 | | 1 | |
6.10 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном направлении листа | 1 | | 1 | |
6.11 | Порядок месяцев в году | 1 | | 1 | |
6.12 | Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 | | 1 | |
6.13 | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час) | 1 | | 1 | |
6.14 | Последовательность основных жизненных событий Возраст людей | 1 | | 1 | |
6.15 | Дидактическая игра «Успей за 1, 2,5 минут» | 1 | | 1 | |
6.16 | Меры времени (секунда, минута, час, сутки). Для закрепления понятия «Части суток» дети собирают модель частей суток, разрезанную на 4 части (в форме круга). | 1 | | 1 | |
6.17 | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | 1 | | 1 | |
Раздел 7 Развитие моторики и графомоторных навыков |
7.1 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) | 1 | | 1 | |
7.2 | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении | 1 | | 1 | |
7.3 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | 1 | | 1 | |
7.4 | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.) | 1 | | 1 | |
7.5 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | | 1 | |
7.6 | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) | 1 | | 1 | |
7.7 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 1 | | 1 | |
7.8 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур | 1 | | 1 | |
7.9 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 1 | | 1 | |
7.10 | Графический диктант (по показу, зрительный). | 1 | | 1 | |
7.11 | Дорисовывание симметричной половины изображения | 1 | | 1 | |
7.12 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) | 1 | | 1 | |
7.13 | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые). | 1 | | 1 | |
7.14 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра: «Что бывает..(пушистое) ?» | 1 | | 1 | |
7.15 | Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). | 1 | | 1 | |
7.16 | Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. | 1 | | 1 | |
7.17 | Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек. | 1 | | 1 | |
7.18 | Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) | 1 | | 1 | |
7.19 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | | 1 | |
7.20 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) | 1 | | 1 | |
7.21 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 1 | | 1 | |
7.22 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) | 1 | | 1 | |
7.23 | Движения и позы всего тела. Дидактическая игра "Зеркало". Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) | 1 | | 1 | |
7.24 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Профилактика зрения. Гимнастика для глаз | 1 | | 1 | |
7.25 | «Зрительная гимнастика» | 1 | | 1 | |
7.26 | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). Узнавание предмета по одному элементу | 1 | | 1 | |
7.27 | Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». | 1 | | 1 | |
7.28 | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой | 1 | | 1 | |
7.29 | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). | 1 | | 1 | |
7.30 | «Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно. | 1 | | 1 | |
7.31 | Игра «Самый, самый быстрый, точный и внимательный» | 1 | | 1 | |
7.32 | «Собираем – разбираем» | 1 | | 1 | |
7.33 | Игра «Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево. | 1 | | 1 | |
7.34 | Графический диктант (по показу, зрительный). | 1 | | 1 | |
7.35 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | 1 | | 1 | |
7.36 | Составление узора из различных мозаик; | 1 | | 1 | |
7.37 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Игры с мячом: подбрасывание вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу. | 1 | | | |
7.38 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) Вырезание ножницами на глаз изображений предметов | 1 | | | |
7.39 | Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей | 1 | | 1 | |
7.40 | Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей | 1 | | 1 | |
7.41 | Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей | 1 | | 1 | |
Всего: 105 час |
Используемая литература:
Список литературы (основной)
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Список литературы (дополнительный)
Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.
Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.,2001.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.
Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение, 2007.
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внесшего изменения |
| | | |
Приложение 2
Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей
1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций
Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
Оценка ручной моторики:
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.
2. Оценка зрительного восприятия
узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
узнавание контурных изображений (5 изображений);
узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
3. Оценка слухового восприятия
воспроизведение несложных ритмических рисунков;
определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
4. Оценка восприятия формы, величины, цвета
Тесты цветоразличения
раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
Восприятие величины
раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5. Оценка тактильных ощущений
узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
Оценка пространственно-временного восприятия
Оценка пространственного восприятия:
показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
Оценка восприятия времени:
с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.
Оценка результативности обучения
строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:
0 баллов - нет продвижения, «действие не выполняет»;
1 балл - минимальное продвижение, «пассивно участвует в выполнении действия», «выполняет с существенной помощью педагога»;
2 балла – среднее, «выполняет с незначительной помощью педагога»
3 балла – значительное, «выполняет действие самостоятельно».
Методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.
«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика.
В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
1. Сенсорно-перцептивная сфера.
• Восприятие цвета.
• Восприятие формы и величины.
• Ориентация в пространстве.
2. Внимание.
3. Память.
4. Мышление.
5. Речь.
• Понимание обращенной речи.
• Внятность речи.
• Лексический строй речи
6. Представление о себе. Творческие проявления.
7. Эмоционально-волевая сфера.
• Импульсивность — рефлексивность.
• Тревожность — спокойствие.
• Агрессивность — миролюбие.
• Положительная мотивация учебной деятельности.
• Положительная мотивация трудовой деятельности.
• Тенденция к самостоятельности.
• Тенденция к ответственности.
• Тенденция к целенаправленным действиям.
8. Психомоторное развитие.
• Мелкая моторика рук.
• Общая координация движений.
• Мимика.
9. Социально-бытовая ориентация.
• Сформированности навыков самообслуживания.
• Социально-бытовое ориентирование.
10. Учебные навыки.
11. Трудовые умения и навыки.
12. Коммуникативность.
Уровни оценки по шкалам:
От 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции.
От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции.
От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции.
От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.
Критерии оценки по шкалам:
1. Сенсорно-перцептивная сфера
Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.
Низкий уровень (0-2). Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
Средний уровень (3—5). Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.
Высокий уровень (6—8). Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.
Очень высокий уровень (9—10). Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету — полутонам и оттенкам, форме — гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.
В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.
2. Восприятие цвета
Оценка:
«0» — полностью выключенная сенсорная система.
«1» — ребенок воспринимает мир в цвете.
«2» — ребенок понимает разницу между цветами.
«3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета — красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно, какой это цвет).
«4» — ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-цветного ряда.
«5» — ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.
«6» — ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.
«7» — ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки — оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.
«8» — понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.
«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.
3. Восприятие формы и величины
Оценка:
«0» — полностью выключенная сенсорная система.
«1» — ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.
«2» — ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.
«3» — ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.
«4» —ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.
«5» — ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.
«6» — ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.
«7» — ребенок может различать и называть сложные формы — овал, многоугольник. Знает объемные формы — цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать, из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.
«8» — соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.
«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.
4. Ориентация в пространстве
Оценка:
«0» — полностью выключенная сенсорная система.
«1» — ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).
«2» — ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.
«3» — ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.
«4» — ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.
«5» — ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.
«6» — ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади — шкаф, справа — окно, слева — дверь).
«7» — ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.
«8» — соответствует свободному ориентированию в пространстве.
«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.