Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Татарско-Шмалакской
естественно-математического МБОУ Татарско-Шмалакской средней школы
цикла средней школы /______________/ Акчурина Г.Р.
Протокол № 1 от 26.08.2017г. /_____________/ Абузярова Р.Р. Приказ № 91 от 30.08.2017г.
Руководитель МО
/___________/ Мадифурова Р.М. от 29.08.2017г.
Рабочая программа по курсу
« Избранные вопросы курса математики в КИМах и ЕГЭ»
Спецкурс
для 11 класса
Сведения об авторе (ах) Нарбекова Асия Ракибовна, учитель математики
Количество часов по учебному плану 34
Составлена на основе авторской программы спецкурса « Дополнительные вопросы курса математики в КИМах и ЕГЭ» для 11 информационно-технологического, социально-гуманитарного и общеобразовательного класса. Автор: Ланкова О.В. Ульяновск,2009
2017г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа написана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 г. №1089;
Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 г. №1312;
Примерные программы для среднего (полного) общего образования. Математика. Базовый уровень.//Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.-128с.
Примерные программы для среднего (полного) общего образования. Математика. Профильный уровень.//Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.-128с.
Приказ Департамента Ульяновской области от 20.06.2007г. №415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области»
Программа спецкурса«Дополнительные вопросы курса математики в КИМах ЕГЭ» для 10 информационно-технологического, социально-гуманитарного и общеобразовательного класса. Автор: Ланкова О.В. Ульяновск ,2009
Программа данного спецкурса «Избранные вопросы курса математики в КИМах ЕГЭ» (всего: 68 часов, 1 час в неделю , ежегодно) рассчитана на учащихся 10- 11 классов общеобразовательного профиля, которые хотят изучать математику (алгебра и начала анализа, геометрия) на повышенном уровне, но испытывают некоторые затруднения. Причиной таких затруднений является несформированность навыка работы с различными математическими объектами и действиями, а также недостаточного количества часов, для усвоения учащимися данных тем.
Основная цель обучения:
Основные задачи обучения:
Формирование у учащихся систематизированных базовых знаний и опирающихся на них устойчивых навыков по основным темам курса алгебры и началам анализа 10-11 классов, геометрии 7-11 классов;
Обеспечение более глубокого усвоения математических объектов и возможность работы с ними на повышенном уровне;
Формирование логической и общей математической культуры учащихся, развитие познавательного интереса к предмету;
Соответствие изучаемых вопросов.
Изучаемые вопросы в школьнов курсе | ДоПОЛНИТЕЛЬНЫЕ вопросы для изучения(*) |
Действительные числа |
| Метод математической индукции. Доказательство числовых неравенств методом математической индукции. Решение задач с целочисленными неизвестными. |
Рациональные уравнения и неравенства. |
Рациональные уравнения и неравенства. Системы рациональных уравнений и неравенств. Метод интервалов решения неравенств. | Деление многочлена на многочлен. Алгоритм Евклида. Неравенства, содержащие модуль. Неравенства, содержащие параметр. |
Корень степени n-ой и степень положительного числа. |
Корень степени n-ой и его свойства. Корень степени n-ой из натурального числа. Степень с рациональным и иррациональным показателем | |
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. |
| Показательные и логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного Однородные уравнения и неравенства. Уравнения, содержащие модуль. Уравнения, содержащие параметр. |
Тригонометрия. |
Синус, косинус, тангенс, котангенс. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс. Формулы сложения. Тригонометрические функции числового аргумента. | Графики функций для арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса. Формулы сложения для тангенса и котангенса. Введение вспомогательного угла и замена неизвестного t=sin x + cos x. |
Геометрия. |
| |
(*)-дополнительные вопросы в программе выделены курсивом.
Организация учебного процесса.
Занятия проводятся в форме практикумов и семинаров, на которых знания по темам углубляются и закрепляются. Затем рассматривается применение знаний в новой, измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Разработка и обсуждение теории, алгоритмов в группах.
Ученики в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания по сложности, в результате чего выявляются и устраняются пробелы в знаниях учащихся.
Учащиеся должны знать и уметь.
Знать | Уметь |
Алгоритм решения неравенств методом интервалов; Свойства степени и корня; Алгоритм решения неравенств методом интервалов; Тригонометрические формулы сложения Формулы для решения тригонометрических уравнений; Свойства логарифмической и показательной функций; Свойства логарифмов, арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса.; Свойства пределов; Свойства треугольников, окружности, касательной к окружности, параллелограмма, ромба; Основные формулы. | Выполнять доказательство числовых неравенств методом математической индукции; Выполнять деление многочлена на многочлен; Решать логарифмические, показательные, иррациональные уравнения и неравенства, содержащих модуль и параметр. Решать неравенства методом интервалов; Выполнять преобразования логарифмических, тригонометрических, степенных выражений; Решать однородные уравнения; Решать тригонометрические уравнения и неравенства; Выполнять решение задач с целочисленными неизвестными; Решать уравнения с помощью введения вспомогательного угла и производить замену неизвестного t=sin x + cos x; Применять основные формулы |
Организация и проведение аттестации учеников.
Целью аттестации учащихся по данному курсу является выявление пробелов в их знаниях по данным темам и их устранение в индивидуальной работе.
Проводится аттестация в виде тестов.
Содержание
Действительные числа.
Действительные числа. Действия с действительными числами. Метод математической индукции. Решение задач с целочисленными неизвестными.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о действительных числах. Отработать алгоритмы действий с действительными числами. Уметь выполнять доказательство числовых неравенств методом математической индукции. Научиться решать задачи с целочисленными неизвестными.
Рациональные уравнения и неравенства.
Деление многочлена на многочлен. Алгоритм Евклида. Рациональные уравнения и неравенства. Системы рациональных уравнений и неравенств. Метод интервалов решения неравенств. Неравенства, содержащие модуль.
Неравенства, содержащие параметр.
Основная цель – систематизировать знания учащихся при решении рациональных уравнений и неравенств и их систем, выработать стойкие умения и навыки при делении многочлена на многочлен. Научиться выполнять более сложные подстановки при решении систем уравнений. Сформировать у учащихся понятие «алгоритма Евклида». Научится решать уравнения и неравенства с модулем и параметром.
Тригонометрия.
Синус, косинус, тангенс, котангенс. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс. Формулы сложения. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические уравнения и неравенства. Введение вспомогательного угла и замена неизвестного t=sin x + cos x. Однородные уравнения.
Основная цель – обобщить примеры использования арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса, систематизировать знания по применению формул сложения, выработать умение по решению тригонометрических уравнений и неравенств, сводящихся к простейшим. Закрепить навыки по решению однородных уравнений второй степени. Научиться выполнять введение вспомогательного угла и замену неизвестного t=sin x + cos x.
Геометрия. (Планиметрия)
Вписанная и описанная окружность, треугольник. Прямоугольный треугольник. Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Касательная к окружности.
Основная цель – обобщить примеры использования основных формул по нахождению площади треугольника. Используя теоремы синусов, косинусов, Пифагора выработать умение по нахождению элементов треугольника, параллелограмма, трапеции. Решение комбинированных задач.
Корень степени n-ой и степень положительного числа.
Корень степени n-ой и его свойства. Корень степени n-ой из натурального числа. Степень с рациональным и иррациональным показателем. Предел последовательности.
Основная цель – систематизировать свойства корня n-ой степени свойства степени с рациональным и иррациональным показателем. Выработать стойкие умения и навыки выполнять преобразование выражений, содержащие корень n-ой степени и степень с рациональным и иррациональным показателем. Рассмотреть предел последовательности и их свойства.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Свойства логарифмической и показательной функций. Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Показательные и логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Однородные уравнения и неравенства. Уравнения, содержащие модуль. Уравнения, содержащие параметр.
-7-
Основная цель – более глубокое изучение свойств функций, работа по графикам. Учащиеся должны понимать, как влияют основание степени и основание логарифма на расположение в координатной плоскости графиков функций. Выработать умения по упрощению логарифмических выражений. Систематизировать знания учащихся при решении показательных и логарифмических уравнений и неравенств, сводящихся к простейшим. Решать показательные и логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Отработать навыки по решению однородных уравнений и неравенств. Рассмотреть уравнения, содержащие модуль и уравнения, содержащие параметр.
Геометрия. (Стереометрия)
Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники.
Основная цель – обобщить примеры использования основных формул по нахождению площади и объема многогранников. Используя теоремы выработать умение по нахождению элементов параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей. Решение комбинированных задач.
Учебное тематическое планирование.
дата | Тема учебного занятия | Кол час. | № ур | Тип урока | Форма проведения | Методы обучен. | Организа-ция сам. деят-ти | Нагляд- ность | Форма контрол | Образова- тельный продукт | Доп. литерат | прим |
Действительные числа. 4 часа |
| Действительные числа. Действия с действительными числами. | 1 | 1 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. групповая | исследов | Задачи для групп | Таблица | Взаим | | [4] | |
| Метод математической индукции | 1 | 2 | Урок изучения нового материала | Фронт. индив. | Частично-поисков. | Фронт раз. задач. | | | | [ 3 ] | |
| Доказательство числовых неравенств методом математической индукции | 1 | 3 | Урок изучения нового материала | Фронт. индив. | Частично-поисков. | Фронт раз. задач. | | Учит | | [ 3 ] | |
| Решение задач с целочисленными неизвестными. | 1 | 4 | Урок- практикум | Групповая, индив. | Проблем-поисков. | Задачи для групп | | Взаим. Учит. | Составле-ние плана для решен. задач. | [ 3 ] | |
Рациональные уравнения и неравенства. 5 часов |
| Деление многочлена на многочлен. Алгоритм Евклида. | 1 | 5 | Урок изучения нового материала | Фронт. индив. | Частично-поисков. | Фронт раз. задач. | | | Составле-ние конспекта | [ 1 ] | |
| Рациональные уравнения и неравенства. | 1 | 6 | Обобщение и системат. Знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | | Взаим. | | [ 1 ] [ 8 ] | |
| Системы рациональных уравнений и неравенств. | 1 | 7 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | | Учит. | | [ 1 ] [ 7 ] | |
| Метод интервалов решения неравенств. | 1 | 8 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | Задачи на готовых чертежах | | Составле-ние конспекта | [ 1 ] [ 6 ] | |
| Неравенства, содержащие модуль. Неравенства, содержащие параметр. | 1 | 9 | Урок изучения нового материала | Фронт. индив. | Частично-поисков. | Фронт раз. задач. | Таблица | Взаим. Учит. | Составле-ние плана. | | |
Тригонометрия. 8 часов. |
| Синус, косинус, тангенс, котангенс. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс. | 1 | 10 | Обобщение и системат. Знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | | Взаим. | Составле-ние презента-ции | | |
| Формулы сложения. | 1 | 11 | Обобщение и системат. знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | Таблица с формула-ми | Взаим. | | | |
| Тригонометрические функции числового аргумента. | 1 | 12 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | | Учит. | | | |
| Простейшие тригонометрические уравнения. | 1 | 13 | Обобщение и системат. Знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | Таблица частный решений уравнений | Взаим. | | [ 10 ] | |
| Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. | 1 | 14 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | Основныетригоно-метрические формулы | Учит. | | [ 10 ] | |
| Однородные уравнения. (первой и второй степени) | 1 | 15 | Комбини-рованный урок | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | | | | [ 1 ] [ 6 ] | |
| Тригонометрические уравнения, сводящиеся к простейшим. | 1 | 16 | Обобщение и системат. Знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | Таблица частный решений уравнений | | | [ 10 ] | |
| Введение вспомогательного угла и замена неизвестного t=sin x + cos x. | 1 | 17 | Урок изучения нового материала | Фронт. индив. | Частично-поисков. | Фронт раз. задач. | Таблица | | Составле-ние плана. | [ 1 ] [ 10 ] | |
Геометрия (планиметрия). 2часа. |
| Окружность. Треугольники. | 1 | 18 | Обобщение и системат. Знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | Таблица с формула-ми | Взаим. | Составле-ние презента-ции | [ 2 ] [ 9 ] | |
| Четырёхуголь-ники. (Параллелограмм. Ромб. Трапеция.) | 1 | 19 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | | Учит. | Составле-ние презента-ции | [ 2 ] [ 9 ] | |
Корень степени n-ой и степень положительного числа. 4 часа. |
| Корень степени n-ой и его свойства. | 1 | 20 | Обобщение и системат. Знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | Таблица | Взаим. | | [ 1 ] [ 10 ] | |
| Корень степени n-ой из натурального числа. | 1 | 21 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | | Учит. | | | |
| Степень с рациональным и иррациональным показателем | 1 | 22 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | Формулы | | | [ 1 ] [ 3 ] [ 10 ] | |
| Предел последовательности. | 1 | 23 | Урок изучения нового материала | Фронт. индив. | Частично-поисков. | Фронт раз. задач. | Таблица | | Составле-ние конспекта | [ 1 ] | |
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. 7 часов. |
| Свойства логарифмической и показательной функций. | 1 | 24 | Обобщение и системат. Знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | | Взаим. | Составле-ние презента-ции по функциям. | [ 1 ] [ 3 ] | |
| Логарифмы. | 1 | 25 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | | Учит. | | | |
| Простейшие показательные и логарифмические уравнения. | 1 | 26 | Обобщение и системат. Знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | | Взаим. | | [ 10 ] | |
| Простейшие показательные и логарифмические неравенства. | 1 | 27 | Обобщение и системат. Знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | | Учит. | | | |
| Показательные и логарифмические неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. | 1 | 28 | Урок- практикум | Групповая, индив. | Проблем-поисков. | Задачи для групп | | Взаим. Учит. | | | |
| Однородные уравнения. | 1 | 29 | Урок изучения нового материала | Фронт. индив. | Частично-поисков. | Фронт раз. задач. | Таблица | | Составле-ние плана. | [ 3 ] [ 10 ] | |
| Уравнения, содержащие модуль. Уравнения, содержащие параметр. | 1 | 30 | Урок изучения нового материала | Фронт. индив. | Частично-поисков. | Фронт раз. задач. | Таблица | | Составле-ние плана. | [ 1 ] [ 10 ] | |
Геометрия (стереометрия). 4 часа. |
| Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. | 2 | 31-32 | Обобщение и системат. знаний | Парная | исследов | Задачи для стат. пар | Таблица с формула-ми | Взаим. | Составле-ние презента-ции | [ 2 ] [ 9 ] | |
| Многогранники. | 2 | 33-34 | Обобщение и системат. знаний | Фронт. индив. | исследов | Фронт раз. задач. | | Учит. | Составле-ние презента-ции | [ 2 ] [ 9 ] | |
литература для учителя:
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 класс. -М.: Илекса, 2008г.
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 и 11 класса. - М.: Илекса, 2006г.
О.А. Креславская, В.В.Крылов, В.И. Снегурова, В.Е. Ярмолюк ЕГЭ-2008.Математика: Сдаем без проблем! -М.:Эскмо, 2008
Лукин Р.Д., Лукина Т.К., Якунина М.С. Устные упражнения по по алгебре и началам анализа: Книга для учителя. - М.: Просвещение. 1989г.
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010.Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону,
Издательство «Легион-М»,2009
Ф.Ф. Лысенко. Математика ЕГЭ-2009. Вступительные испытания. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону,
Издательство «Легион-М»,2008
Ф.Ф. Лысенко. Математика .ЕГЭ-2008. Подготовка к ЕГЭ-2010.Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону,
Издательство «Легион-М»,2007
Ф.Ф. Лысенко. Математика. ЕГЭ-2009.Тематические тесты.10-11 класс. часть 1 (А1-А10, В1-В3).-Ростов-на-Дону:Легион,2008
Ф.Ф. Лысенко. Математика. ЕГЭ-2009.Тематические тесты.10-11 класс. часть 2 (В4-В11,С1-С5).-Ростов-на-Дону:Легион,2008
Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы» . Сост./ Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007
литература для ученика:
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена: http://www.ege.edu.ru
Т.А. Корешкова ЕГЭ 2010. Математика. Типовые задания. / М.: Издательство «Экзамен», 2009
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010.Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону,
Издательство «Легион-М»,2009
Ф.Ф. Лысенко. Математика. ЕГЭ-2009.Тематические тесты.10-11 класс. часть 2 (В4-В11,С1-С5).-Ростов-на-Дону:Легион,2008
Федеральный институт педагогических измерений: http://www.fipi.ru